ИГРОВОЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ПЕВЧЕСКОГО ДЫХАНИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Обрывина Ирина Вячеславовна

ИГРОВОЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ПЕВЧЕСКОГО ДЫХАНИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ  ГРУППЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_na_konkurs.docx22.81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ИГРОВОЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ПЕВЧЕСКОГО ДЫХАНИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ  ГРУППЕ

Обрывина Ирина Вячеславовна

МБДОУ «Детский сад № 109»

Г.Дзержинск Нижегородская обл.

MASELLLL@yandex.ru

Введение

Пение является важным видом музыкально-исполнительской деятельности в системе музыкально эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

       Правильно организованный процесс певческой деятельности задействует целый спектр личностных качеств ребёнка и способствует развитию его музыкальных способностей.

Несмотря на существующие теоретические исследования, а также наличие уникального практического опыта в этом направлении, некоторые стороны обучения дошкольников певческим навыкам изучены недостаточно. Поэтому возникла необходимость в  устранение определенного противоречия между:

  • научными данными, констатирующими необходимость и возможность формирования певческого дыхания у детей старшего дошкольного возраста и недостаточного исследования  данной проблемы;
  • наличием определенного интереса педагогов  к развитию певческого дыхания в процессе пения у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора и отсутствием научно-методических рекомендаций по созданию педагогических условий для формирования правильного певческого дыхания у детей старшего дошкольного возраста.

      В соответствии с выделенной проблемой, объектом и предметом исследования была сформулирована гипотеза: что формирование навыков хорошего певческого дыхания у старших дошкольников может проходить успешно при определенных педагогических условиях:

· опоре на психофизиологические особенности певческого развития детей старшего дошкольного возраста.

· разработке методики поэтапного формирования навыков правильного певческого дыхания в процессе певческой деятельности.

· отборе и применении методов и приемов, направленных на формирование навыков певческого дыхания у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального игрового фольклора.

· разработке специальных игровых упражнений и адаптации уже имеющихся певческих упражнений на основе игрового фольклора, способствующих развитию грамотного певческого дыхания у детей.

Были поставлены такие задачи:

1. Изучение теоретических основ проблемы развития навыков правильного певческого дыхания у детей старшего дошкольного возраста.

2. Выявление начального уровня развития навыков грамотного певческого дыхания у ребят старшего дошкольного возраста в процессе певческой деятельности.

3.Выявление педагогических условий и разработка методики формирования  певческого дыхания воспитанников старшего дошкольного возраста в процессе певческой деятельности и проверка её эффективности, ведь дыхание в пении является одним из важных компонентов пения, его основой. Правильное певческое дыхание состоит из взаимосвязи отдельных элементов, главные из которых: певческая установка;

  • глубокий вдох, но умеренный по объему при помощи нижних ребер в момент задержки дыхания;
  • фонационный выдох постепенный, экономный выдох;
  • умение регулировать подачу звука.

Певческое дыхание слагается из фазы вдоха и выдохано определенно отличается от обычного дыхания.

Пение тесно связано с физическим развитием ребёнка. Существует певческая установка (поза ребёнка во время пения) - ребёнку нужно постоянно напоминать, что сидеть нужно на стуле прямо, ровно держать спину, не сутулясь.

Методы и приемы развития правильного певческого дыхания у детей старшего дошкольного возраста

Методика работы над дыханием опиралась на современные концепции в работах А. Стрельниковой,Б. Асафьева, В. Емельянова, Г. Стуловой, К. Орфа, Г. Струве, К. Тарасовой.

На первом этапе: прогностическом, где педагог должен объяснить ребёнку насколько это важно в пении правильное диафрагмально-рёберное дыхание и провести беседу с детьми о пользе и вреде неправильного дыхания в пении, а также в жизни человека.

