СТАТЬЯ. Создание благоприятных условий в ДОУ для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребёнка ч/з использование рефлексивных методик
статья

Коваль Светлана Сергеевна

В исследованиях последнего десятилетия рефлексия определяется, как новообразование дошкольного возраста.

Современные дети обнаруживают новые закономерности развития и созревания психики, демонстрируя большую способность к самосознанию и саморазвитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_refleksiya.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Создание благоприятных условий в ДОУ для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребёнка ч/з использование рефлексивных методик»

                                  

Рефлексия – обращение человеком своего сознания на самого себя (самоанализ): на мышление, поведение, знания, действия. Это понимание и анализ своих мыслей, чувств, мотивов.

Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими собственными.

Работая, с детьми я стараюсь обращать их внимание на собственные действия:

- что выбирают;

- что делают (делали, будут делать);

- что получилось (на продукт собственной активности).

Дети ежедневно имеют возможность выбирать (самоопределяться) деятельность, материалы, партнеров и делиться своими результатами, успехами.

       В работе использую фото, которые являются наглядным способом фиксации действий (достижений) детей. Дети имеют возможность посмотреть на себя со стороны, чем занимались, что научились делать, активизируют речь ребенка (глядя на своё изображение, ребенок стремится назвать, что делал…). Я стараюсь мотивировать детей к анализу выбора - свободных действий и к подведению итогов деятельности.

       Мы придумали наглядную форму фиксации ребенком своих действий, например, после успешного выполнения задания дети подымают руки вверх.

Начинаем использовать «Рефлексивный круг» – это технология, позволяющая стимулировать речевую активность детей, мыслительные возможности. Круг способствует совершенствованию речи, как средства общения, помогает детям высказывать предположения, делать простейшие выводы, учит излагать свои мысли понятно для окружающих, развивает самостоятельность суждений.

       При составлении тем для кругов рефлексии стараюсь подобрать такие, которые соответствовали не только теме месяца, но и затрагивали проблемы в группе. (Например, «Вышли гулять, а на участке не пройти – мешает большая лужа. Что делать, как пройти на участок?»; «Будем рисовать красками, а кисточки нет», «Мальчик обидел девочку»). При обсуждении таких проблем каждый ребенок находится в активной действующей позиции: находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их.

       Также хочу предложить сказочные темы. Они будут из знакомых сказок (например, «Как козляткам не пустить волка в дом?»; «Как сделать, чтобы яйцо не разбилось и не упало со стола», «Как Маше не заблудиться в лесу?» и др.). Конечно, при решении таких проблем требуется проведение предварительной работы: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, беседы. Но эти темы будут интересны и понятны детям, они более свободно выразят свои мысли, выскажут пожелания.

       В начале работы по решению творческих заданий возникла необходимость проведения предварительной работы, «введения детей в проблему» с целью выявления, закрепления и обогащения имеющихся у детей представлений о той или иной ситуации. От этого в большой степени зависит «успешность» решения проблемы. В предварительную работу я включаю чтение книг, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, беседы с детьми, экспериментирование, рисование, лепку, конструирование, подвижные игры и т.д. В процессе такой работы стало заметно, что дети стали более активными, наблюдательными и общительными. Они сами «видят» проблемные ситуации, формулируют противоречия, находят разные варианты решения. У детей развивается познавательный интерес, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать.

       В группе у каждого ребенка есть своя ладошка. Пять пальцев – это 5 дней, проведенных ребенком в детском саду. К ладошке прилагаются резинки разного цвета. Каждый центр активности у нас с детьми обозначен своим цветом. (Например: центр  «Искусство» - синий, «Книги» - синий, «Строительства» -красный, «Семьи» - оранжевый, «Гараж» - желтый…). И каждый день на один пальчик ребенок надевает одну или 2… резинки, в зависимости от того в каком центре активности работал. Фиксация ребёнком своих действий происходит после окончания работы в центрах, приход детей со своими результатами на групповой сбор, который проходит на ковре. Дети фиксируют на ладошке, то чем занимались.  Такая форма фиксации очень наглядна и для детей и для взрослых. Она позволяет отрефлексировать, что и как выбирает ребенок и что он не выбирает (в течение недели). Развивается ребенок в разных направлениях или в одном. После фиксации детьми своих действий идет групповое обсуждение (самоанализ: что выбирали, что делали, что получилось).

Что обсуждаем:

- Что сегодня удалось (получилось)?

- Чему научились сегодня?

- Что нового узнали?

- Что понравилось больше всего?

- Что получилось особенно хорошо?

- Были какие-то трудности? Кто помогал?

- С кем вместе работал?

В результате групповых обсуждений дети:

- учатся активно обсуждать процесс своего развития;

- учатся друг друга слушать и слышать;

- учат друг друга;

- мотивируют друг друга на деятельность, а также мотивируют делиться своими открытиями, достижениями…

       Работа по развитию рефлексии  осуществляется и в ходе индивидуальных обсуждений с детьми, которые в силу своих индивидуальных особенностей (неуверенные в себе, с

повышенной тревожностью) не могут делиться своими успехами на публике.

Надо помнить, что отрицание успеха, разочарование подрывает веру в себя, тогда ребенку трудно рассказывать о своих достижениях.

И поэтому я стараюсь уважительно, заинтересованно, серьёзно относиться к тому, что демонстрирует ребенок.

Если перед ребенком ставить задачу рассказать о самом себе, о своих изменениях, тогда он осознает себя как участник процесса обучения. Осознает цели, которые перед ним были поставлены, шаги которые он совершал, достигая эти цели. Видит свои успехи. Знает свои сильные стороны и свои индивидуальные особенности.

Важна каждодневная практика. Системная, целенаправленная работа по развитию рефлексии у детей.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья тема: "ВЛИЯНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Статья посвящена проблеме влияния занимательного математического материала на развитие познавательной активности дошкольников. Рассмотрены принципы, содержание, методика организации занятий, способств...

Перспективный план работы: «Создание благоприятных условий для социально-личностного развития воспитанников в процессе создания мультипликационного фильма методам покадровой сьемки с применением цифровой технологий»

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Быстрым темпом входят в нашу повседневную профессиональную жизнь различные компьютерные технологии. Это дает огром...

статья "Экспериментирование в детском саду как способ развития познавательной активности дошкольников"

Чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает…, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем...

Индивидуальная образовательная программа по теме: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности, самостоятельности и инициативности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО».

Индивидуальная образовательная программа воспитателя по теме: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности, самостоятельности и инициативности детей дошкольного возрас...

Статья "Экспериментирование в детском саду как способ развития познавательной активности дошкольников"

Экспериментирование дает реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта или предмета окружающего мира. Следствием является не только ознакомление дошкольника с новыми фактами, но и нак...

Статья «Создание ПРС используя вариативные средства для развития познавательной активности детей и их успешной адаптации в ДОУ через бизиборды. »

Повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Создание ПРС использую вариативные средства для развития познавательной акти...