Конспект непосредственно образовательной деятельности в образовательной области (Познавательное развитие) «Жизнь животных и птиц зимой».
рабочая программа

Дать детям представление о способах зимовки зверей и птиц. Знать о жизни обитателей зимнего леса и зимующих птиц.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в образовательной области (Познавательное развитие)

«Жизнь животных и птиц зимой».

Задачи:

1.Закреплять представление о жизни животных в лесу зимой, способах их приспособления и защиты.

Учить детей группировать птиц: зимующих, кочующих, оседлых, перелётных. Дать знания о том, как человек помогает диким животным и птицам в голодное зимнее время.

2.Развивать навыки логического мышления, умение видеть причинно – следственные связи, взаимосвязь живой и неживой природы.

3.Воспитывать заботливое отношение к птицам  и животным. Объяснить необходимость изготовления с родителями кормушки для птиц.

Предварительная работа: Наблюдение за птицами на участке; конструирование из бумаги  сказочных персонажей «Лиса и волк»; чтение Н. Сладкова «Звери зимой»; сказка острова Хонсю «Самый красивый наряд на свете»; рассматривание иллюстраций  русских народных сказок.

Оборудование и материал: магнитная доска, иллюстрации птиц, диких животных и их жилища; видеоматериал «Зимующие птицы сказочного леса»; фишки; цветные карандаши; листы формата А4.

Ход  непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель: Жили-были в одном сказочном лесу звери и птицы. И вот однажды пришла в сказочный лес лютая зима. Затрещали морозы, разгулялась метель, вьюга вьюжная завыла, да  так что не могли выйти звери и птицы из своего жилища. Что делать думали они? И вдруг услышали, они как невдалеке Мороз Иванович по елкам потрескивает, с елки на елку проскакивает, пощелкивает. Стали они его на помощь звать. Мороз Иванович услышал лесных жителей и предложил им сначала  сыграть в интересную игру. Я предлагаю вам  тоже сыграть в  игру «Вопрос – ответ», но сначала мы   поделимся на две команды и поиграем.  Вопросы каждой команде буду задавать я, а вы  игроки  команд отвечать по очереди. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

По ходу игры педагог дополняет и уточняет ответы детей

Воспитатель: 1.Вопрос: Как называют животных, которые живут в лесу и почему?

1команда: Животные, которые живут, в лесу называют дикими. Дикие животные сами добывают себе пищу и заботятся о своём потомстве.

2.Вопрос: Эти животные каждый по своему готовятся к зиме. Расскажите, как медведь готовится к зиме?

2 команда: Медведь нагуливает жир, залегает в берлогу и спит до наступления тепла, при этом температура его тела понижается, дыхание замедляется.

3. Вопрос: Какие ещё животные, так же как и медведь, залегают в спячку?

1 команда: В спячку залегают ежи, барсуки, суслики.

4. Вопрос: Как зимует  ёж?

2 команда: Ёж с осени готовится к зиме. Утепляет свою норку, приносит мох,  траву и листья, делает небольшие запасы и с наступлением холодов впадает в спячку.

Воспитатель: Правильно ребята, молодцы! Засыпает еж, свернувшись клубочком.

5. Вопрос: Шустрый, маленький зверёк с ветки на ветку прыг да скок. (Белка.) Как белка готовится к Зиме?

1 команда:  Белка меняет свою окраску и становиться серенькой, чтобы быть незаметной. Ещё осенью она делает свои запасы, приносит в дупло орехи, ягоды, грибы.

Воспитатель: Вы знаете ребята, что белка на зиму утепляет своё дупло, а  вход закрывает наполовину листьями и мхом.

6. Вопрос: Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку. (Заяц.) Как зимует заяц?

2 команда: Заяц меняет шубку, становится беленьким, зимой не спит, а весь день проводит в поисках пищи.

7. Вопрос:  А каких диких животных мы не сказали?

1 команда: Волк, лиса, лось, олень, рысь.

8. Вопрос: Как проводят зиму эти животные?

