Сценарный план сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Я - агроном»
план-конспект занятия (старшая группа)

Бойченко Лариса Леонидовна

Материал направлен на решение задач по ранней профориентации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарный план сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Я - агроном»

Возрастная адресованность: 5-7 лет (старший дошкольный возраст)

Цель: формировать у детей активный интерес к сельскохозяйственным профессиям. Учить воспроизводить в игре профессиональную трудовую деятельность агронома. Побуждать детей более широко и творчески использовать в игре знания об окружающем мире. Учить детей действовать в соответствии с замыслом, развивать навыки самоорганизации:  самостоятельно брать на себя роли и доводить игру до конца; пользоваться необходимым материалом, использовать игрушки заместители.

Совершенствовать  навыки культурного поведения, товарищеских взаимоотношений, умение действовать согласованно, считаться с интересами и мнением товарищей по игре.

Воспитывать  чувство признательности и  уважения к труду сельских тружеников, воспитывать интерес к этим профессиям.

Оборудование: Семена, различные виды почвы, линейка, карточки с описанием различных видов растений, особенностями ухода за ними, сортами растений, картотека вредителей растений и методов борьбы с ними. Система «переливания воды», конструктор ЛЕГО, «грядка», макет ландшафта «Степь» или  «пустыня», оборудование для работы с песком. Набор спец техники. Форма для работы в лаборатории.

Предварительная работа: просмотр презентации «День в жизни агронома».

Рассматривание  картин, иллюстраций; Чтение художественных произведений, беседы о прочитанном.

Роли:

Агроном- Выращивает растения. Следит за соблюдением техники выращивания растений, подбирает лучшие сорта для посадки, борется с вредителями растений, заботится о сохранности урожая. Изучает качество почвы, определяет её пригодность для выращивания растений, проектирует и создает системы орошения или осушения почвы, эксплуатирует поливочную или осушительную технику.

Директор фермерского хозяйства – набирает специалистов, руководит, следит за организацией сельскохозяйственных работ, заключает договоры, поставка топлива, сельскохозяйственных машин.

Механик  - следит за исправностью сельхозтехники, ремонтируют в случае поломки, дают указания водителям и трактористам по эксплуатации техники.

Водители привозят семена к сеялкам, загружаются семенами, вывозят урожай с полей на склады, зерносушилки, заправляют машины, ремонтируют в случае поломки.

Комбайнёр – молотит, зерновые культуры разгружает зерно водителям, ремонтирует в случае поломки, заправляет комбайн.

Заправщик – присоединяет шланги, подключает подачу топлива, следит за показаниями приборов наличия топлива в баках водителю трактористу, комбайнёру.

Ход игры:

- Сегодня мы с вами отправляемся на агроферму и вспомним, люди каких профессий там работают.

Работа на агроферме начинается рано утром, на восходе солнца, а заканчивается после его захода.

А кто же работает на агроферме?

Люди каких специальностей работают на ней?

Подскажите, как может называться профессия человека который обрабатывает поля?

Дети: Поля обрабатывают земледельцы.

- Правильно. Земледельцы обрабатывают поля, на которых выращивают кукурузу, пшеницу, овес, гречку, рис, а также: помидоры, огурцы, перец, свеклу, капусту – овощи. И каждый раз, когда мы завтракаем, обедаем или ужинаем, мы употребляем продукты, которые вырастили земледельцы.

Воспитатель:

- Как вы думаете, как называют людей, которые выращивают овощи?

Дети: Овощеводами

Воспитатель:

Да, верно. Но существует в сельском хозяйстве еще одна очень важная и ответственная профессия – это  агроном.

 Агроном  отбирает сильные, здоровые зерна, решает, когда их сеять, когда собирать урожай, готовить поля для посевов, следит за тем чтобы во время были политы, чтобы соблюдался режим света и тепла . Решает, когда наступила пора сбора урожая.

Воспитатель: 

-Для чего он это делает? (чтобы был богатый урожай, чтобы у людей были продукты). 
- А вы хотели бы увидеть как работает агроном?

Воспитатель:

-И сейчас мы с вами отправимся в гости к агроному, в его лабораторию. Но для этого мы с вами должны надеть халаты и шапочки.

-Ребята, посмотрите перед вами на столе лежат карточки с изображением процесса появления овоща, но, к сожалению они все перепутались, давайте разложим их по порядку, что идёт за чем.

-Молодцы, давайте проверим, правильно ли вы разложили карточки. (Проверить правильность выполнения задания на экране)

агроном:

-Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть в моей лаборатории.

- А вы знаете почему мы с вами так одеты? как называется моя профессия?

- Ребята, а вы знаете в чём заключается работа агронома?

