НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА(из опыта работы)
статья (подготовительная группа)

Ульянова Татьяна Викторовна

В статье изложены технологии сщциално-коммуникативного развития старших дошкольников, на примере развития нравстенно- патриотичекого потенциала. Статья будет полезна воспитателям групп старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novye_tehnologii_soialno-kommunikativnogo_._statya.docx46.35 КБ

Предварительный просмотр:

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО

РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КУДРЕЙКО Е.Н., руководитель структурного подразделения

СУСЛОВА М.В., старший воспитатель

УЛЬЯНОВА Т.В., воспитатель

ГБОУ школа № 411 «Гармония» Петродворцового района,

структурное подразделение «Отделение дошкольного образования»

Социально-коммуникативное развитие – одно из важнейших направлений в воспитании детей дошкольного возраста. Его значение сегодня возрастает в связи с нарастающим дефицитом в обществе доброты, ответственности, гражданственности, патриотизма. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) обеспечил правовую базу этой деятельности и сформулировал ее приоритеты: нравственное, патриотическое и трудовое воспитание, создание условий для успешной социализации детей.

Отделение дошкольного образования ГБОУ №411 в  2020-2021 учебном году поставило задачу построения целостного педагогического процесса для  всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей, воспитания гражданственности. Образовательная программа отделения предполагает создание оптимальных условий для углублённого развития детей в процессе знакомства с родным городом на основе синтеза опыта традиционной системы дошкольного образования и обобщения, систематизации, интеграции достоверных исторических материалов, базируясь на комплексной программе «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и парциальной программе  Г.Т. Алифановой «Первые шаги».

Методические материалы программы содержат в себе конкретные цели и задачи на учебный год по каждой возрастной группе детского сада, начиная с четвертого года жизни. Программа реализуется в совместной деятельности педагогов с детьми через непрерывную образовательную деятельность и через досуги. Занятия по знакомству с Санкт-Петербургом и Петергофом проходят в  соответствии с перспективным планированием: в старшей группе – 1 раз в месяц, в разновозрастной (5-7 лет) – 2 раза в месяц. Так как в дошкольном отделении функционирует только две группы, многие мероприятия проводились сразу со всеми детьми во время досугов «Рождение Санкт-Петербурга», «Строгий, стройный вид», «Символы нашего города», «Путешествие по Санкт-Петербургу», «Блокада Ленинграда», «Петергоф с Петром Великим», «Парки Петергофа», «Петергоф - город фонтанов» и других.

ФГОС ДО предполагает построение образовательной деятельности через интеграцию образовательных областей и опору на близкие детям дошкольного возраста виды деятельности: игры, наблюдения, чтение художественной литературы, ознакомление с окружающим миром, изучение русского искусства, изобразительную и художественно-речевую деятельность различной тематики. Были изготовлены и использовались в работе с детьми дидактические игры: «Лото «Северная столица», домино «Любимый город», «Собери картинку», «Волшебный куб».

Важными приемами преподнесения детям информации, особенно исторического характера, являются познавательный рассказ и беседа. Темы бесед разнообразны: от закрытия фонтанов до правил поведения в обществе. Учитывая, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, свои рассказы и беседы педагоги сопровождают иллюстративным материалом: фотографиями, репродукциями, видеосюжетами.

Опираясь на литературу, как художественную, так и познавательную, педагоги вместе с детьми изготовили макет центра Санкт-Петербурга с наиболее известными зданиями и памятниками архитектуры. Сначала была нарисована карта с рекой Нева и главными дорогами. А затем, по мере знакомства с тем или иным объектом города, дети вместе с педагогом определяли его место на карте и помещали макет достопримечательности. В итоге получился полноценная карта-макет Санкт-Петербурга. Но на этом работа не закончилась. Воспитатели предложили детям игры с макетом: «Найди по описанию», «Путешествие на автобусе по центру города», «По  Неве на корабле», «Я - экскурсовод». Макет хорош и тем, что его можно пополнять новыми объектами, с которыми знакомятся дети.