2 команда: Волк, лиса, лось, олень и некоторые другие звери в спячку не впадают, проводят зиму в поисках пищи, охотятся на мелких животных. Воспитатель: Излюбленной зимней едой лосей  в тайге  является сосна и ель, а так же пихта. Любят, лоси полакомится ветками ивы, рябины, осины, берёзы. Олени зимой питаются  ягелем – лишайником, который еще называют «олений мох». В зимнее время года корм  оленя  состоит из ягеля. У них очень развито обоняние, они могут обнаружить пищу, которая находится под снегом на глубине более метра. Но на откапывание пищи у этих животных уходит много сил, поэтому они всегда стараются уйти в малоснежные районы.

Воспитатель подводит итог игры, каждая команда подсчитывает количество фишек, определяют победителя.

Воспитатель: И вот Мороз Иванович помог выбраться лесным жителям из их жилища. Ребята, а как называется жилища  диких животных.

Проводиться дидактическая игра «Кто, где живёт?»

Воспитатель показывает иллюстрацию животного, дети находят его жилище среди выставленных на доске иллюстраций и размещают рядом.

Воспитатель: Молодцы ребята!

Предлагаю вам послушать стихотворение «Лес и поле белые…» Е. Трутнева.

Физкультминутка.

Медведь по лесу бродит, (Ходьба в вперевалочку на наружной стороне стопы.)

От дуба к дубу ходит.

Находит в дуплах мёд.

И в рот к себе кладёт.        (Имитация движений)

Облизывает лапу

Сластёна косолапый,

А пчёлы налетают,

Медведя прогоняют.

А пчёлы жалят мишку:        (Дети показывают, куда укусили пчёлы.)

Не ешь наш мёд, воришка!  (Грозят  пальцем.)

Бредёт лесной дорогой        (Ходьба вперевалочку на наружной стороне стопы.)

Медведь к себе в берлогу.

Ложится, засыпает                 (Имитация движений.)

И пчёлок вспоминает.

Воспитатель:  Ребята, а каких зимующих птиц вы знаете?

Дети перечисляют: ворона, воробей, синица, снегирь, сорока.

Воспитатель: Правильно. Но в нашем сказочном лесу живут очень интересные и красивые зимующие птицы, с  которыми вы ещё не знакомы.

Предлагаю посмотреть  видеоролик «Зимующие птицы сказочного леса».

Воспитатель сопровождает показ  видеоролик рассказом.

Зимующие птицы круглый год находят на родине подходящие условия для существования и не совершают перелетов. Таких птиц называют оседлыми.

В зимнем лесу можно услышать, как деловито стучит дятел, щебечут синички, поползни, сойки. Не покидает зимний лес и глухарь, ведь у него всегда есть еда — вкусная сосновая хвоя. А вот тетерева и рябчики едят ольховые сережки, почки и ягоды можжевельника.

Удивительная птица клест зимой даже ухитряется вить гнезда и высиживать птенцов. Кормится клест семенами ели, которые добывает из шишек с помощью своего клюва.

Некоторые птицы при благоприятной зиме остаются на родине, а в суровые зимы кочуют с места на место. Таких птиц называют кочующие птицы. К ним относятся некоторые птицы, гнездящиеся высоко в горах; на холодное время года они спускаются в долины.

Наконец, есть и такие птицы, которые при благоприятной зимней обстановке оседлы, но в неблагоприятные годы, например при неурожае семян хвойных растений, улетают далеко за пределы своей гнездовой родины. Это свиристели, синицы-московки, ореховки, чечетки, снегири, сойки и многие другие. Некоторые широко распространенные виды птиц в одних местах перелетные, а в других — оседлые. Среди диких голубей есть перелетные, кочевые и оседлые птицы. Серая ворона из северных областей Советского Союза улетает на зимовку в южные области, а на юге эта птица оседлая.

Воспитатель: Ребята, почему эти птицы не улетают?

Дети: Зимующим птицам холод нипочем, есть еда и где укрыться.

Воспитатель: Что спасает птиц от холода?

Дети: От холода птиц спасает их пух и перья.

