Консультация для педагогов «Особенности развития детей с нарушением слуха»
консультация

Ильина Галина Сергеевна

Консультация для педагогов

«Особенности развития детей с нарушением слуха»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ilina_g.s._narusheniya_sluha.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Особенности развития детей с нарушением слуха»

Экспериментальная площадка

МДОУ «Д/с № 8 «Сказка»

Заседание от 26.12.2018 года

Подготовила: Ильина Г.С., воспитатель

К категории детей с нарушениями слуха относятся дети со стойким необратимым и двусторонним нарушением слуховой функции, при котором нормальное речевое общение с окружающими затруднено или невозможно. Дети с нарушенным слухом представляют собой разнородную группу не только по степени, характеру и времени снижения слуха, но и по уровню общего и речевого развития, наличию /отсутствию дополнительных нарушений.

В России условной границей между тугоухостью и глухотой принято считать 85 дБ (как среднее арифметическое значение показателей на трех речевых частотах: 500, 1000 и 2000 Гц).

В международной классификации снижение слуха разводится по четырем степеням в зависимости от средней его потери на частотах 500 - 2000 Гц: тугоухость I степени (26 - 40 дБ); тугоухость II степени (41 - 55 дБ); тугоухость III степени (56 - 70 дБ); тугоухость IV степени (более 90 дБ).

Слабослышащие дети - степень потери слуха не лишает их самой возможности естественного освоения речи, но осваиваемая при сниженном слухе речь обычно имеет ряд специфических особенностей, требующих коррекции в процессе обучения. Эти дети слышат не хуже, а иначе. Такие дети составляют весьма неоднородную группу (по состоянию слуха, речи и по многим другим, параметрам). Объясняется это чрезвычайным многообразием проявлений слуховой недостаточности большим спектром тугоухости, разными уровнями сформированности навыков слухового восприятия. При этом важно отметить, что многие слабослышащие дети, обладая различными степенями сохранного слуха, не умеют пользоваться им в целях познания и общения.

Дефицит слуховой информации порождает различные отклонения в речевом развитии, которое зависит от многих факторов, таких как степень и сроки снижения слуха, уровень общего психического развития, наличие педагогической помощи, речевая среда, в которой находился ребенок. Многообразные сочетания этих фактов обусловливают вариативность речевого развития.

Многие слабослышащие дети не понимают обращенной к ним речи и ориентируются в общении на такие факторы, как действия, естественные жесты и эмоции взрослых. Дети с легкой и средней степенью тугоухости могли бы понимать окружающих, но нередко их восприятие речи приобретает искаженный характер из-за не различения близких по звучанию слов и фраз. Искаженное восприятие речи окружающих, ограниченность словарного запаса, неумение выразить себя - все это нарушает общение с другими детьми и со взрослыми, что отрицательно сказывается на познавательном развитии и на формировании личности детей. Вместе с тем,  по мере взросления постепенно развиваются и умение поддерживать речевой контакт, и способность к оценке собственных действий и поступков.

В связи с потерей слуховых ощущений и восприятий особую роль приобретают зрительные ощущения и восприятия. Зрительный анализатор ребенка с нарушением слуха становится ведущим, главным в познании окружающего мира и в овладении речью. Зрительные ощущения и восприятия у детей развиты не хуже, чем у слышащих детей, а в ряде случаев развиты лучше. Такие дети часто подмечают такие детали и тонкости окружающего мира, на которые не обращает внимания слышащий ребенок, могут воспринимать речь говорящего, опираясь, главным образом, на зрительные восприятия. Каждая фонема нашего языка имеет свой соответствующий артикулярный образ. Он зрительно воспринимает и запоминает этот образ. В дальнейшем в процессе длительных упражнений ребенок с нарушением слуха может различать зрительно артикуляторные образы целых слов.

Двигательные ощущения играют важную роль в овладении детьми устной речью. Слышащий ребенок при ошибке или неправильном произношении звука для исправления пользуется слуховым контролем, а дети с нарушением слуха опираются на кинестетические ощущения, получаемые от движений артикуляторного аппарата.

Двигательные ощущения у детей с нарушением слуха - средство самоконтроля, база, на которой формируется речь. Существует зависимость запоминания от способа предъявления материала. Значительно хуже запоминаются ими объекты, которые предъявляются им по частям, не целиком, по сравнению со слышащими сверстниками. Им труднее мысленно воссоздавать образ фигуры без непосредственного восприятия целой фигуры. При предъявлении целой фигуры запоминание не имеет больших отличий от запоминания слышащих.

У детей с нарушением слуха, которые овладевают словесной речью гораздо позже слышащих, именно в развитии мыслительной деятельности наблюдается значительно больше специфических особенностей, чем в других познавательных процессах. Такие дети длительное время продолжают оставаться на ступени наглядно-образного мышления, т.е. мыслят не словами, а образами, картинами.

В формировании словесно-логического мышления слабослышащий отстает от слышащего сверстника, причем это влечет за собой и общее отставание в познавательной деятельности. Без специального обучения речь у такого ребенка практически не развивается. И чем раньше начнется работа по формированию и развитии речи, тем лучше будут результаты в этом направлении.

По-разному идет у слабослышащего и слышащего овладение и устной и письменной речью. У слышащего овладение устной речью, как правило, опережает овладение письменной речью, у детей с нарушением слуха эти процессы могут идти параллельно, а иногда навыки письменной речи усваиваются быстрее, нежели устной. Первые слова и предложения при классическом обучении даются слабослышащим для общего восприятия в письменной форме на карточках.

