Современные педагогические технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
консультация (средняя группа)

Бекмамбетова Сияра Шевкетовна

Современные педагогические технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx29.44 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ « Кольцовская средняя школа»                                                       структурное подразделение детский сад « Капитошка»

Доклад

            СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

        Воспитатель:

Бекмамбетова

 Сияра Шевкетовна

                                             с.Кольцово  

                                              2022г.                                

В мире есть не только нужное,

полезное и красивое!

   Мир, окружающий ребенка,

это, прежде всего,    

 мир природы

с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой».

В. А. Сухомлинский

 Краеведение в ДОУ является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирование нравственных качеств, раскрывает связи родного края с Родиной.

 Краеведение разнообразно, многолико и охватывает все отрасли знаний. Большое значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно – экологическим своеобразием своего родного региона . Отсюда так важно   приобщение детей к природе родного края .                                                                                                               С малых лет человек должен познавать природу и непременно учиться любить ее, оберегать, разумно пользоваться.

Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго (а порой на всю жизнь) остаются в памяти человека. Поэтому приоритетным направлением в моей работе стало -приобщение дошкольников к  природе родного края средствами экологического краеведения.                                                                  Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру, его эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к природе – все это является основополагающими факторами успешного экологического  образования в ДОО.

«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину».

Формы и методы краеведческой работы

Основой для реализации  задач  стала  региональная программа « Крымский веночек»

Реализацию задач по краеведению осуществляю двумя путями: выделением предмета "Краеведение", который входит в структуру познавательных занятий, и вкраплением регионального содержания в традиционные занятия. Успех зависит от форм и методов обучения и воспитания. Предпочтение при их выборе отдают  тем из них, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию у детей познавательной активности и их самореализации, органически вписываются в современный воспитательно-образовательный процесс. К таким формам относятся:

. Циклы занятий, включающие разные виды деятельности на основе единого содержания.

В зависимости от темы, цели занятия, времени проведения меняется его форма. Занятия по ознакомлению детей с историей села, полуострова проводятся  не только в  группе ,но и в сельской библиотеке. Ознакомление с растительным миром происходит в путешествии.

. Беседы используются в качестве словесного метода на занятиях и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы: "Почему  болеют растения?", "Что бы ты сделал,  чтобы  село стало красивым?" и др.

. Прогулки, путешествия, походы, экологическая тропинка - эти формы незаменимы в краеведческой работе. Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир. Данная форма организации занятия дает образец гуманного отношения ко всему живому

В рамках  программы « Крымский веночек»  разработано перспективное планирование по приобщению детей  к природе родного края  средствами экологического краеведения   на учебный год по всем возрастным группам.

 Стараюсь использовать разнообразные формы и приемы работы, которые стимулируют познавательную деятельность детей, расширяют кругозор детей о природных явлениях:

- экскурсии по  селу;

- виртуальные экскурсии в музеи;

- прогулки на участке;

- работа  на клумбе;

- работа в уголке природы, включая огород на окне;

- наблюдение на экскурсиях, занятиях, прогулках, в повседневной жизни;

- моделирование;

- коллекционирование;

- опытно - экспериментальная деятельность

- чтение природоведческой, художественной литературы;

- изобразительная деятельность;

- экологические занятия;

- прогнозирование погоды по поведенческим реакциям животных и растений;

- экологические конкурсы, праздники, развлечения;

- экологические выставки

- обсуждение и проигрывание игровых проблемных ситуаций на экологические темы;

- экологические игры (дидактические, имитационные, игры - моделирование экосистем, игры – путешествия)

Для работы с детьми по данной теме создана развивающая предметно - пространственная среда. Для этого в нашей группе имеются  дидактические пособия, таблицы для занятий, ряд дидактических и настольно-печатных игр природоведческого содержания, природоведческая литература,  подборка экологических игр,  собрана коллекция  камней, гербарий, регулярно оформляются выставки: «Осенний букет»,  «Мастер – Самоделкин», «Эти удивительные овощи и фрукты» и т. д.

Для природного уголка подобраны  растения с различным строением, изготовлен календарь погоды, используется разнообразное оборудование для нетрадиционного оформления огорода на окне.