Для систематизации знаний детей о малой родине - городе Петергоф был изготовлен лэпбук «Мой любимый Петергоф». Воспитатели сначала рассказали детям, что такое лэпбук, а затем вместе с ребятами обсудили, чем его можно наполнить. Таким образом в лэпбуке появились историческая справка о Петергофе, игра-бродилка «Путешествие по Петергофу», лабиринты, ребусы, загадки и стихи о городе, игры «Силуэты», «Было-стало», «Угадай, что я задумал».

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Следуя этому высказыванию К.Д. Ушинского, воспитатели создали пособие «Любимый город Петергоф». Оно оформлено в двух вариантах: 1-ый - в виде книги, для детей, которые уже умеют читать, 2-ой – в виде презентации, для детей, которые еще не овладели навыком чтения. В них в доступной стихотворной форме даётся представление об основных достопримечательностях Петергофа.

В процесс непрерывной образовательной деятельности педагоги включили и новую экспериментальную форму работы, которая проводилась в дошкольном отделении совместно с кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры педагогики и педагогических технологий СПбГУ им. А.С. Пушкина Марией Валерьевной Груздевой. Этот вид педагогической деятельности задуман как воплощение идеи преемственности образования между дошкольным и начальным уровнями. Дети 6-7 лет, которые в этом году занимаются с Марией Валерьевной, продолжат занятия в следующем году, но уже будучи учениками 1-ого класса ГБОУ № 411 «Гармония».

Придерживаясь своей научной темы «Воспитание у школьников нравственного поведения на основе российской педагогической традиции», Мария Валерьевна с воспитанниками занимается развитием речевого творчества путём реализации «Модели ступенчатой интеграции», автором которой является Д.И. Воробьёва.

Согласно этой модели дети делятся по подгруппам, по 6-8 человек в каждой.

1ступень - УВИДЕТЬ (экскурсия, виртуальная экскурсия, видеосюжет). Это должна быть не просто экскурсия или просмотр видеосюжета. Рассматривание необходимо сопровождать стихами, музыкой, эмоциональными комментариями. Для этого рекомендуется ввести в сюжет занятия какого-либо героя - мы вводили «фонтанного человечка» или фею - и путешествовать с ним по паркам и музеям Петергофа. Можно использовать прием «Оживи предмет» (фонтан, дворец, статую).

2 ступень - УВИДЕТЬ, рассмотреть предмет, но с несколько иного ракурса: на картине, репродукциях художников, в рисунках, фотографиях. Например, рассматривая форму, силуэт, детали, украшения объекта, дети обращали внимание на его цвет, его оттенки (не синий, а лазурный, бирюзовый; не желтый, а золотистый, солнечный).  

3 ступень – УСЛЫШАТЬ. Прочитав детям литературное произведение, педагоги просили   ребят «услышать» в сказке, в поэтическом или прозаическом произведении, какие-либо образные выражения («красная девица», «ясно солнышко», «алмазные фонтаны») или, показывая карточки, фотографии с видами рассматриваемого объекта, включали музыку, а затем просили детей вспомнить, какой картинке соответствует тот или иной музыкальный фрагмент.

4 ступень – ОБЫГРАТЬ образ. Детям предлагалась игровая ситуация: «Мы гуляли, и волшебник попросил нас поиграть». Детям предлагалось обыграть образ в игре-драматизации (монолог от имени фонтана, дворца) или показать пантомиму «Кто я? Что я?», использовались различные дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры.  Несколько игр и педагогических приёмов подсказала Мария Валерьевна. Например,  прием «Замолчи»: воспитатель читает стихотворение и останавливается в любом месте, предложив ребёнку продолжить  чтение наизусть.

В игре «Литературный сундучок» дети вместе с педагогом «складывают» в воображаемый или реальный сундучок слова, характеристики, образные выражения по исследуемому объекту (фонтанам, архитектурным сооружениям, объектам природы), а потом на основе накопленных в сундучке «словесных сокровищ» сочиняют рассказы, сказки. Результатом  такой игры стала газета «Сказки Нижнего парка», на страницах которой дети представляли себя каким-либо фонтаном или дворцом и рассказывали о чувствах, которые испытывает объект, о его мечтах и мыслях.

5 ступень (творческая деятельность) – СОЗДАТЬ образ в аппликации, рисунке, сочинённой сказке или стихотворении, в построенном из конструктора здании. В работе с детьми использовалось конструирование из палочек Кюизенера, из деталей напольного конструктора или конструктора типа «Лего», таким образом осуществлялась продуктивная творческая деятельность.

