Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе "Путешествие в космос"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме

Баталина Наталья Вячеславовна

В процессе образовательной деятельности у детей сформируются первичные представления о космосе, о планетах солнечной системы. Дети научатся решать арифметические задачи, закрепят навыки сравнения чисел,  умение ориентироваться на листе бумаги в клетку, находить предыдущее и последующее число к названному.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

12 апреля – День Космонавтики

Слайд 2

Юрий Алексеевич Гагарин

Слайд 9

> = <



Предварительный просмотр:

Технологическая карта ННОД

Воспитатель: Баталина Наталья Вячеславовна

Группа: подготовительная к школе группа

Программа: ООП ДОУ, разработанная на основе образовательной программы «Детство» 

Тема ННОД: «Путешествие в космос»

Приоритетная ОО: познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром, математика)

        Цель: создание условий для формирования первичных представлений об объектах окружающего мира (космосе,          космических объектах)

 Задачи приоритетной образовательной области:

  • формировать первичные представления об объектах окружающего мира (космосе), о планетах солнечной системы (их размерах, расположением к солнцу)
  • продолжать учить находить предыдущее число к названному, последующее число к названному
  • решать арифметические задачи
  • сравнивать числа и записывать при помощи знаков (< , > , = )
  • закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определять, словом положение предмета, на листе бумаги в клетку
  • развивать мелкую моторику
  • развивать внимание, память, логическое мышление

Задачи ОО в интеграции:

«Социально-коммуникативное развитие»

  • развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками
  • формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками, приобщать к общепринятым нормам и правилам

«Речевое развитие»

  • формировать умение владеть речью, как средством общения (выражать свои мысли, отвечать на вопросы предложением)
  • упражнять в подборе антонимов к прилагательным
  • обогащать активный словарь детей за счет слов: телескоп, орбита, спутник, иллюминатор)

 «Физическое развитие»

  • укреплять физическое здоровье детей, способствовать приобретению опыта в двигательной активности, развивать крупную и мелкую моторику обеих рук

Технологии и методы работы: словесный, игровой, наглядный (демонстрационный), практический

        Предварительная работа с воспитанниками: рассматривание иллюстраций «Космос и солнечная система», чтение художественной и энциклопедической литературы о космосе,  просмотр развивающего мультфильма «Тайны космоса»  

 Оборудование: слайдовая презентация «Путешествие в космос», ноутбук, мольберт, магнитная доска, тетради в крупную клетку, простые             карандаши, листы бумаги голубого цвета, кружки желтого, белого, красного, синего и серого цвета, карточки с числами для сравнения, звезды большие вырезанные из бумаги, цифры для задачи, знаки (< , > , = , + , - ), мяч

Ход образовательной деятельности

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Результаты

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Воспитатель предлагает встать детям в круг:

Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку справа)

Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку слева)

Скорей становитесь со мною в кружок!

Давай улыбнёмся и скажем: “Привет!”

Солнцу: “Привет!”

Гостям всем: “Привет!”

- Какое сейчас время года? (Весна.)

-Весна какая? (Солнечная, теплая, ясная, веселая,  долгожданная, веселая, звонкая, цветущая, чудесная и т.д.)

- Какие весенние месяцы вы знаете?

- Назовите второй месяц весны.

- Апрель второй весенний месяц.

Дети внимательно слушают воспитателя, отвечают на вопросы

Создание эмоционального настроя и мотивации к предстоящей деятельности.

Основная часть (содержательный этап)

Заключительная часть (аналитический этап)

Слайд 1 «Космическое небо»

- Ребята, какой праздник отмечает наша страна в апреле? (день космонавтики)

- Правильно. 12 апреля День космонавтики.

- Почему этот праздник так называется? (это праздник космонавтов)

- Это праздник не только  космонавтов, но и тех, кто участвует в разработке, строительстве и испытании космических ракет и создании космических ракет.

