Методическая разработка «Восприятие как основное средство развития музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности»
методическая разработка (младшая группа)

Атмачева Алина Анатольевна

Все знания и умения, всё то новое, что открывает детский сад детскому уму, должно приходить детям в живом виде, таким, каким все это приходит к нам в жизни. Надо, чтобы, вникая в эти незнакомые ещё уму вещи, чувство детей раскрывалось для жизни как можно полнее, чтобы широкий, многозвучный мир представал перед ними, и чтобы они через эти новые знания входили в него всем своим жизненным существом, радуясь жизни. И этому может сильнее всего помочь музыка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx59.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 начальная общеобразовательная школа

«Образовательный холдинг «Детство без границ»

Методическая разработка

«Восприятие как основное средство развития музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности»

        Воспитатель

Атмачева Алина Анатольевна

Усть-Лабинск

2022

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….….3

Глава 1. Теоретические основы развития музыкальности детей младшего

дошкольного возраста посредством восприятия музыки...............................4

  1.1 Развитие восприятия дошкольников в различных видах музыкальной деятельности…………………………………………………………………......4

1.2 Характеристика музыкальных способностей детей младшего

дошкольного возраста……………………………………………………….......7

Глава 2.        Практическая значимость  восприятия для развития

музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста .............13

2.1.        Система музыкально-дидактических игр для развития восприятия

детей младшего дошкольного возраста………………………………………..14

Заключение ……………………………………………………………………...24

Список использованных источников…………………………………………..25

ВВЕДЕНИЕ

Музыка есть совершенно особый, ничем другим не заменимый путь познания разнообразных оттенков эмоционально-чувственных состояний человека, его переживаний, настроений, являясь одновременно и инструментом познания, осмысления и освоения прекрасного в самой действительности, красоты и глубины человеческих чувств, отношений.

Активное восприятие музыкальных произведений способно удовлетворять потребность людей в самих переживаниях, которые монотонный быт приносит в недостаточном количестве. Вместе с тем  в процессе восприятия музыки могут хотя бы частично удовлетворяться такие эстетические потребности, которые в сегодняшних условиях жизни практически невыполнимы.

У ребёнка в процессе восприятия музыкальных образов возникает чувство сопереживания, до которого он в своей обыденной жизни не поднимается    и    не    сможет    подняться.    После    завершения    контакта с музыкальным произведением, ребёнок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащённую. Эта особенность музыки даёт возможность ребёнку духовно восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворение множества потребностей. Это было доказано в работах Н.Б. Берхина, О.П. Радыновой, А.Н. Сохор.

Современное социально-экономическое и духовное состояние нашего общества привлекает особое внимание к вопросам совершенствования дошкольной системы образования и воспитания, призванной развивать индивидуальность каждого растущего человека. Необходимым условием преодоления наблюдающегося духовного кризиса выступает полноценное

музыкально-эстетическое воспитание подрастающего поколения, развития основ восприятия музыки.

Проблема формирования восприятия музыки нашла свое отражение в работах педагогов В.А. Сухомлинского, В.Н. Шацкого. Б.В. Асафьева, психологов Б.М. Теплова, Е.В. Назайкина.

Воспитательные возможности музыки, древнейшего вида искусства, признавали многие выдающиеся умы прошлого. Значение влияния музыки на личность отмечали античные философы: Аристотель, Пифагор, Платон. Большое значение музыки в становлении личности подчёркивают в своих исследованиях отечественные педагоги Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова.

В первой главе раскрыты основы развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста, выявлены актуальные подходы и способы развития восприятия дошкольников в различных видах музыкальной деятельности.

Во второй главе изложен практический материал, который включает в себя: систему музыкально- дидактических игр для развития восприятия младших дошкольников.

Глава 1. Теоретические основы развития музыкальности детей младшего

дошкольного возраста посредством восприятия музыки

1.1 Развитие восприятия дошкольников в различных видах музыкальной деятельности

Музыкальное восприятие – сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими внутренними переживаниями. В нём переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные решения на них.

Восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребёнок не может включиться в другие виды   музыкальной   деятельности, когда   он   ещё н                 е   в состоянии воспринимать другие виды искусства. Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку – это значит различать её характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений.

