Конспект образовательной области « Речевое развитие» На тему: «Знакомство с буквой и звуком «Ж» С детьми подготовительной группы
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Совершенствование умения анализировать предложение и слова.

Знакомство с буквой  Ж и правилом написания сочетания  жи.

Освоение  послогового способа чтения.

Развитие способности подбирать слова к четырехзвуковой модели с заданным звуком.

Воспитание  речевого общения, самостоятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva-zh.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3 «Светлячок» города Алатыря Чувашской Республики.

               Конспект образовательной области « Речевое развитие».

               Раздел « Обучение грамоте».

               На тему: «Знакомство с буквой и звуком «Ж».

               С детьми подготовительной группы

                                                                                                  Подготовила:

                                                                                                  Захаренко Н. А.

                                                                                                  Воспитатель

г. Алатырь

2022 г.

Программное содержание:

Совершенствование умения анализировать предложение и слова.

Знакомство с буквой  Ж и правилом написания сочетания  жи.

Освоение  послогового способа чтения.

Развитие способности подбирать слова к четырехзвуковой модели с заданным звуком.

Воспитание  речевого общения, самостоятельности.

Материал. Демонстрационный: доска, указка, карточки с иллюстрациями, карточки со слогами и словами, карточка с буквой  Ж; слогом  ЖЫ, мяч.

Раздаточный: касса со всеми пройденными буквами и буквой   Ж, счетные палочки.

Организационный момент:

Воспитатель: Здравствуйте ребята.

Ответ детей.

Воспитатель: Давайте поприветствуем друг друга.

Здравствуй, небо голубое (тянут руки вверх)

Здравствуй, солнце золотое (очерчивают круг руками)

Здравствуй, легкий ветерок (покачивают руками над головой)

Здравствуй маленький цветок,

Здравствуй утро, здравствуй день

Нам здороваться не лень.

Воспитатель: Присядем на стульчики  и все вместе произнесём чистоговорку.

Жа-жа-жа- есть иголки у ежа

Жи-жи-жи- под кустом сидят ежи,

жу-жу-жу- молоко дадим ежу.

Дети: Повторяют вместе с воспитателем.

Выделение звука [ ж]. Загадки с иллюстрациями:

Воспитатель:  А сейчас отгадайте загадки .

 Мама вяжет длинный шарф, потому что сын …..    (жираф)

У лошадки есть сынок – маленький ребенок,                                                         а зовет она его – милый  ……  (жеребенок)

 На лужайке, на ромашке, я кружу в цветной рубашке.                                         Я с ромашками дружу и жужжу, жужжу, жужжу.           (жук)

Жила была в болоте баба – зеленая, пузатая ……(жаба)

Воспитатель: С какого звука начинаются эти слова?

Звук  ж обозначается в нашем языке вот такой буквой (показ). Послушайте еще раз, как она звучит (произношение).

Какие еще слова начинаются со звука [ж]?  

(жизнь, животные, Женя, Жанна, жонглер, жир, жокей, жилет, жара, железо, жало)

Давайте произнесем вместе этот звук коротко. Почему  коротко? В каких окошках живут согласные?

Произношение звука, его определение (согласный, всегда твердый). Показ буквы, найти ее в ленте букв, научиться читать коротко демонстрационную букву.

У этой буквы есть название. Она называется буквой Ж.

Воспитатель: А сейчас прочитаем слоги и слова написанные на доске.

Чтение слогов и слов с буквой Ж:

На доске:   ЖА   ЖО    ЖУ   ЖИ

Воспитатель: Слог ЖИ звучит только твердо. Потому что звук  Ж никогда  не  звучит мягко. Он бывает только твердым. Даже букве  И не удается его смягчить. Слога Ж   Ы    не бывает!    «буквы поссорились».

Воспитатель: Читаем дальше.

На доске:    КО-ЖА     ПИ-ЖА-МА     КО-ЖУ-РА   ЖИ-ВОТ    ЖА-ВО-РО-НОК

Воспитатель: Ребята  может немного отдохнем и поиграем?

Ответы детей

Физминутка

Раз шажок, два шажок, левый, правый сапожок.

