Мастер-класс «Использование ЛЕГО-конструктора в образовательной деятельности дошкольников»
методическая разработка

Ирина Викторовна Перькова

Повышение профессиональной компетентности педагогов-участников мастер-класса в процессе педагогического общения по освоению опыта работы с конструкторами ЛЕГО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_lego.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Использование ЛЕГО-конструктора в образовательной деятельности дошкольников»

Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов-участников мастер-класса в процессе педагогического общения по освоению опыта работы с конструкторами ЛЕГО. 

Задачи:

-дать общее представление о конструкторе ЛЕГО, как о средстве развития ребенка дошкольного возраста;

-показать возможности конструктора ЛЕГО для использования в конструктивно-модельной деятельности детей;

-познакомить с вариантами игр с конструктором ЛЕГО.

Оборудование: ЛЕГО-цветок, конструктор ЛЕГО, чудесный мешочек, карточки к игре «ЛЕГО-задачки», карточки-схемы «Цифры», «Буквы».

Ход мастер- класса:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня нашу встречу мне бы хотелось начать с игры «Ассоциация». Опорное слово – ЛЕГО-конструктор. Подберите такие слова, которые ассоциируются у вас с этим словом. (Дети, азарт, игрушка, деятельность, действия, конструктор, детство, кубик, кирпичики, сборка и т.д.)

Игра «ЛЕГО-цветок» (педагоги передают друг другу цветок из ЛЕГО-конструктора и у кого остается в руках цветок отвечает на вопрос)

Ты беги, беги цветочек

Быстро, быстро по рукам.

У кого цветок остался,

Тот на вопрос ответит нам.

1. Что Вы делаете для того, чтобы поддерживать интерес детей к конструированию?

2. Есть ли у Вас в группе конструктор ЛЕГО?

3. Что Ваши дети предпочитают больше всего: играть в ЛЕГО-конструктор или в другие виды конструкторов?

4. Как Вы думаете, полезно ли детям играть с ЛЕГО-конструктором?

5. Какие способности развивает конструктор ЛЕГО?

6. Что Вашим детям нравится больше: собирать модель по образцу или придумывать свою?

7.  Какие модели конструируют Ваши дети из Лего?

8. Где и как приучаете ребенка хранить ЛЕГО?

Конструирование любимый вид деятельности детей. Это не только увлекательное, но и полезное занятие. Детей, увлекающихся конструированием, отличают богатые фантазия и воображение, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального и речевого развитии ребенка.

Конструктор ЛЕГО является наиболее предпочтительным современным развивающим материалом, который позволяет учиться, играя и обучаться в игре.

Наборы ЛЕГО выпускает группа компаний LEGO Group, главная компания которой находится в Дании. Компания была основана в 1932 году, создателем компании был датчанин Оле Кирк Кристиансен (плотник, столяр). Первоначально компания выпускала стремянки, гладильные доски и деревянные игрушки. В 1934 году Оле Кирк Кристиансен зарегистрировал собственную торговую марку LEGO. Название LEGO появилось путем сложения двух датских слов - «leg» и «godt», что переводится как «хорошо играю». Оказалось, и в древнем языке - латыни - есть слово lego, которое означает «я учусь» или «я складываю вместе».

ЛЕГО - самая популярная игра на планете. Британской ассоциацией торговцев игрушками конструктору присвоено звание «Игрушка столетия».

Как Вы думаете, почему?

Так как этот конструктор соответствует следующим характеристикам:

• Безопасность.

• Неограниченный потенциал игры.

• Подходит для девочек и мальчиков.

• Подходит для всех возрастов.

• Подходит для любого сезона.

• Здоровые и спокойные игры.

• Можно долго играть.

• Развивает воображение и творческие способности.

• Чем больше кирпичиков LEGO – тем лучше.