- Кто такой  космонавт? (человек, совершивший полет в космос на космическом корабле)

-Кто же был первым космонавтом на земле? (ответы детей)

Слайд 2 «Портрет Ю.А. Гагарина»

- Это был Юрий Алексеевич Гагарин.

- Впервые в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин успешно облетел вокруг Земли на корабле «Восток».

                  В космической ракете

                   С названием «Восток»

                   Он первым на планете

                   Подняться к звездам смог.

                   Поет об этом песни

                   Весенняя капель:

                   Навеки будут вместе

                   Гагарин и апрель.        В. Степанов.

- Полет человека в космос было очень важным событием для всего мира.

- Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (у космонавта должно быть крепкое здоровье, он должен быть выносливым, смелым, бесстрашным, находчивым, сильным, уметь принимать правильные решения)

- Ребята, а почему человек захотел полететь в космос?

- С древности люди, наблюдая за небом и звездами, хотели узнать, что же такое звезды, почему они такие яркие. Ученые придумали специальные приборы – телескопы, чтобы наблюдать за звездами.

- Что такое телескоп? (это прибор, с помощью которого можно наблюдать за удаленными объектами)

- Из этих наблюдений люди узнали, что кроме Земли существуют и другие планеты – одни меньше, другие больше.

- Я предлагаю вам помечтать и в космонавтов со мной поиграть!

- Я всех приглашаю в отряд космонавтов. Сегодня  мы отправимся в космическое путешествие.

-  Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, отгадайте загадку:

До Луны не может птица

Долететь и прилуниться.

Но зато умеет это

Делать быстрая …(ракета)

– Правильно, ребята, мы полетим на ракете. Перед тем, как мы отправимся в космическое путешествие, давайте проведем «Космическую тренировку».

Раз, два, три, четыре-

 В космос мы лететь решили!

Чтобы в космос полететь,

 Нужно многое уметь!

Вправо, влево наклонись

 И нисколько не ленись!

 Руки вверх, вперед и вниз.

Космонавтом становись!

- Внимание,  к полету готовы?  (дети садятся на скамейки.)

- Давайте сделаем обратный  отсчёт от 10 до 1 и скажем «пуск».

Слайд  3 «Взлет ракеты» (звучит звук запуска ракеты.)

- Наша ракета поднимается высоко вверх. Будьте внимательны! Ведем наблюдения за космическими объектами.

Сайд 4 «Планеты солнечной системы»

- Ребята, посмотрите, что вы видите в иллюминаторы нашего корабля? (планеты)

- Вокруг Солнца вращаются планеты, все вместе они  составляют солнечную систему.

- Каждая планета движется по своему пути, по своей дорожке – орбите.

Солнце, так заведено,

В небе тоже не одно.

Кружатся  зимой и летом,

Вокруг солнышка планеты.

- Какие планеты солнечной системы вы знаете? (дети перечисляют)

- Назовите ближайшую к солнцу планету (меркурий)

- Какая она по счету от солнца?

- А какая ближайшая от Меркурия планета? (венера)

- Назовите самую удаленную от солнца планету (плутон)

- На какой планете мы живем? (земля)

- У нашей планеты есть спутник. Как он называется? (луна)

- Ребята, подумайте и составьте  предложение  о нашей планете Земля.

- Земля – это единственная планета, на которой есть вода и кислород.

-  Значит на нашей планете есть…… жизнь.

- Планета Земля, какая она  по счету от солнца?

- Сколько всего планет солнечной системы?

 - Ребята  планеты бывают разные? (Игра антонимы)

Бывают яркие, бывают тусклые...

Далёкие-...

Холодные-...

Большие-...

Красивые-...

Видимые-...

Манящие-...

Обитаемые-...

Твёрдые-...

Загадочные-…

- Ребята, давайте повторим и закрепим названия планет считалочкой.

(Дети встают в круг. Воспитатель кидает мяч любому ребёнку - ведёт счет, а дети называют планеты.)

По порядку все планеты

 Назовёт любой из вас:

 Раз — Меркурий,

 Два — Венера,

 Три — Земля,

 Четыре — Марс.

