Консультация для воспитателей "Использование мнемотехники и мнемотаблицы в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи"
консультация

Карамалак Юлия Владимировна

Материал предназначен для работников ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование мнемотехники, мнемотаблицы в работе с детьми дошкольного возраста по речевому развитию»

   Проблема речевого развития дошкольников в современной педагогике очень актуальна. Мы видим, что большое количество детей имеют низкий уровень коммуникативного развития, дошкольники с трудом строят описательные рассказы, рассказы по картинам и по сериям сюжетных картин. Рассказ из личного опыта сводится к воспроизведению 1-2 простых нераспространенных предложений, в речи детей мало встречается сравнительных оборотов, эмоционально окрашенных слов, дети с трудом строят пересказ произведения, лексический запас сравнительно беден, у дошкольника плохо сформирован грамматический строй речи.

   Решая данные проблемы, в своей работе педагоги используют как традиционные, так и нетрадиционные методики по речевому развитию.

   Одной из таких нетрадиционных методик является мнемотехника (мнемоника).

   Мнемоника с греческого – искусство запоминания, система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации.

   Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов:

   1 этап – кодирование в образы, запоминание;

   2 этап – соединение образов;

   3 этап – запоминание последовательности;

   4 этап – закрепление в памяти.

   Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

   К.Д. Ушинский писал : « Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

   Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц в образовательной деятельности по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее.

   Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – елка.

   Вот пример широко известной мнемонической фразы, которая задает порядок цветов спектра: «Каждый охотник желает знать где сидит фазан». Начальные буквы слов в этом предложении дают название цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

   Как любая работа мнемотехника строится от простого к сложному. При обучении детей связной речи можно использовать такие приемы мнемотехники, как мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы, коллаж и многое другое.

   Мнемотаблица –это схема в которую заложена определенная информация.

   Работа с мнемотаблицами состоит из нескольких этапов:

   Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

   Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

   Этап 3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы, образы, т.е. происходит отработка метода запоминания.

   Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

   Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка «спряталась» в таблице? Про кого эта сказка?».

   Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо делать цветные, так как у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса-рыжая плутовка, цыплята-желтого цвета, у петушка-хохолок красного цвета, мышка-серая, елочка-зеленая, солнышко-желтое и красное и другие образы.

   Опорным в таблице является изображение главных героев сказки, через которые идет осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержание, которое «связано» вокруг ее главных героев.

   В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

   Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картика (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, использую графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план-схему (младшая, средняя группы), а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы (старшая, подготовительные группы).

   Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

- развития основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

- перекодирование информации, т.е. преобразование изабстрактных символов в образы;

- помогает дошкольнику строить фразы,которые выстраиваются в законченный текст или стихотворение;

- Развивает графические навыки.

   Таким образом, решая проблемы речевого развития дошкольников можно использовать методику мнемотехники.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №2 «Малышок»

г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области

К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я

для воспитателей

на тему:

«Использование мнемотехники, мнемотаблицы в работе с детьми дошкольного возраста по речевому развитию»

Карамалак Юлия Владимировна

воспитатель 1 категории


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи"

Использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей дошкольного возраста....

Выступление на педсовете «Использование мнемотехники, мнемотаблицы в работе с детьми дошкольного возраста»

Выступление на педсовете«Использование мнемотехники, мнемотаблицы в работе с детьми дошкольного возраста»...

Сторителлинг - современный интерактивный метод работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи.

Презентация игры "Кубики-историй" для детей среднего дошкольного возраста....

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста для развития речи и умственных способностей

Использование кинезиологических упражнений  в работе с детьми дошкольного возраста для развития речи и умственных способностей...

Выступление на педсовете «Использование мнемотехники, мнемотаблицы в работе с детьми дошкольного возраста»

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Другими словами, мнемотехника – это средство запоминания, нап...

Отчет по самообразованию " Современные методы работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи"

Цель: повысить теоретический и практический уровень, профессиональную компетентность в области речевого развития детей дошкольного возраста на основе современных научных знаний об антогенезе речи и те...

Статья "Использование технологии личностно-ориентированного подхода в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи"

Использование технологии личностно-ориентированного подхода в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи....