РМО «Повышение познавательной активности дошкольников через различные виды деятельности»
материал

Мартыненко Марина Дмитриевна

 Выступление «Экспериментирование в работе с детьми»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie.docx27.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Веселоярский детский сад «Сказка»

Экспериментирование с детьми в ДОУ

Подготовила

М.Д. Мартыненко

воспитатель,

первая квалификационная категория

с. Веселоярск, 2018

Придя 7 лет назад работать в наш сад, мне поначалу показалось, что у меня не хватит ни сил, ни энергии  каждый день проживать столько детских жизней; каждый день собирать из маленьких кусочков  будущее… Я не представляла  как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность детей? Как направить их в мирное русло? Как ответить на тысячи детских «почему»?

-Почему в дырках ничего нет?

-Отчего  дует ветер?

-Почему предметы падают вниз?

Эти ставшие уже классическими вопросы, так же как и тысячи других, дети задавали и задают взрослым во все времена. Как удовлетворить детское любопытство, причем сделать это не формально, а объяснить законы природы на доступном для детей уровне? Как максимально использовать пытливость детского ума, подтолкнуть ребенка к познанию мира?.... Но постепенно всё встало на свои места. Изучая ФГОС,  методическую  литературу и  наблюдая за детьми, я обратила внимание на замечательное средство интеллектуального развития дошкольников — детское экспериментирование.

С введением ФГОС ДОО познавательно-исследовательская деятельность с дошкольниками получила новый толчок в развитии. Как известно, в соответствии со стандартом, акцент в дошкольном образовании перенесён с усвоения конкретных знаний, умений и навыков в той или иной области, на способы их добывания и творческого применения в определённой ситуации. Одним из таких способов как раз и является экспериментирование.

С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну и  звезды, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают раковины, камни, цветные стёклышки, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой. Все эти предметы и явления природы становятся  объектом наблюдений и экспериментов. Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Мне кажется, она отражает всю сущность нашей работы с детьми. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам!!! Порой не в состоянии справиться с самым простым заданием, дети  быстро выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или эксперимент. В результате экспериментирования у детей развивается познавательная активность, расширяется кругозор, обогащаются знания и живой и неживой природе, о свойствах различных материалов и применении их человеком в своей деятельности. Кроме того, появляются навыки планирования своей деятельности, умение выдвигать гипотезы,  подтверждать предположения, делать выводы. У детей развиваются такие качества личности как самостоятельность, инициативность, целеустремлённость, креативность.

Рассказывать об этой педагогической технологии  можно бесконечно. Экспериментирование  можно включать в тематически запланированную ООД, можно использовать как развлечение, как деятельность, направленную на развитие мелкой моторики, развитие речи, формирование элементарных математических представлений т. д. Оно пронизывает все сферы деятельности ребёнка: приём пищи, игру, прогулки и даже сон. Это можно подтвердить многочисленными примерами.  Например, всем известно, что большинство детей плохо пьют молоко. Мы, совместно с родителями, решили поэкспериментировать: создали дома из молока замечательные напитки, добавляя в молоко по желанию детей различные сиропы, варенье, желе, джемы, мёд. Или, к примеру, с подготовительной группой мы однажды решили выяснить: полезен ли сон для человека. Опять же совместно с родителями. В один из дней, по общей договорённости, родители разрешили детям лечь спать намного позднее обычного времени. На следующий день в группе случился апокалипсис: дети были вспыльчивы, рассеянны, раздражительны, даже где-то плаксивы и в чём-то агрессивны. Таким образом, мы с детьми пришли к выводу, что сон очень даже необходим.

 Работая с детьми, я пришла к выводу, что самое интересное для детей – это реальные опыты с реальными предметами. Именно благодаря элементарным опытам, для моих детей стала любимой наука математика.

Это переливание жидкостей в ёмкости разной формы или пересыпание сыпучих веществ  на определение объёма, взвешивание твёрдых веществ на определение массы; широко известные игры-головоломки «Танграм», «Колумбово яйцо» (тоже своего рода эксперименты). Вообще тема «величина и размер» является наиболее благоприятной для включения дошкольников в экспериментальную деятельность. Например, детям было интересно найти в группе предмет такой же длины как ленточка, или принять участие в эксперименте под названием «перестановка»: нужно было опытным путём определить, можно ли поместить шкаф в другой комнате группы, причём вариантов измерения было множество (ленточки, шнурки, лист бумаги, книга и даже собственное тело). Причём дети в результате эксперимента пришли к выводу, что необязательно сразу переносить шкаф, нужно сначала определить его новое место на основе проведённых измерений.