Различие нюансов музыки развивается у детей, начиная с раннего возраста. На каждом возрастном этапе наиболее яркие выразительные средства ребёнок различает с помощью тех возможностей, которыми он обладает – движение, слово, игра и т.д. Следовательно, развитие музыкального восприятия должно осуществляться посредством всех видов деятельности. На первое место здесь можно поставить слушание музыки. Прежде чем исполнить песню или танец, ребёнок слушает музыку. Получая               с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребёнок привыкает к языку интонаций народной, классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различной по стилю, постигает

«интонационный словарь» разных эпох.

Знаменитый скрипач С. Стадлер однажды заметил: «Чтобы понять  прекрасную сказку на японском языке, надо хотя бы немного его знать». Усвоение любого языка начинается в раннем детстве. Музыкальный язык не является исключением. Наблюдения свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку И.С. Баха, А. Вивальди, В.А. Моцарта, Ф. Шуберта и других композиторов – спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На ритмичную музыку они реагируют непроизвольными движениями.

На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.

Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через музыкальное исполнительство – пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах.

Ведущим видом в детской музыкальной деятельности является слушание-восприятие. Ведь для того, чтобы разучить песню, её надо сначала услышать, а выучив, прислушаться, выразительно ли она спета, как звучит. Двигаясь под музыку, надо слушать её постоянно, следить за развитием, передавая настроение и характер произведения.

Музыкальное    восприятие    ребёнка    не    будет     развиваться     и

совершенствоваться в полной мере, если оно основано только на слушании музыкальных произведений. Важно для развития музыкального восприятия использовать все виды музыкального исполнительства.

Ребёнок воспринимает музыку непосредственно, активно откликаясь на художественный образ, поэтому так важно реалистическое, правдивое отображение действительности.

Сложный процесс детского музыкального восприятия предполагает использование художественного исполнения произведений, слова педагога и наглядных средств.

Слово педагога должно быть кратким, ярким, образным и направленным на характеристику содержания произведения, средств музыкальной выразительности. Живое восприятие звучания не следует подменять излишними разговорами о музыке, её особенностях. Перед слушанием пьес необходимо направляющее слово педагога.

Слово педагога о музыке должно разъяснить, раскрыть чувства, настроение, выраженные музыкальными средствами. Даже голос педагога эмоционально окрашивается в зависимости от характера произведения.

Итак, произведения должны отличаться высокими художественными качествами – идейным содержанием, способом выражения, чтобы вызвать сопереживание и воздействовать на внутренний мир ребёнка.

Проблема развития музыкальности детей дошкольного возраста волновала многих педагогов и психологов, которые рассматривали это развитие в различных видах детской музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально-образовательной деятельности.

Так, система музыкального воспитания детей, созданная современным немецким композитором Карлом Орфом, основана на развитии детского творчества.

Н.А. Ветлугина разработала многие важнейшие проблемы музыкального воспитания детей: развитие творчества, самостоятельной музыкальной деятельности, обучение пению; обобщила, систематизировала ведущие направления исследований музыкантов-педагогов, психологов, создала свою школу учеников, продолживших изучение различных аспектов теории и методики музыкального воспитания детей.

Итак, развитие музыкальности осуществляется через все виды музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность).

Однако нельзя не учитывать положение психологии о ведущих видах деятельности, оказывающих влияние на развитие личности.

Если эти ведущие виды деятельности проявились в дошкольном детстве, нужно принимать во внимание особенности каждого ребёнка и соответственно им ориентировать процесс воспитания на развитие именно его способностей, склонностей, интересов.

Таким образом, чтобы обучение было развивающим, необходимо осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к детям.

1.2 Характеристика музыкальных способностей детей младшего

дошкольного возраста.

        Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, обучения и воспитания.

Б.М. Теплов в своих работах дал глубокий всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он чётко определил свою позицию в вопросе о врождённости музыкальных способностей. Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, по мнению

Музыкальность   понимается   большинством   исследователей   как

своеобразное сочетание способностей и эмоциональных сторон личности, проявляющихся в музыкальной деятельности.

Каковы же основные признаки музыкальности?

Первый признак – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ.

Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Ритмичное звучание марша вызывает у него радость, подъём, пьеса о заболевшей кукле заставляет грустить.

