Публичный доклад на тему: «Детство. Каждый ребенок талантлив»
учебно-методический материал

Котова Ирина Валентиновна

    В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих,  творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnyy_doklad_detstvo._kazhdyy_rebenok_talantliv.docx28.18 КБ

Предварительный просмотр:

Публичный доклад

«Детство. Каждый ребенок талантлив»

     Свое выступление я хочу начать с высказывания известного древнегреческого философа Сократа «В каждом человеке –солнце, только дайте ему светить».

    В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих,  творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. 

  Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит потенциал страны.

     Деятельность в области выявления и развития детской одаренности является государственным приоритетом, что получило свое отражение в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642. 

Значительную роль в систематизации работы с одаренными детьми сыграл процесс разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов  дошкольного образования, в которых,  в числе других,  перед педагогической общественностью поставили следующие задачи:

  • создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребѐнка ;
  • формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребѐнка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Каждый ребенок- уникальная личность, имеющая врожденный потенциал, и одна из первостепенных задач педагогов  и родителей:

 -выявление предрасположенностей и интересов детей, развитие их талантов.

   Вначале давайте разберемся, что такое  « Талант»?

 Слово происходит от меры веса «талант» — наивысшей весовой единицы в греческой системе мер.

    Талант — это высокий уровень развития способностей  к какому-либо виду деятельности, позволяющие на основе принятия нестандартных решений добиваться высоких результатов.

       Вопросом развития способностей и талантов в дошкольном возрасте занимались многие выдающиеся психологи, в их числе Эльконин  Даниил Борисович, Давыдов Василий Васильевич, Выготский Лев Семенович,  которые пришли к выводу, что

     таланты и способности начинают проявляться у детей в возрасте двух-трех лет, когда у ребенка формируется интерес к окружающему миру.

     В каком возрасте начинать заниматься развитием интеллектуального и творческого потенциала ребенка?

Психологи называют разные сроки: от полутора до 5 лет.

Способность к определенной деятельности можно соотнести с возрастными периодами развития ребенка:

 Выделены следующие этапы формирования способностей у детей.

Один-два года- возраст, когда начинают проявляться творческие способности и наклонности малыша. Одни дети любят танцевать и слушать музыку, другие – пытаются рисовать, а третьи – большую часть времени проводят в подвижных играх. Родителям стоит присмотреться к интересам ребенка и понять, чем ему нравится заниматься больше всего.

три-четыре года – это оптимальный возраст для регулярных занятий с малышом. В этот период дети наиболее восприимчивы к новым знаниям и с удовольствием занимаются разными видами творчества. В этом возрасте для всестороннего развития ребенка большое значение имеют такие виды деятельности, как рисование, лепка, музыка, конструирование.

пять-шесть лет – время перехода к более сложным задачам. Малыш начинает готовиться к важному событию своей жизни: поступлению в первый класс. Поскольку интересы и способности детей формируются в процессе какой-либо деятельности, ребенку рекомендуется посещение кружков и секций по интересам. Задача взрослых – не подавлять, а всячески развивать и направлять творческую активность ребенка.

От чего зависят таланты ребенка?

  Источник талантов человека, их суть и природа до сих пор остаются непостижимой тайной. Ученым пока не удалось найти разгадку этого явления. Сегодня ученые сходятся во мнении, что на развитие таланта  ребенка оказывает влияние не один, а соединение нескольких воздействий:

Талант = Наследственность + благоприятная среда + мотивация ребёнка

     Верно говорят, что жизненный путь ребенка определяют родительские амбиции, объединенные с опытом и взглядами конкретного учителя, воспитателя, педагога и традициями детского образовательного учреждения.

Что может включать работа  с юными талантами в рамках дошкольного учреждения?

1.Определение таланта ребенка на основе его поведения, видимого успеха в конкретной области, моментов самореализации. Проведение диагностических исследований через наблюдение или метод экспертной оценки. Работа с разными психологическими тестами, анкетами для родителей.

2.Проведение мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению особо талантливых детей, разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута.  

