«Нравственно-патриотическое воспитание средствами художественно-эстетической деятельности».
консультация (средняя группа)

Кирченко Надежда Николаевна

 

Актуальность проблемы нравственно-патриотического воспитания дошкольников  заключается в том, что современные дети мало знают о своей семье, родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskaya_4.docx23.35 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему :

«Нравственно-патриотическое воспитание средствами художественно-эстетической деятельности».

Воспитатель: Кирченко Н.Н

Нравственно-патриотическое воспитание средствами художественно-эстетической деятельности.

Актуальность проблемы нравственно-патриотического воспитания дошкольников  заключается в том, что современные дети мало знают о своей семье, родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.

На сегодняшний день материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

В соответствии с ФГОС ДО «Художественно-эстетическое развитие» предполагае

т развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие и реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной).  У детей. Музыка, литература, изобразительное искусств-_это тот комплекс мероприятий, которые наиболее близки и понятны детям дошкольного возраста.

Патриотическое воспитание детей  невозможно представить без художественной литературы .Устное народное творчество- богатейший материал для детей по патриотическому воспитанию, который включает в себя фольклор, народные сказки, прозу ,поэзию. Фольклор русского народа- важная часть национальной духовной культуры, который познают дети  с младшего возраста. Ребенок растет от колыбельных песен до былин .Привитие к традиционным ценностям начинается с семьи, домашнего воспитания .В младшем возрасте  используются -колыбельные, пестушки,  потешки, прибаутки, а в более старшем возрасте- поговорки, заклички, загадки, пословицы,. сказки. Сказка- благодарный и ничем незаменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка-это духовное богатство культуры. Именно в дошкольном возрасте ребенок проявляет тягу ко всему сказочному, чудесному. В сказке существует две  нравственные категории- добро и зло. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям морально- нравственные истины такие как:дружба, взаимовыручка, любовь к родителям . Рассказы, стихи о природе- так же являются частью формирования патриотического отношения к одному краю. Формирование  любви к природе начинается с увиденной красоты природы. Так же рассказы и стихи о В.О.В- являются составляюшей патриотического воспитания детей. Они знакомят детей с подвигами их бабушек и дедушек,с героическими поступками..

Знания, полученные детьми во время чтения и бесед закрепляются в творческой деятельности.(рисование, аппликация, лепка)

Содержание работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию средствами изобразительной деятельности строится следующим образом:

расширение и углубление опыта общения с миром искусства;

развитие художественно-эстетического восприятия;

формирование знаний, умений и навыков в изобразительно-творческой деятельности;

воспитание патриотических чувств, любви к Родине.

Среди видов изобразительного искусства, лепки, аппликации, рисования, рисование - одно из самых интересных занятий для детей дошкольного возраста: оно глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось.

Как правило, дети любят рисовать, получая возможность передать то, что их взволновало, что им понравилось, что вызвало у них интерес.

Во время продуктивной деятельности мы ориентируем детей на результат. Например ,дети понимают, что узор надо сделать красивым, чтобы порадовать маму или бабушку подарком к празднику 8 марта.

Большей частью дети создают рисунки по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, специально организованных наблюдений, о многом дети узнают из рассказов, из произведений художественной литературы.

Данную работу можно разбить на блоки:

Мой дом. Моя семья.

Мой детский сад.

Мое село.

Россия-родина моя.

Самый первый блок по патриотическому воспитанию в изодеятельности – это «Мой дом, Моя семья».

Это корни, связывающие ребенка с родным домом и ближайшим окружением.

В этом блоке можно провести сюжетно-ролевую игру «Семья», выучить стихи про семью, организовать праздники, развлечения . После чего нарисовать портреты членов семьи, дома, в котором ребенок живет, провести выставку рисунков. Совместно с родителями изготовить альбомы для группы «Моя семья», «Папа дома»,

Второй блок – это «Мой детский сад». Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, его территорией.

Целесообразно сначала познакомить детей с группой, в которую ходит ребенок. Для этого нужно организовать путешествие по группе с загадками, с различными заданиями, рассказом воспитателя о группе.

Затем можно организовать экскурсии по детскому саду. Где ребята познакомятся с медицинским кабинетом, кухней, прачечной, музыкальным залом, кабинетом заведующий. В ходе экскурсии дети познакомятся с людьми, которые там работают. Когда дети вернуться в группу можно предложить им изобразить на листе бумаги с помощью красок, что ему больше всего понравилось во всем саду. Попросить передать свои впечатления,, о нарисованном. Оформить выставку..

Дальше работу можно продолжить, в совместной деятельности с родителями, изготовить альбомы «Мой детский сад», «Моя группа»., «Сделаем скворечник».

Третий блок - это «Мое село», «Россия-родина моя».

Работа по воспитанию любви к родному селу следует начать с бесед. Затем ребятам можно предложить показ презентации «Мое село», где можно увидеть основные здания, парки, игровые площадки, памятники нашего села. Провести беседу с детьми, где они были, что больше всего им нравиться в нашем селе, почему ?Расширять представления детей о городах России, знакомить детей с символами государства(герб, флаг ,гимн), с традициями русского народа.. Итогом этого может быть выставка детских работ.

После всей проделанной работы совместно с родителями можно организовать  развлечения, спортивные досуги.

Такая последовательность при ознакомлении дошкольников с родным краем, страной соответствует одному из основных дидактических принципов - от простого к сложному - и даст хорошие результаты.

Вся работа, направленная на воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников по средствам художественной литературы, изобразительной деятельности должна быть построена на взаимодействии педагога с детьми, с   родителями, а так же тесно связана с музыкальным , физкультурным руководителем.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами художественно-эстетической деятельности способствует формированию у воспитанников высокой духовной нравственности с активной жизненной позицией .развивает интерес к традициям родного края ,страны ,учит заботливому отношению к родным и близким людям, к природе, воспитывает потребность к творческому труду.

                                                             Доброе 2022


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста....

«Воспитание у дошкольников нравственных качеств средствами художественно-эстетической деятельности»

Участие дошкольников в разных видах художественно-эстетической деятельности формирует способность чувствовать, понимать, оценивать....

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Дошкольный возраст - это период, когда творческая деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е., увлекая ребенка в сказочн...

Эстетическое воспитание старших дошкольников средствами художественно-эстетической деятельности .

             Эстетическое воспитание старших дошкольников средствами художественно-эстетической деятельности  происходит с первых шагов маленького челове...

Семинар- практикум для педагогов "Воспитание нравственно-патриотических качеств по средством интеграции видов деятельности

Семинар — практикум для педагогов  "Воспитание нравственно-патриотических качеств по средством интеграции видов деятельности".Цель:Повышение психолого-педагогической компетен...