Второй признак музыкальности – способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те или иные средства выразительности. Например, дети сопоставляют простейшие свойства музыкальных звуков (высокий и низкий, тембровое звучание рояля и скрипки и т.д.), различают простейшую структуру музыкального произведения (запев песни и припев, две части в пьесе и т.д.), отмечают выразительность контрастных художественных образов (ласковый, протяжный, характер                             запева и энергичный, подвижный – припева). Постепенно накапливается запас любимых произведений, которые дети с большим желанием слушают и исполняют, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса.

Третий признак музыкальности – проявление творческого отношения к музыке. Слушая её, ребёнок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце. Например, каждый ищет выразительные движения, характерные для бодро марширующих детей, тяжело ступающего медведя, подвижных зайчиков и т.д. Знакомые танцевальные движения применяются в новых комбинациях и вариантах.

На втором году жизни у ребёнка активно развивается эмоциональный отклик на музыку. В этом возрасте дети способны эмоционально реагировать на восприятие контрастной по настроению музыки, поэтому можно наблюдать весёлое оживление при восприятии ребёнком весёлой плясовой музыки или спокойную реакцию при восприятии музыки спокойного характера, например, колыбельной.

У детей развиваются слуховые ощущения, они становятся более дифференцированными: ребёнок может различать высокие и низкие звуки, тихое и громкое звучание.

Для детей характерна подражательность: они активно подражают действиям взрослого, что способствует первоначальному развитию способов исполнительской деятельности. В этом возрасте еще нет четкого разделения видов музыкальной деятельности, но всё же можно отметить, что у детей появляются первые успехи в пении и в развитии движений. У детей возникают сознательно воспроизводимые певческие интонации. Ребёнок пытается подпевать взрослому, повторяя за ним окончания слов и музыкальных фраз песни.

Начинают развиваться движения под музыку. Становится более координированной ходьба. Ребёнок способен овладеть простейшими движениями, такими, как, например, хлопки в ладоши, притопывание, пружинки, кружение, покачивание с ноги на ногу и др., может выполнять элементарные движения с атрибутами (платочки, погремушки и др.). Дети с удовольствием участвуют в сюжетных играх под музыку, передавая несложные игровые образы (зайки, мишки, птички и др.); с интересом прислушиваются к звучанию музыкальных инструментов, различают тембровую окраску при звучании некоторых музыкальных инструментов, например, бубна или погремушки, барабана или металлофона.

К концу второго года жизни накапливается определенный запас музыкальных впечатлений, ребёнок может узнавать хорошо знакомые музыкальные произведения и эмоционально реагировать на них, проявляет интерес к новым произведениям. Однако устойчивость внимания, в силу возрастных особенностей, незначительна: дети способны слушать музыку

непрерывно в течение 3-4 минут, поэтому быстрая смена видов деятельности, игровых действий позволяет удерживать внимание ребёнка, направляя его в нужное русло.

Исследователи отмечают наличие у детей предпосылок к творческим проявлениям в музыкальной деятельности на основе подражания взрослому. Чаще всего эти проявления можно наблюдать в плясках и музыкальных играх, где дети самостоятельно используют знакомые движения.

На третьем году жизни продолжается развитие основ музыкальности ребёнка. Наблюдается активный эмоциональный отклик на музыку контрастного   характера.    Дети    живо    и    непосредственно    реагируют на музыкальные произведения, выражая разнообразные чувства: оживление, радость, восторг, нежность, успокоение и др.

Происходит дальнейшее накопление музыкальных впечатлений. Дети узнают знакомые песни, пьесы и просят их повторить. У них развивается музыкальное мышление и память.

У детей активно развивается речь. Она становится более связной. Развивается мышление (от наглядно-действенного к наглядно-образному). Появляется желание проявлять себя в разных видах музыкальной деятельности. Дети с удовольствием слушают музыку и двигаются под неё, запоминают и узнают знакомые музыкальные произведения, просят их повторить; активнее включаются в пение взрослого: подпевают концы фраз, могут вместе со взрослым спеть короткие песенки, попевки, построенные на повторяющихся интонационных оборотах. В основе деятельности детей лежит подражание взрослому.

Дети любят участвовать в музыкальных сюжетных играх, выполняя те или иные роли (цыплят, воробышков, зайчиков, котят и др.) и приучаются связывать свои движения с теми изменениями, которые происходят в музыке (двигаются тихо, если музыка звучит негромко, быстрее, если темп музыки становится подвижным).

