Сообщение из опыта работы. Партнерская деятельность педагогов и воспитанников в музыкально-театральной деятельности в контексте ФГОС ДО.
статья

Кассихина Надежда Викторовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл partnerskaya_deyatelnost2022.docx21.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ д/с №44

Сообщение из опыта работы

Партнерская деятельность педагогов и воспитанников

в музыкально-театральной деятельности в контексте ФГОС ДО.

Подготовила

музыкальный руководитель

Кассихина Н.В.

г. Арзамас

2022

Партнерская деятельность педагогов и воспитанников

в музыкально-театральной деятельности в контексте ФГОС ДО.

C января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Федеральный государственный образовательный стандарт – новый тип документа, учитывающий передовые традиционные подходы и инновационные идеи организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.

Введение и реализацию ФГОС ДО можно рассматривать как инновационную деятельность, успешность которой зависит от понимания её значения в образовательной практике всеми участниками образовательных отношений: педагогами дошкольных образовательных организаций, родителями воспитанников, специалистами управляющих структур разного уровня.

 В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ МОиН РФ от 17.10.2013г. № 1155) одним из необходимых условий реализации дошкольного образования является принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Оптимальной формой организации сотрудничества является совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка.

Педагогам, на этапе реализации ФГОС, предстоит творчески осмыслить новое содержание дошкольного образования, условия его реализации относительно особенностей конкретного дошкольного учреждения, найти более эффективные пути, формы и методы организации своей профессиональной деятельности, как творческого процесса.

Стандарт поддерживает разнообразие детства и направлен на позитивное становление ребенка и учёт индивидуальных потребностей, проявление инициативы и интересов, его возможности на разных этапах освоения образовательной программы дошкольного образования.

Посещая дошкольное образовательное учреждение, каждый ребенок получает возможность полноценно жить и развиваться, активно участвуя в специфически детских видах деятельности: игровой, коммуникативной, продуктивной, двигательной, познавательно-исследовательской.

          В связи с введением ФГОС изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.

Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова:

•         включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

•         добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

•         свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

•         открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Мотивация – заинтересованности, взаимодействия с педагогом, игровая – мощное средство!!!

Ведущими видами совместной деятельности становятся: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Для разных видов детской деятельности мы используем разные формы работы с детьми. Во время игровой деятельности используется все разнообразие игр: сюжетные, дидактические, подвижные, игры – драматизации и др. Именно моделирование игры по выбору ребенка, его сценарию способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств. Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнёр и одновременно как носитель специфического «языка» игры.

Наряду с игрой немалое место в жизни ребёнка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и т.д.) Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребёнка

Организация непосредственно образовательной деятельности в партнерской форме требует от взрослого стиля поведения, который может быть выражен девизом: «Мы включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это».

Партнерство взрослого с детьми предполагает:

  • Развитие потребности ребенка в соответствии с его возрастными возможностями в общении с взрослыми и сверстниками. Со знакомыми и с незнакомыми людьми, с детьми разного возраста;
  • Развитие умения вступать в процесс общения (просьба, приветствие, поздравление, приглашение, вежливое обращение);
  • Развитие умения ориентироваться в партнерах и ситуациях общения (начать говорить знакомым и с незнакомым человеком; соблюдать правила культуры общения в отношениях с товарищами, с взрослым; понять ситуацию, в которую ставятся партнеры, а также намерения, мотивы общения);
  • Развитие умения соотносить средства вербального и невербального общения (употреблять слова и знаки вежливости; эмоционально и содержательно выражать мысли, используя жест мимику, символы; получать информацию и снабжать информацией о себе и других людях и в щах);
  • Становление умения согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями собеседников (само- и взаимоконтроль деятельности, обоснование совместно выполняемых заданий в определенной логической последовательности, определение порядка и рациональных способов выполнения совместных действий);
  • Воспитание желания доверять, помогать тем, с кем общаешься, и поддерживать их (помогать нуждающимся в помощи, уступать, быть честным, не уклоняться от ответов, говорить о своих намерениях, давать советы и слушать советы других, доверять получаемой информации, товарищу по общению, взрослым, воспитателю);
  • Применение индивидуальных умений при решении совместных задач (использование речи, пения, шутки);
  • Развитие умения замечать эмоциональное состояние партнера и адекватно реагировать на него;
  • Воспитание желания проявлять чуткость, отзывчивость по отношению к партнерам, сопереживать им.

Одной из эффективных форм взаимодействия взрослых и детей является участие в коллективной театрализованной деятельности.

          Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача воспитателя - развивать интерес к творчеству. Этому способствует словесное творчество и создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде.

Все это - обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы его воплощения.

Старшие дошкольники с удовольствием откликаются на предложение поставить спектакль по мотивам знакомых сказок, подготовить концерт для малышей или придумать и записать в «волшебную книгу» придуманные ими истории, а затем оформить обложку и нарисовать иллюстрации. Такие самодельные книги становятся предметом любви и гордости детей. Вместе с воспитателем они перечитывают свои сочинения, обсуждают их, придумывают новые продолжения историй.

Творческий процесс по созданию спектакля превращается в интересную игру, в которой взрослые и дети учатся воплощать свои творческие замыслы. Выступление на сцене предоставляет возможность каждому актёру, не важно – это ребёнок или взрослый, проявить творчество, реализовать свой потенциал посредством эмоционального раскрепощения, снятия напряжённости и зажатости, создания положительного эмоционального настроя. Участвуя в театрализованных спектаклях, отдавая зрителям частичку своей души и эмоциональных переживаний, исполнители получают взамен большой заряд творческой энергии. Совместная театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь воспитанников детского сада, дарит им радость.

        Театр – особый и прекрасный мир! Театр – это игра! Не игра-забава, а игра-модель, игра-поведение, игровое состояние личности и коллектива, самой жизни. Принимая на себя различные роли, ребенок вынужден действовать самостоятельно, учиться анализировать проделанную работу как собственную, так и сверстников, в результате чего развивается самостоятельность суждения действий. Театр – средство приобщения ребёнка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории.              Театр для ребёнка серьёзное и настоящее дело: эта игра нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности.  

Литература

1. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.

2. Слепцова И.Ф. Алгоритм введения ФГОСДО в детском саду: учебно-методическое пособие / И.Ф.Слепцова.М.: Обруч, 2015.

3. Комарова О.А. Взаимодействие педагога и детей в развивающей среде // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.2014 №8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы "Организация детского экспериментирования как средства развития познавательно-исследовательской деятельности"

Опыт работы содержит содеражтельный, методический и организационный аспекты развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе развития эколгической культуры и расширения экологиче...

Сообщение из опыта работы "Организация взаимодействия с семьями воспитанников в ходе проведения недели психологии.

Неделя психологии-это не просто набор мероприятий, передающих психологические знания воспитателя  родителям. Это интерактивная форма взаимодействия, позволяющая решать многие задачи воспитания....

Сообщение из опыта работы «Развитие речевых способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

Дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому наша задача заключается не в том, чт...

Сообщение из опыта работы на тему: «Развитие познавательной активности дошкольников к профессиональной деятельности взрослых в процессе игровой деятельности»

Формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса ...

Сообщение из опыта работы «Развитие интеллектуально- творческих способностей воспитанников через познавательно-речевую деятельность»

Каждый этап в жизни ребёнка представляет собой открытие мира предметов, природных объектов и отражение знаний и впечатлений в содержании речи ребёнка. К. Д. Ушинский считал, что развитие речи важно дл...