- Правильно, я отбираю сильные зерна, решаю, когда их сеять, когда собирать урожай, готовлю землю для посевов, обязательно слежу за поливом посаженных семян, чтобы им было тепло и обязательно слежу, чтобы солнышко хорошо  их освещало.

Агроном:

- Ребята, я знаю, как вы любите проводить разнообразные опыты, исследовать разные объекты.

-Посмотрите, на моём столе стоит всё необходимое для нашей работы (перечислить)

-А, что у нас лежит в центре стола?

Дети: Тыква.

Агроном:

-Посмотрите , а что находится внутри тыквы?

- Правильно.  У тыквы одна семечка или много?

Дети: Много.

Опыт№1

Агроном:

 - Какого цвета семечка?

Дети: Белая, жёлтая, есть сероватая.

Агроном:

  - Посмотрите семена одинаковые?

Дети: Нет. Есть семена большие и маленькие, темные и светлые, круглые, овальные и т.д.

Агроном:

- А какие семечки на ощупь? потрогайте, возьмите в руки.

-Какие семечки плоские или объёмные. Да, объёмные, как бочонки.

Агроном:

-Для чего мы рассматривали семена тыквы?

-Правильно, чтобы отобрать хорошие семена.

Опыт№2

Агроном:

-Для того чтобы убедиться что мы с вами отобрали хорошие семена, проведём ещё один опыт (с водой)

-Опускаем набухшие семена тыквы в  стаканы с водой.

-Что с ними происходит?

Дети: одни опустились на дно, другие нет.

-Как думаете, что это означает?

-Семена, которые опустились на дно пригодны для посадки, а которые всплыли – нет, потому что они внутри пустые (рассмотреть с детьми пустые семена)

Агроном:

-Мы отобрали самые сильные, хорошие семена. И такой отбор семян называется «селекция» (повторить вместе с детьми)

-  Мы посадим  отобранные семена в приготовленную плодородную почву.  

- Палочкой взрыхлим землю, сделаем небольшое углубление и  положим в нее горошинку (семена, замоченные за сутки до посадки).

- После этого присыпаем (закрываем) землей.

- Что нужно сделать, чтобы семена проросли?

Дети: Полить.

Но агроном работает не только в лаборатории, но и в поле.

Дидактическое упражнение «Какое поле?»

Как называются участки, где выращивают урожай ... поле.

Поле, на котором выращивают кукурузу, называется … кукурузное поле.

Поле, на котором выращивают пшеницу, называется … пшеничное поле.

Поле, на котором выращивают гречку, называется … гречишное поле.

Поле, на котором выращивают рис, называется … рисовое поле.

После работы в лаборатории агроном отправляется работать в поле, у него там тоже много обязанностей.

               Примерная  игровая обстановка

В одной половине групповой комнаты оборудуется механизированный двор, где стоят: трактора, комбайны, грузовые машины, плуги, сеялки. На территории двора располагается автомастерская, рядом с механизированным двором располагается зерносушилка, в другой половине находятся поля.

        Возможный вариант дальнейшего развития сюжета игры

Наступила осенняя пора, пришло время готовиться к уборке урожая. Директор фермерского хозяйства – набирает специалистов, он даёт распоряжение готовить технику к полевым работам.

Механики и помощники проверяют исправность техники, водители и трактористы едут на заправку, заправщица заправляет их топливом. Агроном даёт разнарядку кто едет, на какое поле. Трактористы пашут пары, комбайнёры убирают зерновые, водители отвозят зерно на зерносушилку, где взвешивают зерно, весовщица выдаёт талончики.

Для развития сюжета игры воспитатель может предложить следующие ситуации:

1.Пригласить водителей, комбайнёров, трактористов на обед.

2.Предложить прослушать в перерыв небольшой концерт.

3.В случае поломки техники, отбуксировать её в ремонтную мастерскую.

4.Заправить  привозным горючим технику  на полях .

Завершение игры

После уборки урожая и вспашки полей, вывозки зерна на зерносушильный комплекс, воспитатель предлагает устроить праздник урожая  «Золотистый колосок». Во время праздника воспитатель поздравляет всех с завершением уборки и отмечает самостоятельность, стремление довести игру до конца, подчёркивает умение общаться детей  в подгруппе, выделяет детей, которые творчески отнеслись к игре.



Предварительный просмотр:

Сценарный план сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Мы – животноводы»

Возрастная адресованность: 5-7 лет (старший дошкольный возраст)

Цель: формировать у детей активный интерес к сельскохозяйственным профессиям. Учить воспроизводить в игре профессиональную трудовую деятельность животноводов- доярка, скотник, пастух, телятница. Побуждать детей более широко и творчески использовать в игре знания об окружающем мире. Учить детей действовать в соответствии с замыслом, развивать навыки самоорганизации:  самостоятельно брать на себя роли и доводить игру до конца; пользоваться необходимым материалом, использовать игрушки заместители.