Творческие проявления детей становятся более заметными. Их можно наблюдать и в пении, когда дети воспроизводят звукоподражания, с разной интонацией поют имена друг друга, сочиняют несложные импровизации на «ля-ля-ля» (например, колыбельную или плясовую для мишки, собачки, куклы Даши и др.).

По-прежнему      сохраняется      интерес      к      экспериментированию с музыкальными и немузыкальными звуками: дети изучают возможности звучания разных предметов (деревянных палочек, брусочков, металлических ложечек, ёмкостей, наполненных разным сыпучим материалом и по-разному звучащих) и простейших музыкальных инструментов. Постепенно расширяются представления детей о музыкальных инструментах и возможности игры на них. Дети знакомы со многими инструментами ударной группы – барабаном, бубном, погремушкой, колокольчиком, металлофоном и др. Они различают их по внешнему виду, тембру звучания, могут самостоятельно озвучивать их, используя в играх.

Дети четвёртого года жизни проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку, различают контрастное настроение музыки, учатся понимать

содержание музыкального произведения. У них начинает накапливаться, хотя и небольшой, музыкально-слушательский опыт, наблюдаются музыкальные предпочтения, закладываются основы музыкально- слушательской культуры. В процессе восприятия дети могут, не отвлекаясь, слушать музыкальное произведение от начала до конца. Развивается дифференцированность восприятия: дети выделяют отдельные выразительные средства (темп, динамику, регистры), сменой движений реагируют на смену частей в двухчастном музыкальном произведении, начинают различать простейшие жанры – марш, плясовую, колыбельную.

В процессе музыкальной деятельности активно развиваются основные музыкальные способности. Продолжается развитие музыкально-сенсорных способностей: дети различают контрастные звуки по высоте, динамике, длительности, тембру (при сравнении знакомых музыкальных инструментов).

Накапливается опыт исполнительской музыкальной деятельности. Все виды музыкального исполнительства начинают развиваться более активно. Дети постепенно овладевают навыками исполнительства в пении, ритмике, игре на элементарных музыкальных инструментах. Растет и совершенствуется голосовой и дыхательный аппарат. Дети с интересом слушают песни в исполнении взрослых и с желанием поют песни совместно со взрослым и самостоятельно, передавая своё эмоциональное отношение.

Интерес к игре на детских музыкальных инструментах становится более устойчивым. Увеличивается запас представлений об элементарных музыкальных инструментах, совершенствуются навыки игры на них.

Дети с удовольствием участвуют в различных видах и формах музыкальной деятельности (в самостоятельной музыкальной деятельности, праздниках, развлечениях)

Глава 2. Практическая значимость восприятия для развития музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста

2.1.        Система музыкально-дидактических игр для развития восприятия

детей младшего дошкольного возраста

Всем известно, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника, в котором наиболее успешно развиваются все психические процессы. Современные технологии музыкального воспитания предлагают применять игровые методы, помогающие педагогу в интересной, занимательной форме преподнести воспитаннику учебный материал, а  ребёнку – легко его усвоить.

Предлагаемая ниже система игр на развитие у младших дошкольников

музыкального восприятия и интереса к классической музыке не требует большой подготовки и дополнительных пособий. Музыкальный руководитель (и воспитатель, проводя игру в группе) может использовать подручные материалы, ведь главное – это необходимый эмоциональный настрой ребёнка, его интерес к деятельности. При видимой простоте предлагаемой системы, игры послужат дополнительным стимулом к учебно- познавательной деятельности, помогут «разговорить» ребёнка, осознать пережитые чувства.

Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Игрушки пляшут».

Цель: развивать у детей представление о ритме, учить запоминать и передавать заданный ритмический рисунок.

Игровой материал: набор мелких игрушек по числу играющих детей. Ход игры.

Воспитатель и дети располагаются вокруг стола или на полу. Воспитатель:

Собрались игрушки поплясать, Но не знают, как, с чего начать. Вышел заинька вперёд,

Всем пример он подаёт.

Воспитатель задаёт несложный ритмический рисунок, стуча игрушкой по столу. Задача детей повторить заданный рисунок.

Игра повторяется несколько раз. Задание может быть дано всей группе играющих детей, а также индивидуально. Когда игра будет достаточно хорошо усвоена детьми, роль ведущего берёт на себя кто-либо из детей.

Примечание: для игры могут быть использованы мелкие игрушки из Киндер-сюрпризов, счётный материал: грибочки, матрёшки, утята и пр., любые пластмассовые и деревянные игрушки, а также матрёшки разной величины.