Считаю, что правильно организованная развивающая среда стимулирует развитие ребенка, его познавательную активность, обеспечивает становление у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с предметами природы, ценностного отношения ко всему живому.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию ФГОС дошкольного образования, поэтому я включаю в образовательную деятельность  с детьми следующие педагогические технологии:

1. Личностно-ориентированная технология

Основным методом моей работы с детьми является педагогика сотрудничества, равенства во взаимопонимании, когда  взрослый и ребёнок общаемся и действуем «на равных». В общении с детьми придерживаюсь положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!» В своей работе с детьми  стараюсь обеспечивать психологический комфорт. Если ребенок растет чутким и доброжелательным, он не навредит природе .

Считаю, что  одна из основных задач – помочь детям самостоятельно найти ответы на все интересующие их вопросы.

Вместе с детьми изготавливаем игрушки, подарки к праздникам.

 В центре литературы дети самостоятельно создают  альбомы  и книги                                            « Растения степи», «Деревья моего села», «Черное море» и т. д.

В центре конструирования дети с удовольствием выполняют объемную композицию с помощью веточек, салфеток «Яблонька в цвету» и т. д.

В центре математики и настольных игр дети решают простейшие

арифметические задачи, в которых вместо цифр нарисованы домашние животные, перелетные птицы, обитатели Черного моря и т. д. Ребенок должен решить задачу, наклеив соответствующее число картинок снегирей, кошек, ежей и т. д. У ребенка ненавязчиво закрепляются знания по ФЭМП и расширяются представления о  природе родного края. Ребенок играет, не замечая того, что обучается.

В результате этой технологии у детей повышается качество знаний по природе и краеведению, одновременно ребенок развивается как всесторонняя личность.

2.  Большую роль отвожу применению игровых технологий.

Целью использования игровых технологий считаю: повышение уровня познавательных и творческих способностей; формирование базиса личностной культуры.

В старшем дошкольном возрасте использую ролевые игры, которые основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности, например, «Времена года», «Животные», «Строительство села». В ходе игры «Строительство села» у детей формируются представление о том, что строительство может осуществляться только при условии соблюдения экологических норм и правил. Так дети учатся заботиться о своем родном селе и осознавать существующие в нем экологические проблемы

Провожу в  группе соревновательные игры, такие, как конкурсы, КВН, экологическая викторина, «Поле чудес». Они стимулируют активность детей в приобретении и демонстрации  краеведческих и экологических знаний, навыков, умений.

Мне очень нравится использовать такую форму работы, как игры-путешествия, например, «Волшебная палочка», в которых дети с помощью мультимедийных средств могут попасть в любой уголок Крыма.

В работе с детьми большое значение имеют дидактические игры экологического содержания: «Кто, где живет?»; «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «У кого какой дом» (об экосистемах); «Живое - неживое», «Птицы-рыбы-звери», «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов); «Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и т. д. Дидактические игры заставляют ребенка быть внимательным, логически мыслить, искать правильный ответ, расширяют представления детей о мире природы, обобщать и классифицировать. И все это ненавязчиво - в форме игры.

В результате игровых технологий у детей формируется бережное отношение к природе.

3. Для лучшего усвоения материала использую информационно-коммуникативные технологии, которые помогают в игровой форме изучить необходимый материал, способствуют повышению познавательного интереса, активизируют мыслительную деятельность детей, мотивируют детей к действию, обеспечивают прочность усвоения знаний дошкольника.

В процессе своей работы я создала мультимедийные презентации экологической тематики: царство», «Чтобы не было беды», «Птицы – наши друзья», «На бабушкин«Голоса птиц», «Зеленая аптека», «Насекомые в загадках», «Чудо-овощи», «Удивительные явления природы», «Грибное ом дворе», «Россия – Родина моя», «Экологические катастрофы», «Планеты Солнечной системы» и т. д.

Использование современных информационно-коммуникативных технологий в обучении дошкольников целесообразно. Это позволяет за незначительное время, отведённое для непосредственно образовательной деятельности, охватить материал шире, представить его интереснее и актуальнее. К тому же мультипликационный и видео материалы воспринимаются детьми с удовольствием, усвоение знаний происходит в непринуждённой форме.