Реализация задач по знакомству детей с историей и культурой родного города невозможна без привлечения родителей, так как основным источником получения знаний и впечатлений являются экскурсии. Систематизируя знания детей о каком-либо объекте культуры, педагоги предлагали родителям организовать экскурсию выходного дня в музей или парк. Воспитатели на информационных стендах вывешивали время работы музеев, их адреса, а также рекомендации, как доехать до того или иного объекта.

Еще одна форма работы с родителями – организация детско-родительского проекта «Книга путешествий по Санкт-Петербургу», в рамках которого семьям воспитанников было предложено создать страничку с информацией о каком-либо интересном месте Санкт-Петербурга или Петергофа, оформляя её фотографиями или рисунками. В результате страницы всех участников проекта были собраны в единую книгу, которую можно рассматривать, читать, составлять рассказы.

Не обошлось и без организации конкурсов для семей дошкольников. В октябре 2017 года педагоги организовали конкурс поделок «Мой  любимый фонтан». В конкурсе приняли участие больше половины воспитанников дошкольного отделения. Еще один конкурс, организованный педагогами, проходил весной, он назывался «Книга своими руками о любимом Петергофе». Все представленные на конкурс книги были интересными по содержанию и красочно иллюстрированными.

Подводя итог, хочется отметить, что в результате проводимой работы, уровень знаний воспитанников дошкольного отделения об истории и культуре Санкт-Петербурга и Петергофа повысился. Обогатился и активизировался детский словарь, сформировался интерес к исследованию истории родного города, значительно расширилось представление об окружающем мире.

Литература

  1. Абасалиев Р., Сапожников И. Петергоф в открытках и фотографиях конца XIX- начала XXI веков – СПб.: «Гранат», 2015 г.
  2. Алифанова Г.Т. Петербурговедение для малышей. От 3 до 7 лет. Пособие для воспитателей и родителей – СПб.: Паритет, 2008 г.
  3. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа «От рождения до школы» – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 г.
  4. Знаменов В.В., Вернова Н.В. Петергоф с Петром Великим – СПб.: «Абрис», 2002 г.
  5. Гурьева Н.А. Детям о Стрельне, Петергофе и Ораниенбауме – СПб.: Паритет, 2012
  6. Гурьева Н.А. Детям о Санкт-Петербурге – СПб: Паритет, 2014 г.
  7. Гурьева Н.А. Детям о реках и мостах Санкт-Петербурга – СПб.: Паритет, 2013 г.
  8. Гурьева Н.А. Детям о музеях Санкт-Петербурга – СПб.: Паритет, 2012 г.
  9. Прохватилова С.А. История Санкт-Петербурга – СПб.: «БКК», 2012 г.
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии контроля за развитием детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Современные технологии контроля  за развитием детей дошкольного возраста представляют собой систему мониторинговых, диагностических исследований физических, интеллектуальных и ...

Внедрение современных технологий социального развития детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Качественным инструментом модернизации дошкольного образования являются социальные технологии, которые по ряду параметров (обратимости во времени, цикличности, информационности и др.) выгодно отличают...

Игровые технологии в коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется  развитие личности ребенка. В этом возрасте ребенок находится в полной...

Мастер- класс для педагогов: "Здоровьесберегающие технологии в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста" (из опыта работы). Выступление на педагогическом совете №2 от 26.11.2015 года

Мастер- класс познакомит  педагогов с элементами здоровьесберегающих технологий,  с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на развитие детей, а также...

Тема: «Педагогические технологии развития связной речи у детей дошкольного возраста» (из опыта работы)

Развитие активной, коммуникативной речи у детей дошкольного возраста. Больше привлекать их в диалоги и давать возможность высказывать свои мысли....

Статья "Педагогические технологии развития связной речи у детей дошкольного возраста" (из опыта работы)

На сегодняшний день мы видим, насколько остро стоит проблема задержки речевого развития у детей. Поэтому первой задачей для нас является развитие активной, коммуникативной речи....

Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя)

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область.В настоящее время развитие речи детей остаё...