Музыкально-дидактическая  игра    на     развитие     звуковысотной чувствительности «Колыбельная».

Цель: научить детей различать звуки по высоте, показывать движение мелодии.

Игровой материал: куклы по количеству участников игры. Ход игры.

Воспитатель поёт колыбельную песню и качает куклу: на высокий звук

– вверх, на низкий звук – вниз.

«Спите, куклы, баю-баю, Звёзды ясные сияют,

Смотрит в окна дуб мохнатый:

Все ли спать легли ребята?».

Когда игра будет достаточно хорошо усвоена детьми, качать куклу может ведущий, один из детей, остальные дирижируют рукой. Показывая высокие и низкие звуки.

Музыкально-дидактическая игра на развитие динамического восприятия «Тихие и громкие звоночки».

Цель: учить детей слышать и различать громкое и тихое звучание, координировать свои движения, добиваясь тихого или громкого звучания.

Игровой материал: колокольчики, браслеты-бубенцы, треугольники, звенелки-самоделки.

Ход игры.

Дети выполняют игровые действия под пение педагога.

«Ты звени звоночек тише, Пусть тебя никто не слышит. Ты сильней звени, звонок, Чтобы каждый слышать мог!»

На первую часть песенки дети звенят тихо, чуть слышно. На вторую часть песенки звенят громко, уверенно.

Музыкально-дидактическая        игра        на        развитие        музыкального        слуха, памяти и исполнительских способностей «В гости песенка пришла». 

Цель: развивать музыкальную память, умение петь без музыкального сопровождения хором, ансамблем и индивидуально.

Игровой материал: волшебный мешочек и игрушки, герои детских песенок.

Ход игры.

Воспитатель        приносит        в        группу        волшебный        мешочек,        дети рассматривают его, высказывают предположения, что это может быть.

Воспитатель:

В гости песенка пришла И подарок принесла.

Ну-ка, Таня, подойди,

Что в мешочке, посмотри!

Ребёнок достаёт из мешочка игрушку. Воспитатель предлагает вспомнить песенку, в которой встречается данный персонаж: кошка, мышка, лошадка, зайчик. Машина, птичка и др. Воспитатель предлагает детям спеть песенку индивидуально, хором или ансамблем.

Примечание: песня не обязательно об игрушке, герой просто может упоминаться в песенке.

Музыкально-дидактическая игра на развитие тембрового слуха и внимания «Найди пару».

Цель: учить сравнивать звучание инструментов, находить одинаковые по звуку.

Игровой материал: шумелки-самоделки с различными наполнителями, по два одинаково звучащих (формочки от мороженного, капсулы от киндер- сюрпризов, баночки от кофе или витаминов).

Ход игры.

Шумелки в волшебном мешочке. Ведущий предлагает кому-либо из играющих найти две одинаково звучащих шумелки. Остальные игроки оценивают правильность выполнения задания. Ребёнку разрешается сравнивать каждый образец с эталоном (шумелкой, которой подбирается

пара).

Музыкально-дидактическая игра        на        развитие чувства        ритма        и

динамического восприятия «Музыкальный ёжик».

Цель: развивать представления детей о ритме, учить приёмам игры на барабане одной и двумя палочками, ладошками, пальчиками.

Ход игры.

Ребёнок играет на барабане по тексту стихотворения (бум-бум-бум) одной палочкой.

С барабаном ходит ёжик – бум, бум, бум! Целый день играет ёжик – бум, бум, бум! С барабаном за плечами – бум, бум, бум!

Ёжик в сад забрёл случайно – бум, бум, бум! Очень яблоки любил он – бум, бум, бум!

Барабан в саду забыл он – бум, бум, бум! Ночью яблоки срывались – бум, бум, бум! И удары раздавались – бум, бум, бум!

Ой, как зайчики струхнули – бум, бум, бум! Глаз до зорьки не сомкнули – бум, бум, бум!

Усложнение: ребёнок играет на барабане двумя палочками поочерёдно или ладошками (одной или двумя).

Примечание: играть можно ансамблем или индивидуально.

Музыкально-дидактическая игра на развитие тембрового слуха и  исполнительских навыков «Угадай, на чём играю».

Цель: развивать умение различать тембр звучания различных детских музыкальных инструментов.

Игровой материал: набор музыкальных инструментов по количеству детей, небольшая ширма.

