Семинар-практикум: «Сенсорное развитие детей раннего возраста различных видах деятельности»
материал (младшая группа)

Кожевникова Ксения Петровна

Само понятие сенсорика произошло от латинского слова census чувство. Сенсорное воспитание –целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений)

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_sessii.docx40.19 КБ

Предварительный просмотр:

Здраствуйте уважаемые коллеги, рада приветсвовать вас на осенней педагогической сессии. Основной темой нашей сегодняшней встречи станет «Сенсорное развитии детей раннего возраста различных видах деятельности», а также мы с вами поговорим о «Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста в ДОО»  так же мы примем участие в семинаре -практикуме по «Использование программно- методического комплекса «Воробушки» для сенсорного развития детей в различных видах деятельности об этом нам расскажет Сычёва Анжела Георгиевна воспитатель МАДОУ «Снежинка». Сегодня мы посмотрим с вами матер- класс с одним из нетрадиционных игровым приёмом с использование камешков МАРБЛС . «Камешки МАРБЛС- разноцветное счастье детей» этот мастер-класс нам покажет Липкина Наталья Валерьевна воспитатель МАДОУ «Улыбка». И в конце нашей встречи Смурыгина Елена Ивановна воспитатель МАДОУ «Едэйко» познакомит нас с «Возможностямя сказки в сенсорном развитии малышей».

 1Слайд. Вырастить ребенка, вырастить сад,

Нет счастья выше и труднее от века

И только тот, кто сам душой богат,

Дает миру не жильца,

                                         а Человека.

    Многие способности, таланты человека имеют ярко выраженную сенсорную основу: таятся в кончиках пальцев, в умении тонко чувствовать запах, цвет, звуки.

     Умственное развитие также начинается через ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ окружающего мира.

Специалисты утверждают, что ребенок появляется на свет с природными способностями познавать мир через восприятие предметов и явлений. Однако для полноценного развития природных способностей подрастающему малышу уже не хватает. Поэтому в первые годы жизни ребенка родителям необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы малыш мог тренировать способности своих органов чувств, а также совершенствовать их в дальнейшем.

Для этого очень важно предоставить ему весь спектр первых впечатлений, благодаря которым его психофизическое развитие будет происходить гораздо быстрее и эффективнее. Другими словами, необходимо активно использовать методики, направленные на сенсорное развитие ребенка.

2Слайд. По словам Л. Выготского «для всякого обучения существуют оптимальные, то есть наиболее благоприятные сроки. Отказ от них неблагоприятно отражается на ходе умственного развития ребенка».

Само понятие сенсорика произошло от латинского слова census чувство. Сенсорное воспитание –целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений)

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. После проведения ряда наблюдений было выявлено, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение.

3Слайд. Сенсорное развитие (сенсорика) – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов : их размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т. д. Когда малыш впервые столкнется с многообразием окружающих его форм, красок и событий (а это происходит практически в первые же дни его жизни, важно не пропустить это время, помочь ему освоиться в этом мире и подтолкнуть к самосовершенствованию.

Именно эти цели являются основополагающими в сенсорном воспитании ребенка – планомерном, последовательном ознакомлении его с так называемой сенсорной культурой. Конечно же, даже без помощи родителей ребенок, так или иначе, познает мир таким, каким он есть, но эти познания, без правильного сенсорного развития, могут оказаться ложными или неполными.

4 Слайд. Целью  сенсорного воспитания является

формирование сенсорных способностей

у малышей.

     

      На этой основе выделяются следующие

                                      задачи:

  •   Формирование у детей систем перцептивных действий
  •    Формирование у детей систем сенсорных эталонов
  •   Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности
  • Согласно мнению специалистов, сенсорное развитие, с одной стороны, является фундаментом для общего умственного развития малыша, а с другой стороны, имеет совершенно самостоятельное значение, как способ развития у детей ощущений, восприятий и представлений. И именно ранний возраст является наиболее благоприятным для накопления и систематизации представлений об окружающем мире и совершенствовании деятельности органов чувств ребенка. Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребенка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий. Форма и величина предметов, при необходимости выполнить практическое действие, выделяется правильно. В других ситуациях восприятие остается расплывчатым и неточным.

Выполнение ребенком орудийных и соотносящих действий создает условия для освоения им перспективных действий, которые в свою очередь, делают восприятие более точным и правильным. На первых порах ребенок не владеет способами зрительного соотношения предметов и выполняет соотношение действий на основе внешних ориентировочных действий. Характер ориентировочных действий ребенка изменяется, когда он начинает мерку (с ней сравнивает)для выделения необходимого соотношения предметов по признаку. Постепенно сопоставление свойств предметов с меркой начинает протекать на основе зрения без практических действий.

