Методическая статья по теме Способы формирования фонетических навыков у дошкольников при изучении английского языка
статья

Сташина Ирина Сергеевна
Данная статья рассматривает необходимые условия для формирования фонетических навыков учащихся. Особое внимание уделено роли и месту фонетической  зарядки на уроке английского языка, которая играет огромную роль как средство развития речи учащихся и ее компонентов, укрепляет не только выразительность речи, но и способствует улучшению качества произношения.
   Фонетические навыки занимают особое место в обучении английскому языку и являются немаловажным условием для правильного понимания речи. Формирование фонетических навыков на начальном этапе обучения английскому языку –  необходимое условие развития навыков и умений всех видов речевой деятельности. Для начала давайте рассмотрим, что из себя представляет  наука фонетика  в целом и разберем понятие фонетический навык.  
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_foneticheskie_navyki.docx10.58 КБ

Предварительный просмотр:

             Методическая статья по теме

Способы формирования фонетических навыков у дошкольников при изучении английского языка

          Автор - составитель

        Педагог дополнительного образования

            Сташина Ирина  Сергеевна

                                                                                                                               

         Данная статья рассматривает необходимые условия для формирования фонетических навыков учащихся. Особое внимание уделено роли и месту фонетической  зарядки на уроке английского языка, которая играет огромную роль как средство развития речи учащихся и ее компонентов, укрепляет не только выразительность речи, но и способствует улучшению качества произношения.

   Фонетические навыки занимают особое место в обучении английскому языку и являются немаловажным условием для правильного понимания речи. Формирование фонетических навыков на начальном этапе обучения английскому языку –  необходимое условие развития навыков и умений всех видов речевой деятельности. Для начала давайте рассмотрим, что из себя представляет  наука фонетика  в целом и разберем понятие фонетический навык.  

     Фонетика – звуковой строй языка, т.е. совокупность всех звуковых средств, которые составляют его материальную сторону (звуки, звукосочетания, ударение, ритм, мелодика, интонация, паузы).
Навык – умение, выработанное упражнениями.
Фонетический навык – умение произносить правильно звуки, ставить ударение там, где это необходимо и произносить все интонационно правильно и т.д.

       На начальном этапе обучения необходимо заложить основу хорошего произношения, которое предполагает правильное интонирование, соблюдение пауз, знание особенностей ударения слов в предложении, а также правильную артикуляцию. Это нужно для нормального функционирования устной речи учащихся.
Хорошо отработанная произносительная сторона высказывания учащихся готовит их к осуществлению говорения как вида речевой деятельности.

      Знание фонетических навыков позволит учащимся нормативно произносить все звуки английского языка, усвоить дифференциальные признаки звуков (гласность и согласность). Фонетические умения помогут школьникам усвоить ритмику (чередование ударных и не ударных слогов) английской фразы, логическое ударение знаменательных слов, ударение служебных слов (вспомогательных глаголов в отрицательной форме).

     Обучение произношению является важной ступенью в плане практического овладения механизмом произношения и произносительной нормой, так и в плане выработки речевых умений. Устойчивое правильное произношение учащихся является необходимой предпосылкой для быстрого и прочного усвоения языкового материала и способствует успешной выработке умений устной речи, чтения и письма.

Для овладения фонетической базой иностранного языка необходимо, прежде всего, усвоить артикуляционный уклад, характерный для носителей этого языка, т.е. привычное положение органов речи в момент отсутствия артикуляционных движений. Для формирования фонетических навыков необходим обязательный комплекс упражнений, проводимых на каждом занятии. Этот комплекс предусматривает несколько этапов: 

1. ориентировка (учащийся изучает, осознает, определяет форму и положение речевого аппарата) Педагог  показывает у себя, просит дотронуться языком у себя во рту, посмотреть на соседа, в зеркало, на схему и т.д.

2. планирование (учащийся сначала под руководством педагога, а затем мысленно проговаривает  все намеченные операции)

3. артикулирование (сначала беззвучное, потом шепотом и,  наконец, громко вслух); Педагог произносит звуки, учащиеся только артикулируют, затем меняются ролями.

4. фиксирование (учащийся закрепляет артикуляционные движения в течение 3-5 секунд.);

5. контроль (результаты артикуляционного действия сравниваются с заданным ранее образцом. Для контроля применяются зеркала, карандаш, пальцы, технические средства).

На начальном этапе все этапы  обязательны, в последующем учащиеся переходят к артикулированию без ориентирования.