Воспитатель: Правильно. Температура тела наших пернатых достигает 41 градуса, поэтому хоть они и создания нежные, но в холода всегда остаются активными. И только сильные морозы, и отсутствие корма заставляют большинство птиц покидать родные насиженные места, но не все. Есть птахи, которые и еду умудряются отыскать, и холод им ни по чем, поэтому и называются зимующими.

Воспитатель: Ребята, птицы тоже готовиться к зиме, как и животные. Предлагаю поиграть в дидактическую игру «Закончи предложение».

  • Одни птицы в поисках корма улетают… (в тёплые края).
  • Такие птицы называются… (перелётные).
  • Это… ( ласточки, грачи, гуси, утки и т. д.).
  • Многие птицы не боятся холода и остаются зимовать, их так и называют… (зимующие).
  • Это… (ворона, воробей, свиристель, щегол и т. д.)
  • Некоторые птицы в поисках пищи из леса перебираются поближе к жилью человека, они перелетают на новые места жительства, таких птиц называют… (кочующими).
  • Это… (снегирь, синица, клёст, сойка).

Воспитатель выкладывает на доске несколько изображений птиц одного вида и одно другого вида. Дидактическая игра «Четвёртый лишний».

Играя, дети определяют лишнюю птицу, аргументируя свой ответ.

Воспитатель: Ребята,  Мороз Иванович  сказочным зверям и птицам оставил конверт. Давайте, посмотрим, что в нём.

Воспитатель открывает конверт и  достаёт из него  открытку в которой он видит, что Мороз Иванович оставил волшебные стихотворения. Воспитатель зачитывает  стихотворения.

А. Яшина «Покормите птиц» и З. Александровой «Новая столовая».

Воспитатель:  Ребята, о ком говорится в этих стихотворениях?

Для чего дети сделали кормушки?

Какие птицы прилетели в столовую?

Как ещё человек может помогать птицам и животным зимой?

Воспитатель выслушивает ответы детей и подводит итог занятия. Предлагает нарисовать кормушки, которые по необходимости они могут смастерить вместе с родителями и покормить птиц.

Последующая работа: Оформление выставки рисунков «Самая интересная кормушка»; разучивание стихотворений о зимующих птицах; совместное изготовление  кормушек с родителями, слушание  голоса птиц в лесу;рисование «Снегири на ветке».

Литература: Веракса Н.Е. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Веракса В.Н., Комарова Т.С.,– М.: Мозайка-Синтез, 2013 – 304 с.

Дополнительные источники:

Л.А. Обухова.Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников.-М.Вако,2005 –237с

Н. С. Голицина Комплексно – тематические занятия. Интегрированный подход. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2015. – 448с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в группе «Б» общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет по теме: «Жизнь растений»

1.Систематизировать знания детей о растениях.2.Закрепить умение отличать природные объекты от искусственных; знания детей о строении растений; классифицировать растения по трем группам: деревья, куста...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в образовательной области (Познавательное развитие) «Жизнь животных и птиц зимой».

Цель: Дать детям представление о способах зимовки зверей и птиц. Знать о жизни обитателей зимнего леса и зимующих птиц.Задачи:1.Закреплять представление о жизни животных в лесу зимой, способах их прис...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» «Путешествие по замку Зимы»

Занятие интегрированное и сочетает в себе образовательные области:- «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром)- «Социально-коммуникативное развитие»- «Ре...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» Покормите птиц зимой.

Программное содержание:прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.Задачи:Образовательные: уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;формировать умения и навыки наблюден...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» «Путешествие по замку Зимы» план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Занятие интегрированное и сочетает в себе образовательные области:- «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром)- «Социально-коммуникативное развитие»- «Ре...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей средней группы "Как животные к зиме готовятся"

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие»для детей средней группыЗадачи:1. Обучающие задачи:систематизировать знания детей ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области Познавательное развитие на тему «Зимующие птицы» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области Познавательное развитиена тему «Зимующие птицы» для детей старшего дошкольного возрастаЦель: закреплят...