Одной из программных задач по ФЭМП является деление предметов на части, реализовать которую можно тоже с помощью элементарных экспериментов. Например, предложить детям установить, сколькими разными способами можно разделить геометрическую фигуру на равные части. Или, к примеру, опыты  на изучение свойств сохранения объёма жидкости в независимости от формы сосуда. Подобные опыты позволяют воспитателю просто и интересно обучать детей такой непростой науке как математика.

Экспериментирование удачно интегрируется с проектной деятельностью. Я тоже воспользовалась этой возможностью, и активно применяю в своей работе метод проектов. В частности, в 2016г. организовала исследовательские проекты с детьми подготовительной группы «Волшебница – вода» и «Кока-кола – вред или польза. Или как мы победили Королеву напитков». Причём все опыты и эксперименты в ходе осуществления этих проектов были проведены с детьми всей группы. С проектом «Кока-кола – вред или польза» мы с моим воспитанником Потылицыным Егором приняли участие в районном конкурсе «Я познаю мир 2017» и заняли 3 место.

Изобразительная деятельность тоже предполагает экспериментальную деятельность. Даже рисуя, ребёнок может проявлять интерес к ней. Но мы, родители, часто способствуем тому, что у детей этот интерес с возрастом пропадает. Мы покупаем им огромное многообразие  готовых материалов и красок, тем самым не давая ребёнку найти самому нужный цвет, поэкспериментировать с краской или пластилином. Поэтому у меня на занятиях под рукой всегда палитры, а также различные нетрадиционные методики рисования, каждая из которых как маленький эксперимент( рисование зубной щёткой и расчёской, ладошками и пальчиками, ватными палочками,оттисками различных предметов, мятой бумагой, ластиком, окрашенной нитью,акварелью и свечой).

Так как тема моего самообразования «Бумагопластика как средство развития мелкой моторики у дошкольников» большое количество опытов мы проводим с бумагой. Особенно нравятся детям всем известные «Волшебные чернила». Старшее поколение хорошо знает этот способ по школьным рассказам о том, как дедушка Ленин в ссылке делал чернильницу из хлебного мякиша и писал на волю свои послания молоком. В качестве чернил, кроме молока,  мы также использовали сок лимона и раствор соды, проявляя впоследствии невидимую запись свечой или нагревая утюгом, и крахмал, проявляя его раствором йода. Дети всегда в полном восторге от шпионских записок. Всем известны опыты с бумажным цветком, у которого распрямляются лепестки в воде в результате набухания бумаги или опыт на прочность формы, который я хочу вам сегодня продемонстрировать.

С древних времён в качестве опоры использовались колонны. Давайте проверим какая форма опоры более прочная. Для опыта возьмём бумажные цилиндр, квадратную и треугольную призму. Как вы думаете, какая форма опоры окажется прочней? По очереди ставим на каждую форму книги (по одной). Квадратная призма выдержала 2 книги, треугольная – три, а цилиндр – шесть книг. Почему? это не удивительно: у цилиндра вес книг распределяется более равномерно по стенкам, чем у треугольной и квадратной призм.

Или опыт на рёбра жёсткости.

Может ли лист бумаги выдержать яблоко? Давайте проверим. Два стакана и лист бумаги. Один лист складываем гармошкой. Ставим два стакана, на них – лист бумаги, кладём яблоко и…результат предсказуем: яблоко падает. Во второй раз мост будет из бумаги, сложенной гармошкой. Кладём и.. яблоко лежит на мостике и не падает.

Вывод: рёбра жёсткости, которые появились на сгибах бумаги, сделали конструкцию прочной и мост выдержал яблоко.

Вообще, вокруг нас очень много интересного и необычного, способного вызвать интерес к наблюдению и изучению. Например, кристаллы. Мы с детьми решили выяснить, действительно ли кристаллы могут расти. И у нас получилось. Мы до сих пор выращиваем замечательные кристаллы соли и сахара, иногда с добавлением медного купороса (выращиваем кристаллы металлической меди) или пищевых красителей, и дети считают себя настоящими учёными-исследователями.

