"Такая разная бумага" (открытое занятие)
материал (младшая группа)

Цель: Формирование представлений о бумаге, развитие активного и пассивного словаря по теме.

Задачи:

Образовательные:

Формировать представление детей об основных свойствах и назначении бумаги, формировать умение выявлять общие качества и различия бумаги в исследовательской деятельности (рвётся, мнётся, размокает); активизировать словарь: толстая и тонкая, салфеточная, картон, альбомная, белая.

Развивающие:

Развивать у детей тактильную чувствительность; познавательную и творческую активность; эмоциональную сферу детей, развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, уметь сочувствовать, сопереживать, прийти на помощь.

Методы исследования: Изучение бумаги, прямые и косвенные наблюдения, проведение опытов с бумагой, анализ полученных результатов.

Предварительная работа: Рассматривание предметов сделанных из бумаги, беседы «Что можно сделать из бумаги?», «Зачем людям нужна бумага?».

Оборудование:

Игровой персонаж Обезьянка -игрушка, аудиозапись на флешке «Плач обезьянки», музыкальная колонка, 2 ёмкости с водой, кораблик из салфеточной бумаги, 2 подноса, образцы бумаги разных видов: салфетка, альбомный лист, картон на каждого ребенка, стаканчики, трубочки, дорожка (коврик),  бумажные кораблики на каждого ребенка, смайлики грустные и веселые на каждого ребенка.

Организационный момент:

Дети играют на полу. На столе лежит обезьянка-игрушка, а рядом на подносе лежит мокрый бумажный кораблик. Звучит плач обезьянки.

Воспитатель: Ребята, откуда этот плач? Пойдемте, посмотрим.

Дети подходят к столу и видят обезьянка-игрушку.

Воспитатель: Ребята, это обезьянка плачет.

обезьянка, что случилось? Расскажи.

Обезьянка: Я хотела порадовать ребят и сделал для них кораблик из бумаги. Пустила кораблик в воду и вот что получилось.

Воспитатель вместе с детьми и обезьянкой рассматривают кораблик и на глазах у детей он совсем разваливается.

Воспитатель: Не расстраивайся, Обезьянка.

Обезьянка: Почему так получилось? Я сложил такой красивый желтый кораблик. А понял почему, наверное, надо было взять красную бумагу.

Воспитатель: Ребята, в чем обезьянка ошибся? Почему у неё не получился кораблик?

Дети: Потому что кораблик намок и сломался.

Воспитатель: Обезьянка, надо тебе научиться бумагу выбирать.

Обезьянка: Ребята, помогите выбрать бумагу.

Воспитатель: Ребята, поможем выбрать обезьянке бумагу?

Дети: Да.

Воспитатель: Для этого нам необходимо больше узнать о бумаге.

Ход НОД:

Опыт №1 «Виды бумаги»

Воспитатель: Ребята, перед вами тарелочка с разными видами бумаги. Возьмите листик как у меня. Положите на стол и погладьте его, какой он? Вы догадались что это? Он тонкий или толстый? (мягкий, шероховатый, очень тонкий, это салфетка).

- Отложите этот листик в сторону, и возьмите другой как у меня. Какого он цвета? (белый).

- Правильно, ребята, это альбомный белый листик. Давайте его погладим.

- Какой он? Он толстый или тонкий?

- Возьмите вот такой листик. Какого он цвета? (синий картон).

- Ребята, погладьте его, какой он? Он толстый или тонкий?

- Вы все молодцы! Видишь, Мишка, оказывается, бумага бывает разная: тонкая и толстая, гладкая и шершавая.

Опыт №2 «Послушай, как шуршит бумага»

- Ребята, как вы думаете, может ли бумага издавать звуки?

- А вы хотите попробовать проверить? Берем в руки бумагу, выполняем движения «стирка белья». И что же мы слышим?

Дети: Бумага шуршит.

Воспитатель: Правильно, мы слышим звук, оказывается, бумага может издавать звук.

Опыт №3 «Мнется ли бумага?»

А как вы думаете, вся ли бумага легко мнется?

- А вы хотите попробовать проверить? Возьмем салфеточную бумагу и начинаем ее сминать. Что произошло? Почему она так быстро смялась?

Дети: Смяли

Воспитатель: Итак, дети, бумагу можно мять. А попробуйте смять стол, на котором лежит бумага. Получилось?

Дети: Нет

Воспитатель: Это потому что дерево, из которого сделан стол-крепкое, а бумага – нет, она мягкая.

Опыт № 4 «Легко ли рвется бумага?»

- Ребята, а бумагу легко порвать?

Так как раньше дети видели, что бумагу можно порвать, отвечают утвердительно, что бумагу легко порвать.

