Проект на тему: «Развитие мелкой моторики детей младшей группы»
проект (младшая группа)

Беликова Кристина Михайловна

Современные дети очень часто имеют проблемы в речевом развитии. Ученые – нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_razvitie_melkoy_motoriki.docx27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №5 «Берёзка» г. Белогорска Республики Крым

Проект на тему:

«Развитие мелкой моторики детей младшей группы»

        Воспитатель: БЕЛИКОВА К.М.

г. Белогорск, 2022 г.

Актуальность проекта:

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»

                                                                                            В. А. Сухомлинский

        Современные дети очень часто имеют проблемы в речевом развитии. Ученые – нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность.

        Значение развития мелкой моторики:

1. Повышают тонус коры головного мозга.

2. Развивают речевые центры коры головного мозга.

3. Стимулируют развитие речи ребенка.

4. Согласовывают работу понятийного и двигательного центров речи.

5. Способствуют улучшению артикуляционной моторики.

6. Развивают чувство ритма и координацию движений.

7. Подготавливают руку к письму.

8. Поднимают настроение ребенка.

        

        Л.В.        Фомина на основе проведенных опытов и обследований большого количества детей выявила следующую закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие; хотя общая моторика при этом может быть в норме и даже выше нормы.

        Чтобы исправить речевое нарушение, нужно вести целенаправленную работу по развитию мелкой моторики. Такая работа ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь, и способствует не только становлению речи, но и устранению дефектов речи. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Таким образом, актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими

особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира, стимулирует мыслительные процессы и способствует речевому развитию.

Проблема: развитие речи у большинства детей группы не соответствует норме.

Цель проекта:

Создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Задачи проекта:

• совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой

моторики;

• развивать мелкую моторику пальцев рук у детей младшего возраста через

использование разнообразных форм, методов и приемов;

• развивать способности координированной работы рук со зрительным

восприятием;

• развивать эмоциональную отзывчивость;

• развивать коммуникативно-речевые  навыки.

Предполагаемые итоги проекта:

• развитие познавательной активности, любознательности, стремления к

самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных

способностей и речи ребенка;

• пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания

включаться в творческую деятельность.

• развитие речи ребенка; употребление в речи наиболее сложных

предложений; появление в речевом словаре новых слов.

Формы работы с детьми:

Пальчиковые игры, дидактические игры, пальчиковый театр,

нетрадиционные формы рисования, лепка, массаж пальцев и кистей рук.

Формы работы с родителями:

Беседы, консультации, анкетирование.

Используемый материал:

дидактические игры; пальчиковые игры; пластилин и шаблоны для пластилинографии; бумага, клей и шаблоны для обрывной аппликации; массажные мячики; сортеры; шнуровки; пальчиковый театр.

1 этап.

1неделя- организационно - подготовительный: изучение проблемы;

  • Разработка модели взаимодействия взрослых и детей.
  • Донести до участников проекта важность данной проблемы.
  • Разработка картотек пальчиковых игр, гимнастики по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста.
  • Подбор материалов.
  • Привлечение родителей к обогащению развивающей предметно-пространственной среды по развитию мелкой моторику у детей нашей группы.

Основные методы: беседы, наблюдение, опросы.

2 этап. Основной – практический- 2 недели.

Осуществление проекта:

• Массаж рук с помощью массажных мячиков.

• Упражнения пальчиковой гимнастики.

• Художественное творчество (пластилинография, лепка, обрывная аппликация, нетрадиционные техники рисования.)

• Проведение дидактических игр и пальчиковых игр.

• Консультации для родителей.

• Пальчиковый театр.

3 этап.

• Анализ результатов проделанной работы, выставка детских работ.

• Создание альбома фото-отчёта, презентации по реализации проекта.

План мероприятий по реализации проекта:

1 этап: 

Разработка модели взаимодействия взрослых и детей;

Анкетирование «Что такое мелкая моторика?». Донести до участников проекта важность данной проблемы. Выяснить у родителей знают ли они, что такое мелкая моторика; как можно ее развивать; развивают ли они с детьми мелкую моторику и др.

