Мастер - класс на взаимодействие педагогов-детей -родителей «Учимся общаться и понимать друг друга»
материал

Фесько Татьяна Анатольевна

Мастер-класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

о

Мастер-класс  на взаимодействие  педагогов-детей -родителей  «Учимся общаться и понимать друг друга»

Вопрос взаимодействия и понимания друг друга становится все более актуален . Ребенок взрослеет и меняется, так же должны изменяться и развиваться детско-родительские отношения. А для этого необходимо учиться понимать, смотреть и видеть друг друга. Групповые формы работы дают уникальную возможность снять ощущение единственности, уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь (и от взрослых, и от детей) и взглянуть на свой педагогический опыт с иной точки зрения.

Цель: повышение психологической компетентности педагогов  в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми и родителями.

Задачи :

- усиление способности педагогов  к пониманию эмоционального мира  ребенка, через установление визуального контакта, физического контакта,

- наблюдение и совместную деятельность;

- изменение неадекватных родительских позиций;

- оптимизация форм педагогического  взаимодействия в процессе воспитания детей.

Участники: педагоги всех возрастных групп, руководитель по физической культуре, музыкальные руководители, социальный педагог, педагог – психолог, старший воспитатель.

Материал для занятия:

1. Мозаики – 6шт

2. Парные фигурки животных или картинки – 6 пар

3. мячик

4. большой лист ватмана

5. цветные карандаши, мелки восковые – 10 штук

6. конфеты с пословицами, поговорками.

7. бубен

8. спокойная музыка

9. тетрадь для отзывов и пожеланий

10. бейджики 12 штук

11. 10 ярких фломастеров

1. Приветствие и знакомство участников:

Инструкция: «Нам предстоит большая совместная работа, а потому мы должны познакомиться и запомнить имена друг друга. У  нас есть прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, – выбрать себе имя. Вам дается 30 секунд для того, чтобы выбрать себе имя, которым вас называли в детстве и написать его на бейджике.   А теперь представимся друг другу. Сделаем это так: каждый, по очереди, надевает бейдж, называет свое имя. Все хором повторяют за ним его имя».

1. Упражнение «Давайте поздороваемся»

Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.

 Педагоги  по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути, здороваться надо определенным образом:

1 хлопок — здороваемся за руку;

2 хлопка — здороваемся плечиками;

3 хлопка — здороваемся спинками.

Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

2. Упражнение «Хвастали»  «Я  и мой сосед.»

Каждый участник тремя позитивными прилагательными должен охарактеризовать себя и стоящего рядом соседа. Группа отвечает участнику: «Мы рады за тебя! »

3. Упражнение для поднятия настроения, снятия усталости

Участники садятся в круг.

Ведущий: «Я раздам вам карточки, на которых нарисовано животное. Картинки повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет нарисован "кошка", знайте, что у кого-то есть карточка, на которой  нарисован "котёнок"».

Ведущий  раздает карточки (если в группе нечетное количество участников, он тоже принимает участие в упражнении) .

«Посмотрите, кто нарисован на вашей карточке. Задача каждого – найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки "вашего животного"(т. е.педагог  изображает нарисованное  взрослое животное, а педагог-ребёнок должен угадать свою маму). Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча.

Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим что у нас получилось».

После того как все участники группы нашли свою пару, ведущий  спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы? ».

5. Давайте немножко разомнёмся и поиграем в игру «Поводыри»

 Один с закрытыми глазами стоит впереди. Другой на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впереди стоящего, встает с закрытыми глазами. Поводырь сначала медленно начинает передвигаться по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться, Затем траектория и скорость движения увеличивайся. Упражнение выполняется 5 минут, затем пары меняются ролями.

6. Я предлагаю вам сесть за столы. Перед вами мозаика. Упражнение «Мозаика в парах»

Каждая пара  получает мозаику, детали которой делятся между ними поровну. Задача заключается в том, чтобы сложить общую картину. Для этого нужно задумать сюжет, распределить усилия, учитывать и продолжать действия партнера и пр.

По завершении работы каждое «произведение» показывается всем остальным, которые пытаются догадаться, что изобразили авторы.