Совершенствовать  навыки культурного поведения, товарищеских взаимоотношений, умение действовать согласованно, считаться с интересами и мнением товарищей по игре.

Воспитывать  чувство признательности и  уважения к труду сельских тружеников, на плечах которых лежит не легкий труд, воспитывать интерес к этим профессиям.

Оборудование: Загон для скота, клетки, кормушки, поилки, корм, инвентарь по уходу за животными и доильные аппараты, спецодежда. картины  с изображением сельскохозяйственных профессий, напольное панно с изображением луга, реки, дорог;  транспортные игрушки –автобус, комбайн, молоковоз, трактор,  инструменты, животные - коровы, телята, доильный аппарат, загон  для животных, корм для животных – сено, зерно,  халаты, косынки, ведра, сумка ветврача с медикаментами, костюм коровы, теленка.

Предварительная работа: просмотр презентации «День в жизни животновода». Изучение животноводческой фермы: из чего ее строят, какие животные там живут, кто там работает – подробное изучение профессии доярки, ветврача, пастуха, шофера, повара. 

Рассматривание  картин; рисование  животных, транспорт; заучивание  стихов,  потешек;  беседы о домашних животных, о  сельскохозяйственном транспорте, о жизни людей на селе.

Развлечение «Пастух и коровы».

Работа с родителями – изготовление загона  для животных.

Раскрашивание самодельных коров, телят, панно луга.

Чтение художественных произведений

Роли:

Заведующий фермой- руководит работниками фермы.

Пастух-  занимаются выпасом стада. Собаки помогают пастухам.

Доярка-доит коров, следит за ними.

Скотник-ухаживает за животными, чистит загоны, заботится об их жилище, раздает корм.

Телятница-растит телят, кормит, ухаживает.

Ветеринар- это доктор, который лечит животных. Он знает, какие дать им лекарства, и при необходимости делает уколы.

Ход игры:

Добрый день ребята! Посмотрите, какой нам построили загон для коров и телят, и поилки сделали и кормушки.  А какие у нас красавицы – буренушки. В какую игру хотите играть?

Кто кем будет?

Что нужно для игры?

А где будет ферма, где будет пастбище, Где будут у вас пастись коровы?

  Пора их уже  кормить. Слышите,  мычат, молоко нам хотят давать. Давайте распределим профессии и начнем. Дети выбирают себе профессию, одеваются, берут необходимые инструменты.

Заведующий фермой (воспитатель) -Доярки, ведите своих деток в детский сад,  да приходите на  молочную ферму. Водитель автобуса, заводи автобус, вези мам с детьми в детский садик. Мамы одевают детей и  везут на автобусе в садик.

Заведующий фермой. Посмотрите, идет уборка урожая. У вас,  водители,  машины исправны? Пора ехать,  отгружать зерно. 

- Водители заправляют машины, накачивают колеса, ремонтируют, одни едут  отгружать  зерно от комбайнов, ссыпают на ток,  другие едут на сенокос за сеном и силосом животным.

Заведующий фермой.  Доярки, надевайте халаты, берите ведра,  доильные аппараты  идите доить коров.

- Посмотрите, как коровы мычат, значит много молока, надо быстрее доить.

 - Катя, как зовут твою корову?

девочка:   Зорька. Целое ведро дала мне молока!

Заведующий фермой. Погладьте своих коров, они любят ласку, сразу больше молока дадут. Сливайте в бидоны, считайте, сколько ведер надоите.  

 -Доярки  сливают молоко, считают,  сколько ведер надоили, рассказывают, как зовут их коров.

Маша.  Моя Милка дала тоже ведро молока.

Варя.  А моя Дочка дала чуть-чуть.

Заведующий фермой.  Саша, почему твоя корова дала так мало молока? Наверное, она заболела? Вызывай по телефону ветврача, пусть осмотрит ее.

Решение проблемной ситуации:

Корова не хочет давать молоко

А когда корова дает мало молока?

Когда за ней неправильно, плохо ухаживают.

Почему коровы дали много молока, потому что доярки были старательны.

Нужно вычистить стойла, помыть ведра и бидоны,корочкой угостить, ласково поговорить, подоить, молоко отправить.

Наблюдение: заметить устанавливают ли дети связи между своими ролями

Заготовил ли механизатор траву для коров, сам разложил в кормушки, или отдал дояркам

Много ли молока получили доярки, налили его в бидоны?

Провожал ли пастух коров на пастбище, играл ли на дудочке, показал где хорошая трава, не гонял ли коров.

Саша  вызывает  ветврача.

Ветврач.  Ваша корова ушибла ногу, сейчас сделаю укол и забинтую,  да надо проверить всех коров.(осматривает)

Заведующий фермой.  Не забудьте оставить маленьким телятам молока. Смотрите, как они мычат, наверное,  голодные.  Не забывайте  с ними разговаривать, ласкать  - все животные любят ласку, тогда они будут вас узнавать, бежать к своей хозяйке.

