Индивидуальный план работы по самообразованию на 2021-2022 уч.г.
методическая разработка (старшая группа)

Ольга Ярославовна Докшина

Педагог: Докшина Ольга Ярославовна                                                  

Тема: "Развитие речи детей посредством игровой деятельности в соответствии с ФГОС ДО"

Актуальность темы: прекрасная человеческая речь – продукт сложнейших психических процессов нашего организма. Любые нарушения этих процессов или недостаточное освоение человеком этой сложнейшей разговорной техники может привести большим затруднениям в жизни того человека. Речь в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

При нормальном речевом развитии ребенка происходит увеличение активного и пассивного словаря. Дети понимают разговорную, повествовательную речь, соответствующую их возрастным особенностям, владеют навыками активной речи, необходимой для общения с окружающими.

Речевая деятельность, объединяя достижения ребенка в усвоении всех уровней языковой системы, вместе с тем становится важным условием овладения языком - его звуковой стороной, лексикой, грамматикой, а также условием воспитания умений пользоваться языковыми средствами художественной выразительной речи.

Речевая деятельность - это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokshina_o.ya_._samoobrazovanie_2021-2022_uch.g.docx30.09 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план работы по самообразованию на 2021-2022 уч.г.

Педагог: Докшина Ольга Ярославовна        

Тема: "Развитие речи детей посредством игровой деятельности в соответствии с ФГОС ДО"

Актуальность темы: прекрасная человеческая речь – продукт сложнейших психических процессов нашего организма. Любые нарушения этих процессов или недостаточное освоение человеком этой сложнейшей разговорной техники может привести большим затруднениям в жизни того человека. Речь в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

При нормальном речевом развитии ребенка происходит увеличение активного и пассивного словаря. Дети понимают разговорную, повествовательную речь, соответствующую их возрастным особенностям, владеют навыками активной речи, необходимой для общения с окружающими.

Речевая деятельность, объединяя достижения ребенка в усвоении всех уровней языковой системы, вместе с тем становится важным условием овладения языком - его звуковой стороной, лексикой, грамматикой, а также условием воспитания умений пользоваться языковыми средствами художественной выразительной речи.

Речевая деятельность - это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.

Цель для педагога: Создать условия для развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры.

Задачи для педагога:

  • Повысить профессиональный уровень знаний через изучение литературы по теме самообразования.
  • Пополнить предметно–пространственную  среду новыми материалами.
  • Использование специальных упражнений  для развития речи детей посредством игровой деятельности.
  • Углубить представления родителей о  развитии речи детей.
  • Поделиться теоретическим и практическим опытом с педагогами.

Предполагаемый результат для педагога:

  • Повышен профессиональный уровень через изучение литературы по теме самообразования.
  • Пополнена предметно–пространственная  среда картотеками дидактических игр, пальчиковых физминуток.
  • Используются специальные упражнения  для развития для развития речи детей посредством игровой деятельности.
  • Углублены представления родителей  о  развитии речи детей
  • Поделилась теоретическим и практическим опытом с педагогами.

Методы работы

  • Словесные
  • Наглядные
  • Практические
  • Игровые

Формы организации деятельности с детьми:  

- групповая;  

 - подгрупповая;  

- индивидуальная;

Формы работы с родителями:

- сотрудничество через консультации,

- родительское собрание,

- беседы,

- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

План работы по повышению педагогического мастерства.