Ход игры.

Педагог показывает детям музыкальные инструменты и предлагает вспомнить        их        названия.        Затем        он        демонстрирует        способы        игры

на инструментах. Детям предлагается определить на слух, что за инструмент звучит. Воспитатель за ширмой играет на инструменте – дети отгадывают. Для подтверждения правильности ответа воспитатель показывает детям, на чём он играл в данную минуту, и предлагает кому-либо из детей поиграть на этом же инструменте самостоятельно.

Примечание: для того, чтобы сделать игру более интересной и привлекательной, следует ввести игровой персонаж (Клоун, Петрушка, Бабушка-забавушка и пр.).

Музыкально-дидактическая игра на развитие музыкального слуха и звуковысотной чувствительности «Где мои ребятки?».

Цель: упражнять детей в восприятии и различении высоких и низких звуков; развивать коммуникативные и творческие способности.

Игровой материал: набор игрушек или картинок с изображением животных.

Ход игры.

Воспитатель показывает игрушку или картинку с изображением кошки и поёт на одном звуке низким голосом:

«Где мои ребятки, Серые котятки?

Мяу-мяу-мяу! Мяу-мяу-мяу!»

Дети поют высоким звуком: «Мяу-мяу-мяу!». Далее игра продолжается с использованием других животных по тому же принципу.

Музыкально-дидактическая игра на развитие динамического слуха «Кукла пляшет, кукла спит».

Цель: развивать у детей представление о различном характере музыки (весёлая, жизнерадостная; спокойная, грустная).

Игровой материал: куклы по количеству играющих детей. Ход игры.

Воспитатель        включает        весёлую        задорную        музыку,        используя

произведения групповой фонотеки. Дети танцуют с куклами. Воспитатель включает музыку спокойного характера, дети укачивают, баюкают кукол.

Примечание: вместо кукол могут быть любые другие, любимые игрушки.

Рекомендуемый музыкальный материал: П.Чайковский «Детский альбом» - «Полька», С. Рахманинов «Полька», р.н.м. «Барыня», р.н.м. «Ах, ты, берёза» (пляска куклы); П.Чайковский «Детский альбом» - «Болезнь куклы», «Утреннее размышление», Э.Григ «Утро», К. Сен-Санс «Лебедь» (сон куклы).

Музыкально-дидактическая игра на развитие динамического слуха и чувства ритма «Весёлый дождик».

Цель: развивать исполнительские способности, учить правильно держать молоточек; развивать представление детей о ритме; слышать и уметь передавать изменение динамики звучания звука.

Игровой материал: металлофоны, колокольчики, бубенцы, треугольники по количеству играющих детей.

Ход игры.

Воспитатель рассказывает сказку и показывает, как выполняется задание, дети повторяют за ним. «Однажды Лягушонок пошел гулять. Вдруг на него упала капелька дождя (ударяют по пластине металлофона 1 раз). Тучка закрыла солнышко, стало темно, и на лягушонка капнуло еще несколько капель (ударяют несколько раз). В начале капельки капали редко (редкие удары), а затем дождик разошёлся не на шутку и капельки полились одна за другой все чаще и чаще. Дождь усилился (частые удары). Лягушонок прыгнул в озеро и стал ждать, когда кончится дождь. Вскоре дождь кончился, и опять выглянуло солнышко».

Музыкально-дидактическая игра на развитие музыкальных представлений «Кто как ходит?».

 Цель: слышать и определять характер музыки, развивать музыкальное и ассоциативно-образное восприятие и творческие способности детей                    

  Игровой материал: маски, костюмы животных. Ход игры.

Воспитатель: «Ой, как много разных зверюшек вокруг! И рыбки, и птички, и лошадка, и зайчик! Слушайте музыку внимательно, постарайтесь отгадать, кто же это идёт? Кто свою музыку узнает – тот и выступает!» Воспитатель включает музыку, характеризующую тот или иной игровой образ, дети отгадывают. Под музыку импровизируют движения заданного образа.

Рекомендуемый музыкальный материал: К.Сен-Санс «Птичий вольер»,

«Аквариум», Ф. Шуберт «Музыкальный момент», П. И. Чайковский «Игра в лошадки».

Музыкально-дидактическая игра на развитие музыкальных представлений «Солнышко и туча».