7. Следующая наша игра называется «Понарошковая каша»

Вы варите кашу? Из чего варят кашу? Сейчас мы это выясним? Если согласны, что из этого можно варить кашу, то говорим да. Если не согласны – нет. Я буду говорить быстро и бросать мячик, та пара, у которой окажется мячик – отвечает. Отвечать надо быстро!

Сорока – белобока задумала кашу варить,

Каша варить, чтоб деток накормить.

На рынок собралась, да призадумалась…

Что ей нужно купить, чтобы кашу сварить,

Своих деток накормить?

Давайте ей поможем!

Парное молоко?

Куриное яйцо?

Крупа манная?

Капуста кочанная?

Соленый огурец?

Мясной холодец?

Сахар да соль?

Белая фасоль?

Горох? Изюм?

Шоколад и мармелад?

Молодцы ребята! Помогли сороке! Будут дети рады!

8. А теперь давайте порисуем. Рисовать будем все вместе на этом большом листе. (большой лист бумаги на полу) Рисовать будем карандашами. Рисуйте всё, что захотите, но получиться должна одна общая картина. Педагоги рисуют общую картину, потом все смотрят, что получилось!

9.. В конце нашей встречи, я хотела бы вас поблагодарить, пусть каждый выберет себе конфету. Конфетки не простые, в каждой конфете завёрнуто высказывание на тему родителей, детей, воспитание! Если вы хотите, можете прочесть вслух то, что у вас там написано! Заодно рассказать что вам понравилось и понравилось ли вообще? Хотели бы вы ещё такие встречи?

Педагоги  выбирают конфеты, читают высказывания, затем прощаются!

1.Детям надо дать крылья и корни. Крылья — чтобы они высоко взлетели, а корни — чтобы им всегда было куда вернуться.

2.За счастливый детский смех можно отдать все. Ведь дети — это ангелы, которые вам улыбаются!

3. Лучший способ воспитания детей - это любовь и личный пример…

4. Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени.

5. У детей своя собственная манера видеть, думать и чувствовать, и нет ничего безрассуднее, как желать заменить ее нашей…

6.  Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми.

7. Дети-это дар Божий. Их надо не воспитывать, а просто любить.

8. Детям больше нужен пример для подражания, чем критика…

9. Сначала мы учим и воспитываем детей, потом -- они нас.

10. Золотое правило воспитания гласит: воспитатель, воспитай себя, и тогда воспитаешь других!

11. Великолепно заменяет воспитание только одно — добродушие.

12. Наказывая детей физически, взрослый расписывается в собственной глупости, ведь ему не хватает слов, чтобы просто объяснить все крохе.

13. Будь правдив, даже по отношению к детям: исполняй обещания, иначе приучишь его ко лжи.

14. Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастит, то потребует много жертв.

                                                                                                                                          Памятка для родителей

Учимся общаться

Чтобы ребенок чувствовал себя в общении уверенным, вел себя спокойно и достойно, следует неустанно внушать ему общеизвестный принцип поведения: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

Важно внушить, что общение должно сводиться к диалогу. Как часто мы, взрослые, заменяем его монологом. Беседуя, мы вроде слушаем друг друга, но слышим ли? Так вот, давайте прежде всего учить свое дитя именно слышать другого, быть внимательным к настроению, желаниям, чувствам собеседника.

Помогите ребенку усвоить правила, которые научат его уверенности среди сверстников.

- Играй честно.

- Не дразни других, не приставай со своими просьбами, не выпрашивай ничего.

- Не отнимай чужого, но и все свое не отдавай без вежливой просьбы.

- Если у тебя попросят что-нибудь - дай, если попытаются отнять - защищайся.

- Не дерись, если в этом нет необходимости. Ударить можно только для самозащиты, когда бьют тебя.

- Если тебя зовут играть - иди, не зовут - попросись, в этом нет ничего постыдного.

- Не ябедничай, умей хранить доверенные тебе секреты.

- Почаще говори: давай вместе играть, давай дружить.

- Не выставляйся. Ты не лучше всех и не хуже всех. Умей уважать желания и чувства тех, с кем играешь или просто общаешься.