 Пять — Юпитер,

 Шесть — Сатурн,

 Семь — Уран,

 Восьмой  - Нептун.

И девятая планета,
Под названием Плутон!

- Продолжаем полет!

- Ребята, как вы думаете, зачем космонавты летают в космос, что они там делают, чем занимаются? (наблюдают, исследуют, выполняют задания, проводят испытания)

- Вот и мы сегодня с вами, как настоящие космонавты должны выполнить задания, чтобы благополучно приземлится на родную Землю.

Слайд 5  «Звездочет»

- Задания для нас приготовил Звездочет.

- Начинаем выполнение заданий.

1.  «Назови соседей» (назови соседей числа 8 и т.д)

2.  « Решение задачи»

- Перед решением задачи, давайте вспомним,  из каких частей состоит задача. Воспитатель читает задачу.

- На небе появилось 5 звезд, затем еще 2 звезды. Сколько всего стало звезд на небе?

- Назовите условие задачи? (на небе появилось 5 звезд, затем еще 2 звезды)

- Назовите вопрос задачи? (сколько всего стало звезд на небе?)

- Как решить задачу? (к 5 прибавить 2)

- Почему поставили знак плюс? (потому что звезд стало больше)

- Назовите ответ задачи? (на небе стало 7 звезд.)

- Молодцы ребята!

- И с этим заданием Звездочета справились.

- Давайте немножко отдохнем, выполним физминутку

Физкультминутка «Космос»

Один, два, три, четыре, пять,   (ходьба на месте)

В космос мы летим опять,    (соединить руки над головой)

Отрываясь от Земли,             (подпрыгнуть)

Долетели до Луны.                (руки в стороны, покружиться)

На орбите повисели,             (покачать руками вперед-назад)

И домой все прилетели.        (ходьба на месте)

3. «Сравнение чисел больше, меньше, равно»

- Садитесь за столы.

- Следующие задание от Звездочета.

- Звездочет любит считать звезды, изучать их, наблюдать за ними в свою подзорную трубу.

 - Но не умеет определять, какое число больше, какое число меньше и какие числа равны.

-  Помогите ему расставить знаки  (воспитатель называет знаки)

- Подойдите, возьмите по одной карточке и сравните числа.

Воспитатель предлагает каждому взять по одной карточке и сравнить числа, поставить между ними нужный знак.

-  Поменяйтесь карточками с соседом и проверьте друг друга.

- Сейчас мы с вами отдохнем, разомнем наши пальчики, чтобы хорошо выполнить  следующее задание.

4. Ориентировка на листе.

У детей на столах листы бумаги голубого цвета, кружки желтого, белого, синего и красного и серого цвета.

- Представьте себе, что это космическая орбита.

- Внимание!

- В центре мы видим Солнце, обозначьте его желтым цветом.

-  В левом верхнем углу мы видим планету Меркурий,  обозначьте ее  серым цветом.

- В нижнем левом углу находится планета Земля синий круг.

- В правом верхнем углу, мы видим Полярную звезду  белый круг.

- В правом нижнем углу, мы видим планету Марс, обозначьте ее красным кружком.

Вопросы детям.

- Где находится Земля? Солнце? Полярная звезда? Марс? Меркурий?

- Последнее задание Звездочета.

Пальчиковая гимнастика

В тёмном небе звёзды светят, (сжимают, разжимают кулачки)
Космонавт летит в ракете. 
(ладони соединены под острым углом)
День летит, и ночь летит,
И на Землю вниз глядит
. (указательным и большим пальцем делают «очки» возле глаз.)
Видит сверху он поля
, (загибают по одному пальцу)
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной — наш дом родной.
(ладонями изображают шар)

5. Графический диктант.

- Поставьте карандаш на точку.

- Я буду вам диктовать, на сколько клеточек нужно провести линии и в каком направлении. Вы будете проводить эти линии по клеточкам, не отрывая карандаш от бумаги, а потом мы вместе посмотрим, что получилось.

