Консультация для педагогов на тему: «Агрессивные дети»
материал

Рыжкова Надежда Евгеньевна

Предлагаю вашему вниманию консультацию для педагогов на тему : "Агрессивные дети"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konultatsiya_dlya_pedagogov_agressivnye_deti.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов  на тему: «Агрессивные  дети»

подготовила: воспитатель Рыжкова Н.Е.

        За последние годы нашей педагогической работы повышенная агрессивность детей стала одной из наиболее острых проблем. Число детей с таким поведением стремительно растет. Тема детской агрессивности долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии и что публикации на эту тему у нас единичны. Я задала себе вопрос: « Что делать, если у ребёнка выявлены признаки агрессивности? Диагноз в медицинской карте не поставлен, а родители не придают значения возникшим проблемам, надеясь, что с возрастом всё пройдёт». Я стала искать ответы на волнующую нас тему в статьях научно-практических журналах. Изучив отечественную и зарубежную литературу по вопросам психического здоровья, на критическом анализе и обобщении собственного опыта, на результатах изучения основных проблем, трудностей, сомнений я пришла к выводу, что

 это вызвано рядом причин:

- кризисом семейного воспитания;

- невнимание родителей к нервно-психическому состоянию детей;

- пропагандой культа насилия в средствах массовой информации;

- экологическая катастрофа;

- алкоголизм;

- социально-экономические катаклизмы.

Агрессивность у детей проявляется от резких высказываний до физических действий. Дети с агрессивными свойствами личности часто теряют контроль над собой, спорят, ругаются с детьми и взрослыми, намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять их просьбы, винят других в своём

 « неправильном» поведении и ошибках, сердятся и прибегают к дракам.

 Характеристика детской агрессии:

- разрушение продуктов деятельности другого. ( Ребёнок уничтожает чужую постройку из кубиков, замазал красками чужой рисунок).

- портит чужие вещи, наносит удары по столу товарища и улыбается при виде его возмущения, сильно бросает чужую игрушку и с удовольствием наблюдает слёзы её владельца.

- непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижения (драка).

- наносит физическую боль (кусается).

- нередко агрессивность детей направлена на самого себя: они рвут свою одежду, наносит себе раны, головой бьются о дверь.

        Причины проявления агрессивности детей может быть стремление привлечь к себе внимания сверстников, быть главным или получить желаемый предмет, ущемление достоинства другого с целью подчеркнуть своё превосходство, защита и месть.

        Чаще всего у агрессивных детей выделяют недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень саморегуляции, неразвитость игровой деятельности, сниженная самооценка, нарушения в отношениях со сверстниками. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Нормы и правила поведения открыто игнорируется. Для таких детей особенно характерна мстительность и злопамятность: они долго помнят любые мелкие обиды и, пока не отомстят обидчику, не могут переключиться на другую деятельность.

     Добиться того, чтобы агрессивный ребёнок стал послушным и покладистым, не удавалось ещё никому, а научить жить в мире и сотрудничать с ним вполне посильная задача для взрослых.        

        В дошкольном возрасте ещё не поздно предпринять своевременные меры для преодоления агрессивности. Основное условие - укрепление нервной системы ребёнка путём создания спокойной, доброжелательной обстановки в детском саду и дома, удовлетворения эмоциональных потребностей, выявление причин эмоциональной дисгармонии, обучение детей приёмам регуляции эмоциональных состояний, повышение самооценки и развитие коммуникативных навыков, игровой дея-ти, а в большей степени - на преодоление внутренней изоляции, формирование способности понимать других.

        Важно взрослым найти правильный подход к воспитанию таких детей. При организации воспитательно-образовательного процесса нужно учитывать индивидуальные особенности детей, чтобы эмоциональные, интеллектуальные и физические нагрузки были адекватными, нельзя требовать того, что они не могут выполнить.

- К открыто конфликтующим детям нужно, проявлять любовь и чувство симпатии, независимо от их поведения, исключать ситуации, провоцирующие ребёнка на конфликт, поднимать статус ребёнка на фоне других детей (порицание с глазу на глаз, а похвала на фоне коллектива).

- Спокойное отношение в случае незначительной агрессии: полное игнорирование реакций ребёнка, выражение понимания его чувств, переключение внимания, предложение какого-либо задания, позитивное обозначение поведения (ты злишься потому, что ты устал).

- Обсуждение поступка.

- Снижение напряжения ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются: повышение голоса, угрожающий тон, демонстрация власти, агрессивные позы и жесты, использование физической силы, втягивание в конфликт посторонних людей, непреклонное настаивание на своей правоте, нотации, наказание, сравнение с другими детьми не в его пользу, оправдания, подкуп и т.п.

- Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.

Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребёнком обратной связи, при этом взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность, твёрдость.

- контроль взрослым собственных негативных эмоций.

- Демонстрация модели неагрессивного поведения. Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие- искренность взрослого.

                КОРРЕКЦИОННАЯ   РАБОТА С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ.

 Обучение безопасному выражению гнева.

