Социализация детей с ОВЗ.
материал

Морозова Мария Евгеньевна

Материал может быть использован как педагогами так и специалистами дошкольного отделения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsiya_detey_s_ovz.docx29.24 КБ

Предварительный просмотр:

Социализация детей с ОВЗ в условиях ДОУ.

В настоящее время все больше и больше рождается детей с особенностями в развитии, а так же детей, которые приобрели впоследствии то или иное нарушение и стали инвалидами.  По данным Федерального Реестра Инвалидов, количество детей значительно увеличилось за 5 лет. На 1 августа 2017 года  по данным ФРИ (федеральный реестр инвалидов)– 276 630 девочек-инвалидов, 364 389 мальчиков-инвалидов.

А на 1 августа 2021 года - 306 190 человек девочек и 415 605 человек мальчиков. И них:

До 3-х лет: 53 849 человек.

От 4 до 7 лет: 156 423 человека.

От 8 до 14 лет: 363 752 человека.

От 15 до 17 лет: 147 771 человек. [1]

Дети с ограниченными возможностями здоровья -  это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

К основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья относятся:

  1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
  3. Дети с нарушением речи (логопаты);
  4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  5. Дети с умственной отсталостью;
  6. Дети с задержкой психического развития;
  7. Дети с нарушением поведения и общения;
  8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Инклюзи́вное образова́ние (англ. inclusion — включение, включающее образование, совместное обучение) — форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. При этом для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) создаются специальные условия: перепланировка учебных помещений, новые методики обучения, адаптированный учебный план, изменённые методы оценки и другие. Инклюзию следует отличать от интеграции, при которой инвалиды, люди с ОВЗ или особыми образовательными потребностями обучаются в обычных учебных заведениях и адаптируются к системе образования, которая остаётся неизменной.

В процессе инклюзии участвуют люди с инвалидностью, когнитивными и ментальными особенностями, представители этнических меньшинств, лица, содержащиеся в пенитенциарных учреждениях, маргинальные слои общества, ВИЧ-инфицированные, трудовые мигранты, студенты-иностранцы, люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, одарённые личности, лица с различными интеллектуальными и физическими отклонениями и другие.[2]

Основные принципы

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  • Каждый человек способен думать и чувствовать.
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  • Все люди нуждаются друг в друге.
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни[3]

Плюсы инклюзивного образования

  1. Дети равны в социальном и образовательном плане, а это значит, что ребенок сможет получить тот уровень знаний, который необходим для будущего развития личности.
  2. Когда общество сталкивается и контактирует с инвалидами, люди получают навык милосердия и толерантности.
  3. Дети с ОВЗ при обучении в детском саду и в обычной школе не боятся своей проблемы и имеют здоровую самооценку.
  4. Разнообразие и сверстники хорошо влияют на всестороннее развитие личности.

Минусы инклюзивного образования

  1. Иногда внедрение ребенка с инвалидностью в обычную группу или  класс заканчивается психологической травмой для ребенка из-за неподготовленного учителя и злых детей.
  2. Ребенок с нарушением требует к себе особого внимания учителя, что может сказаться на уровне образования других детей.
  3. Бывают детские сады и  школы, в которых нет специальной техники или оборудования для полноценной работы ребенка.
  4. Педагог больше не может использовать личные методики образования, потому что ребенок с ОВЗ не сможет полноценно их освоить.

В 30-е гг. ХХ в., Л.С. Выготский выдвинул принцип коррекционно-развивающей направленности личности детей с ограниченными  возможностями здоровья, который был поддержан и стал ведущим отечественной дефектологии. Ученые-исследователи делают акцент на том, что педагогическое влияние должны быть направлено не только на ослабление физических и психических недостатков детей с ОВЗ, но и на активное развитие психических и физических процессов, развитие их познавательной деятельности и формированию нравственных качеств.

Социальная адаптация детей-инвалидов на сегодняшний день одна из наиболее трудных и актуальных задач ДОУ в условиях введения ФГОС. Дети с разными возможностями, с нарушениями развития и без них, должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме.

Конституция РФ и Закон «Об образовании» дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Дошкольное учреждение является значимым этапом в социализации личности ребенка.

Задача социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из приоритетных в деятельности ДОУ. Она может быть решена при одновременной реализации таких условий, как готовность педагогов к созданию благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов группы, специалистов, родителей.  Важен правильный подбор методов и приёмов и адаптация детей, ранняя диагностика, наблюдение за ребенком и подбор индивидуальных стратегий развития, трансформация среды в соответствии с потребностями детей.

В ходе педагогической деятельности одна из главных задач, которую необходимо ставить перед собой это включение детей с ОВЗ в систему социальных отношений по средствам детских видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения). А также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников учреждения.

Данный подход подразумевает широкое использование разнообразных форм коррекционной работы с детьми и данная система работы по обеспечению социализации детей с ОВЗ может показать высокую эффективность при её реализации:

  • использования проектного метода в организации непосредственно образовательной деятельности детей.
  • вовлечения детей с ОВЗ в массовые мероприятия (праздники, развлечения и т. д, проводимые в образовательном учреждении.

Условия, созданные для реализации данной задачи: готовность педагогов к созданию благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов группы, родителей.

Основным условием для возникновения межличностных отношений между детьми выступает совместная деятельность. Детей объединяет не только непосредственная симпатия друг к другу, но и отношения, связанные с выполнением тех или иных заданий. Целостная система отношений со своей структурой и динамикой начинает складываться в ходе возникновения ролевой игры. По мере ее развития все более заметными становятся структурные компоненты межличностных отношений, включающие в себя функционально-ролевые, эмоционально-оценочные и личностно-смысловые отношения, которые постепенно начинают выполнять  роль регуляторов во взаимоотношениях с людьми.

