Методическая разработка консультации «Организация мини-музея, как одна из форм освоения основных направлений ФГОС в ДОУ»
консультация

Елеева Каламкас Киндегалиевна

Предлагаю разработку консультации, проведенную для педагогов  по теме " Организация мини-музея, как одна из форм освоения основных напрвлений ФГОС в ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация25.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад пос. Коминтерн»

Энгельсского муниципального района Саратовской области                   

Методическая разработка                                                                  консультации

«Организация мини-музея, как одна из форм                                              освоения основных направлений                                                              ФГОС в ДОУ»

                                                            Подготовила воспитатель:

Елеева Каламкас Киндегалиевна

Энгельс 2022 год

Консультация

 «Организация мини-музея, как одна из форм освоения основных направлений ФГОС в ДОУ»

Цель: формирование интереса педагогов к поиску новых методов и технологий в работе с воспитанниками и их родителями.                                                                                                                                    Задачи:

- Показать педагогам практическую значимость использования «музейной педагогики», как инновационной технологии для стимулирования познавательно-исследовательской активности и личностного воспитания детей, способ взаимодействия с родителями;

- Расширить представления педагогов о мини-музеях в ДОУ как форме организации развивающей предметно-пространственной среды;

- Познакомить педагогов с основными принципами, этапами создания мини-музея.

Предварительная работа: сбор материалов и экспонатов к мини-музеям «Татарские национальные костюмы», «Русская сторонка», «Казахский аул». 

Оборудование: ноутбук, экспонаты для создания мини-музеев, альбомные листы, маркеры.

 Ход практикума:

     Добрый день, уважаемые коллеги!                                                                                                                                                Всем нам известно, что в дошкольной педагогике в последнее время происходит ряд изменений. Новый стандарт диктует нам новые формы работы, новые приемы и методы, новые технологии и подходы к организации работы с детьми и родителями.

      И к предметно-развивающей образовательной среде ФГОС предъявляет определённые требования. Прежде всего и самое главное - предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении важна для ребёнка своей информативной функцией — каждый элемент несет определенные сведения об окружающем мире, т.е. она становится средством приобретения социального опыта.                                                                                                                                                Таким образом, ФГОС предписывает создавать условия для позитивной социализации и личностного развития каждого ребенка, а также развития у воспитанников инициативы и творческих способностей.

           Сегодня мы с Вами познакомимся с таким видом организации работы, как организация мини-музея в дошкольном образовательном учреждении.                                                                               

Тема консультации- практикума - «Организация мини-музея как одна из форм освоения основных направлений ФГОС в ДОУ»

Сначала я предлагаю поиграть в игру «Ассоциации». Будем передавать игрушку-матрёшку и называть слова, которые у вас ассоциируются со словом «музей».

  Музей - научное и научно-просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение и изучение памятников естественной истории, материальной и духовной культуры- первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества»

Как мы знаем, одним из основных принципов дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО является: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

Как раз одной из инновационных технологий в сфере личностного воспитания детей является музейная педагогика. Она создает условия погружения личности в специально-организованную предметно-пространственную среду.

Посещения музеев, выставок и организация собственных мини-музеев очень важны для расширения кругозора детей, открытия новых возможностей для самостоятельной исследовательской деятельности и к обучению в целом.

Таким образом, музейную педагогику можно рассматривать как технологию исследовательской деятельности.

Мы знаем, что в нашем городе несколько музеев: «Краеведческий музей», «Музей Л.А. Кассиля», «Музей Дальней Авиации» под открытым небом. Понятно, что не всегда и не у всех есть возможность посещать музеи. Дети, да и большинство взрослых посещали один, два музея. В этом случае на помощь приходит организация мини-музеев в дошкольном учреждении. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, поэтому собственно их и называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определённую ограниченность тематики.                                                                                                                                                             

А сейчас нам нужно понять, целесообразно ли создавать музей в группе детского сада. Ваши предположения коллеги. (Высказывание педагогов)

Цель создания мини-музеев – обогащение воспитательно - образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями; подготовка юного поколения к взрослой жизни через реализацию направления «музейная педагогика» и с помощью музейных средств, приобщение детей и их родителей к музейному искусству.