Советы  по формированию адекватной самооценки:

- не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного;

- не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком;

- поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его;

- не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого;

- показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела;

- не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).

Игра, позволяющие выявить самооценку ребенка

«ИМЯ» - предложить ребенку придумать себе имя, которое бы он хотел иметь, или оставить свое. Спросите, почему нравится или нет имя. Это даст дополнительную информацию о восприятии и принятии имени ребенком.

Принципы общения с агрессивным ребенком:

- для начала поймите причины, лежащие в основе агрессивного поведения ребенка: он может привлекать к себе внимание, возможна разрядка накопившейся энергии, стремление завоевать авторитет, используя для этого не самые лучшие средства;

- помните, что запрет, физическое наказание и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности;

- дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессивность, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку, помахать игрушечной саблей, разорвать на мелкие кусочки рисунок того объекта, который вызывает злость. Вы заметите, что в реальной жизни агрессивность ребенка снизилась;

- показывайте ребенку пример миролюбивого поведения. Не обостряйте и не провоцируйте конфликт, не допускайте при ребенке вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести»;

- пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и понимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен для вас.

Игры на выплеск агрессивности

«Брыкание» - ребенок лежит на спине, ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличиваются сила и скорость брыкание. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара.

«Кукла Бибабо» - кукла для выплеска агрессии.

«Разыгрывание ситуации»

Как строить взаимоотношения с конфликтными детьми

- сдерживайте стремления ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда нет времени или сил контролировать детей. И тогда чаще всего разражаются «бури»;

- не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения;

- после конфликта обговорите с ребенком причину его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможности способы выхода из конфликтной ситуации;

- не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их;

- не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него – дети сами могут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прервать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.

Игры:

«На кого я похож» - сравнение себя с животным, цветком, деревом

«Спина к спине» - игра направлена на развитие умения договориться, при этом важно видеть собеседника.

«Сидящий и стоящий».

Застенчивость

Последствия:

- препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения;

- удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав;

- не дает другим людям возможности оценить положительные качества человека;

- усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;

- мешает ясно мыслить и эффективно общаться;

- сопровождается переживаниями одиночества, тревоги и депрессии.

Помощь ребенку в преодолении застенчивости – разрешима, пока ребенок еще маленький, т. к. с возрастом у застенчивого ребенка складывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчет в этом своем «недостатке».

Игры: рисуночная игра «Какой я есть и каким бы я хотел быть»; «Магазин игрушек», «Сборщики»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "УЧИМ РЕБЁНКА ОБЩАТЬСЯ И… УЧИМСЯ ВМЕСТЕ С НИМ!"

Не всегда то, как общается ребенок, кажется нам правильным. Что-то (с «взрослой колокольни») мы бы с удовольствием исправили, но…...

Консультация для родителей "Учимся детей общаться и общаемся вместе с ними"

В данной консультации даны советы родителям о том, как общаться со своими детьми...

Консультация для родителей "Учим ребенка общаться...и учимся вместе с ним..."

Не всегда то, как общается ребенок, кажется нам правильным. Что-то (с «взрослой колокольни») мы бы с удовольствием исправили, но… Он учится общаться, и в этом процессе набивает собс...

Мастер – класс «Нетрадиционные методы развития связной речи дошкольников посредством сказок и других художественных произведений»

Мастер – класс «Нетрадиционные методы развития связной речи дошкольников посредством сказок и других художественных произведений»  Цель: систематизировать знания педагогов ...

Мастер-класс по формированию доверительных отношений и взаимопонимания между родителями «Навстречу друг другу»

Вопрос о сотрудничестве родителей, воспитателя и ребенка сейчас особенно актуален, так как система семейного воспитания претерпевает значительные изменения:- малодетность семьи;молодые родители отделя...

Поддержка родителей в вопросах воспитания и развития ребенка. Мастер-класс для родителей "Учим ребенка общаться".

О значимости общения в современном обществе, о средствах общения и о необходимости развития коммуникативных навыков у детей-дошкольников. В процессе ориентации дошкольника в окружающем мире особое мес...