Есть ли минусы у ЛЕГО? (дорогостоящий, возрастные ограничения (на которые, к сожалению, зачастую педагоги и родители не обращают внимания)

Конструктор ЛЕГО можно условно разделить на два больших класса: классическое мелкое ЛЕГО и крупное ЛЕГО Дупло.

Для использования ЛЕГО в образовательной деятельности мы, педагоги, должны в первую очередь познакомить детей с основными деталями ЛЕГО конструктора и способами их соединения.

Кубик/кирпичик. Кубик, он же кирпичик. Самый обычный кубик, может быть разных размеров: 1х1, 1х2, 2х2, 2х4, и прочие.

Шип - часть почти любой детали ЛЕГО, они располагаются сверху и служат для крепления деталей. Шип используется также для измерения длины и ширины детали. Именно по шипам мы и считаем, что это кубик, например, 2х4.

Трубка. Это часть кубика. Трубка помогает элементам соединяться вместе. Она захватывает шип. Трубки видны на нижней стороне кубиков.

Пластина. От кубика отличается тем, что в три раза тоньше. Тоже бывают разных размеров. Они необходимы для проработки деталей.

Базовая плата - деталь со слегка рифлёной снизу поверхностью, к которой снизу нельзя присоединить другие элементы. Детали крепятся только на шипы на верхней части платы.

Дополнительные детали. К ним относятся: балки (прямые и угловые), оси, цилиндры, шестеренки (зубчатые колеса), шины, блоки, рейки, арки и т.д.

В основном используют три основных способа соединения деталей:

кирпичная кладка, односторонняя лестничная кладка, пирамидная кладка - ступеньки.

ЛЕГО-конструирование легко интегрируется практически со всеми областями образовательной деятельности и оказывает благотворное влияние на всестороннее развитие детей.

Сейчас, предлагаю и вам, уважаемые коллеги, окунуться в мир ЛЕГО и на практике увидеть, как мы можем работать с ним.

На первых этапах работы с ЛЕГО необходимо детям дать возможность насладиться конструктором – ощупать его, самостоятельно пофантазировать.

Скажите, чем детали ЛЕГО отличаются друг от друга? Правильно, формой, цветом и размером. Итак, чтобы правильно выбрать нужную деталь, нужно подсчитать на детали количество кнопочек-шипов в длину и ширину. 

Итак, поиграем в игру «Найди детали». Условия игры таковы: вам необходимо найти задуманную деталь в коробке с ЛЕГО (кирпичик красного цвета 2х2, кубик желтого цвета2х6)

На первых этапах знакомства детей с конструктором ЛЕГО важно научить детей знать названия и отличать детали друг от друга, в процессе такой игры дети закрепляют знания основных цветов, форм деталей, размер.

Игра «Таинственный мешочек», Уважаемые педагоги, в мешочке находятся кубики из ЛЕГО конструктора, Вам нужно на ощупь определить размер кубика и назвать его (кубик 2х3, 2х8). В этой игре у детей развивается тактильное восприятие формы и речь. Также можно показать детям определенную деталь ЛЕГО, дети его находят в мешочке.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

На мой взгляд, одна из основных целей Лего-конструктора – научить детей эффективно работать вместе, создавать совместные постройки, объединённые одной идеей. У детей формируются: умение сотрудничать с партнёром, работать в коллективе. Развиваются способность ставить цели, доводить дело до конца, стремление отстаивать свои идеи.

Предлагаю поиграть в игру «Сделай по словесной инструкции» (участвуют два участника).  Перед Вами в контейнере находятся одинаковые детали ЛЕГО. Первый участник, отвернувшись, придумывает какую-то элементарную постройку и одновременно рассказывает напарнику, как он это строит. Другой в это время повторяет. В итоге игры должны получиться две одинаковые модели.

Образовательная область «Познавательное развитие»

В процессе ЛЕГО конструирования у детей активно развиваются математические способности. Дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность, ориентировкой в пространстве, такими понятиями, как «высокий-низкий», «узкий-широкий».  ЛЕГО формирует пространственное мышление, развивает умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций, развивает логическое мышление.

