Деловая игра "Взаимодействие дошкольной организации с родителями воспитанников"
методическая разработка

Юркина Виктория Викторовна

Тема этой игры «Взаимодействие дошкольной организации с родителями воспитанников». Игра ориентирована на выработку стратегий эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, направленного на поиск новых форм взаимодействия с родителями и профилактику конфликтных ситуаций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра

 «Взаимодействие дошкольной организации с родителями воспитанников»

Цель игры: поиск современных форм взаимодействия с родителями.

Задачи:

  • Развитие коммуникативных навыков педагогов для полноценного взаимодействия с родителями.
  • Профилактика конфликтных ситуаций во взаимодействии с родителями.
  • Изучение нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.

Время проведения: 1,5 часа.

Ведущий: старший воспитатель.

Участники: педагоги ДОУ.

Материалы и инструменты: два стола, стулья, листы белой бумаги, ручки, карточки двух цветов (красные с вопросом), стенд для демонстрации рабочего материала, кирпичики разных цветов, фломастеры.

Сценарий деловой игры.

1 часть. Подготовительная.

Знакомство с темой и проблемой.

Ведущий. Уважаемые коллеги!

Предлагаем Вам принять участие в деловой игре. Тема этой игры «Взаимодействие дошкольной организации с родителями воспитанников». Игра ориентирована на выработку стратегий эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, направленного на поиск новых форм взаимодействия с родителями и профилактику конфликтных ситуаций. Попрошу вас разделиться на две команды. Каждая команда выберет лидера, который будет выступать от всей группы. Лидер выбирает секретаря, который будет записывать идеи группы.    

2 часть. Актуализация проблемы.

Ведущий. На современном этапе детский сад превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями. Воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребенку приобрести необходимые личностные качества и развить способности. Для выполнения всех задач, важно, на ряду с традиционными формами взаимодействия с родителями находить новые, современные формы.

Качество современного педагога, способствующее активному взаимодействий с родителями. 

Ведущий. Предлагаю каждой команде взять кирпичики. Написать на кирпичике фломастером качество современного педагога, которое будет способствовать активному взаимодействию с родителями. Из кирпичиков построить «башню». Команда, у которой башня будет выше - победила. На задание дается 10 мин.

Обсуждение итогов задания. Каждое качество педагога подтверждается примерами.

Решение педагогических ситуаций. 

Ведущий. Каждая команда берет карточки двух цветов: синие и красные. На красной карточке описана конфликтная ситуация во взаимоотношении с родителями. На синей карточке команда описывает решение конфликтной ситуации. На выполнение 10 мин.

Обсуждение ответов команд.

Изучение традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия с родителями. Ведущий. Командам предлагается разделить лист пополам и написать в левой колонке традиционные формы взаимодействия с родителями, а в правой колонке - нетрадиционные. На задание дается 15 мин.

Обсуждение ответов.

3 часть. Формирование понятий «взаимодействие, партнерство, сотрудничество»

Ведущий. Напишите, пожалуйста, определение слов: «взаимодействие, партнерство, содружество», так, как вы это понимаете. Время 7 мин.

Каждый участник предлагает свой ответ. Обсуждение.

Ведущий. Деловая игра подходит к концу. Внимательно проанализируйте все то, что предложили ваши коллеги. Все педагоги заинтересованы в полноценном взаимодействии с родителями.  Однако, этот процесс не может быть односторонним. Успех зависит во многом от степени взаимодействия всех.

4 часть. Заключительная.

Ведущий предлагает участникам деловой игры высказаться: что понравилось, что в процессе игры вызвало трудности, какие эмоции вызвала эта игра?

Ведущий собирает листочки с ответами участников, для дальнейшего анализа.

Приложение.

Качества педагога, нацеленного на взаимодействие с родителями:

  • Компетентность.
  • Профессионализм.
  • Инициативность.
  • Креативность.
  • Умеющий мотивировать.
  • Доброжелательный.
  • Открытый.
  • Заинтересованный.

 Решение педагогических ситуаций.

Педагогам предлагается конфликтная ситуация с родителем. Задача воспитателя разрешить конфликт.

Ситуация 1

Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях, и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя — он "получает за это деньги".

Вариант решения ситуации: конечно, очень хорошо, когда родители и воспитатели действуют в одном направлении с целью развития ребенка. Но бывают семьи, где родители, по разным причинам, не хотят (или не могут) заниматься с ребенком сами. Если дошкольник из такой семьи воспитывается в вашей группе, необходимо по возможности уделять ему больше внимания.

Данный конфликт невозможно решить путем конфронтации, ведь заставить маму заниматься с ребенком нельзя. В данном случае лучше уклониться от конфликта. Это поможет сохранить достоинство воспитателя как профессионала. Очень важно не поддерживать навязываемый родителем резкий тон общения. Лучше попытаться косвенно побудить маму к занятиям с ребенком. Можно подготовить совместно со старшим воспитателем и педагогом-психологом стенд или ширму об организации занятий и игр дома для последующего размещения рекомендаций по темам, конкретных игр, заданий.

Ситуация 2

Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, и обвиняют педагога, что он плохо следит за детьми. Воспитатель предлагает родителям всю прогулку держать их ребенка за руку.