На третьем году жизни некоторые хорошо знакомые малышу предметы становятся постоянными образцами, с которыми ребенок сравнивает свойства любых объектов например: треугольные объекты с крышей, красные с помидором). Ребенок переходит к зрительному соотношению свойств предметов с меркой, которой выступает не только конкретный предмет, но и представление о нем.

Слова, обозначающие признаки предметов, дети раннего возраста усваивают с трудом и почти не пользуются ими в самостоятельной деятельности. Сенсорное воспитание занимает огромное место в педагогическом процессе и осуществляется постоянно:

- в образовательной деятельности (включение задач сенсорного воспитания, их связь с содержательной для ребенка деятельностью позволяет педагогу планомерно формировать сенсорные процессы, содействовать умственному развитию детей, практически действуя с предметами, ребенок накапливает чувственный опыт); Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

2. Задачи сенсорики

Приоритетными задачами по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста являются :

• Обогащать непосредственный чувственный опыт детей в разных видах деятельности. Обследовать предметы, выделяя при этом их цвет, форму, величину;

• Побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т. д. ;

• Находить и устанавливать сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; большой красный мяч – маленький синенький мяч);

• Упражнять в названии свойств предметов;

• Количество. Формировать группы однородных предметов. Различать количество предметов : много – один (один – много);

• Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большая матрешка – маленькая матрешка и т. д.);

• Форма. Различать предметов по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар);

• Ориентировка в пространстве. Накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы, квартиры, дома и т. п.);

• Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина);

• Двигаться за взрослым в определенном направлении.

Важно понимать, что сенсорное воспитание ребенка должно учитывать его возрастные особенности

Слайд8. Сенсорные эталоны

Сенсорными эталонами для детей на раннем этапе развития принято считать :

• девять основных цветов спектра;

• пять геометрических форм (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал);

• три размера (величины) предмета: большой, средний, маленький;

• музыкальные ноты, звуки родного языка;

• четыре вкуса (сладкий, горький, соленый, кислый);

• два температурных определения (тепло, холодно);

• пять типов запаха (сладкий, горький, свежий, легкий, тяжелый).

В зависимости от возраста малыша, требования сенсорного воспитания предполагают следующие знания и умения.

9 Слайд. Для возраста 15-2 года:

• понимание и способность назвать 3-4 цвета, а также правильно подбирать их по образцу;

• ориентирование в размерах (величинах) предметов, способность разобрать и собрать трехразмерную матрешку;

• умение правильно собрать цветную пирамидку из 4-6 колец разного размера;

• способность правильно соотносить конфигурацию объемных фигур с плоскими;

• иметь начальные навыки рисования (проводить горизонтальные, вертикальные, короткие и длинные линии, а также внятно объяснять, что он нарисовал).

10 Слайд. Для возраста 2-4 года :

• понимание и способность назвать 6 цветов, а также правильно подбирать их по образцу;

• ориентирование в 3-5 контрастных величинах (размерах);

• умение собирать цветную пирамидку из 6-8 колец разного размера;

• способность правильно сформировать целый объект из 4-х частей (разрезанный рисунок, складные кубики);

умение четко различать объемные предметы по форме (куб, шар, пирамида и т. д., и плоские по очертанию (квадрат, треугольник, ромб, круг).

11 Слайд. Требования программы по сенсорному воспитанию на 4 год жизни:

У детей формируют сенсорные эталоны. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов. Особой задачей выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие. умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

Формы и методы работы по сенсорному развитию.

Сенсорное развитие детей осуществляют через    разные формы и методы работы:

-игры – экспериментирования:

-дидактические игры:

-наблюдения и подвижные игры:

-музыкальные дидактические игры

Мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И всё это – в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры. Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, играя, он учится учиться. Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность

Расширение представлений детей о цвете, форме, величине предметов, успешная реализация воспитательно-образовательной программы, направленной на познавательное развитие детей, формирование у них ...

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности

Проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания....

Сенсорное развитие детей раннего возраста в игровой деятельности

Игры с куклами, прищепками , вязаным конструктором для развития сенсорных навыков у детей раннего возраста....

План работы по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности»

План по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности"...

Отчет по самообранию по теме «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности».

Отчет по самообразованию по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности"...

Мастер-класс на семинаре-практикуме "Духовно-нравственное воспитание детей посредством интеграции различных видов деятельности"

семинар-практикум "Духовно-нравственное воспитание детей посредством интеграции различных видов деятельности"...