Игра «ЛЕГО-задачки» – карточка с тремя полями. Каждое поле отвечает за определенный признак детали конструктора – цвет, форму (вид сверху: прямоугольник, квадрат), количество кнопок-шипов на детали. По данным признакам нужно выбрать правильное решение, т. е. подобрать деталь конструктора. ЛЕГО- задачки предусматривают вариативность решений. Ребенок, представляя свое решение, которое может быть отличным от других, доказывает его правильность, по шагово проговаривая признаки своей детали в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Игра «Моделирование цифры».  Перед Вами лежат цветные инструкции, смоделируйте, пожалуйста, цифру.

 Для лучшего запоминания образа цифры необходимо задействовать как можно больше анализаторов (зрительный, тактильный, кинестетический). С данной задачей справляется ЛЕГО-конструктор. Манипулируя деталями конструктора ЛЕГО ребенок, превращая их то в одну, то в другую цифру, запоминает образ цифры. Стараясь как можно точнее передать форму цифры, ребёнок активно работает пальцами, причём чаще всеми десятью. Происходит мощное воздействие на тактильные рецепторы, а это, способствует развитию речи.

Игра «Зеркальное отображение» (педагоги работают в парах). Возьмите плату, разделите ее пополам с помощью кирпичиков ЛЕГО. Теперь один участник выкладывает любое изображение с одной стороны, а другой-с другой. Игра очень полезна для развития пространственного мышления и чувства симметрии.

Образовательная область «Речевое развитие»

В процессе конструирования из ЛЕГО, дети общаются, договариваются, рассуждают, учатся отстаивать свою точку зрения, при этом расширяется словарный запас, умение задавать вопросы, развиваются диалогическая и монологическая речь. 

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи.

  1. Пальчиковая гимнастика «ЛЕГО-пальчики»

1, 2, 3, 4, 5!

В конструктор будем мы играть!

(Загибаем — разгибаем пальчики на обеих руках одновременно)

В конструктор будем мы играть

Своим ручкам помогать!

(Кулачки -ладошки ударяем друг о друга поочерёдно)

Конструктор в руки мы возьмём

На руку левую кладём,

Правой ручкой накрываем

И ладошками катаем.

(Выполняем действия в соответствии с текстом, прокатывание конструктора между ладонями)

Сейчас руки поменяем,

Точно также покатаем.

(Меняем положение рук прокатывание конструктора между ладонями, левая рука сверху)

В ручку правую возьмём

И сильней его сожмём!

(Сжимаем конструктор в правой руке)

В ручку левую возьмём

И сильней его сожмём.

(Сильно сжимаем в левой руке)

Пальчики свои встряхнём,

Заниматься мы начнём!

ЛЕГО-конструктор можно применять и в процессе подготовки детей к обучению грамоте:

-предложить составить образ буквы из кирпичиков ЛЕГО;

-построить различные предметы, которые начинаются с указанного звука;

-выложить столько кирпичиков ЛЕГО на наборное полотно, сколько слышат слов в предложении.

Игра «Поймай звук». Сейчас я буду произносить различные звуки. Если Вы услышите звук «С», прикрепите на платформу любой кирпичик ЛЕГО.  Данная игра развивает фонематический слух, звукопроизношение.

Игра «Гусеница». Возьмите любой кирпичик ЛЕГО 2х4-это голова гусеницы. Вам нужно придумывать слова на звук «б», один кирпичик - одно слово. Выигрывает тот, у кого будет длиннее гусеница.

Игра позволяет закрепить у детей умения придумывать слова на заданный звук, развивается фонематическое восприятие, мелкая моторика пальцев рук.

Игра «Сыщики». Сейчас я буду показывать звуковые схемы из конструктора ЛЕГО, Вам нужно показать предметную картинку к этой схеме.

В этой игре закрепляется умение проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки (согласные твердые, мягкие и гласные), соотносить слово с заданной схемой; развивать внимание, зрительную память, мелкую моторику пальцев рук.

