ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИ
статья

Константинавичус Наталья Дмитриевна

Особое место в системе дошкольного образования занимает взаимодействие дошкольной организации и семьи, которое обеспечивает повышение педагогических возможностей семьи, оказывает влияние на изменение уровня воспитания и развития дошкольника, в том числе его речевого развития. Полноценное развитие речи, в свою очередь, является основным условием дальнейшей социализации ребенка, познания им действительности, играет ведущую роль в становлении его личности, в развитии внутреннего мира, расширении и обогащении социального опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstantinavichus_-_statya.docx25.44 КБ

Предварительный просмотр:

Н.Д. Константинавичус,

педагог-психолог,

ГБДОУ №39 Центрального района

Санкт-Петербург,

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬОЙ ОРГАНИЗАЦИИ  И СЕМЬИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИ

В последние годы значительно возрос интерес государства и общества к проблеме дошкольного образования. Это обусловлено как его социально-экономическим значением, так и тем, что дошкольное образование является первым уровнем системы общего образования и направленно на формирование общей культуры, предпосылок учебной деятельности, развитие интеллектуальных и личностных качеств ребенка. Дошкольное детство является не подготовительным этапом к школьной жизни, а самоценным возрастным периодом.

Особое место в системе дошкольного образования занимает взаимодействие дошкольной организации и семьи, которое обеспечивает повышение педагогических возможностей семьи, оказывает влияние на изменение уровня воспитания и развития дошкольника, в том числе его речевого развития. Полноценное развитие речи, в свою очередь, является основным условием дальнейшей социализации ребенка, познания им действительности, играет ведущую роль в становлении его личности, в развитии внутреннего мира, расширении и обогащении социального опыта.

Современные ученые озабочены снижением общего уровня речевой активности дошкольников. Статистические данные показывают, что число детей с проблемами в речевом развитии выросло до 45 – 55% от общего числа детей дошкольного возраста. Многие исследователи (Л.В. Лопатина, Ю.В. Микадзе, А.Г. Прытко, Е.А. Соболева, С.Н. Цейтлин, В.Д. Шадриков, M. Rothweiler  и др.) говорят о замедленном темпе и снижении качества речевого развития среди старших дошкольников. Неблагоприятной тенденцией выступают обеднение и ограничение общения детей, снижение их коммуникации, значительное ухудшение состояния связной речи.

Решение данных проблем возможно посредством организации продуктивного взаимодействия педагогов и специалистов с родителями дошкольников, которое позволит семье более полно реализовать свои педагогические возможности, а педагогам оказать родителям компетентную помощь по вопросу взаимодействия.

Цель исследования. Определить педагогические условия, обеспечивающие продуктивное взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи по развитию речи ребенка, в которых семья выступает активным субъектом педагогического процесса.

Материалы и методы исследования. Изучение педагогической документации, материалы наблюдения и исследования детей и родителей в ходе работы и консультирования, методы диагностического анализа – тестирование, диагностические задания, анкетирование.

Заключение. У большинства детей, посещающих дошкольное учреждение, имеются общие особенности, указывающие на недостаточную сформированность связной речи, проявляющуюся: в нарушениях лексико-грамматического построения речевого высказывания, искажениях смыслового оформления, ограниченности словарного запаса, сложностях построения диалога и пр.  В связи с этим необходимы новые подходы к условиям, способам взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи, обеспечивающим полноценное развитие речи дошкольников. Одним из таких способов, на наш взгляд, является развитие родительской рефлексии по проблеме взаимодействия.

Родители обучающихся являются полноправными участниками образовательного процесса. Их правосубьектность в сфере образования определяется Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, от 29.12.1995 № 223-ФЗ, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», другими Федеральными законами и нормативными правовыми актами.

 В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от 17 октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г., определены требования по взаимодействию детского сада с семьей.

Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие, построенное не на принципе параллельности, а на принципе взаимопроникновения двух социальных институтов.

Привлечение родителей к участию в жизни детского сада позволяет объединить усилия для развития и воспитания детей и осуществлять взаимопомощь при решении возникающих проблем.

В результате чего наш коллектив государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 39 компенсирующего  вида Центрального района Санкт-Петербурга отводит особое место использованию педагогических возможностей семьи, формированию у родителей мотивационного отношения к развитию ребенка и активному включению в педагогический процесс.  

Для успешного сотрудничества, наше общение с родителями базируется на принципах:

- открытости для семьи, где каждому родителю в удобное для него время обеспечивается возможность знать и видеть, как развивается его ребенок;

- сотрудничества с родителями в вопросах  воспитания и развития детей, основанном на взаимопонимании и доверии;

- создания активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ;

- диагностики общих и частных проблем в воспитании и психолого-педагогическом развитии ребенка.

Планирование своей работы с родителями, мы начали с анкетирования, анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий, пожеланий. Так же параллельно провели углубленное изучение речи старших дошкольников, педагогические возможности семьи и готовность родителей к взаимодействию с педагогами, по вопросу развития речи детей.

В зависимости от этого определили формы, методы и  мероприятия по формированию у родителей активной позиции в вопросе воспитания и развития собственного ребенка, что влечет за собой повышение уровня ответственности и веры в свои педагогические возможности.

Главная задача - признать родителей полноценными участниками образовательных отношений и оказать семье педагогическую помощь, заинтересовать, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в развитии и воспитании ребёнка, раскрытии его возможностей и способностей.

