консультация " Приобщение дошкольников к русскому народному творчеству посредством музыки"
консультация (подготовительная группа)

Айзенштадт Зинаида Анатольевна

Значение народного творчества в развитии дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchenie_doshkolnikov_k_russkomu.docx17.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

             Приобщение дошкольников к русскому народному творчеству

посредством музыки

    Музыка помогает человеку стать намного богаче. Она развивает эмоции, мышление, восприимчивость к красоте.   Ребенок эмоционально реагирует на музыку с первых дней жизни. Большинство малышей к приходу в детский сад, уже имеет небольшой багаж впечатлений, связанный  с народным музыкальным фольклором: слышали колыбельную песню мамы, веселое подпевание мелодий. Эти впечатления мы стараемся закрепить и расширить с первого дня пребывания ребенка в детском саду, давая понятные  и доступные им народные потешки, попевки, песни. Уже в произведениях для самых маленьких очень ярко отображена природа, выражается ласковое доброжелательное отношение к птицам, животным: «Зайчик, ты зайчик», «Птичка», «Петушок»…  Для детей младшего дошкольного возраста характерно образное мышление, поэтому, когда дети видят игрушку, картинку и показ сопровождается музыкой, дети быстрее и глубже воспринимают произведение и понимают его. Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную песню, он успокаивается, затихает или «убаюкивает» куклу.

        От возраста к возрасту усложняются задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, выразительности передачи игровых действий в сочетании со словом, использовать многообразие народной музыки: для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, игр, для игры детских музыкальных инструментах. Богатые разнообразные ритмы, яркая гармония вызывают у детей эмоциональную отзывчивость. Подбирая репертуар для исполнения, следует остановить свой выбор на песнях, доступных детям по содержанию, интересных по сюжету. Следить за тем, чтобы диапазон соответствовал возрасту детей. Большой интерес дети проявляют к образным песням: «Петушок», «Ладушки», «Зайка», Андрей-воробей», «Танечка, баю-бай», «Барашеньки»,

«Блины», «Сею-вею снежок», «Котенька-коток», которые можно инсценировать, обыграть. Музыкально-ритмические движения очень многие основаны на выполнение под русские народные мелодии: «Ах, ты, береза», «Из-под дуба», «Сударушка»…, т.к. в основном, вся русская народная музыка имеет 2-х частную форму, что дает детям возможность слышать и менять соответствующие движения.

         На занятии разучиваем с детьми русские народные пляски русские пляски, хороводы. Как и песня, пляска отражает представления народа о прекрасном человеке, о лучших чертах национального характера. Обучая детей русской народной пляске, ставится задача познакомить их с характером движений, которым присуще веселье, задор в сочетании со скромностью. В  работе используются такие элементы русских народных плясок, как хороводный шаг, шаг с притопом на месте, «топотушки», шаг с припаданием.  Обучаю детей игре на детских музыкальных инструментах: ложках, трещотках, коробочке, стиральной доске и др., которые затем используются в игре оркестром. Очень часто в разделах слушания музыки по разным возрастам включены произведения: русские народные плясовые, колыбельные.

      Слушая народные мелодии, в исполнении оркестра,  дети различают музыкальные инструменты по тембровому звучанию, развиваю умение различать инструментальную музыку, вокальную и оркестровую. Народными пословицами, поговорками, загадками обогащается восприятие музыки детьми. С огромным удовольствием дети участвуют в русских - народных играх: «Петушок», «Прятки», «Ловишки»,  «Васька кот» и др. Дети очень любят примерять костюмы. Ведь костюм помогает ребенку войти в образ. Так, надев расшитый тесьмой сарафан и яркий кокошник или ободок, девочки чувствуют себя в танце уверенно, «как лебедушки» плавно плывут в танце. Мальчики, надев косоворотки, фуражки с цветком, вышагивают

уверенно, «молодецкой» поступью. Используя народные костюмы, мы приобщаем детей к народному искусству, воспитываем в них национальную гордость. В своей работе привлекаю родителей для участия в народных праздниках. Так ежегодно проводим праздник «Масленица», где родители с удовольствием участвуют в играх и плясках с детьми. Праздник 8 марта с элементами фольклора, где родители поют частушки, играют на музыкальных инструментах и танцуют русские народные танцы («Ручеек»). Так же в работе с родителями использую ширмы познавательного характера по фольклору, в которых знакомлю с историей возникновения праздников, обычаями и приметами. Практический опыт показал, как сложно донести до понимания детей даже короткие фольклорные произведения, т.к. в поговорках, потешках часто употребляются слова, давно не встречающиеся в современной речи, и даже лаконичные пояснения и комментарии взрослого могут нарушить целостность восприятия. Для этого необходимы наглядные средства. Очень важно активное сотворчество взрослого и детей, умение взрослого включиться в игровое взаимодействие с детьми, способность вовремя  дать детям возможность проявить самостоятельность, поощрить их воображение и фантазию.  Народное творчество создает реальные предпосылки для всестороннего гармоничного развития человека и патриотическое воспитание дошкольников.

РЕКОМЕНДАЦИИ:   Широко внедрять в работу детского сада: народные игры, песни, хороводы; использовать поговорки, потешки, скороговорки для развития речи детей. Знакомить детей с народными праздниками и обрядами.  Привлекать родителей к организации и участию в фольклорных праздниках и развлечениях.  Вести просветительскую работу среди педагогов и родителей по использованию фольклора в воспитании детей.  Воспитывать в наших детях любовь к искусству своего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Приобщение дошкольников к русскому народному творчеству посредством музыки".

"Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное творчество, т.е., то что народом сохранено, что запечатлено народом, что народ пронёс через сто лет.В народе не мо...

Презентация проекта «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом»

Проект  основан на интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с музейным пространством....

Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством музейной и проектной деятельности

Консультация для воспитателей "Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством музейной и проектной деятельности"...

"Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством народной игрушки "

Приобщение к традициям своего народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.П. Зиньковского, Д.С.Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохр...

Выступление на педагогическом совете "Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством народной игры"

Приобщение дошкольников в современном обществе к национальной культуре становиться актуальным, потому что каждый народ не просто хранит свои традиции и особенности, но и стремиться перенест...