Образовательная область «Физическое развитие»

Помимо мелкой моторики обеих рук, ЛЕГО – конструктор также способствует развитию крупной моторики. Конструктор ЛЕГО можно использовать как инвентарь для проведения занятий по физической культуре.

Игра «Равновесие». Уважаемые коллеги, возьмите любой кирпичик ЛЕГО и пройдите на ковер. Положите кирпичик на голову. Сейчас я буду задавать задания, а Вы постарайтесь не уронить кирпичик (дважды присесть, сделать три шага вперёд, повернуть направо, постоять на левой ноге, покружиться).

Игра «Передай кирпичик ЛЕГО». Встаньте в круг, ведущий в центр круга. Ведущий дает команду «Передавай», участники по кругу передают кирпичик друг другу.  Когда ведущий скажет: «Стоп». Он открывает глаза у кого из участников оказался кирпичик, тот становится ведущим.  В игре развивается координация движений.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

ЛЕГО-конструктор приходит на помощь при подготовке к детской театральной постановке. Сначала дети создают своих героев из конструктора, а затем озвучивают их.

ЛЕГО можно использовать и на музыкальных занятиях. Музыкальный руководитель наигрывает или отстукивает ритм. Дети выкладывают из деталей ЛЕГО музыкальную строку, изображая звуки и паузы.

ЛЕГО можно использовать как штампы на занятиях по рисованию.

Игра «Собери узор» .Я буду называть деталь определённой формы и цвета, которую нужно будет найти и выставить в указанное мною место на плате. В верхнем правом углу: красный кубик 2х2; в нижнем левом - синий кирпичик 2х6; в правом нижнем-оранжевый 2х4; в нижнем левом- синий 2х3; в центре- белый кубик.

ЛЕГО-игра-важнейший спутник детства, позволяющий детям учиться играя. Каждая постройка ЛЕГО-это фантастическое новое приключение, каждый раз необычное, всегда веселое, познавательное и желанное.

В заключение нашей встречи предлагаю построить «Башню эмоций».  Кирпичики красного цвета означают, что вам понравился данный мастер-класс, зеленого-то, что мастер-класс понравился, но вы еще что-то хотели бы увидеть, ну, а кирпичики желтого цвета покажут, что вам ничего не понравилось.

 Спасибо всем за активное участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование элементов системы М. Монтессори в образовательной деятельности дошкольников"

Данные методические рекомендации по использованию Монтессори – материала вносят существенный вклад в совершенствование педагогического процесса, позволяют совершенствовать содержание и повысить качест...

Мастер-класс Использование музыкальных пальчиковых игр в непосредственно образовательной деятельности как средство речевого развития дошкольников с ОВЗ

Цель мастер-класса:  ознакомление педагогов с музыкальными пальчиковыми играми, используемыми в непосредственно образовательной деятельности....

Мастер-класс «Использование нетрадиционных техник и материалов для изобразительной деятельности дошкольников, имеющих умеренную умственную отсталость»

Мастер-класс«Использование нетрадиционных техник и материалов для изобразительной деятельности дошкольников, имеющих умеренную умственную отсталость»...

Мастер - класс "Использование песка, как средства организации коррекционно - образовательной деятельности с дошкольниками"

Современные условия ФГОС ДО дали толчок к поиску инновационных, интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающих всестороннее развитие детей, их ком...

Мастер – класса «Использование игрового набора Дары Фрёбеля в образовательной деятельности дошкольников»

Практическая  часть. Мастер – класса «Использование игрового набора Дары Фрёбеля в образовательной деятельности дошкольников»...

Мастер - класс «Использование Теневого театра для детей в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации для развития артистической одаренности дошкольников»

Цель: познакомить педагогов с одним из видов театра в детском саду (теневым театром) и технологией его изготовления.Задачи:- сформировать у  педагогов навыки в изготовлении игрушек для теневого т...