Письменная речь, несмотря на трудности, имеет для ребенка некоторые преимущества перед устной, поскольку она не требует наличие слуха, а воспринимается с помощью зрения. Наиболее трудным для детей является усвоение грамматического строя предложения, правил словосочетаний, грамматических связей слов. Отмечаются трудности в понимании письменной речи глухими детьми.

Связанная со снижением слуха задержка речевого развития, низкие потребности в общении отрицательно сказываются на становлении предметной и игровой деятельности. Более поздние сроки формирования действий с предметами обусловливают своеобразие и низкий уровень игры слабослышащих детей, запаздывание ее сроков проявления по сравнению с играми слышащих детей. Игры слабослышащих детей значительно беднее по содержанию, они воспроизводят преимущественно хорошо знакомые  бытовые действия, не отражая наиболее существенные элементы и внутренние смысловые отношения.

Для детей с нарушенным слухом характерны трудности игрового замещения, когда происходит перенос игровых действий на предметы, выполняющие в быту другие функции. Отвлечься от функции данного предмета, обозначить его другим наименованием и действовать в соответствии с ним для маленького тугоухого ребенка очень сложно, так как значение слов длительное время закреплено за одним предметом. Полноценная сюжетно-ролевая игра, предполагающая построение и варьирование сюжета, усвоение ролевого поведения и ролевых отношений, использование предметов-заместителей, у большинства детей с нарушениями слуха не появляется и в старшем дошкольном возрасте.        Достижения в развитии цифровых технологий, отоларингологии, аудиологии, специальной психологии и коррекционной педагогики, согласованные действия специалистов разного профиля в системе междисциплинарной помощи детям с нарушением слуха приводят к появлению новых групп - их медицинский и социально-психологический статус меняется на протяжении детства. Так, в категории лиц с нарушениями слуха выделена в последние десятилетия группа детей, перенесших операцию кохлеарной имплантации и их число неуклонно растет.

На современном этапе развития науки и техники кохлеарная имплантация является одним из наиболее эффективных методов реабилитации глухих детей, которая позволяет абсолютно глухим людям слышать и понимать речь. В отличии от обычных слуховых аппаратов, которые просто усиливают звук, кохлеарная имплантация обходит неработающие части уха и доставляет сигнал непосредственно к слуховому нерву. Таким образом, в процессе операции во внутренне ухо пациента вводится система электродов, обеспечивающая восприятие звуковой информации посредством электрической стимуляции сохранившихся волокон слухового нерва.

Сама по себе кохлеарная имплантация не позволяет детям с нарушением слуха сразу же после подключения речевого процессора различать звуковые сигналы и пользоваться речью в коммуникативных целях. Поэтому, после проведения первой настройки процессора ребенок нуждается в педагогической помощи по развитию слухового восприятия и развитию речи. В связи с чем, главная цель реабилитации маленьких детей с кохлеарным имплантом - научить ребенка воспринимать, различать, опознавать и распознавать окружающие звуки, понимать их значение и использовать этот опыт для развития речи.

Долгое время глухие люди были обречены жить в мире безмолвия. Но теперь кохлеарная имплантация дает им возможность слышать все звуки, даже самые тихие! Кохлеарная имплантация позволяет вернуть слух оглохшему человеку, а благодаря этому вернуть его к учебе, работе, к обычной жизни. Глухой ребенок с кохлеарным имплантом получает возможность научиться понимать речь и говорить. И сегодня уже не возникает сомнения, что кохлеарная имплантация является самым эффективным методом реабилитации глухих детей.

Кохлеарная имплантация - это не только хирургическая операция. Послеоперационная реабилитация - самый длительный и трудоемкий этап кохлеарной имплантации. Ее цель - научит ребенка слышать, понимать речь с помощью импланта и говорить. Длительность и эффективность реабилитации пациентов с кохлеарным имплантом (КИ) зависит от многих факторов, ведущим из которых является возраст потери слуха. У детей с врожденной глухотой длительность слухоречевой реабилитации составляет 5 лет и более.

Родители ребенка с нарушением слуха так же, как и родители нормально слышащего малыша, являются основными учителями по развитию у него речи.

С детьми с нарушением слуха коррекционная работа осуществляется с целью выравнивания речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и развивают речевые навыки. Кроме того, все специалисты занимаются коррекционно-развивающей работой. Воспитатели, музыкальный руководитель осуществляют мероприятия, предусмотренные АОП ДО, занимаются физическим, социально-коммуникативным, познавательным, речевым, художественно - эстетическим развитием детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для педагогов "Особенности развития ребенка с нарушением слуха"

Для развития речи ребенка решающее значение имеет полноценный слух. Ребенок слышит речь взрослых, подражает ей и самостоятельно учится говорить. Глухие дети не овладевают речью без специального обучен...

Консультация для воспитателей Особенности игр детей с нарушением слуха

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая вследствие ее неоспоримого значения для психического развития ребенка. Возникновение игры у ребенка связано с развитием предметной деятельн...

Игровая деятельность детей с нарушением слуха (особенности игр детей с нарушением слуха)

Игровая деятельность детей с нарушением слуха (особенности игр  детей с нарушением слуха)...

Консультация для педагогов . Особенности развития детей с диагнозом «Задержка речевого развития».

Особенности развития детей с диагнозом «Задержка речевого развития».Дети с диагнозом «Задержка речевого развития», как правило, имеют отягощенный неврологический статус. Внешне...

презентация Консультация для педагогов:«Сенсорное развитие детей с нарушением зрения посредством дидактических игр»

Важнейшей задачей воспитания детей дошкольного возраста является формирование всесторонне развитой личности. Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста имеет большое значение, поскольку является ...

Консультация для педагогов "Особенности развития детей раннего возраста"

   В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и дове...