«Устное народное творчество как средство развития речевого общения младших дошкольников»
материал (младшая группа)

Печурина Наталья Николаевна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.docx17.93 КБ
PDF icon prezentatsiya.pdf2.43 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6-центр развития ребенка»

Выступление на педсовете

«Устное народное творчество как средство развития речевого общения младших дошкольников»

Воспитатель:

Печурина Наталья Николаевна

Сергиев Посад

2022 г.

 Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения.

Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные, сказки).

 Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Исходя из этого, базовой основой для развития речи у детей младшего возраста я выбрала методическую тему «Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Почему наши дети плохо говорят? Может, потому что мы разучились с ними разговаривать. Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало, использование в работе с детьми устного народного творчества, создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, накопления положительного и морального опыта в межличностных отношениях.

Цель моей работы: выявить и изучить особенности развития речи детей через устное народное творчество;

использовать произведения русского народного фольклора, как возможность развития речи детей младшего дошкольного возраста.

В связи с поставленной целью я выделила следующие задачи:

  • Выявить значение устного народного творчества в системе развития речи детей.
  • Знакомить детей с разными формами фольклора ( потешки , пестушки , приговорки , заклички , колыбельные песни )
  • Развивать слуховое внимание, понимание речи, артикуляционный и слуховой аппарат, звукоподражание, активизировать словарь;
  • Воспитывать интерес к художественной литературе, формировать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
  • Обеспечить формирование открытости, доброжелательности, коммуникативности;
  • Доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности. Психологи и педагоги отмечают. Что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая речи окружающих.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников я использую этот богатейший материал словесного творчества народа.

С колыбельными песнями начинаю знакомить детей еще в раннем возрасте, что позволяет малышам запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую и грамматическую стороны речи.

Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Мною отмечено, что в процессе ознакомления детей с подвижными и пальчиковыми играми не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием.

А самое главное - уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук.

Однако, чтобы речь ребенка звучала правильно, четко, выразительно и эмоционально, необходима звуковая культура речи. В группе создан уголок, в котором присутствует картотека:

Артикуляционная гимнастика, Чистоговорки, поговорки

Потешки , стихи. Хороводные игры, подвижные игры, утренняя гимнастика

Блестящим примером образности языка является язык русских народных сказок. Сказки, помогают создать доброжелательную атмосферу. Сказку легко можно перевести в игру, игру – в песню.

Постоянно замечая интерес малышей к потешкам, сказкам, стихам, прибауткам, я решила, что они помогут мне «разговорить» малышей, воспитать и способствовать появлению желания общаться. Работу я начала с создания условий в развивающей среде. В группе создан книжный уголок. Театрализованный уголок. В котором есть пальчиковый театр – развивает мелкую моторику рук, воображение и речь детей. Кукольный театр, чтобы научить детей рассказывать сказки. Настольный театр- любимое занятие моих воспитанников.

Таким образом, считаю, что приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для воспитателей. «Устное народное творчество как средство развития речевой активности детей раннего возраста»

Буквальнос первых дней в жизнь ребёнка входит так называемая "материнская поэзия": колыбельные, потешки, прибаутки, песни, сказки. "Материнская поэзия" развивает и его эмоциональную сферу, и мышление:...

Статья "Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"

В статье раскрывается роль устного народного творчества в развитии детей младшего дошкольного возраста....

Обобщение опыта работы по теме: «Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Использование произведение русского народного фольклора, как средства развития речи детей младшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей "Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Раннее детство – это фундамент общего развития ребёнка. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья, интеллекта. Главным событием в интеллектуальном развитии ребёнка считается овладение р...

Консультация для педагогов «Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для педагогов«Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»            В младшем дошкольном воз...

Устное народное творчество как средство развития речевой активности детей раннего возраста

Для развития речевой активности детей раннего возраста очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. И в этом нам, педагогам, помогают малые формы фольклора. Многолет...