Организация мини-музея в ДОУ решает несколько задач:

  • Реализация положений ФГОС и образовательных программ дошкольного образования и дополнительных образовательных программ;
  • Формирование у дошкольников представлений о музее;
  • Обогащение воспитательно  - образовательного пространства новыми формами;
  • Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ;
  • Расширение кругозора дошкольников;
  • Социализация ребёнка;
  • Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
  • Формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
  • Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
  • Развитие творческого мышления и воображения;
  • Формирование активной жизненной позиции.

Итак, что же такое мини-музей? Мини-музей - особое, специально организованное пространство, часть предметно-пространственной среды группы для социализации и развития личности дошкольников, их приобщения к вечным ценностям, привития чувства патриотизма.

А основная задача педагога - помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

 

По своей тематике мини-музеи могут быть разнообразными: фольклорные, исторические, краеведческие, литературные, географические, природы, искусства и т.д.

При создании мини-музея необходимо учитывать следующие моменты:

- в мини-музее могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники и ценные экземпляры;

- каждый мини-музей отражает возраст детей, для которых он предназначен;

- небольшие размеры экспозиции;

- определенная ограниченность тематики;

- участие в их создании детей и родителей;

- в обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции.

- в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно.

- для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п.

Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

 Формы организации детской деятельности в мини-музее:

 -Игры (сюжетно-ролевые, дидактические)

-Организованная образовательная деятельность (экскурсии)

-Исследовательская деятельность

-Беседы, чтение художественной литературы

-Художественное творчество

- Музыкальная деятельность

Важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). Большое значение уделяется обзорным и тематическим экскурсиям, организации выставок. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Такая работа помогает решить следующие задачи:
- выявление творческих способностей детей;
- расширение представлений о содержании музейной культуры;
- развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
- создание условий для творческого общения и сотрудничества.

 

И организовывая эти виды деятельности с детьми, необходимо учитывать принципы, с учетом которых ведется работа мини-музея.

Принцип доступности: дети могут трогать экспонаты, изучать их, играть с ними;

Принцип интеграции . Музей — это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности, которые тесно связаны между собой. Содержание мини-музея, как правило, позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей и фольклором, природой и культурой и т. п.

Принцип деятельности и интерактивности напоминает о том, что мини-музей должен предоставлятьребенку возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу

Принцип природосообразности — при организации мини-музеев необходимо учитывать психофизиологические особенности детей разного возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка.

Принцип научности — экспонаты должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы, явления на доступном и одновременно научном уровне.

Принцип партнерства — мини-музей детского сада является результатом сотрудничества взрослых и детей.

Принцип культуросообразности предполагает, что мини-музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям

Принцип динамичности и вариативности. Мини-музей в детского сада периодически меняется — по тематике, экспонатам, содержанию уголков для самостоятельной и игровой деятельности и т. д.

Принцип разнообразия — независимо от темы мини-музея, его экспонаты должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам и

Принцип экологичности и безопасности. В оформлении мини-музея преобладают экологически безопасные для здоровья ребенка материалы, в том числе природного происхождения, и оформление мини-музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности дошкольника.

 Так же можно определить и правила поведения в мини-музее:

 Экспонаты в мини-музее разрешается трогать руками;

Экспонаты нужно возвращать на место и ставить красиво и аккуратно;

Экспонаты нельзя ломать и забирать домой;

Можно и нужно: задавать вопросы об экспонатах, составлять рассказы и сочинять истории;

Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами и творческими работами.

 Создание мини-музея можно разделить на несколько этапов:

1.Подготовительныйэтап
коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения.