На втором этапе: деятельностном, это когда дети осваивают способы упражнений и дыхательных гимнастик, основанном на систематическом и последовательном применении разработанной серии дыхательных упражнений и практическом освоении их детьми на музыкальных занятиях. На этом этапе используется метод «подражание», а в качестве контроля выступает собственная ладошка ребёнка, контролирующая задержку дыхания в нижне-рёберном отделе грудной клетки. Воспитанник  смотрит, затем выполняет упражнение под контролем музыкального руководителя. Очень часто ребята при вдохе поднимают плечи, здесь особое внимание следует уделить упражнениям по дифференциации носового, ротового вдоха и выдоха. Эти упражнения хорошо тренируют ритм речевого дыхания. Например: вдох и выдох через рот; вдох через нос, выдох через рот; вдох два раза через нос, выдох два раза через рот.

Все эти  упражнения повторяются на каждом занятии. После серии подготовительных упражнений начинается тренировка отдельных звуков, а уже мотом  слов и фраз. Упражнения выполняются сначала без музыкального аккомпанемента, дети проговаривают звуки, слова, фразы.

На третьем этапе: аналитико-рефлексивном, предполагает свободное использование воспитанниками сформированных в процессе обучения на 1 и 2 этапах навыков певческого дыхания в процессе исполнения знакомых песен. Навык грамотного певческого дыхания закрепляется в процессе самого пения.

На первом этапе работы с песней очень важно подбирать репертуар с учётом развития навыка экономного распределения дыхания. Начинать нужно с коротких песен, попевок и уже потом потихоньку переходить к более сложному репертуару и в этом большим помощником является игровой музыкальный фольклор.

Деятельностный этап  по формированию навыков правильного певческого дыхания у детей старшего дошкольного возраста

Выявление первоначального уровня развития правильного певческого дыхания у детей старшего дошкольного возраста

На основании проанализированной психолого-педагогической литературы и сделанных определенных выводов, были  поставлены  следующие задачи:

1.Выявить исходный уровень развития грамотного певческого дыхания у детей старшего дошкольного возраста.

2. Выявить  критерии и уровни сформированности навыков  певческого дыхания у детей старшего дошкольного возраста.

3. Сопоставить уровни сформированности навыков правильного певческого дыхания у детей.

Методика формирования навыков правильного певческого дыхания у детей старшего дошкольного возраста

Целью деятельностного этапа - явилось формирование навыков грамотного певческого дыхания у детей старшего дошкольного возраста путем применения методики, основанной на поэтапном применении серии дыхательных упражнений, направленных на:

1.Формирование навыка правильного вдоха перед началом пения. 2.Формирование навыка правильно расходовать дыхание в процессе пения. 3.Формирование навыка правильной подачи певческого звука.

Методика формирования навыков грамотного певческого дыхания была направлена на овладение детьми: правильным вдохом перед началом пения, навыком постепенного расходования дыхания, навыком правильной подачи певческого звука. Обучение включало 3 этапа:

Первый этап - ознакомительный - освоение ребятами специально подобранных упражнений и дидактических игр на выработку навыков правильного певческого дыхания (упражнения «Цветочек», «Нюхаем воздух», «Бегемотик», «Шаги», «Лабиринт»; дидактическая игра « Бабочка»).

На этом этапе использовались следующие методы - наглядность (графические таблицы), словесный (пояснение, разъяснение); практический показ.

Педагог воспроизводил показ правильного выполнения дыхательных упражнений. При этом объясняла воспитанникам насколько важно при пении уметь правильно брать дыхание, которое может в будущем способствовать успешному овладению выразительным пением. Ребята знакомились с показанными упражнениями и повторяли вслед за педагогом.

Второй этап формирующий - основан на систематическом и последовательном применении разработанной серии дыхательных упражнений и практическом освоении их детьми в процессе музыкальных занятий. Детям предлагались: упражнение «Кошка», «дидактическая игра «Лабиринт», «Нюхаем цветок», упражнение «Зеркало», направленные на постепенное расходование дыхания, а также правильную подачу певческого звука. Потом эти навыки отрабатывались на певческом репертуаре: русская народная песня «Во поле берёза стояла», муз. Ан. Александрова «К нам гости пришли», русская народная песня «Три синички», «Петушок».

