Развитие мелкой моторики на музыкальных занятиях
статья

Наталья Владимировна Дударенко

В данной статье отражены основные виды работы с ребёнком и приводится пример пальчиковых игр (авторские) на музыкальных занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_na_muzykalnyh_zanyatiyah.docx15.47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики на музыкальных занятиях.

Для чего мы это делаем. Задачи:

- воспитание чувства прекрасного.

- подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.

- закладывать основы гармонического развития (слуха, голоса, внимания, движения, развитие индивидуальных способностей).

- развивать коммуникативные способности.

Все наши музыкальные занятия – это и есть развитие общей моторики: в играх – синтез слова с движением рук (конструируем, собираем, складываем, переливаем, переносим и т. д.); в танце – синтез слова, музыки и движения – это уже логоритмика, другой вид медико-педагогического воздействия. Игра на музыкальных инструментах и т. д.

       

Речедвигательные упражнения - это пропевание песен, распевок  с одновременным выполнением каких-либо движений. Речь с движением позволяет совершенствовать у ребенка общую и мелкую моторику, вырабатывает чёткие координированные действия во взаимосвязи с речью.

Речедвигательные упражнения всегда создают у детей хорошее настроение и вносят эмоциональный заряд в образование детей.

Игра на муз. инструментах

За счет специальных упражнений удается регулировать мышечные усилия пальцев и кистей рук через игру на детских музыкальных инструментах.

Муз. инструменты такие как металлофоны, ксилофоны, колокольчики, бубенцы, тарелки, бубны различной величины, маракасы, треугольники, трещотки дают возможность детям учиться музицировать и попутно развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук.

       В младшем возрасте используются упражнения на регулирование силы движения руки, формирование способности увеличивать и уменьшать ее в соответствии с темпом и динамикой (барабан, бубен – для извлечения звука ударяют кулачком или палочкой, погремушка – потряхивание, встряхивание: горизонтальные и вертикальные движения инструментом). Это дает нагрузку на кисть руки, но не активизирует работу пальцев. Регулируя мышечные усилия в младшем возрасте через игру с погремушкой, барабаном, бубном, формируются навыки дозированного и дифференцированного напряжения кисти, развивая зрительно – моторную координацию.

        В старшем возрасте для развития мышечной силы, стимулирования движений пальцев, развития чувствительности подушечек пальцев рук, для отработки действия двумя руками использую следующие упражнения:

 - надавливание поочередно пальцами на клавиши музыкальных инструментов (пианино, аккордеон);

 - перебор пальцами по всей длине палочки (дудочка, флейта);

 - поочередное отстукивание ритма каждым пальчиком на музыкальном инструменте (бубен, барабан, металлофон);

 - асимметрическое постукивание (поочередное постукивание руками: два раза одной, один раз другой, графическое изображение (2-1-2, 1-2-1, 2-1-1-2);

 - поочередное отстукивание ритма каждым пальцем в заданном темпе по поверхности стола (на каждый пальчик ребенка надевается «наперсток»);

 - перебор струн щипковых инструментов (арфа, гусли);

 - потряхивание и встряхивание бубенцов, одетых на кисти рук;

 - отхлопывание ритма ладонями по столу, затем чередуя положения: ладонь, ребро (одной и двумя руками).

        Упражнения начинаются в медленном темпе, постепенно ускоряя и увеличивая количество повторений, при этом необходимо следить за четкостью и ритмичностью их выполнения.

Только многократное повторение манипуляций с инструментами в системе, способствуют преодолению недостатков развития предметно практических действий, как в умственном, так и в моторном плане.

Для развитие мелкой моторики конечно же используются и пальчиковые игры. К примеру, я старюсь внедрить на занятых народную педагогику.

Так как мы должны развивать еще нравственные качества, воспитывать патриотизм, любовь к родине, к культуре родного края.

 Например,

Игра-попевка «Семья» (русская народная)

Как у нас семья

Большая Да веселая (топают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно)

Два у лавки стоят, (Загибают большие пальцы)

Два учиться хотят. (Загибают указательные пальцы)

Два Степана сметаны объедаются. (Загибают средние пальцы)

Две Дашки у кашки питаются. (Загибают безымянные пальцы)

Две Ульки в люльке качаются. (Загибают мизинцы)

Игра «Конь» (башкирская народная)

Конь копытами стучит (кулачками стучат по столу или друг об друга)

А в седле джигит сидит. (руками держат поводья, едут)

Эй! Эй! Конь гнедой (разгибают пальчики и снова зажимают кулачки)

Поскакали все домой. (пальчиками стучат по столу перебирая их)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий по развитию мелкой моторики на логопедических занятиях

В данной статье говориться о том, Что такое здоровьесберегающие технологии. Цель здоровьесберегающих технологий. Рассматриваются некоторые виды здоровьесберегающих технологий по развитию мелкой мотори...

Консультация для родителей "Здоровьесберегающие технологии и развитие мелкой моторики на логопедических занятиях"

Здоровьесберегающие технологии в развитии мелкой моторики рук. Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения - одна из приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жи...

конспект занятия по развитию мелкой моторики руки на занятиях по овладению графическими навыками в подготовительной к школе группе

занятие по мелкой моторике позволяет развивать внимание,зрительное восприятие, формирует необходимые навыки и умения для обучения в школе.Занятие проходит в игровой форме, что дает положительный резул...

Развитие мелкой моторики в процессе занятия ручным трудом.

Теоретические основы развития мелкой моторики, анализ работы....

Развитие мелкой моторики рук на занятиях по адаптивной физической культуре.

Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ на занятиях по адаптивной физической культуре....

Использование нетрадиционных методов и приемов (песочной терапии и камешков марблс) для развития мелкой моторики на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста.

Использование нетрадиционных методов и приемов (песочной терапии и камешков марблс) для развития мелкой моторики на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста....

Развитие мелкой моторики на музыкальных занятиях

На музыкальных занятиях осуществляется решение различных задач, в том числе развитие мелкой моторики, что является важным компонентом формирования ребёнка....