Цель: развивать ладовое восприятие детей, учить слышать окончание и начало частей музыкального произведения, развивать ассоциативно-образное и музыкальное восприятие детей.

Игровой материал: обручи, цветные кольца, плоскостные силуэты цветов.

Ход игры.

Воспитатель: «Это наша полянка: посмотрите, сколько цветочков! А мы с вами – бабочки. Светит солнышко, нам весело летать по лугу! Когда появится тучка – мы спрячемся в цветах и будем сидеть тихо-тихо! А когда выглянет солнышко – снова будем летать и веселиться. А с окончанием музыки все снова сядут на цветы – день закончился, солнышко закатилось». Звучит музыка, дети выполняют задание педагога.

Рекомендуемый музыкальный материал: П. И. Чайковский «Детский альбом» - «Вальс».

Музыкально-дидактическая игра на развитие музыкального слуха и образных движений «Совушка-сова» детей, учить двигаться под музыку и прекращать движение с её окончанием.

Игровой материал: маска совы. Ход игры.

Под музыку дети бегают и танцуют, изображая птиц. Как только музыка прекращает звучать – птицы замирают на месте, на охоту вылетает сова. Она ищет того, кто пошевелился. Игра продолжается по желанию детей.

Рекомендуемый музыкальный материал: «Птичий вольер» К.Сен-Санс,

«Музыкальный момент» Ф. Шуберт, «Шутка» И, Бах и др.

Музыкально-дидактическая игра на развитие тембрового слуха и внимания «Петрушка-озорник».

Цель: развивать умение различать тембр звучания различных детских музыкальных   инструментов;    вырабатывать    отношение    к    звуку,    как к значимому сигналу, быстро реагировать на него.

Игровой материал: металлофон, бубен, погремушка, колокольчик, барабан и др., Петрушка – кукла бибабо, небольшая ширма.

Ход игры.

Воспитатель приносит музыкальные инструменты, уточняет с детьми их название и играет на них, уточняя звучание, настраивая детей. Затем он говорит, что из кукольного театра в гости прибежал Петрушка-озорник. Он хочет поиграть в прятки. «Вы, ребятки, отвернитесь, а как только услышите, что Петрушка играет на каком-либо инструменте, – повернитесь скорее и назовите инструмент. Если назовёте правильно, на ширме появится Петрушка и поклонится вам».

Воспитатель за ширмой играет на инструменте, а Петрушка вертится на ширме. Как только ребята поворачиваются к нему – он прячется. Дети называют инструмент. Если ответ верный, Петрушка кланяется и хвалит детей. Если нет – кричит из-за ширмы «Не угадали!» В конце игры можно раздать инструменты детям и предложить сыграть оркестром.

Примечание: воспитатель сам решает, какое количество инструментов

использовать в игре.

Рекомендуемый        музыкальный        материал:        р.н.м.        «Светит        месяц», Г.Свиридов «Марш», Брамс «Венгерский танец», И.Штраус «Триктрак».

Музыкально-дидактическая игра на        развитие        тембрового        слуха и внимания «Шагай – танцуй».

Цель: различать звучание различных инструментов и действовать на каждое по-разному (под барабан – шагать, под гармонь – танцевать).

Игровой материал: гармонь (можно не озвученную), барабан. Ход игры.

Дети стоят, повернувшись лицом к воспитателю. Воспитатель рассказывает, что у него есть два инструмента: гармонь и барабан. Под звуки барабана надо маршировать, а под гармонь – танцевать. Показывает, как это делается. Играет на барабане и одновременно марширует. Затем наигрывает на гармошке (включает музыку в записи) и приплясывает. Затем дети подражают действиям педагога: шагают под звуки барабана и пляшут под звуки гармони.

Музыкально-дидактическая     игра     на     развитие     чувства     ритма «Лошадки».

Цель:        развивать        у        детей        представление        о        ритме,        учить        слышать ускорение и замедление.

Игровой материал: деревянные кубики, палочки, ложки и пр. Ход игры.

Дети вместе с воспитателем повторяют потешку в быстром темпе и стучат кубиками (палочками, ложками и др.):

«На молоденькой лошадке Цок-цок, цок-цок,

Цок-цок, цок-цок!»

На вторую часть потешки стучат в медленном темпе:

«А на старой да на кляче Трюх-трюх-трюх, Да в ямку – бух!»