   несут молоко телятам, кормят их, чистят клетки.

Заведующий фермой.  Много молока надоили в утреннюю дойку!  Как вы думаете, почему?  

Доярки. Это  пастух хорошо их пас на лугу.

 Заведующий фермой.  Недаром говорят «У коровы молоко на языке» .

Заалела в небе зорька-

Началась на ферме дойка,

И в бидоны молока

Льется целая река.

Улыбается доярка:

Пейте вволю, мне не жалко.

 Заведующий фермой. Сегодня вечером пастух пригонит коров пораньше, приходите в 4 часа будете делать с ветврачом прививки коровам. А сейчас идите домой к детям.

Доярки   идут домой к своим дочкам, кормят их, гуляют, ходят в магазин, в больницу.

Заведующий фермой. Что надо вам, скотники, теперь делать?

Скотники . Надо раздать сено, силос, зерно коровам, почистить клетки.

Пастух .  А я погоню коров на луг, пусть там едят траву.

Ты, Буренушка, ступай,

В чистом поле погуляй,

А вернешься вечерком,

Нас напоишь молочком.

Заведующий фермой.

Прокричит впотьмах петух-

Просыпается пастух.

 

Пастуху с восходом надо

За деревню выгнать стадо.

Кто ему поможет тут?

Только дудочка  да кнут. 

Заведующий фермой. Водитель молоковоза, подъезжай,  считай  бидоны, вези в детский сад, школу, на молокозавод. Сколько бидонов?

Водитель. Три . Повезу в магазин, в детский сад детям, в больницу больным.

Заведующий фермой.  Что - то у тебя мотор стучит?

Водитель.  Надо срочно ехать в мастерскую, ремонтировать молоковоз, а то вечером не на чем везти молоко, и оно прокиснет.

Заведующий фермой. Почему, ты, Коля, меньше отгрузил сена?

Коля. У меня трактор  сломался, ладно вот Боря взял меня на прицеп, да притащил в мастерскую, там  мы с ним быстро отремонтировали мотор.

Заведующий фермой. Вот «дружба в делах помощница».

Заведующий фермой. Позвоню сейчас поварам, пусть везут на стан обед, время пришло обедать. Проверьте пока машины, заправьте, накачайте колеса. Много еще надо возить зерна, вон какой урожай хороший.

Повар.  Садитесь обедать, приятного аппетита.

Заведующий фермой.  Молодцы повара, вкусный обед приготовили, после вкусного обеда работа веселей пойдет.

- Водители едят, благодарят за обед.

Пастух  пригоняет коров с пастбища, загоняет  в клетку.

Доярки  приходят,  доят, поят телят. Делают коровам прививки,

Заведующий фермой.  Вот даже и не заметили, как ночь наступила, все работы заканчивайте,  идите по домам,  к своим деткам, они вас ждут, соскучились по вас.

«Дело сделал – гуляй смело», «Делу время – потехе час»  - так мудрые люди говорят о трудолюбивых людях.

Итог: Теперь можно и «посидеть рядком и поговорить ладком»

  - Расскажите, какие приключения произошли у вас на работе?

Ни кто не подвел в работе? Легко ли работать на ферме?

Трудная работа животноводов? Почему?

Пользуетесь ли вы результатами труда животноводов? Чем именно?   

Труд тружеников села всегда в почете, а кто не ленится работать, того награждают.

 Помочь детям осознать через игру понимание общественной значимости результатов труда для людей именно этой профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста. Тема: « Дни недели».

Методическая разработка.Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста.Тема: « Дни недели».Цель: Сформировать знание дней недели. Развивать такие качества, как организованность, точность, ...

Конспект игры для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие по морю»

    Задачи  руководства  игрой.  Способствовать  развитию  сюжетосложения  в  игре.  Закреплять  у  детей  умение  выстраив...

Конспект занятия с элементами театрализованной игры для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Рукавичка»

Конспект занятия с элементами театрализованной игры  для детей старшего дошкольного возраста.Тема: «Рукавичка»...

Сценарный план военно-спортивной игры для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей

Игра осуществляется в рамках сетевого проекта гражданской направленности, приуроченного Дню Победы 9мая....

Конспект занятия по ФЭМП с элементами квест-игры для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Проказы Вредины»

Математика по праву занимает большое значение в дошкольном образовании.Она оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления  и учит логике.Но мы  стремимся ориентироваться не на достигнуты...

Конспект квест-игры для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В поисках трезубца Посейдона»

Тема: «В поисках трезубца Посейдона».Возрастная группа: старшая.Цель: создание условий, способствующих закреплению у дошкольников представлений  о морских обитателях, воде и бережном ...