Вариант решения ситуации: если предложение педагога сделано в шутливой форме, возможно, это хороший выход из данной ситуации. Ведь юмор — прекрасное средство снятия психологического напряжения. Но тут же постарайтесь доброжелательно объяснить родителям, как важно ребенку "наиграться", что ограничение движений он воспринимает как наказание, а для детского сада больше подойдет одежда попроще. Но все же задумайтесь над словами родителей, возможно, "нет дыма без огня".

Ситуация 3

Ребенок, приходя домой из детского сада, жалуется на то, что с ним не хотят играть дети в группе. Родители поинтересовались, с чем это связано. Воспитатель, наблюдая за ребенком, приобщая его к совместным играм с другими детьми, заметил, что он все время хочет быть на первых ролях. Всем играющим говорит, что они в игре жульничают, играют не по правилам, делает всем множество замечаний. В ответ на это дети отказываются с ним играть. Педагог заметил также, что в большинстве случаев воспитанник не прав, проанализировал его претензии по отношению к другим детям. Ребенок с выводами воспитателя согласился.

Вариант решения ситуации: Демонстративные дети часто страдают от трудностей в общении. У них недостаточно развита произвольность поведения. Для решения данной проблемы педагогу необходимо участвовать во всех играх детей, строго следя за выполнением правил, поощряя играющих добрыми словами, похвалой.

Дополнительную помощь в решении проблемы может оказать педагог-психолог детского сада, организовав специальные коммуникативные игры.

Ситуация 4

Родитель не доволен, рассержен на педагога, за то, что его ребенок был наказан и лишен возможности играть с другими детьми. Как вы себя поведете в общении с родителем?

Вариант решения ситуации:

- показать собеседнику свое уважение к нему, отметив в слух факт существования раздражения, гнева («Я вижу, вы рассержены») и дать ему возможность высказаться;

- настойчиво обозначить границы, установить их («Я вижу, вы рассержены, однако выслушаю вас, но слушать брань, оскорбления я не готова и не стану») ;

- исходя из ситуации сделать необходимое, зависящее от вас решение, в том числе предложить партнеру по общению такие действия, которые помогли бы ему справиться с собственным состоянием (предложить сесть, выпить воды и др.) ;

- избегать скоропалительных выводов типа «Вечно у вас так», Все время вы так» и т. п. ;

- встретиться с родителем, который был в рассерженном состоянии на следующий день, ведь большинство из нас нуждается в подтверждении, что отношения восстановлены или не пострадали.

Дополнительные ситуации:

Ситуация 5

Во время сборов на прогулку один из воспитанников вдруг вынул из кармана пальто записку, адресованную воспитателю группы, с просьбой матери не закаливать её ребёнка после дневного сна. Причина не указывалась. Вы выполнили бы просьбу родителя? Какими будут Ваши действия в дальнейшем?

Ситуация 6

Воспитатель решил поговорить с матерью пятилетнего ребёнка по поводу драчливости мальчика. Как Вы начнёте беседу?

Ситуация 7

Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?

Ситуация 8

Днём к детскому саду подъехала машина с песком для детских песочниц. Песок сгрузили на асфальт недалеко от входа. "Вечером попросите родителей перенести песок",- предложила заведующая педагогам. Как вы будете просить родителей о помощи? А если они станут отказываться, какими будут Ваши действия?

Изучение традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.

Традиционные:

  • Дни открытых дверей.
  • Экскурсия по ДОУ.
  • Участие в создании развивающей среды.
  • Сайт ДОУ.
  • Родительские уголки и информационные стенды.
  • Анкетирование.
  • Родительские собрания.
  • Конкурсы.
  • Праздники, досуги, развлечения.
  • Консультирование.

Нетрадиционные:

  • Взаимодействие Ват сап, Вебер, инстаграм, Телеграмм.
  • Мастер – классы.
  • Современные прогулки, экскурсии.
  • Фотовыставки, фотомонтажи.
  • Выпуск семейных газет и плакатов.
  • Круглый стол.
  • Проведение тренинга деловой игры.
  • Презентации.
  • Почта доверия.
  • Брошюры, листовки. Буклеты.
  • Выставки семейных реликвий.

Формирование понятий «взаимодействие, партнерство, сотрудничество»

Взаимодействие – это целостная система: семья – ребенок – педагог, в которой каждый участник, является равноправным субъектом общения, функционально-ролевая сторона личности.

Партнерство – Это форма организации деятельности сторон, создана на основе взаимодоговоренностей, включающих права, обязанности, ответственности (на основании договора).

Сотрудничество – это комплекс взаимовыгодных отношений нескольких субъектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование системы работы педагогов дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО

Создание  системы работы педагогов дошкольной образовательной организации с родителями в условиях реализации ФГОС ДО...

Деловая игра "Общение педагога с родителями воспитанников ".

Деловая игра "Общение педагога с родителями воспитанников "....

Семинар-практикум по взаимодействию дошкольной образовательной организации и родителей воспитанников «Шаги на встречу».

Нормативные документы дошкольного образования нацеливают нас на работу с родителями «на основе сотрудничества, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность...

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

В статье раскрыта модель организации социального партнерства дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников. Предложена структура модели, партнерства дошкольной образовательной орга...

«Социальное партнерство дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников в современных условиях развития системы дошкольного образования »

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входя...