мастер класс "Круги Луллия "
учебно-методический материал (старшая группа)

Алейникова Елена Александровна

Мастер – класс «ТРИЗ для педагогов ДО».

 

«Использование ТРИЗ-технологии «Волшебные круги Луллия» в развитии  детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_master_-klassa_aleynikova_e.a.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 8 "СКАЗКА"

КАРАСУКСКОГО РАЙОНА

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Мастер – класс «ТРИЗ для педагогов ДО».

«Использование ТРИЗ-технологии «Волшебные круги Луллия» в развитии  детей дошкольного возраста»

Выполнила воспитатель: Алейникова Е.А.

2020 год

Цель мастер - класса: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов через знакомство с использованием кругов Луллия

(технология ТРИЗ) в развитии дошкольников.

Задачи мастер - класса:

 - обосновать актуальность использования игр с кругами Луллия в работе с детьми дошкольного возраста;

- организовать групповую работу коллег с приёмами и видами работ по ознакомлению с кругами Луллия

Технические средства обучения и цифровые образовательные ресурсы: презентация

Раздаточные материалы: буклеты

Ход мастер – класса:

Вступительная часть.

В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно – коммуникационные средства и традиционными наглядными средствами их сложно удивить. Поэтому, педагог должен искать интересные детям и, в то же время, несложные способы развития ребёнка.

Вместе с тем, особую актуальность представляет выбор дидактических средств для детей, имеющих особые образовательные потребности…

Новое ― это хорошо забытое старое,

Но иногда старое возвращается так скоро,

Что о нем даже не успеваешь забыть.

                                                                            Феликс Кривин

В 12 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. «Круги Луллия» – это что-то вроде компьютера, только для слов.

Пособие является одним из средств  развития интеллектуальных творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ для использования дошкольных учреждений.

ТРИЗ (теория решения изобретательных задач)

– это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем.

Цель ТРИЗ: не просто развить фантазию детей, но и научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Круги Луллия прочно заняли своё место в педагогике. На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Эффект огромен:

в первую очередь – это познание языка и мира в их взаимосвязи.

Круги Луллия позволяют решать следующие задачи:

развитие познавательной активности;

развитие представлений о сенсорных эталонах (восприятие цвета, формы);

формирование элементарных математических представлений;

обогащение активного словаря;

развитие связной речи;

развитие мелкой моторики и координации движений рук.

Теоретическая часть.

Пособие используется в работе с детьми 3-7 лет в непосредственной образовательной деятельности педагога с детьми, а также в режимных моментах.

Для детей 3-4 лет целесообразно брать только два круга с 4секторами на каждом.

Для детей 4-5 лет – можно использовать два-три круга с 4-6 секторами.

Дети 6-7-летнего возраста справляются с заданиями, в которых используется четыре круга с 8 секторами.

Данный игровой метод организации образовательной деятельности способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжения, обеспечивает восприятие нового материала.

Игры с кругами Луллия можно условно разделить на три типа:

1.Игры на подбор пары

В этих играх одной картинке 1 круга обязательно должна соответствовать одна картинка 2 круга.

2.Игры с элементом случайности

В этих играх дети одновременно раскручивают оба круга. Ответ ребенка зависит от того, какая комбинация выпадет в окошке. В таком варианте игр любая картинка 1-го круга сочетается с любой картинкой 2-го круга и наоборот.

3.Игры на развитие творческого воображения. Обсуждается несовместимая на первый взгляд комбинация. Например, совпали картинки. Задаем вопросы: «Как могло случиться, что корова стала воспитывать котенка, как она о нем будет заботиться, чему станет его учить?». Заранее договариваемся с детьми, что ситуация сказочная, нереальная, а значит можно дать волю фантазии

Дети с удовольствием самостоятельно заменяют круги, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и ход игры.

Практическая часть.

Методика построения колец Луллия:

На стержень нанизывается несколько кругов разного диаметра. Конструкция по типу пирамидки. Сверху устанавливают стрелку. Все круги разделяются на одинаковое число секторов. На них располагают картинки (рисунки, слова, символы, предметы окружающего мира). Круги и стрелка свободно двигаются независимо друг от друга. По желанию можно получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые объекты.

Рассматривание презентации, проведение занятия с детьми.

Предлагаю вам вытянуть листочки с заданиями и объединиться в группы. В соответствии с заданиями выбираются круги Луллия (разной сложности).

Тренинг « Животные»

Тренинг « Растения»

Рефлексия. 

Предлагаю ответить на вопросы.

- Что интересного вы возьмете для работы с детьми?

 - Считаете ли вы, что технология соответствует требованиям ФГОС ДО в работе с детьми дошкольного возраста?

Вывод: Метод кругов Луллия, как один из инновационные технологий и методических приёмов, помогает научить детей не только получать знания об окружающем мире, но и уметь их использовать, искать и находить, опираясь на эти знания, выходы из проблемных ситуаций, пути решения важных задач, совершать новые маленькие открытия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Круги Луллия"

В современной  педагогической практике всё больше используются устаревшие модифицированные пособия для  детей раннего возраста. Умение классифицировать – одна из составляющих творчески...

Мастер - класс "Кольца Луллия"(ТРИЗ)

Кольца Луллия прочно заняли свое место в педагогике и в наше время. Они вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу....

Мастер - класс "Игры с Кругами Луллия"

Мастер - класс "Игры с Кругами Луллия"...

Мастер – класс Тема: «Дидактически игры с кругами Луллия. Математика для дошкольников»

Мастер – классТема:«Дидактически игры с кругами Луллия.Математика для дошкольников»...

Мастер -класс на тему: ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР (МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ КОЛЬЦА ЛУЛЛИЯ)

МАСТЕР -КЛАСС НА ТЕМУ::ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  РАЗВИВАЮЩИХ ИГР (МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ КОЛЬЦА ЛУЛЛИЯ)...

Мастер-класс по использованию универсального дидактического пособия «Круги Помогаторы» в работе учителя-логопеда (по методике кругов Луллия)

В ходе использования данного пособия учитель - логопед  может корригировать различные аспекты речевой деятельности, а именно:-  развивать артикуляционную моторику;-  закреплять произнош...

Мастер- класс для педагогов "Играем с кругами Луллия"

В конспекте описана методика игр с "Кругами Луллия", включенных в образовательную деятельность....