Месяц

Планируемая работа

Сентябрь

  • Составить план по самообразованию.
  • Подобрать методическую литературу, публикации в  периодических изданиях

Октябрь

  • Изучение литературы:  Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников - М,; "Академия", 1998
  • Просмотр вебинаров в сети интернет Лучшие книги по развитию речи https://www.youtube.com/watch?v=g8MrSmSYBcg

Ноябрь

  • Изучение литературы:  Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду - М., "Просвещение", 1991
  • Просмотр вебинаров в сети интернет Развитие речи дошкольников «Новое поколение – новые образовательные маршруты» https://www.youtube.com/watch?v=DnuEdHVN5EM

Декабрь

  • Изучение литературы:  Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. – М., 1966. – 541с
  • Просмотр вебинаров в сети интернет: Дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста https://www.youtube.com/watch?v=JQyQxDd7G3o

Январь

  • Изучение литературы:  Калинченко А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников - М., АЙРИС ПРЕСС, 2004

Февраль

  • Изучение литературы:  Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте - Екатеринбург, деловая книга, 1999 
  • Просмотр вебинаров в сети интернет: Семинар по развитию речи https://www.youtube.com/watch?v=mmuEfShocLU

Март

  • Изучение литературы:  Ушакова О.С., Арушанова А.Г., Струнина Е.М. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников - М., "Просвещение", 1996
  • Просмотр вебинаров в сети интернет:  Обучение дошкольников связной речи https://www.youtube.com/watch?v=JpHfldWuNeM

Апрель

  • Изучение литературы:  Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения - Воронеж, НПО "МОДЭК", 1997
  • Участие в вебинаре, семинаре, конференции

Май

  • Изучение литературы:  Шорохова О.А Речевое развитие ребенка - М., 2009
  • Участие в вебинаре, семинаре, конференции

Прохождение КПК, участие в МО и др.

План работы с детьми.

Задачи для детей 4-5 лет:

1.Пополнять словарный запас;

2.Учить использовать суффиксы при словообразовании;

3.Формировать умение составлять небольшие связные рассказы;

4. Формировать понимание как применять и где нужную интонацию в речи;

5.Развивать фонематический слух.

Задачи для детей 5-6 лет:

1.Продолжать расширять словарный запас;

2.Формировать умение составлять не большие рассказы по картинке;

3.Формировать умение пересказывать сказку, рассказ;

4.Формировать умение рассказывать о своих впечатлениях, об увиденном или услышанном;

5. Учить делать выводы;

6. Формировать умение  подбирать наиболее яркие, точные, подходящие по смыслу слова, чтобы полнее выразить свои мысли;

7. Продолжать развитие фонематического слуха.

Месяц

Планируемая работа

Сентябрь

  • Подобрать дидактический материал, игровое оборудование
  •  Цветные картотеки игр для развития речи
  • Картотека игр-рифмовок
  • Оформление речевого уголка
  • Пополнить библиотеку народными сказками с иллюстрациями разных художников.

Октябрь

  • Провести диагностику детей.
  • Совместное изготовление лэпбуков на тему «Мои любимые сказки», «Учусь говорить правильно», использование в малых группах или индивидуальных занятиях в свободное время
  • Проведение игр для развития речи (использовать картотеку)

Ноябрь

  • Подобрать дидактический материал, игровое оборудование
  • Картотека логопедических пятиминуток
  • Картотека речевых игр с мячом
  • Использование игр с мячом на развитие речи в разных режимных моментах в течение дня.
  • Использование игр: «Она, она, они», «Живое и не живое», «Мои, моё»,  «Что на сумке?»

Декабрь

  • Подобрать дидактический материал, игровое оборудование
  • Настольная дидактическая игра «Прочитай по первым буквам»
  • Цветные картотеки дидактических игр для развития речи по лексическим темам.
  • Использование Кругов Луллия: «Профессии», «Чей домик?», «Что сначала, что потом?»

Январь

  • Подобрать дидактический материал, игровое оборудование
  • Картотека  словесных игр
  • Картотека пальчиковых игр
  • Проведение игр для развития речи (использовать картотеку)
  • Использование игр с мячом на развитие речи в разных режимных моментах в течение дня.

