Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности «Этот загадочный мир космоса»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Булдыгерова Светлана Петровна

Создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала средствами художественно – конструктивного дизайна, дизайнерских способностей детей старшего дошкольного возраста,

посредством выбора разных изобразительных техник и применение продукта своего творческого процесса в оформлении РППС группы по теме «Наша вселенная».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 58                                                                                                       Технологическая карта педагогического мероприятия «Этот загадочный мир космоса», проведенного 09.11. 2022 г.

Воспитатель высшей квалификационной категории Булдыгерова С.П.

Технологическая карта

непосредственной образовательной деятельности

«Этот загадочный мир космоса»

для детей старшего дошкольного возраста

Предмет (направление):

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Группа:

Подготовительная группа (дети 6-7 лет).

Тип занятия:

Развитие творческих способностей детей посредством использования разных техник изобразительного искусства с элементы детской дизайнерской деятельности.

Тема занятия:

 «Этот загадочный мир космоса»

Место занятия в разделе темы (программы) учебного курса, раздела программ внеурочной деятельности, дополнительного образования:

Разделы: «Изобразительная деятельность», «Конструктивно-модельная деятельность», «Ознакомление с окружающим природным миром».

Межпредметные понятия и связи:

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Целевая установка

Создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала средствами художественно – конструктивного дизайна, дизайнерских способностей детей старшего дошкольного возраста,

посредством выбора разных изобразительных техник и применение продукта своего творческого процесса в оформлении РППС группы по теме «Наша вселенная».

Задачи

Задачи:

Образовательные:

- расширять и систематизировать представления детей о строении Солнечной системы, звездах, планетах, космической технике;

- побуждать вырезать фигуры различных космических объектов.

Развивающие:

- Развивать интерес к дизайн – творчеству;

- развивать умение самостоятельно передавать образы предметов, используя доступные изобразительные средства и различные материалы: краски, восковые мелки, бумагу;

- развивать креативное мышление дошкольников с помощью ознакомления с методами и приёмами применяемыми в художественно – конструктивном дизайне.

- развивать творческую фантазию детей, умение работать по представлению, воплощать свой замысел в своей работе;

- развивать навыки познавательной деятельности, внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук;

- развивать речевую активность, умение высказывать и доказывать свою точку зрения;

- развивать у детей чувство композиции, цвета, колорита;

развивать пространственную ориентацию;

Воспитательные:

- воспитывать партнерские взаимоотношения между детьми, умение работать в группах;

- воспитывать технику безопасного поведения во время выполнения упражнений;

- поощрять навыки сотрудничества и доброжелательное отношение детей в процессе взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

- воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, открывшую дорогу в космос, земляков работавших на космических станциях.

Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные).

1. Личностные: дети имеют мотивацию к деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность.

2. Метапредметные:

-творческие: способны создавать продукт творческой деятельности для оформления зоны «Космическое пространство»;

- познавательные: способны воспринимать и анализировать информацию;

- регулятивные: принимают и сохраняют учебную цель и задачу, планируют её реализацию, контролируют и оценивают свои действия.

 - коммуникативные: умеют взаимодействовать друг с другом в процессе творческой деятельности, участвовать в коллективном обсуждении.

3. Предметные: у детей сформированы знания о космическом пространстве.

Используемые технологии:

Игровая технология обучения (А. А. Вербицкий, Н. В. Борисова)

Технология детского дизайна.

Формы обучения:

Коллективная (совместная деятельность педагога с детьми, совместная деятельность детей друг с другом), индивидуальная.

Методы работы:

- мотивационные (сюрпризные моменты, загадки); словесные (репродуктивные и проблемные вопросы, беседа, объяснение, педагогическая оценка);

- наглядные (показ, демонстрация слайдов презентации); метод практической деятельности; имитационные упражнения;

- личностно-ориентированные (индивидуальная работа, поощрение, помощь).

Методы и формы контроля, оценки результатов:

Наблюдения, беседа, тестовые задания, загадки, анализ.

Оборудование, дидактические средства и электронно-образовательные ресурсы:

- оборудование ИКТ (экран, проектор);

- кукла-астроном;

- макет солнечной систем ы выполненный техникой папье-маше (объёмный дизайн);

- иллюстрации на тему «Космос»;

- предметные картинки (воздушный транспорт, одежда);

- счётные палочки, мозаика, кубики, шнуровки, танграмм;

- оптические предметы (очки, лупа, подзорная труба, микроскоп, телескоп);

- шаблон тучки, солнышка;

- плоскостной дизайн: картинки с видами космоса, цветная бумага, клей, кисти для клея, ножницы, салфетки, клеенки, тонированные листы бумаги;

- объёмный дизайн: рамки с фоном из солёного теста, природный и бросовый материал;

- пространственный дизайн: ткань, предметы декора космической направленности, буквы объёмные.