На втором этапе у воспитанников закреплялся навык грамотного певческого дыхания. Он доводился до автоматизма, а потом использовался в пении. При этом обращала внимание на правильное использование навыка.

В качестве методов обучения использовались: практический показ, наглядность (дидактические игры), разъяснения, словесные пояснения, пение попевок и песен.

Третий этап - заключительный. На этом этапе предполагалось свободное использование воспитанниками сформированных в процессе обучения на предыдущих этапах навыков певческого дыхания в процессе исполнения уже освоенных песен.

Для этого было проведено развлечение «Праздник русской берёзки», где все ребята  должны были продемонстрировать навыки правильного дыхания.

Серия дыхательных упражнений складывалась из опыта длительной  работы в детском саду. При этом опора осуществлялась   на определенные  традиционные упражнения, апробированные в широкой практике работы с детьми, например:

  • упражнения, разработанные А.Н. Стрельниковой и адаптированные с учетом доступности воспитанникам старшего дошкольного возраста;
  • подбор музыкального репертуара, в котором преобладали песни, попевки, построенные на коротких музыкальных фразах. Это русские народные песни: «Петушок», «Во поле берёза стояла» и др.;  «Три синички» русская народная песня, «К нам гости пришли» Ан. Александрова. Дыхательные упражнения использовались и в  процессе выполнения дыхательной гимнастики, которая была включена на каждом музыкальном занятии. 

Комплекс дыхательной гимнастики включал такие  упражнения: короткий вдох через нос и длинный медленный выдох. При каждом повторении выдох удлинялся, таким образом, велась работа над расширением возможности диафрагмы:

  • Короткий вдох через нос, при котором  выдвигались стенки живота вперёд и активировались мышцы спины. На выдохе шел  счет для увеличения постепенного расходования дыхания.
  • Короткий и глубокий вдох через нос и задержка дыхания при выдвижении стенки живота, затем по руке педагога мягко воспроизводили звук высоты, доступной для детей старшего дошкольного возраста. Первоначально воспроизводились звуки, которые длились 2- 3 секунды, а потом время увеличивалось до 10 секунд.

Выявление эффективности  формирования навыков правильного певческого дыхания у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального игрового фольклора

         С этой целью была проведена повторная диагностика уровня сформированности правильного певческого дыхания у детей старшего дошкольного возраста и это позволило сравнить результаты, полученные на начальном этапе и на этапе заключительного среза. Сравнительный результат проводился в мае  2022 года. Его целью являлось выяснение эффективности педагогических условий и методики обучения.

Полученные результаты уровня сформированности правильного певческого дыхания показали, что на заключительном этапе формирования по всем показателям результаты в значительной степени превышают результаты сделанные на прогностическом этапе.

Это позволяет говорить о положительной динамике в формировании навыков правильного певческого дыхания обучающихся с помощью разработанной нами серии дыхательных и певческих упражнений, по сравнению с теми детьми, которые продолжали обучаться традиционно. Следовательно, можно с уверенностью говорить об эффективности применяемой методики формирования навыков правильного певческого дыхания у детей старшего дошкольного возраста.

Использованная литература:

Материалы из периодических изданий

1. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса» 2003г.

2. Даймедина И.П. Поиграем, малыши - М., Просвещение, 1992

3. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада.-М.: Просвещение, 1988.

4. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.

5. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое пособие для развития певческого дыхания "Осеннее дерево"

Для выполнения дыхательных упражнений я использую игровые пособия, сделанные своими руками. Одно из них – «Осеннее дерево». Данное пособие помогает научить ребёнка делать длительный ...

Игровое распевание как технология для формирования и развития певческого голоса детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст - самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Как же настроить такой хрупкий, тонкий музыкальный инструмент - детский голос?  Как правило, детям о...