  1. « Недружественный шарж»- нарисовать карикатуру обидчика. После этого спросить, как ребёнок себя чувствует, и что ему хочется сделать с этим « шаржем» (пусть ребёнок совершит это в действительности).
  2. « Мешочек криков». Договориться с ребёнком, что, пока мешочек у него в руках, он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо, но когда он мешочек отпустит, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом.
  3. « Лист гнева»- лист можно комкать, рвать, кусать, топтать, пинать до тех пор, пока ребёнок не почувствует, что это чувство уменьшилось и теперь он легко справится со своим гневом, собрав все кусочки « листа гнева» и выбросив в урну.
  4. « Подушка для пинаний»- этот игровой способ подойдёт к тем детям, которые, разозлившись, склонны реагировать, прежде всего, физически - сразу дерутся, толкаются, отнимают, а не кричат и не обзываются. Подушка небольшая тёмного цвета, которую ребёнок сможет пинать, бросать и колотить, когда почувствует себя сильно рассерженным.
  5. « Гнев на сцене»- этот игровой коррекционный прием основан на зрительном представлении образа своего негативного чувства. Когда ребёнок злится ( или только, что испытал злость), можно предложить ему представить, как выглядел бы его гнев на сцене театра. Произносить реплики, которые ему хочется в данный момент произнести, и с такой громкостью и интонациями, какие считает необходимым, при этом выразительно двигаясь.
  6. Научить ребёнка расслабляться. При этом использовать показ и тактильную помощь. Упражнения « роняем ручки», « трясём кистями», «стряхиваем воду с пальцев» и др.
  7. Игры с шишками, песком.

8.    Пальчиковые игры, « нарисуем на пальчиках ниточки», « кап-кап»

 « нарисуем губки, бровки, глазки».

9.Формула самовнушения с 6 лет.

10.Релаксация.

11.Расслабление с помощью дыхания (короткий вдох-длинный выдох; глубокий вдох с задержкой дыхания).

12.Упражнения для снятия напряжения. Встать прямо, плечи отвести назад, руки опустить вдоль туловища. Постепенно приподнимать пятки от пола, перенося всю тяжесть тела на ступни ног, одновременно поднимать руки и разводя их на уровне плеч, словно крылья-вдох. Выдыхать воздух, переходя в и. п.

13. «Посчитал до десяти, и я решил…»

14.Визуализация.

 А). Рассмотреть в течение нескольких мгновений какой-либо предмет: апельсин, стакан с водой, настольную лампу. Закрыть глаза и представить этот предмет.

Б). Закрыть глаза и вообразить яркий, живой цветок. Взять его в руки и поднести к лицу. Почувствовать аромат.

В). Сесть, закрыть глаза, расслабиться, сосредоточиться. Мысленно представить светящийся белый круг (квадрат, треугольник, яблоко, грушу).

15. Музыкотерапия.

« Сладкие грёзы» П.И.Чайковский, « Грустный вальс» Я.Сибелиуса;

« Фантазия – экспромт» Ф. Шопен;

« Аве Мария» Ф. Шуберт;

« Лунная соната» Л. Бетховен;

« Хор пилигримов» Р. Вагнера;

« Сентиментальный вальс» П. И. Чайковский;

16.Танцетерапия

« Танец утят»;

« Лавата»;

« Если весело живётся».

17.Изотерапия

Рисование с закрытыми глазами; штриховка контуро изображённых предметов; фронтаж (обведение картонных фигурок на ощупь);

18.Пуантилизм (пальцевая живопись);

19.Смехотерапия (обыгрывание потешек, чтение юмористических рассказов, « игра в смешные слова»;

20.Ароматерапия, управляющая настроением, работоспособностью, снижающая уровень утомляемости, снимающая стрессовые состояния

( ароматы лаванды и розмарина-успокаивают, настойка ивы, остролиста снимают напряжение, раздражительность).

21.Созерцание маленького животного, аквариума с рыбками; слушание журчания воды, звуков природы и т. д.;

22.«Эмоциональный словарь» (набор карточек с изображением лиц в эмоциональных различных состояниях).

        Безусловно, самым лучшим профилактическим средством являются хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребёнка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей. Хотелось бы напомнить родителям: психическое здоровье ваших детей в ваших руках. Чаще полагайтесь на свою любовь и интуицию и при необходимости обращайтесь за помощью к психологу или психотерапевту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагоговна тему: «Ум на кончиках пальцев».

Пальчиковые игры и развлечения – это не только увлекательные и эмоциональные занятия с детьми дошкольного возраста, но и очень полезные упражнения для развития мелкой моторки рук. А параллельно с этим...

Консультация для родителей: Тема : "Пою один, пою дома с мамой" ( для самых маленьких); Консультация для родителей:Тема: Покажите мне спектакль ( домашний театр)

Здесь можно позникомилься с материалом, который будет полезен родителям. Знакомим родителей  с тем , как можно  с пользой  провести время со своим ребёнком....

Выставка совместного творчества детей, родителей и педагоговна тему: "Осень"

выставка совместного  творчества детей и родителей и педагогов "Осень"...

Консультации для родителей Тема: «Двигательная активность детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Активность ребёнка – залог его здоровья»

Консультации для родителей Тема: «Двигательная активность детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Активность ребёнка – залог его здоровья» ...

Консультация для педагоговна Тему:« ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО, ПСИХИЧЕСКОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С УЧЕТОМ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.».

Консультация для педагогов на Тему:« ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО, ПСИХИЧЕСКОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С УЧЕТОМ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.». Личност...