Предварительная работа:

- знакомство и работа с разными техниками изобразительного творчества, материалами, оборудованием для создания творческих работ;

- развитие знаний о разных видах детского дизайна (объёмный,  плоскостной, пространственный);

- просмотр документальных фильмов о космосе и космонавтах;

- чтение художественной и научной литературы: Е. П. Левитан «Сказочные приключения маленького астронома», «Малышам о звездах и планетах», В. Песков «Шаги по росе», чтение детской энциклопедии (раздел «Астрономия»);

- рассматривание иллюстраций по теме «Космос»;

- подбор художественного слова, иллюстраций, слайдов;

- изготовление панно «Солнечная система»;

- подготовка фона в подрамники (солёное тесто);

- тонирование  детьми листов бумаги.

Содержание НОД

Этапы

деятельности

Содержание взаимодействия воспитателя с детьми

(действия воспитателя)

 Содержание деятельности детей

(действия  детей)

Формирование предпосылок УУД

I этап.

Мотивационно-

побудительный

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Предлагаю вам дружно поздороваться под веселое стихотворение.

Дети стоят в кругу, выполняют движения по тексту:

Здравствуй, небо голубое, (тянут руки вверх)

Здравствуй, солнце золотое, (очерчивают круг руками)

Здравствуй, легкий ветерок, (покачивают руками над головой)

Здравствуй маленький цветок, (присели)

Здравствуй утро, здравствуй день (встали)

Нам здороваться не лень.

Дети здороваются и выполняют имитационные упражнения

 Личностные:

Дети проявляют мотивацию к деятельности.

Регулятивные:

Выполняют действия по предложенному образцу.

Познавательные:

Понимают смысл  услышанного.

Коммуникативные:

Позитивно относятся к процессу сотрудничества.

II этап.

Организационный

Воспитатель:

- Ребята, сегодня у нас в гостях необычный гость, чтобы его узнать, необходимо разгадать  ребус.

Появляется кукла-астроном.

- А тема нашей сегодняшней встречи «Этот загадочный мир космоса».

Беседа о космосе

(В процессе беседы воспитатель демонстрирует иллюстрации Вселенной, Солнечной системы, звездного неба)

- Дети, вы правильно догадались, сегодня мы поговорим о космосе.  «Космос» означает «всё на свете»,  Вселенная – это всё, что существует. Космос-это бесконечное пространство.

- Ребята, что мы можем увидеть в космосе? (Звёзды, кометы, планеты, млечный путь и другие ответы детей).

     Задания, приготовленные для вас, будут интересными, увлекательными.

- Ребята, вы уже много узнали на занятиях о космической вселенной. Вы готовы?  Тогда не будем терять времени.  Самое главное - думать, но не медлить, сомневаться, но не останавливаться.

- Итак, мы начинаем.

Дети слушают воспитателя, отгадывают ребус, отвечают на поставленные вопросы.

Личностные:

Оценивают происходящее, исходя из услышанного.

Регулятивные: 

Планируют свою предстоящую деятельность.

Познавательные:

Извлекают информацию из речи воспитателя,

Коммуникативные:

Слушают и отвечают на поставленные вопросы.

III этап.

Деятельностный

1. Космическое пространство наполнено бесчисленным множеством звезд, планет, комет и других небесных тел. И все они движутся по своему пути. В космосе существует строгий порядок, и ни одна из планет или звезд не сойдут со своего пути и не столкнутся друг с другом.

- А мы сейчас это проверим, что же произойдёт, если нарушится порядок движения планет.

Эксперимент «Нарушение порядка движения солнечной системы»

Планеты висят на нитках, при резком движении одной из планет происходит нарушение движения.

Вопросы астронома (звучит аудио - запись вопросов)

- Сколько планет в солнечной системе?

- Назовите планеты, которые вы знаете? (ответы детей)

- Какой формы планеты? (круглые)

- Солнце – это планета или звезда? (звезда)

- Что такое луна?

- Назовите, какие созвездия вы знаете? (ответы)

Дети слушают Астронома, участвуют в эксперименте, делают умозаключение, отвечают на поставленные вопросы

Личностные:

Ориентируются в социальных ролях и межличностных отношениях.

Умеют оценивать свои поступки.

Соотносят свои действия с предложенными заданиями

Регулятиные: 

Осуществляют действия по определенному правилу.

Контролируют свои действия в соответствии со временем.

Доводят начатое дело до конца.

Реализуют учебную задачу.

Работают по коллективно составленному плану. 

Проявляют волевые усилия.

Познавательные:

Предлагают пути возможного решения, сравнивают, группируют предметы, объекты по нескольким основаниям.

Анализируют объект с целью выделения признаков.

Умеют построить логическую цепочку рассуждений.

Находят и выделяют информацию.

Коммуникативные:

Слушают и предлагают пути возможного решения.

Оформляют свои мысли в устной форме, вступают в диалог и обсуждение.

Общаются в группе.

Выполняют различные роли в группе.

2. Опыт с оптическими приборами «Рассмотри звезду»

- В ночном небе мы видим звезды. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся далеко от Земли. Они разные по размеру и температуре. Звезды – огненные шары, одни более горячие, другие – менее, поэтому и цвет у них разный. Самые горячие – белые, чуть меньше горячие – голубые, потом желтые и красные. Самые яркие звезды на нашем небе - голубые и белые.

- Перед вами расположены разные предметы (очки, лупа, подзорная труба, микроскоп, телескоп).

- Для чего нужны эти предметы? (Ответы)

- Давайте рассмотрим маленькую звёздочку с помощью этих предметов.

- Как можно назвать эти предметы? (оптические).

- А с помощью какого оптического оборудования можно рассмотреть звезды на небе? (телескоп).

- Ребята, вся поверхность Луны состоит из кратеров, больших и маленьких. Давайте проведем небольшой эксперимент и посмотрим, как они выглядят.

Слушают информацию воспитателя.

Выполняют задание по инструкции, находят подсказки.

3. Ориентировка в ограниченном пространстве (диктант на листе плотного картона: солнце, созвездие, луна, планета Земля…)

Дети под диктовку выбирают плоскостные элементы декора и выкладывают их на предложенном полотне. (плоскостной дизайн)

4.  Речь астронома в аудио записи

 - Ну что ж, юные друзья, я удовлетворён вашими знаниями о космическом пространстве. И в награду за ваше стремление к знаниям предлагаю совершить межпланетное путешествие, обзорную виртуальную экскурсию в космическое пространство. До свидания и удачи в путешествии.

Слайд (Космический корабль)

- Как называют профессию людей, которые строят ракеты (конструктор).

– Каждый из вас сейчас возьмёт на себя роль конструктора и построит свой космический корабль-ракету, дав  по одному определению, какой он, его корабль. Дети строят макеты из предложенных материалов (счётные палочки, мозаика, кубики, шнуровки, танграм и подбирают слова определения - быстрая, стремительная, металлическая, серебристая и т. д.)

- Сколько замечательных ракет у нас получилось, все они разные, мы построили целый космодром (плоскостной и объёмный дизайн).

Воспитатель загадывает загадку:

У ракеты есть водитель

Невесомости любитель.

По-английски “астронавт”,

А по-русски (космонавт)

- Теперь давайте выберем одежду, подходящую для полета в космос (рассматривают предметные картинки с изображением разной одежды – куртка, пальто, комбинезон, спортивный костюм, скафандр).

- Почему космонавт не может без скафандра находиться в космосе? (Защищает от вредных воздействий, т.к. изготовлен  из специальных материалов).

Физминутка (подготовительная тренировка)

Мы пойдём на космодром, (шагают)

Дружно в ногу мы идём,

Ждёт нас быстрая ракета (руки над головой, продолжают шагать)

Для полёта на планету.

Отправляемся на Марс (руки в сторону)

Звёзды неба, ждите нас.

Чтобы сильным стать и ловким

Начинаем тренировку: (остановиться и выполнять движения по тексту)

Руки вверх, руки вниз,

Вправо-влево наклонись,

Головою покрути

И лопатки разведи.

Вправо шаг и влево шаг,

А теперь прыжком, вот так.

.- И так, все заняли свои места в космическом корабле (10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 ПУСК)

(Выключается свет, зажигается проектор «Звёздное небо», включается зеркальный шар, жалюзи закрыты, звучит «Космическая симфония» Б. Шоль,

Виртуальное путешествие (Видеоролик «Космическая Вселенная»)

- Ну что ж, наше виртуальное обзорное путешествие в космическое пространство подходит к концу и нам пора возвращаться.

Приготовились к приземлению: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 (светозвуковой эффект).

Смотрят презентацию на экране мультимедийного проектора.

Выполняют инструкцию воспитателя.

Отгадывают загадку,

беседуют о выборе костюма для космонавта.

Выполняют физическую разминку согласно тексту.

дети строятся в виде космического корабля. Вверху висит обруч с лентами, которую необходимо взять в руки). /Пространственный дизайн, имитация ракеты/

Работа в творческой мастерской.

- Побывать в космосе — это большое событие, которое дарит множество впечатлений, а впечатления очень хорошо помогают творчеству. Поэтому я предлагаю вам сейчас выполнить на выбор свои творческие работы и в них отразить всё, что вам понравилось, запомнилось.

(дети переходят в рабочую зону)

- Все необходимые материалы вы можете найти в рабочих зонах:

1 рабочая зона - зона для изготовления объёмного коллажа ( рамки, клей ПВА, кисти, природный и бросовый материал: пуговицы, нитки, декоративные камешки, бусины, стразы, киндер-игрушки и т. д.)

2 рабочая зона-зона для изготовления плоскостного коллажа (клей, заготовки тонированной бумаги, ножницы, иллюстрации, блёстки, пайетки, печатки и т. д.)

3 рабочая зона - зона для изготовления схем-созвездий (карточки-схемы созвездий, клей, картон,

декоративная серебряная тесьма из пайеток)

4 рабочая зона - зона для рисования (картон разной формы, краски, гуашь, кисти, фломастеры, карандаши, мелки, восковой пластилин).

- Из всего этого можно сделать целое космическое пространство (воспитатель демонстрирует детям образцы, расположенные возле каждой рабочей зоны).

- Выбирайте зону, в которой бы вы хотели работать.

 (Выбор действия детей).

Воспитатель напоминает, что сначала выкладываем выбранные детали, предметы, создаём композицию, а затем фиксируем.  

(В процессе работы воспитатель следит за техникой безопасности, составлением композиции, оказывает индивидуальную помощь, предлагает самостоятельно выполнить композицию по своему замыслу).

Самостоятельная деятельность детей.

Пальчиковый игратренинг

В тёмном небе звёзды светят, (пальцы сжимают и разжимают)

Космонавт летит в ракете. (ладони сомкнуты над головой)

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля, (соединяют пальцы)

Горы, реки и моря. (руки разводят в стороны)

Видит он весь шар земной (руки перед грудью в «замок»)

Шар земной – наш дом родной. (ладони над головой «крышей»).

(Во время работы звучит легкая музыка)

Проводится анализ готовых работ.

- Настоящая космическая фантазия мелькает перед глазами! И всё это,

сделали вы ребята! Какие вы молодцы!

Воспитатель предлагает  пополнить РППС, зону «Космическое пространство» /Пространственный дизайн/.

Дети повторяют виды дизайна (плоскостной, объёмный),

какие техники и материалы они могут использовать для выполнения своей творческой работы.

Самостоятельный выбор детьми рабочей зоны, материалов, техники изобразительного творчества, идеи, задумки своей работы.

Дети выполняют творческую работу, соблюдая технику безопасности.

Выполнение пальчикового игратренинга иммитируя действия согласно фраз стихотворения.

Выбор детей в оформлении, дополнении зоны «Космического пространства» /Пространственный дизайн/.

                    IV этап.

Рефлексивный

Рефлексия «Космический светофор»

- Что нового и интересного вы узнали?

- Какие моменты вам больше понравились?

Зажгите космический светофор.

Если вам наше путешествие понравилось и было интересно возьмите зелёную звёздочку.

Если были затруднения и какие – то задания не понравились или были не интересны - жёлтую звёздочку.

Если путешествие не удалось и вам не понравилось - красную звездочку.

Выбор детей

А я хочу поблагодарить вас за творчество, смекалку, умения думать, договариваться в совместной работе. До новых встреч, друзья!

 Ответы детей.  Рассуждают. Делают выводы.

Ребята высказывают свои мысли о проведённом путешествии  и  своей работе.

Формулируют конечный результат своей совместной работы.

Личностные:

Умеют оценивать свои действия и действия сверстников.

Регулятивные:

 Адекватно принимают оценку своего результата.

Предвосхищают результат своих действий, делают выбор деятельности.

Познавательные:

Предоставляют и преобразовывают информацию.

Включаются в постановку вопроса.

Коммуникативные:

 Участвуют в коллективном обсуждении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по развитию речи, по освоению образовательной деятельности "Речевого развития" на тему: "Теремок

Возрастная группа: 2 младшая группа (3-4 года)Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие.Виды деятельности: игровой, коммуникативный.Форма организации: фронтальная....

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе "Путешествие в космос"

В процессе образовательной деятельности у детей сформируются первичные представления о космосе, о планетах солнечной системы. Дети научатся решать арифметические задачи, закрепят навыки сравнения чисе...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности с детьми по образовательной области «Познавательная деятельность»

Тема: «Шишки для белочки».Возрастная группа: дети третьего года жизни.Форма организации: групповая, подгрупповая.Учебно-методический комплекс – программа «От рождения до школы...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Этот загадочный космос"

Конспект непосредственно образовательной деятельности предназначен воспитателям детского сада для ознакомления старших дошкольников с миром природы, с окружающим миром.Цель: Создать условия для развит...