Статья "Использование технологии личностно-ориентированного подхода в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи"
статья (младшая группа)

Использование технологии личностно-ориентированного подхода в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._pchelina.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии личностно-ориентированного подхода в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи.

       Аннотация: в статье рассматриваются вопросы личностно – ориентированого подхода в образовании, реализация данной технологии в речевом развитии дошкольников. Раскрывается содержание личностно-ориентированного подхода, доказывается необходимость  совмещения в развивающем обучении детей   традиционного подхода с личностно – ориентированным.    

         Воспитание правильной и чистой речи у ребенка – одна из важных задач в работе с дошкольниками, это необходимое условие формирования личности. Благодаря речи ребенок познает мир, накапливает знания, овладевает нормами поведения. Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоционально- интеллектуальной сферы. В настоящее время нарушение речи остается одной из самых распространенных форм патологии у детей дошкольного возраста. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагоприятными экологическими условиями, а также по причине того, что родители недостаточно говорят с детьми, а дети много времени проводят в гаджетах. Для того, чтобы работа по речевому развитию с дошкольниками была максимально эффективной, необходимо ее строить с использованием  современных образовательных  технологий, например,  таких как  «мнемотехника», «ТРИЗ», «Синквейн», круги Луллия, проекты, технология личностно-ориентированного подхода. Так как дети с речевыми нарушениями имеют повышенный уровень тревожности, плохо адаптируются к социальной среде, не сразу идут на контакт, поэтому особую актуальность  в работе с такими детьми приобретает личностно-ориентированный подход.

      Содержание личностно – ориентированного образования призвано помочь создать атмосферу, ориентированную на индивидуальность ребенка, помочь развить его мотивацию  к обучению, в выборе  круга  его интересов, в максимальной адаптации к социальной среде. Главное достоинство личностно-ориентированного подхода – это внимание к внутреннему миру ребенка, а также поиск новых методов и средств обучения. В личностно-ориентированном образовании ребенок – это главное действующее лицо всего образовательного процесса. Во главу угла ставится его самобытность, самоценность, развитие его личностного потенциала, отношение к ребенку как к личности.  При этом ни в коем случае нельзя определять содержание и методы обучения, опираясь исключительно на интересы воспитанника, необходимо совмещать традиционный и личностно- ориентированный подход,  чтобы игра, спонтанная деятельность   и положительные эмоции  не становились самоцелью и не вели к снижению уровня обучения. Одним из основных принципов личностно ориентированного подхода  является стимулирование детей к использованию разных способов выполнения задания. Ребенок не должен бояться ошибиться, предлагать свои способы выполнения работы, высказывать суждения о том, что понравилось или не понравилось. Результатом личностно ориентированного взаимодействия педагога с детьми,  станут особые взаимоотношения, при которых дети станут более раскрепощенными, начнут проявлять инициативу в общении с педагогом, будут чувствовать себя комфортно, что, в свою очередь, будет способствовать качественному обучению дошкольников. Личностно-ориентированные технологии, отвергая принуждение, отражают идеи всестороннего уважения и любви к воспитаннику, оптимистическую веру в его творческие силы. Технология сотрудничества реализует демократизм, равенство, партнёрство в субъектных отношениях педагога и воспитанника. Педагог и воспитанник совместно вырабатывают цели, содержание образовательной деятельности, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Технология свободного воспитания акцентирует своё внимание на предоставлении воспитаннику свободу выбора и самостоятельности. Знаменитый педагог-психолог Карл  Роджерс заметил: «Чтобы достигнуть успеха в видах деятельности, связанных с взаимодействием людей, один из которых помогает другому измениться, усовершенствоваться, необходима  эмпатия, т.е. сопереживание, проникновение в мир другого человека; тёплое, человечное отношение к человеку, принимающее его таким, каков он есть без всяких предварительных условий.  Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми обеспечивает развитие и саморазвитие личности ребёнка, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.

Можно выделить следующие  принципы технологий личностно-ориентированного взаимодействия:

1. «Необходимо любить ребенка, очеловечить среду, в которой он живет, прожить в ребенке  свое детство»  Ш.А. Амонашвили

2. Понимание и взаимопонимание в общении с ребенком, равенство, сотрудничество, диалог

 3. Смена педагогического воздействия  на педагогическое взаимодействие

     С целью внедрения личностно-ориентированного  подхода в образовательную деятельность, учитываются следующие особенности:

- оценка и необходимая коррекция психологических состояний в течение всей деятельности (эмоциональных – радость, досада, весёлость и др.; интеллектуальных – сомнение, сосредоточенность и др.);

- гендерный аспект в организации различных форм работы; в подборе методов и приёмов развивающего обучения;

- обязательная оценка и коррекция процесса и результата деятельности каждого воспитанника;

-широкое применение самооценки и взаимооценки;

- проведении рефлексии образовательной деятельности.

Таким образом, правильная, хорошо организованная работа по развитию речи в сочетании с личностно – ориентированным подходом позволяет сгладить имеющиеся отклонения и помочь ребенку максимально комфортно адаптироваться к социальной среде. Оказание детям дошкольного возраста помощи и поддержки в выборе и реализации собственной образовательной траектории, работа с условиями организации образовательной среды, сбалансированность инициатив взрослого и ребенка - все это способствует полноценному развивающему обучению в дошкольном образовательном учреждении.

Литература

1.Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. – 1996. - № 4. – С. 29-36.

2.Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1999. – 536 с.

3.Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: 2008г.- С.48

4.Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2000.-159с.

5.Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / под ред. Б.Ф.Сергеева. - 2-изд. - М.: Айрис-Пресс, 2004.-160с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи"

Использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей дошкольного возраста....

Сторителлинг - современный интерактивный метод работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи.

Презентация игры "Кубики-историй" для детей среднего дошкольного возраста....

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста для развития речи и умственных способностей

Использование кинезиологических упражнений  в работе с детьми дошкольного возраста для развития речи и умственных способностей...

"Использование технологии кинезиологического тейпирования в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение речи"

В данной статье речь идет о применении кинезиологических тейпов  для детей с нарушениями речи с целью коррекции и устранения речевых нарушений. Данная  методика доказала свою эффективность н...

Отчет по самообразованию " Современные методы работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи"

Цель: повысить теоретический и практический уровень, профессиональную компетентность в области речевого развития детей дошкольного возраста на основе современных научных знаний об антогенезе речи и те...