2- вправо

2 –влево

2-вниз

3 –вверх

1- вправо

2 –влево

2-вниз

3 –вниз

1-вправо

2 –влево

6 –вниз

4 –вверх

1 –вправо

1 –вправо

1 – вниз

1 – вверх

1 –вправо

1 –вправо

4 –вниз

6 –вверх

2 –влево

1 –вправо

3 –вверх

2 –вверх

2 –влево

1 –вправо

3 -вниз

2 -вверх

- Что получилось? Ракета

  Я вернула вас назад.

- Ребята, где мы с вами сегодня побывали?

- Что интересного вы узнали сегодня?

- Что еще мы с вами делали?

- Какие задания мы с вами выполняли?

- Вам понравилось наше путешествие ?

- В следующий раз мы с вами узнаем еще много нового и интересного.

- У нас в группе очень много конструкторов и строителя и мы с вами можем сконструировать отличную ракету. И с радостью пригласим наших младших товарищей в путешествие.

ННОД переходит в игровую деятельность

 

 

Дети рассматривают слайдовую презентацию, слушают рассказ воспитателя и дополняют его своей информацией

Дети рассматривают портрет Ю.А. Гагарина, ведут диалог с воспитателем, высказывают свои предположения.  

Дети отвечают на вопросы воспитателя,

отгадывают загадку.

Дети выполняют разминку

Дети выполняют обратный отсчет

Представляют, что они поднимаются высоко в космос

Дети рассматривают планеты солнечной системы на слайде, отвечают на вопросы воспитателя

Дети подбирают слова-антонимы

Игра с мячом

Дети отвечают на вопросы воспитателя, выполняют задания.

Дети с воспитателем разбирают из каких частей состоит задача

Дети выполняют физминутку

Дети выполняют задание Звездочета, сравнивают числа, проверяют друг у друга выполненное задание

Дети выполняют задание, ориентируясь на листе бумаги

Дети выполняют пальчиковую гимнастику

Дети работают в тетрадях в клетку под диктовку, по инструкции взрослого

Дети представляют, что они возвращаются из космического путешествия

Ребёнок проявляет заинтересованность в получении новых знаний

Активен и инициативен в речевых контактах с воспитателем

Ребенок проявляет заинтересованность в путешествии, в стремлении узнать новое.

Ребёнок с заинтересованностью разгадывает загадку, проявляет инициативу и самостоятельность.  

Различают условную и реальную ситуацию

Ребенок проявляет любознательность, желание узнать об объектах окружающего мира

Ребёнок проявляет желание участвовать в игре, старается подобрать слова  правильно

Ребенок взаимодействует со взрослым, проявляет интерес

Ребенок проявляет желание сравнивать числа, решать арифметические задачи

Ребенок проявляет активность, взаимодействует с воспитателем

Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность, взаимодействует со сверстниками

Ребенок проявляет самостоятельность, определяет положение предмета на листе бумаги

Ребенок проявляет самостоятельность в разных видах деятельности. У ребенка развита мелкая моторика.

Различают условную и реальную ситуацию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие». Раздел «Формирование элементарных математических представлений» в подготовительной группе

Цель: обобщение знаний детей по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе с  использованием элементов ТРИЗ технологии....

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательно-речевое развитие» в подготовительной группе. Название: «Зачем нужно знать правила работы в интернете?»

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательно-речевое развитие». в подготовительной группе на тему "Информационная безоп...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе. Название: «Зачем нужна спецодежда?».

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое  развитие» в подготовительной группе. Название: «Зачем нужна спецодежда?&r...

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы комбинированной направленности (ЗПР) Тема: «Звуки П,ПЬ. Буква П» (образовательный компонент «Речевое развитие»)

Мероприятие проводится с целью преодоления детьми речевых затруднений. Задачи: закрепить умения детей давать акустическую характеристику звукам П,ПЬ; уточнить и расширить словарь детей по теме «...

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности «Этот загадочный мир космоса»

Создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала средствами художественно – конструктивного дизайна, дизайнерских способностей детей старшего дошкольного возраста,посредством выб...