2. Практический этап

непосредственное создание педагогами, детьми и их родителями мини-музеев: сбор экспонатов, их группировку, оформление; изготовление игр, макетов;

разработка тематики и содержаний экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях,

разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматриваются не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки;

выбор экскурсоводов.

3. Заключительный этап

подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОУ.

         Мини - музей - это «живой организм», где постоянно должна вестись поисковая работа.

Экспозиция должна расширяться, обновляться на основе новых материалов.

Понимая всю важность развивающей среды для развития личности ребенка, для его социализации, в наших группах организуются мини-музеи. В создании их принимают  участие и педагоги, и дети с родителями. Готовятся первые экспонаты мини-музеев «Татарские национальные костюмы», «Русская сторонка», «Казахский аул».

В результате использования мини-музеев в работе ДОУ дети приобщаются к культуре, приобретают интерес к настоящему музею, воспитывается у детей способность самостоятельно изучать окружающий мир.

Возникающий интерес у детей к посещению музея оказывает влияние на расширение их общего кругозора, желание узнать о других, существующих музеях.

Небольшой музей на территории ДОУ может стать началом большого пути человека в мир всемирной культуры, оказать влияние на формирование его личности, воспитать достойного гражданина.

           А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю перейти к практической части нашего семинара. Предлагаю вам разделиться на три группы, каждая творческая группа будет создавать свой мини-музей. Необходимо будет дать название мини-музею, определить к какой образовательной области по содержанию он относится, и предложить какие виды деятельности совместно с детьми можно организовать в вашем мини-музее.

Вам предлагаются различные экспонаты, все необходимые материалы. Пожалуйста, творите!

(Работа педагогов в подгруппах по созданию мини-музеев)

(Представление мини-музеев, созданных педагогами.)

 Итак, сегодня мы с Вами познакомились с организацией мини-музеев в дошкольном образовательном учреждении, научились их создавать. Надеюсь, что полученные знания, данную технологию Вы будете использовать при организации работы в детском саду.

А закончить наш семинар хочется словами Пабло Пикассо: «Дайте мне музей, и я заполню его».

Желаю удачи в заполнении Ваших мини-музеев! Всем спасибо!

 

Список литературы

  1. Полунина В.Н. Искусство и дети. М.: Просвещение, 1982. -191 с.
  2. Рыжова Н.А., Логинова Л.В. Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. -М.: Линка -Пресс, 2008.
  3. Тихонова О.Г. Особенности музейной работы с детьми дошкольного возраста, научно-методический журнал «Детский сад от А до Я, №6 2007г.
  4. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Организация мини-музея"

методическая разработка для воспитателей по работе в организации мини-музея...

Методическое пособие "Организация мини-музея в детском саду"

Данное методическое пособие предназначена для систематизации,  обобщения и обмена опытом по созданию мини-музея в дошкольных организациях.В пособие описан аллгоритм действий по организации мини-м...

Методическая разработка "Организация мини-музея "Наша малая Родина"

Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Без привития детям чувства патриотизма невозможно воспитать настоящего гражда...

Методическая разработка "Организация мини-музея "Космические дали"

Астрономия для детей – это область, стоящая на границе реального и сказочного мира. Звёздное небо вызывает у детей огромный интерес, побуждает изучать окружающий мир, космос, искать информа...

«Организация мини-музея в ДОУ. Особенности местоположения мини – музеев в ДОУ.»

Создание мини-музеев в детском саду  на сегодняшний день очень актуально. Это связано, во-первых, с тем, что мы живем в регионе, удаленном от культурных центров, где размещено большее количество ...

Тема: «Организация мини – музеев в ДОУ, как одна из форм взаимодействия с родителями дошкольников»

Мини-музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям...

Создание мини-музея в ДОУ – одна из форм патриотического воспитания

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач современного образования. Именно дошкольный возраст один из самых благоприятных периодов воспитания л...