  1. Функционально-ролевые отношения проявляются в различных видах деятельности (трудовой, учебной, игровой, продуктивной и др.) и разворачиваются в ходе усвоения ребенком норм и способов действий в группе под непосредственным руководством и контролем со стороны взрослого или же самостоятельно в неформальных группах. Они позволяют ответить на вопросы: «в какой конкретной совместной деятельности они возникают» и «что они отражают?».
  2. Эмоционально-оценочные отношения дают возможность понять: соответствует ли поведение детей в группе социальным нормам, какие эмоции оно вызывает, что нравится или не нравится им в сверстниках. Основная функция эмоционально- оценочных отношений в детской и подростковой группе — осуществление коррекции поведения сверстника в соответствии с принятыми нормами совместной деятельности.
  3. Личностно-смысловые отношения — это взаимосвязи в группе, при которых мотив одного ребенка приобретает для других сверстников личностный смысл, значение — «для меня». При этом участники совместной деятельности начинают переживать интересы и ценности этого ребенка как свои собственные, ради которых они, принимая различные социальные роли, действуют.

То есть, включаясь в различные виды деятельности и выполняя соответствующие роли, дети и подростки не только познают мир взрослых, но, прежде всего, учатся взаимодействовать с людьми, осваивая, таким образом, нормы человеческих отношений.

Отдельный большой и важный вопрос – взаимодействие с родителями. Мы все понимаем, что первые, основные навыки социального поведения дети получают в семье. И ни для кого не секрет, что родители детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из самых сложных категорий родителей, что, несомненно, накладывает отпечаток на формирование личностных качеств детей. Некоторые родители не принимают своего ребенка, не могут или не хотят признать его особенность, научиться с этим, жить. Другие воспринимают дефект ребенка как некую кару, видят свое предназначение в служении ему, что приводит к гиперопеке, не позволяет ребенку становиться самостоятельным, сильным, он надолго остается зависимым, у него не развиваются стойкость, характер, уверенность в себе. Постоянная работа с родителями, привлечение специалистов, вовлечение их в проектную деятельность, совместные события позволяет родителям иначе взглянуть на своего ребенка, наладить взаимодействие, выработать пути совместной работы, направленной на социализацию и коррекцию детей с ограниченными возможностями в развитии.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ

  • Разнообразные занятия совместной деятельности детей с ОВЗ и родителей
  • Приобщение родителей к педагогическому процессу
  • Информационно-педагогические материалы, выставки детско-родительских работ
  • Уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения
  • Понимания и такта в воспитании и обучении ребенка с ОВЗ
  • Расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения
  • Объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка с ОВЗ

Советы педагогам:

  • побеседуйте с родителями об особенностях ребёнка, о тех условиях, которые необходимы ему для более успешной адаптации к новым условиям и детскому коллективу (что любит кушать, есть ли любимая игрушка и тд.).
  • сопровождая ребенка, не опекайте чрезмерно ребенка с ОВЗ, но и не забывайте о нем.
  • активно взаимодействуйте с педагогом-психологом, изучайте специальную методическую литературу.
  • при взаимодействии не фиксируйте внимание на особенностях ребёнка. Относитесь к ребенку ровно, спокойно, ласково но, в то же время, предъявляйте разумные требования. Ребенок не должен чувствовать себя обиженным и ненужным.
  • в отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его каждый раз, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
  • ежедневно рассказывайте родителям как прошел день его ребёнка. Акцентируйте на положительном, но не утаивайте и отрицательные моменты.

[1] Федеральный реестр инвалидов

https://sfri.ru/analitika/chislennost/chislennost-detei?territory=undefined

[2] Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие. Ахметова Д.З., Нигматов З. Г., Челнокова Т. А. и др. / Ахметова Д. З.. — Казань: Познание, 2013. — 204 с.

[3] Ермакова Л. И. Сущность инклюзивного образования : сборник. — 2017. — С. 19—23.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей дошкольного возраста. Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста.

Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии соб...

"Формирование здорового образа жизни детей как направление социализации детей в дошкольном образовательном учреждении"

Данная статья раскрывает вопрос о сохранении и укреплении здоровья каждого отдельного ребёнка, формировании ценностных установок на здоровый образ жизни....

Проблемы социализации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Работая с сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, я бессознательно, а потом  и осознанно, искала особенности, чем различны, и чем схожи, дети, живущие в семье, и дети вне сем...

Конспект физкультурного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Северное многоборье». Этническая социализация детей Крайнего Севера по освоению национальных видов спорта

Занятие  "Северное многоборье" способствует повышению общей культуры, расширению кругозора, углублению знаний о национальных видах спорта воспитанников. ...

Консультация по обобщению опыта "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий, как средство успешной социализации детей в школе".

В данном материале обобщён опыт использования  инновационных технологий , как средство успешной социализации детей в школе.Применение на практике гибкой системы организации непосредственно образо...

Консультации для родителей «Сюжетно-ролевая игра, как средство социализации детей в обществе»; "Художественно-эстетическое воспитание детей"; «Подготовка детей к школе».

Предлагаю вашеву вниманию консультации «Сюжетно-ролевая игра, как средство социализации детей в обществе»; "Художественно-эстетическое воспитание детей"; «Подгото...