    Таким образом, одним из главных этапов урока при изучении иностранного языка является фонетическая зарядка. Фонетический материал для фонетической зарядки должен подбираться в  соответствии с возрастными особенностями учащихся и содержать упражнения, направленные на формирование, совершенствование и поддержание фонетических навыков. Материалом могут быть отдельные звуки, звукосочетания, слова, предложения и небольшие тексты, песни, клипы и даже фрагменты фильмов, которые содержат фонетические явления, требующие отработки.Процесс совершенствования фонетических навыков может проводиться как во время изучения нового грамматического, так и нового лексического материала.

Следовательно, работа над фонетической стороной речи проходит в тесном взаимодействии с лексикой и грамматикой Также фонетическая зарядка играет немаловажную роль при формировании дикции, четкого произношения звуков, слов и фраз в целом.

Фонетическая зарядка в свою очередь представляет собой специальные упражнения для тренировки правильного произношения, которые препятствуют забыванию фонетического материала и деавтоматизации навыков.Во время  проведения фонетической зарядки учитель должен:

•   говорить достаточно громко и четко, соблюдая правильную постановку ударений, интонацию и постановку пауз.

•   проводить и контролировать проговаривание образца (хоровое, парное, индивидуальное);

•   проводить парное проговаривание образца (хорошо говорящий ученик и плохоговорящий и т.д.);

•   определять и устранять все произносительные ошибки учащихся;

•   исправляя неправильное произношение звука в слове или  фразе,  следует обязательно отработать этот звук в другом слове или фразе;

Если ученик ошибается, его необходимо исправить:

•   оценить и дать установку «ты сказал не правильно; повтори еще раз»; 

       •   дать образец правильного произношения звука/слова/словосочетания;

    Занятие  обычно начинается с фонетической зарядки, куда очень часто включаются рифмовки. Они служат своеобразным отдыхом для детей. Рифмовки помогают поставить произношение отдельных трудных согласных, в особенности тех, которые отсутствуют в русском языке. Вместо отдельных слов и словосочетаний, содержащих тот или иной звук, можно предложить  специально отобранные рифмовки. Затем в течение двух-трех занятий рифмовка повторяется, корректируется произношение звука. Данный вид работы можно включить в занятие на разных его этапах, он служит своеобразной разрядкой для учащихся. Рифмовки отбираются в зависимости от того, какой звук отрабатывается.

       Можно предложить, например, такие рифмовки для отработки звука [æ]

It s a cat

sitting on a mat.

Wearing a hat

watching a rat.

[ b ]

A big black bug

a big black bear,

A big black bear

bit a big black bug.

[ s ]

Swan swam,over the sea,

Swim, Swan swim,

Swam back again.

Well swim, Swam.

[ i: ]

It’s a bee

Sitting in a tree

Drinking tea

By the sea.

[ a:]

It’s a shark

Swimming in a park.

In the dark

for a lark.

   Учитель с помощью специальных упражнений должен добиться того, чтобы артикуляционный уклад иностранного языка со временем стал для учащихся привычным, и они могли бы даже не замечать момента перестройки с одного артикуляционного уклада на другой.

   Итак, рифмовки являются одним из методических приемов лучшего запоминания лексических единиц и грамматических структур. Они хорошо запоминаются детьми, органично входят в речь. Рифмовки помогают младшим школьникам быстро изучить иностранный язык и более глубоко усвоить новый материал.

Список литературы

  1. Соколова М. А., Гинтовт К. П., Кантер Л. А. и др. Практическая фонетика английского языка и др. – М., Владос, 2010.
  2. Основы фонетики англ. языка_Бондаренко Л.П. и др_2009 -152с.

 Интернет-ресурсы:

  1. Ресурс с чтением вслух текстов информационного характера (новости) разных уровней изучения английского языка. – URL: http://www.newsinlevels.com/#
  2. Ресурс с чтением вслух небольших текстов на английском языке. – URL: https://tinytexts.wordpress.com
  3. Чтение вслух и текст книги VoicesinthePark, автор – английский детский писатель AnthonyBrowne. – URL: http://research.kingston.ac.uk/booksalive/flash/book.html

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивация дошкольников к изучению английского языка в домашних условиях

Как  мотивировать детей к изучению языка в домашних условиях?...

Тема самообразования:: «Формирование графомоторных навыков у дошкольников с нарушением зрения»

Этапы реализации плана деятельности по теме самообразования на 2021 – 2022 учебный год...

Консультация для родителей дошкольников по изучению английского языка через песни

     Музыка оказывает одно из самых эффективных воздействий на чувства и эмоции дошкольника. Песни организуют благоприятную атмосферу в группе, развивают память и воображени...