4. Интересен  и метод проектов. Он дает возможность ребенку работать над проблемой и самостоятельно получать ответы на свои вопросы в результате деятельности.

Мы вместе с ребятами реализовали экологические проекты: «Времена года», «Чудо – овощи», «Зеленая аптека», «Мастерская природы», «Наши младшие друзья», «Неизведанное рядом», «Экологическая тропа», «Мир природы и ребенок», «Чудесный пенек в летний денек и веселый Колобок», «Впустите в сердце доброту».

В результате реализации проектов дети научились видеть проблему, планировать свою деятельность, добывать знания (в книгах, у родителей, из компьютера и т. д., экспериментировать, синтезировать полученные знания. У детей развиваются творческие способности и коммуникативные навыки, ребята учатся взаимодействовать со взрослыми, что позволяет успешно адаптироваться к окружающему миру. Например, реализуя социально-личностный проект «Впустите в сердце доброту», мы решали задачи экологического воспитания: вместе с детьми и родителями организовали птичью столовую, изготовили кормушки для птиц, посадили на участке дерево. Следовательно, экологическое воспитание помогает воспитать в детях нравственные качества: сострадание, чувство прекрасного, взаимопомощь и т. д.

5. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. В процессе поисково-исследовательской деятельности идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать и я пойму». Из этого следует, что усваивается все крепко и надолго, когда ребенок не только услышит и увидит, но сделает сам.

В процессе экспериментирования мои дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. Проводимые эксперименты с различными материалами и предметами (вода, снег, лед, песок, почва, стекло, воздух) представляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

В качестве основного вида исследовательской деятельности Н. Н. Поддьяков выделяет деятельность экспериментирования, как истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка».

Огромную радость доставляет дошкольникам угадывание предметов в «Чудесном мешочке» или «Ящике ощущений», в восторге от игр «Угадай на вкус», «Узнай по запаху», и т. д.

Для достижения хороших результатов по развитию познавательных способностей дошкольников через исследовательскую деятельность определила следующие задачи:

1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей науки

2.Развитие у детей познавательных способностей: развитие мыслительных способностей анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение.

Выбрала следующую систему работы:

1. Диагностика уровня развития познавательных способностей дошкольников.

2. Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности и т. д.)

3. Разработка конспектов занятий по развитию познавательных способностей.

4. Организация с детьми совместных исследований в повседневной жизни.

5. Проведение бесед, рассматривание альбомов, энциклопедий, побуждающих детей к исследовательской деятельности.

6. Сбор информации об исследуемом объекте с помощью информационно-коммуникационных технологий.

В своей работе для развития познавательной активности у детей я использую опыты. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. При этом очень важно, чтобы ребенок делал все сам, а не был в роли наблюдателя.

Дети с огромным удовольствием исследуют природные материалы и узнают про дерево, воду, воздух, землю, снег, лед и т. д.

Вместе с детьми мы «превращали» воду в разноцветные льдинки; искали воду в овощах и фруктах, обнаружили, что это фруктовый и овощной соки; делали вывод, что вода не белое как молоко, а прозрачная; находили воздух в пустом пакете, в баночке с водой и в комочке земли и т. д.

Во время проведения опытов дети задавали вопросы: «Как это сделать?», обращались с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет если», учатся сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умение находить пути решения проблемных ситуаций.

Предлагаю детям воспроизвести знакомые знания с опорой на собственный опыт и создание проблемной ситуации. Например, подойдя к «столику удивления», дети находят под салфеткой знакомые предметы и изображения. Поздней осенью обнаруживают макет с  клена покрытыми зелёной листвой (в начале лета дети мы ходили  « В гости  к клену»). Эта встреча является радостной неожиданностью, вызывает желание что-то вспомнить и рассказать.

Игра «Карусель» помогает детям заметить вокруг себя то, что дети не замечали раньше (вода в блюдце под цветами, текущая из крана,  роса, дождь за окном, увидеть необычное в обычном.

Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы дают возможность находить новые варианты решения проблем, оценивать их вероятность.

Игра «Давайте подумаем». (Как птицы узнают дорогу на юг? Почему птицы поют? Почему вода течёт? Почему дует ветер? Почему летают самолёты) Ответы (гипотезы) на эти вопросы дети дают самые разные. (Птицы определяют дорогу по солнцу, по растениям. Птиц ведут те, кто уже летал на юг и знает дорогу. Может быть, внутри птиц есть компас и т. д.).

Использую игры: «Назови как можно больше признаков», «Береги живое», «Не ошибись», «Веселый огород», «Четвертый лишний», «Во саду ли в огороде», «Разложи овощи определенного цвета на грядке».

Учу детей:

- описывать природные объекты: например, лес - это природный объект, где есть трава, цветы, грибы, ягоды, лиственные, хвойные деревья, поляны, просеки.

- замечать отличительные особенности в объектах и явлениях природы:

например, чем отличается кролик от зайца; отличие полевого  цветка от садового и т. д.

- характеризовать объекты по особенностям поведения животных: например, ежик – добродушное животное, у него добрые глаза ;о пользе и вреде растений для животных и людей: например: о поганках и т. д.

- разъяснять посредством примера:                                                                                                  - подбирать эпитеты к природным объектам: например,  просветы в небе - оконца и т. д.

Неотъемлемая часть исследовательской деятельности - умение классифицировать. Обучаю детей этому умению с помощью игр «Четвертый лишний», «Назови одним словом», «Продолжи ряд», «Найди все красные., синие., зеленые., круглые. и т. д.

 Использую в своей работе сказочные персонажи : Почемучку и Незнайку.                         Веду работу по экологическому воспитанию с семьей.  Опираясь на семью, совместными усилиями  можем решить главную задачу - воспитание человека экологически грамотного. Нужно искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использовала как традиционные формы (родительские собрания «Экология - это интересно», консультации, беседы, так и нетрадиционные (круглый стол «Воспитание доброты к природе».

Вместе с родителями были реализованы экологические акции: «Посади дерево», «Наши добрые дела», «Кормушки для птиц». Родители являются активными участниками наших праздников. Они помогают  изготавливать атрибуты, предстают перед детьми в образе сказочных персонажей и, конечно же, вместе с детьми переживают и радуются успехами.

Вместе устраиваем сезонные выставки: рисунки детей и родителей «Волшебница зима», выставка экибан «Осенний букет», выставка поделок из овощей и фруктов «Дары осени», и др.

 Считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

- сформированы начала экологической культуры у детей;

- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

- дети учатся практическим действиям по охране природы;

- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Экологическое воспитание,  это не только воспитание любви к природе, ее понимание. Прежде всего, это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе и к людям, которые живут рядом. Чувство Родины связывается с местом, где родился, живешь. Наша задача углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении, в природе родного края.

«Все хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные развивающие технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста

Педагогическая технология развивающего обучения - это совместное бытие взрослых и детей: сотворчество. Сопереживание. Где учитываются интересы друг друга. Склонности и особенности, желания. Права и об...

Использование современных педагогических технологий в гендерном воспитании детей дошкольного возраста.

Разработка и внедрение в практику работы гендерно-образовательной технологии способствует расширению гендерных компетенций всех участников социокультурного взаимодействия - детей, родителей, воспитате...

Педагогический совет в ДОУ. Тема: «Современные педагогические технологии организации игровой деятельности детей дошкольного возраста»

В сценарии педагогического совета предлагается интеллектуальная игра для педагогов «Педагогическая заморочка»....

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Современные игровые технологии в экологическом образовании детей дошкольного возраста: игры - квесты.

Данная работа посвящена проблеме экологического развития детей дошкольного возраста. Автор статьи отмечает важность современных технологий в образовательном процессе....

"Современные игровые технологии в экологическом образовании детей дошкольного возраста"

Доклад из опыта работы об использовании современных игровых технологий в экологическом образовании, современные образовательные технологии – квест-игра, ТРИЗ, технология  В.В. Воскобов...