Наблюдения за детьми в течение дня (Режимные моменты).

Выявить уровень сформированности речевой активности.

Составление картотек пальчиковых игр, гимнастики, дидактических игр по развитию мелкой моторики.

Срок: 1 – 2  неделя.

2 этап:

  1. Консультация для родителей: «Значение мелкой моторики в развитии ребёнка»
  2. Беседа с родителями на тему: «Развитие мелкой моторики рук, как одно из эффективных средств формирования речи». Донести до участников проекта важность данной проблемы.
  3. Массаж рук с помощью массажных мячиков (ежедневно). Речевое сопровождение, способствует развитию артикуляционного аппарата, пополнение словаря ребенка глаголами.
  4. Пальчиковые игры: «Замок», «Птичка», «Этот пальчик дедушка», «Зайка» (ежедневно в режимных моментах). 

Упражнения пальчиковой гимнастики «Червячки», «Паучок», «Змейка», «Птичка» (ежедневно).

Развитие артикуляционного аппарата, развитие психических процессов (памяти, воображения, мышления).

  1. Лепка «Вот ежик, ни головы, ни ножек». 

           Аппликация «Осенние листики кружат»

           Пластилинография: «Улитка», «Петушок», «Рыбка», «Зонтик», «Ёжик», «Белочка», «Осеннее дерево», «Осенний лес» (1 раз в неделю).

           Пальчиковое рисование «Осенние листочки летят».

           Рисование ватными палочками «Дождик».

            Рисование на манной крупе (1 раз в неделю)

Развитие психических процессов (памяти, воображения, мышления), воспитывается желание использовать в речи средства интонационной выразительности, развивается умение чистого произношения звуков (при многократном повторении). Обогащение речи детей глаголами, прилагательными, речевыми оборотами, применение синонимов, антонимов. Формирование связной описательной речи.

  1. Игры с прищепками, сортеры, шнуровки (ежедневно.) Развитие психических процессов, активация словаря детей. Обогащение речи детей глаголами, прилагательными, речевыми оборотами.
  2. Д/и «Сортируем фасоль» (1 раз в неделю). Развитие психических процессов, активация словаря детей. Обогащение речи детей глаголами, прилагательными, речевыми оборотами.
  3. Д. и. «Чудесный мешочек» (1 раз в неделю). Развитие психических процессов, активация словаря детей. Обогащение речи детей глаголами, прилагательными, речевыми оборотами.
  4. Пальчиковый театр «Теремок», «Три медведя» (1 раз в неделю). Развитие психических процессов (памяти, воображения, мышления), воспитывается желание использовать в речи средства интонационной выразительности, развивается умение чистого произношения звуков (при многократном повторении).

3 этап:

Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации

проекта; выставка детских работ.

Результаты реализации проекта:

  • У детей сформированы представления и знания о форме, цвете, величине предметов, положении их в пространстве;
  • У детей развиты умения и навыки обследовать предметы, тактильное восприятие.
  • Дети способны группировать и дифференцировать предметы по определённому признаку.
  • Улучшения качества и «количества» речи у детей младшей группы.
  • У родителей сформировано осознанное отношение в необходимости развития сенсорных способностей детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая тема: «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста по средствам использования элементов нетрадиционных техник в аппликации»

1.                Выявить особенности использования элементов нетрадиционных техник в аппликации у детей младшего дошко...

Перспективный план работы по самообразованию на тему:«Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

Сегодня одна из важных характеристик профессиональной компетентности воспитателя детского сада — это его потребность в самообразовании, стремление к профессиональному росту. Осознание собственно...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников младшей группы»

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников младшей группы»...

Проект «Ловкие пальчики. Развитие мелкой моторики» (вторая младшая группа)

В данном проекте предложен план работы с детьми на развитие мелкой моторики, что ведет за собой развитие речи, координацию кистей рук, развитие головного мозга....

Проект на тему « Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»

Целенаправленная работа по формированию тонких движений пальцев рук с целью развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста....

Самообразование по теме: Развитие мелкой моторики детей младшей группы дошкольного возраста через продуктивную деятельность

Материал может быть полезен для воспитателей группы общеобразовательной направленности...