Привлечение  талантливых детей к участию в различных конкурсных программах , проектах.

Развитие таланта ребенка, особенно его интеллекта, происходит более активно, если он может участвовать в конкурсных программах разного уровня, позволяющих продемонстрировать свои способности.

3.Поощрение победителей и участников конкурсов и олимпиад соответствующим возрасту образом: вручать призы, дипломы, грамоты, делать фотоотчеты для публикации в СМИ, что будет способствовать повышению мотивации ребенка.

4.Создание  комфортной  развивающей  среды, поддерживающую гармоничное эмоциональное и социальное развитие одаренного ребенка;

5. Проведение исследований с целью отслеживания динамики в развитии творческих способностей детей.

6. Взаимодействие педагогов, воспитателей с родителями наделенного талантами ребенка. Дошкольное учреждение  должно стать площадкой для проведения встреч, тренингов, индивидуальных бесед с родителями. Поощрять и оказывать поддержку родителям юного таланта (вручать грамоты и письма с благодарственной надписью на общем собрании).

7.Совершенствование  работы педагогического коллектива с помощью обучающих тренингов и программ по работе с одаренными дошкольниками.

А как развить способности у ребенка в семье?

Роль семьи в формировании и развитии способностей ребенка очень важна.

Специалисты дают родителям следующие рекомендации по развитию способностей у ребенка:

  1. Поощряйте увлечения и интересы детей в самых разных областях. Если ребенок любит музыку, легко попадает в ритм мелодии или сочиняет свои собственные песни, отведите его в музыкальную студию. Если книгам и другому «умному» времяпровождению он предпочитает активные игры, займитесь с ним спортом и так далее.
  2. Не стоит навязывать свою точку зрения ребенку. Нередко родители забывают об этой прописной истине, пытаясь через детей претворять в жизнь нереализованные мечты и амбиции.

Известный римский оратор Цицерон  говорил « Ничто так не вредит, как возлагаемые надежды»

Чтобы этого не происходило, взрослым необходимо учитывать интересы и желания ребенка, а не свои собственные.

  1. Предоставьте ребенку возможность заниматься тем, что ему интересно. Не стоит критиковать детей, если их опыт оказался не таким удачными, как вы ожидали. Хвалите и поощряйте ребенка за его усилия сделать что-то, а не только за его природный талант или удачу.
  2. Не сомневайтесь в ребенке и не сравнивайте его с другими детьми, даже если они объективно делают что-то лучше, иначе ваш малыш может потерять интерес к занятию. Помните, ваш сын или дочь при любой неудаче ждут от вас поддержки, а не осуждения или критики.

Доказано и проверено на опыте, что самая лучшая форма обучения для детей – игровая.

Заканчивая свое выступление,  возвращаюсь к мудрым мыслям великого педагога Василия Александровича Сухомлинского, который сказал :

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»

Подводя итоги сказанному , я могу с уверенностью утверждать, что, создавая для одаренного ребенка благоприятные условия в детском учреждении и дома, организуя правильное взаимодействие с родителями, мы, взрослые,  помогаем малышу преодолеть первые трудности роста таланта и ярко проявить его уже в дошкольном возрасте.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья - Каждый ребенок талантлив!

В статье описано про участие семьи в развитии талантливости...

"Каждый ребенок талантлив"

Консультация для родителей "Каждый ребенок талантлив" Муз. рук. Рисс И.А....

Консультация для воспитателей «Каждый ребенок талантлив по – своему!

Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который в благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии....

Реализация модели «Каждый ребенок талантлив!»

Из опыта организации дополнительного образования дошкольников...

Презентация "Каждый ребенок талантлив!"

Презентация к докладу "Каждый ребенок талантлив!" (из опыта организации дополнительного образования), представленного на педагогических чтениях. Март 2018 г....

Публичная лекция "Детство -каждый ребенок талантлив"

   Что такое талант? До недавнего времени распространенной была такая точка зрения, что талант – это дар Божий, кому - то он дан от природы, а кому-то от Бога, а в силу наследст...