«Современные формы взаимодействия ДОУ с семьёй»
консультация

Назарова Юлия Анатольевна

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия. Таким образом, анализ свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ.

Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

Подготовила: воспитатель Назарова Ю.А.

«Современные формы взаимодействия ДОУ с семьёй»

Вся наша жизнь – взаимодействие с окружающим миром: с другими людьми, с группами людей, государственными структурами, объектами живой и неживой природы и т.д., и т.п. Если человек не взаимодействует с окружающим миром, он для мира не существует...  Но что, же такое взаимодействие и что под этим, словом подразумевают?                                                                                                                

Семья взаимодействует с ДОУ или детский сад с семьёй? Можно ли поставить знак равенства между словами «взаимодействие», «сотрудничество», «содружество»? В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей.                                                                                                                                

 Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой воспитателей. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости. Кто помогает родителям в воспитании детей? Воспитатели – первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими.  Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного и гармоничного роста. Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в ДОУ большое значение имеет работа с родителями воспитанников.                                                                                                  

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия. Таким образом, анализ свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ.

Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы: устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п. Планируя ту или иную форму работы, мы как педагоги всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству.

С учётом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность,                                                                                                                                                                                востребованность,  интерактивность.                                                                                                                                                              

 В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада.

Современные формы работы с родителями, что же к ним можно отнести:                                                                                                         Информационно-аналитические:                                                                                                                                                                               проведение социологических срезов, опросов, анкетирование;                                                                                                                                                                         "почтовый ящик";                                                                                                                                                    индивидуальные беседы и др.                                                                                                                                                                          Цель использования: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.                                                                                                                                                     Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличие у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребёнку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального личностно-ориентированного подхода к ребёнку в условиях ДОУ, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.                                                                                                                                    

Наглядно-информационные:                                                                                                                                                                                                                                  Информационные проекты для родителей                                                                                                                                          Личные блокноты.                                                                                                                                                             Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьёй, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду.                                                                                               Доска объявлений                                                                                                                                                                          Это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др.                                                Ящик для предложений                                                                                                                                                      Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями воспитателями группы.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Информационные стенды ( например :«ОКНО – очень короткие новости», здесь отражаются наиболее важные события – праздники и развлечения, дни рождения детей, походы и экскурсии,  интересные занятия, конкурсы, продукты коллективного детского творчества,);                                                                 Папки-передвижки. Формируются по тематическому принципу.                                                                                                  Выпуск газеты ( например: «ЖЗД – жизнь замечательных детей»).                                                                                   Цель использования: ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.

Познавательные:                                                                                                                                                              Семинары-практикумы.                                                                                                                                                   Тренинги                                                                                                                                                                            Проведение собраний в нетрадиционной форме.                                                                                  Тематические консультации для родителей                                                                                                    Педагогический совет с участием родителей                                                                                                                                Игры с педагогическим содержанием                                                                                                                  Педагогическая библиотека для родителей                                                                                                                      Дни открытых дверей                                                                                                                         Исследовательско-проективные, ролевые, иммитационные игры. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определённые знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение.                                                                                                                                                                                                                                                                                           Цель использования познавательных форм взаимодействия ДОУ с родителями: ознакомление родителей с возрастными и психологопедагогическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.                                                                                                                                      

 Досуговые:                                                                                                                                                                          праздники;                                                                                                                                                                          совместные досуги;                                                                                                                                                                   благотворительные акции:  такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. Родители тоже не останутся равнодушными, видя как их ребёнок с увлечением играет с друзьями в детском саду в давно заброшенную игру дома, а любимая книга сталаещё интереснее и звучит по-новому в кругу друзей.                                                                                                                                                                                           участие родителей в конкурсах, выставках;                                                                                                                                       выставки работ родителей и детей демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений)                                                                                                                                              Цель использования: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Досуговые формы организации общения призваны устанавливать тёплые неформальные отношения между педагогом и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Такие формы сотрудничества с семьёй могут быть эффективными, только если воспитатель уделяет достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия, а установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения. 

Об эффективности проводимой работы с родителями свидетельствуют:

1. Проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми.                                                          2. Возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе.                                                                                                     3. Ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта.                                                                      4. Увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребёнка, его внутреннего мира.                                                                  

5. Стремление взрослых к индивидуальным  контактам с воспитателем.                                                                                    6. Размышление родителей о правильности  использования тех или иных методов воспитания.                                  7. Повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.

     В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Родители не должны быть зрителями и наблюдателями, они должны быть активными участниками в жизни своего ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные формы взаимодействия с семьёй в процессе физического воспитания».

Современные формы работы с родителями для инструкторов физической культуры....

Современные формы взаимодействия ДОУ с семьёй.

Дошкольное детство - это уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зави...

Современные формы взаимодействия ДОУ с семьёй

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеМуниципального образования город Краснодар«Детский сад комбинированного вида №112»    Современные формы взаимодействия...

Современные формы взаимодействия ДОУ с семьёй

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеМуниципального образования город Краснодар«Детский сад комбинированного вида №112»    Современные формы взаимодействия...

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЁЙ.

    Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде...

Детско – родительские проекты как современная форма взаимодействия ДОУ с семьёй.

Детско – родительские проекты как современная форма взаимодействия ДОУ с семьёй....

Современные формы взаимодействия ДОУ с семьёй.

laquo;Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружении их известным педминимумом,...