Февраль

  • Подобрать дидактический материал, игровое оборудование
  • Картотека сюжетно-ролевых игр
  • Использование настольных игр «Мои, моё», «Путаница», «Найди букву»

Март

  • Подобрать дидактический материал, игровое оборудование
  • Бумажные домики для игр
  • Использование тематических комплектов: «Звуки», «Зима», «Лето», «Потешки»

Апрель

  • Подобрать дидактический материал, игровое оборудование
  • Обучающие карточки «Учимся пересказывать»
  • Провести диагностику детей.
  • Использование кругов Луллия на изучение буков и звуков (4 пары)

Май

  • Квест-игра «По дорогам сказок»

План взаимодействия с родителями.

Цель: повышение компетентности родителей в вопросах развития речи.

Месяц

Планируемая работа

Октябрь

  • Провести анкетирование среди родителей по данной теме.

Ноябрь

  • Консультация для родителей: «По дороге в детский сад»

Декабрь

  • Подготовить консультативный материал  для родителей «Развитие речи детей 4-6 лет».

Январь

  • Совместное изготовление лэпбука на тему «Речь»

Февраль

  • Мастер-класс для родителей «Развитие речи в играх»

Март

  • Подготовить рекомендации для родителей «Развиваем речь в кругу семьи»

Апрель

  • Консультация «Использование настольных игр»

План взаимодействия с педагогами.

Цель: поделиться опытом работы по теме самообразования, повысить компетентность педагогов.

Месяц

Планируемая работа

Ноябрь

  • Подготовить консультативный материал  для педагогов ДОУ «Проведение игр для развития речи»

Январь

  • Провести мастер-класс для педагогов «Волшебные круги Луллия» (доклад, презентация и буклет)

Февраль

  • Подготовить памятки для педагогов Использование лэпбука: «Речь»

Март

  • Подготовить материалы для публикации на своей странице на сайте ДОУ.

Апрель

  • Показ открытой НОД для педагогов с элементами самообразования «На лесной поляне»

Май

  • Провести анализ  работы по самообразованию, составить отчет, презентация на пед.совете.


Приложение в папку

Анкетирование родителей, результаты

Диагностика детей, результаты

Выступление на родительском собрании

Материалы мероприятий с детьми, ООД

Консультативный материал  для родителей и педагогов

Конкурс для родителей

Мастер-класс для педагогов

Совместная деятельность детей и родителей

Открытый показ ООД для педагогов

Самоанализ  работы по самообразованию, отчет

Материалы для публикации на своей странице на сайте ДОУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на 2021 – 2022 учебный год Тема: «Формирование патриотических чувств посредством изобра

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Усть – Юганская средняя общеобразовательная школа»    План работы по самообразовани...

План работы по самообразованию на 2021 – 2022 учебный год

laquo;Использование ИКТ  в образовательном процессе ДОУ для формирования у дошкольников познавательной активности»...

План работы по самообразованию на 2021-2022 учебный год

laquo;Информационно-компьютерные  технологии в дошкольном образовании»....

План работы по самообразованию на 2021-2022 уч. год Воспитателя группы раннего возраста (1-3 года) Крошкиной Л.В. Тема: «Воспитание духовно-нравственных качеств детей раннего возраста посредством русских народных сказок»

Цель: Повышение профессионального уровня  в вопросе духовно – нравственного воспитания детей раннего возраста посредством русских народных сказок....

Индивидуальный план работы по самообразованию на 2021-2022 года

При заучивании с детьми стихотворений, мы, педагоги, зачастую сталкиваемся с такими трудностями как: потеря, искажение смысла стихотворения, изменение порядка слов, что нарушает художественную ф...

План работы по самообразованию на 2021-2022 уч. год воспитателя старшей группы Магомедовой Л.Н. на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»

Развитие графомоторных навыков детей 5-6 лет в регулярной практической деятельности за счет совершенствования у них графических умений....

Индивидуальный план-дневник По самообразованию На 2021-2022 уч. г. Тема: «Многофункциональное использование игр В.В. Воскобовича в развитии познавательных интересов и личностно-творческих способностей детей дошкольного возраста».

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности путем изучения методической литературы, новинок по теме самообразования, подбора информации в интернете.Развитие...