Потопаем немножко, по узенькой дорожке.

Попрыгаем по кочкам, по лужам во лесочке.

Побежали на лужок, потеряли сапожок.

Ножки устали и назад прибежали.

Воспитатель: Не заметили, какой звук, встречался в этом стихотворении чаще всего?

Ответ детей

Воспитатель: А теперь поиграем

Игра « Поймайте звук «ж»

Воспитатель: Буду называть слова, если вы услышите звук «ж»- хлопайте в ладоши.

Журнал, шуба, пожар, пляж, шорты.

Воспитатель: Где находится  звук «ж» в слове «журнал» ? (в начале)

Сколько слогов в слове «журнал» ? ( два)

Где находится звук «ж» в слове «пожар»? ( в середине)

Сколько слогов в слове «пожар»  (два)

Где  находится звук «ж» в слове «пляж»? (в конце)

Сколько слогов в слове «пляж»? (один).

Ответы детей

Воспитатель: Отдохнули? Присядем за столы.

На столе лежат карточки, на которых написаны слоги и слова.

Прочитайте только те слова и слоги, в которых есть буква Ж.

Чтение слогов и слов с буквой Ж:

Жа         жи    лак      кот

Жук      жар    тук     мороз

Лужа    Жора  стук   лимон

Воспитатель: Теперь перевернем наши карточки.

Перед вами тарелочки со счетными палочками. Из них вам нужно сложить букву  Ж.

Конструирование буквы Ж из палочек. Прочитаем звук коротко.

Воспитатель: На что похожа буква?                    

Ответы детей

 Воспитатель: Посмотрите, буква Ж на жука похожа, потому что у нее 6 жучиных ножек. Эта буква широка и похожа на жука.

Стала снежинка буквою Ж, солнце ее не растопит уже.

Воспитатель: Хорошо! Переходим к следующему заданию.

На доске написано предложение, давайте его прочитаем.

Работа с предложением « На лугу жил жук».

Дети анализируют предложение и составляют его из букв.

Воспитатель: С этим заданием вы тоже справились. Молодцы.

Предлагаю вам снова отдохнуть и  поиграть.

Игра « Замените первый  звук»

Воспитатель: Ребята встаньте в круг.

Буду вам бросать мяч и называть слова, вы должны заменить первый звук на звук «ж»

Лук – «Ж»УК, Дар – «Ж»ар,  лучок –«Ж»учок, баба – «Ж»аба, мир – «Ж»ир,

Билет – «Ж»илет, мало- «Ж»ало.

Итог.

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы справились со всеми заданиями.

Скажите, с  какой буквой мы познакомились? Какой звук она обозначает?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации области познавательное развитие на тему "Помочь королеве Математике освободить сказочных героев" с детьми подготовительной группы.

Цель:1. Закрепить навыки количественного счета в пределах 10, знание состава чисел в пределах 10. Задачи:Обучающие:Формировать и закреплять представление детей о счете и составу числа.Формировать...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Белоснежка и гномики в стране «Математика»» для детей подготовительной группы.

Образовательная область: «Познавательное развитие».Вид НОД: познавательный.Форма проведения занятия: игровая.Тема: «Белоснежка и гномики в стране «Математика»».Цель...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Белоснежка и гномики в стране «Математика»» для детей подготовительной группы.

Образовательная область: «Познавательное развитие».Вид НОД: познавательный.Форма проведения занятия: игровая.Тема: «Белоснежка и гномики в стране «Математика»».Цель...

Конспект Образовательная область «Речевое развитие» По теме: «Путешествие в Волшебный лес» В средней группе (возраст детей 4-5 лет)

Закреплять грамматический строй речи: обучать пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами: над, под, около, за; закреплять умения образовывать «ласковые слова&raqu...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» на тему: « Пересказ рассказа «Медведь»» с использованием мнемотехники для детей старшей группы.

Конспект с использованием мнемотехники способствует запоминанию текста.При этом совершенствуются структура речи и произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого рассказа....

Проект образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие».Заучивание стихотворения в Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…» в подготовительной группе

Проект  образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие». Заучивание стихотворения в Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…»  в подготовит...