Достаточные условия для проведения опытов и экспериментов в природных условиях  я создала на своём прогулочном участке, организовав там «Экологическую тропу». Объекты нашей тропы – это «Метеостанция» с элементанными приборами, помогающими определять погоду ((дождемер ( определение количества осадков), гигрометр(определение влажности воздуха),термометр, «роза ветров»(стороны света), приборы для определения направления ветра)), «Мини-пруд», «Лекарственная грядка», «Пеньковое царство», «Цветочная лужайка», «Птичий столб», «Солнечные часы». Оснащённая таким образом развивающая среда на участке служит объектом исследовательской и экспериментальной деятельности детей.

Многочисленные опыты дети с увлечением проводят со снегом, с песком, глиной, воздухом, водой, камнями, магнитом, ответственно относятся к выполнению домашних заданий. Здесь просматривается тесное взаимодействие с семьёй. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации я убеждаю родителей поощрять стремление детей узнавать новое и интересное, самостоятельно выяснять непонятное, экспериментировать с детьми дома. Родители также оказывают помощь в пополнении необходимыми материалами нашего центра зкспериментирования в группе. В мини-лаборатории хранится оброрудование и материалы, необходимые для проведения опытов, а также наши многочисленные коллекции: семян, древесины, бумаги, камней, ракушек, тканей, пуговиц и др., календарь природы и календарь наблюдений за сезонными изменениями в природе. Живая природа тоже является объектом исследований. Наш уголок живой природы содержит комнатные растения с паспортом на каждое растение и всевозможные тематические альбомы: «Удивительные растения», «Удивительные животные», «Вымершие животные», «Рыбы Алтайских водоёмов», «Мир вокруг нас», «Удивительные факты из жизни насекомых» и др. Методический центр включает в себя картотеки опытов и экспериментов, дидактические игры, правила работы с материалами, алгоритмы и схемы опытов и экспериментов, а также книги, энциклопедии, атласы, наглядные пособия. «Огород на окне», обустраеваемый весной, позволяет организовать наблюдения за процессом роста и развития растений и опытническую деятельность с ними.

В настоящее время я продолжаю работу с детьми по экспериментированию.

Уже сейчас видны результаты этой работы. Дети научились анализировать, делать выводы, могут сами объяснить младшим детям некоторые закономерности в природе.

Познавательно-исследовательская деятельность позволяет не только поддерживать имеющийся интерес у детей, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Я ставлю перед собой цель подготовить к школе детей, способных к творческому решению проблем, способных к смелым высказываниям и предположениям, продуктивному поиску путей решения выхода из сложившейся ситуации.

Я считаю, что если ребенок – исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь – взрослый, умный, наблюдательный, умеющий логически мыслить взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что- нибудь интересное и необычное, удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.

Горжусь профессией своей

За то, что душу человеку согреваю,

За то, что я могу понять детей,

И детство вместе с ними проживаю.

Пусть отступают все сомненья прочь,

Уходят пусть тревога и забота.

Кусочек сердца детям отдавать -

Такая вот моя  работа!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование дидактических игр для речевой активности дошкольников в различных видах деятельности

Дидактические игры играют важную роль при постановке и автоматизации зву-ков, а также обогащают словарный запас у ребенка с недоразвитием речи. При проведении дидактических и пальчиковых игр развивают...

Доклад "Развитие познавательного интереса детей через различные виды деятельности".

Данные методические рекомендации посвящены методике развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности....

"Развитие познавательного интереса детей через различные виды деятельности"

Сегодня в соответствии с ФГОС ДО построение образовательной деятельности педагогом строится  на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, на основе содействия и сотрудничества детей и в...

"Развитие познавательного интереса детей через различные виды деятельности"

Сегодня в соответствии с ФГОС ДО построение образовательной деятельности педагогом строится  на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, на основе содействия и сотрудничества детей и в...

"Развитие познавательного интереса детей через различные виды деятельности"

Сегодня в соответствии с ФГОС ДО построение образовательной деятельности педагогом строится  на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, на основе содействия и сотрудничества детей и в...

Буклет для педагогов "Развитие двигательной активности у дошкольников через различные виды деятельности в образовательном пространстве ДОУ"

В буклете предлагается информация для педагогов ДОУ, как правильно орагнизовать среду в детском саду  для развития у детей двигательной активности....