Исследование педагогических возможностей семьи при взаимодействии с дошкольной организацией включало анкету «Анализ семьи» (Н.А. Андреева), «Тест-опросник родительского отношения» (А.Я. Варга, В.В. Столин), тест-опросник «Способность к саморазвитию» (О.В. Калашникова), методику «Самопознание в общении» и опросник «Родительская рефлексия по вопросу развития речи детей дошкольного возраста» (были разработаны нами для изучения возможностей родительской рефлексии по вопросу развития речи детей и выявления референтных признаков рефлексии по данному вопросу).

Для исследования готовности родителей и детского сада к взаимодействию на предмет развития речи детей,  нами был адаптирован тест-опросник  «Отношение родителей к детскому саду» (Т.Г. Семенова) и разработан тест-опросник «Компетентность педагога при взаимодействии с семьей ребенка по вопросу развития речи».

Анализируя полученные данные, нами были сделаны следующие выводы, что у  большинства детей, посещающих дошкольное учреждение, имеются общие особенности, указывающие на недостаточную сформированность связной речи, проявляющуюся: в нарушениях лексико-грамматического построения речевого высказывания, искажениях смыслового оформления, ограниченности словарного запаса, сложностях построения диалога и пр.  

Анализ результатов полученных в ходе работы с родителями показал, что родители, способные к рефлексии, не всегда могут при этом осознать наличие проблем в развитии речи своего ребенка, не понимают необходимости и целей своего участия в этом процессе, не продумывают способов участия, не готовы к сотрудничеству по данному вопросу и не умеют критически оценить результат своих действий и подводить итоги.  Основная часть родителей считает, что эту проблему должен решать детский сад, а остальное решат в школе.

На основе этих данных мы определили следующие педагогические условия: активизация участия родителей в процессе развития речи детей и обучение их содержательному общению с ребенком в различных видах деятельности; обеспечение направленности педагогической деятельности на реализацию педагогических возможностей семьи, развитие родительской рефлексии и формирование мотивационного отношения к проблеме развития речи ребенка у участников взаимодействия; повышение компетентности педагогов  в вопросах взаимодействия с семьей по развитию речи ребенка; обеспечение комплексного сопровождения речевого развития ребенка.

Нами использовались современные интерактивные методики «Педагогическая мастерская», «Родительское сочинение», авторские тренинги, квест-игры, геокешинги, журфиксы и совместные с родителями интегрированные занятия. Как показывает наш опыт, самыми популярными, посещаемыми семьями мероприятиями являются те, которые предполагают совместную деятельность родителей со своими детьми и позволяют им четко знать и видеть, как живет и развивается их ребенок, какие условия созданы и насколько комфортны они для ребенка.

Важнейшим способом реализации сотрудничества с родителями является вовлечение их в мероприятия как активных участников и, часто, как партнеров-организаторов.

Формирование мотивированного отношения к проблеме развития речи ребенка у участников взаимодействия осуществлялось через проведение индивидуальных консультаций; ролевое проигрывание семейных ситуаций; тренинговые и игровые упражнения и задания; игровое взаимодействие родителей и детей; ведение дневника родительских наблюдений.

С целью определения продуктивности данного взаимодействия была проведена диагностика сформированности у детей различных сторон связной мологической речи и навыков рассказывания, а так же детско-родительских отношений и готовности родителей к взаимодействию с педагогами детского сада.

Подведение итогов реализации  данных мероприятий подтвердили наши предположения относительно достаточно высокой продуктивности специально организованного взаимодействия, направленного на полноценное речевое развитие детей дошкольного возраста, о чем свидетельствует высокий процент детей, выпускающихся из нашего детского сада, с чистой речью, по результатам прохождения ТПМПК.  Постоянный контакт с родителями воспитанников обеспечивает устойчивый интерес последних к изменениям, которые происходят в развитии их детей. А у родителей и педагогов есть взаимопонимание и единые требования к их развитию и воспитанию. Это сближает и сплачивает детский сад и семью, родители повышают уровень своей педагогической культуры, что способствует успешной реализации требований ФГОС ДО.

Литература

  1. Атемаксина Ю.В. (2011 г.), Современные педагогические технологии в ДОУ, АСТ-Пресс, СПб. Россия.
  2. Вершловский С.Г.(2001 г.), Семья в гуманистическом контексте, Вестник ОИРШ - №1.- 165с.
  3. Волковская Т.Н. (2004 г.), Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи, Книголюб, Москва, Россия.
  4. Воробьева В.К. (2006 г.), Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи, АСТ, Москва, Россия.
  5. Гаркуша Ю.Ф. (2008 г.), Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи, ТЦ «Сфера»: НИИ Школьных течнологий, Москва, Россия.
  6. Гордон Т. (2005 г.), Тренинг эффективного родителя (Parent Effective Training PET), Издательство: Midland Publishing, Москва, Россия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

2Модель организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Содержание:  1. Введение……………………………………………………………………...

Проект " Социально -коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования"

Проект направлен на повышение профессионального мастерства педагогов в детском саду ,разрешение задач образовательной области " Социально-коммуникативное развитие".Совершенствование знаний педагогов о...

"Поддержка творческого потенциала детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования"

Создание ФГОС ДО - это новый шаг в понимании детства. Стандарт позволяет услышать ребёнка. Раньше вся система образования стремилась понимать ребенка, давала ребенку систему знаний, которая ему нужна,...

Организация сенсорной деятельности детей раннего возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования в ДОУ

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т...

«Формы взаимодействия дошкольных групп с семьёй и социальными партнёрами в организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

Участники проекта: воспитатели дошкольных групп, социальные партнеры, сотрудничающие с учреждением, воспитанники и родители.Цель проекта: привлечение внимания родителей и социальных партнёров к пробле...