Дети приседают и падают на пол. Потешка повторяется несколько раз. Затем ребятам предлагается поскакать на молоденькой лошадке: легко и весело. Все скачут под музыку в аудиозаписи.

Рекомендуемый музыкальный материал: П. И. Чайковский «Детский альбом» - «Игра в лошадки».

Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма и исполнительских способностей «Послушные погремушки».

Цель:   учить    одновременно    начинать    и    заканчивать    действие с музыкальными инструментами по команде ведущего.

Игровой материал: погремушки по количеству участников игры. Ход игры.

Дети сидят   на   стульчиках   или   на   ковре,   повернувшись   лицом к воспитателю. Воспитатель сидит перед детьми на стульчике, погремушка в правой руке.

Воспитатель:

«Погремушка, погремушка Вот весёлая игрушка!

Погремушки так гремят, Всех ребяток веселят!»

Произнося эти слова, воспитатель сам играет на погремушке, ударяя по ладони левой руки на каждый слог. Дети играют на погремушках вместе с воспитателем.

Воспитатель:

«Погремушки не гремят, На коленочках лежат.

Детки тихо все сидят, Погремушки не гремят».

С этими словами воспитатель кладёт погремушку на колени. Дети тоже кладут погремушки на колени.

Усложнение: после того, как дети научатся играть в игру, воспитатель не играет на погремушке, а только говорит слова; дети учатся выполнять движения по словесному указанию, а не по образцу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Все знания и умения, всё то новое, что открывает детский сад детскому уму, должно приходить детям в живом виде, таким, каким все это приходит к нам в жизни. Надо, чтобы, вникая в эти незнакомые ещё уму вещи, чувство детей раскрывалось для жизни как можно полнее, чтобы широкий, многозвучный мир представал перед ними, и чтобы они через эти новые знания входили в него всем своим жизненным существом, радуясь жизни. И этому может сильнее всего помочь музыка.

Музыку дети примут и полюбят только тогда, когда она подойдёт к     ним     просто,   не     в     виде     чего-то,     изобретённого     взрослыми с воспитательными целями, для дисциплины или развития их детского ума и чувства, а в виде действительно нужной вещи, чего-то настоящего, что есть во всём мире вокруг, чего нельзя не слышать.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Закон «Об образовании» Российской Федерации (№273-ФЗ от        29.12.12г.).
  2. Федеральный        государственный        образовательный        стандарт        дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года).
  3. Федеральные государственные требования (Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года).
  4. Примерная        общеобразовательная        программа        дошкольного        образования

«От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М: Мозаика-Синтез, 2014.

  1. Бечак, Б.А. Воспитание искусством / Б.А. Бечак. – М: Просвещение, 2016.
  2. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н.А.
  3. Восприятие музыки: сб. статей / под ред. В.Н. Максимова. – М: Музыка, 2016.
  4. Гогоберидзе,        А.Г.        Теория        и        методика        музыкального        воспитания        детей дошкольного возраста        /А.Г. Гогоберидзе. – М: Издательский центр «Академия», 2017.
  5. Оклендер, В. Окно в мир ребёнка / В. Оклендер. – М: Аквариум, 2015.

дошкольника / В.И. Петрушин // Вопросы психологии. – 2018 – № 1.

  1. Полунина, В.Н. Искусство и дети / В.Н. Полунина. – М: Просвещение, 2016.
  2. Тарасов,        Г.С.        Педагогика        в        системе        музыкального        образования        / Г.С. Тарасов. – М., 2016.
  3. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. – М: Наука, 2015.
  4. Теплов, Б.М. Психология индивидуальных различий / Б.М. Теплов. – избр. труды 2 т. – М: Просвещение, 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе интеграции игровой и изобразительной деятельности».

«Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе интеграции игровой и изобразительной деятельности»....

Использование нетрадиционных приемов в изобразительной деятельности как средство развития художественных способностей детей младшего дошкольного возраста.

Использование нетрадиционных приемов в изобразительной деятельности как средстворазвития художественных способностей детей младшего дошкольного возраста....

Методическая разработка: "Дидактические игры как средство развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста".

Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. ...

Опыт работы: "Нетрадиционные методы изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста"

laquo;Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира,  а живут в этом мире, входят в него, как ...

Проект: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»

Наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей является искусство, художественная деятельность. Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития творческ...

Методическая разработка. Тема: «Экспериментирование - средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста»

Методическая разработка. Тема: «Экспериментирование - средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста»...