- Возьмем с вами салфетку и попробуем ее потянуть. Что случилось? (Салфетка порвалась).

А теперь возьмите ткань , попробуйте разорвать  её. Попробуйте. Получилось?

Дети: Нет

Воспитатель: Почему? (ответы детей)

Воспитатель: Потому что ткань прочнее бумаги.

ОПЫТ №5:

Как вы думаете, бумага может летать? Полосочку держите. Подуйте. Какая бумага: лёгкая или тяжёлая?

Стаканчики с трубочками и фантиками внутри для развития речевого дыхания.

Воспитатель: Подуйте в трубочки и посмотрите, как летают фантики . (дети дуют)

Воспитатель: как вы думаете почему фантики улетели от нашего воздуха?

Дети: Потому что они легкие

 

Воспитатель: Я предлагаю нам с вами немножко отдохнуть и превратиться в бумажные фантики. (Дети отходят от столов и имитируют движения).

 

Физ.минутка: «Бумажные фантики».

Мы фантики бумажные,

Конфетки в нас сидели.

А детки-сладкоежки

Конфеты дружно съели (Дети сидят на корточках в кругу, в руках держат фантики, имитируют поедание конфет)

Ветер вдруг набежал

И все фантики поднял (встают, машут руками)

Закружились, полетели

И на землю тихо сели (садятся на корточки)

Мы все фантики возьмем

И в коробку отнесем (складывают фантики в коробку).

 

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим что у нас находится на втором столе.  

Работа у второго стола. Оборудование: Емкость с водой, бумага.

Опыт № 6 «Вода и бумага»

Воспитатель: Ребята, что же произойдет, если в воду опустить бумагу, промокнет она или нет? А давайте это проверим (дети берут салфетку и опускают в воду.)

- Бумага намокла, попробуйте взять ее в руки. Что произошло?

Воспитатель: Видишь, Обезьянка, бумага боится воды.

т.к Бумага тонкая она быстро растворяется  в воде. Бумага-материал не прочный.)

Обезьянка: А, все поняла, надо взять самую толстую бумагу (берет картон)

Вот эта подойдет?

Воспитатель: Ребята, возьмите каждый картон, положите ее в воду (наблюдаем)

Что произошло?

Ответы детей. (картон намокает гораздо медленнее чем тонкая бумага)

Воспитатель: Да, картон намокает гораздо медленнее, это хорошо. Ребята, можно ли из картона кораблик складывать?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что толстый, плохо складывается.

Воспитатель: Давайте попробуем сложить кораблик (дети пробуют сложить картон)

Воспитатель: Не получается сложить кораблик из картона. Что же делать, как вы думаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Надо найти такую бумагу, которая медленно намокала бы, но хорошо сгибалась.

Воспитатель: Ребята, вы можете показать, Обезьянке какая бумага подойдёт для кораблика?

Дети берут листы белой бумаги.

Воспитатель: Какая это бумага? (альбомная)

Повторим все вместе: альбомная.

Воспитатель: Вот, Обезьянка, из какой бумаги нужно делать кораблик, она медленно намокает и не очень толстая и не тонкая.

Мишка: Ребята, пока вы искали бумагу, подходящую для кораблика, а я уже вам сложил кораблики (заранее подготовленные)

Воспитатель: Берите себе кораблики и давайте поиграем в воде.

Дети опускают в таз с водой, дуют на них.

«По воде плывет кораблик,

Он плывет из далека.

На кораблик сядет зайка,

И два храбрых моряка».

 

Воспитатель: Посмотрите, у меня есть картинка кораблика. Только это кораблик какой-то грустный не веселый.   Давайте мы с вами раскрасим  кораблик цветными красками и подарим эту картинку обезьянке, что бы она больше не плакала.

(дети пальчиковыми красками раскрашивают кораблик).

Воспитатель: Какой красивый кораблик у нас получился. Тебе понравился обезьянка?

Обезьянка: Молодцы ребята, спасибо вам!

 

Воспитатель: Ребята, кораблики попускали, картинку раскрасили, теперь подойдите ко мне. Скажите, пожалуйста, чем мы сегодня занимались? Кто приходил к нам в гости? Зачем? Почему у Обезьянки  не получился кораблик? Какая бывает бумага? (бумага бывает тонкая, толстая, прочная; она мнется, скручивается, рвется, размокает в воде) Какая подойдет бумага для кораблика? (альбомная)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на подносе лежат смайлики грустные и веселые. Если вам сегодня понравилось помогать обезьянке, то возьмите веселый смайлик. Если вы испытывали затруднения, помогая мишке, то возьмите грустный смайлик.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по сенсорному развитию в I младшей группе по теме "Такие разные зайчики".

Игровое занятие с включением проблемной ситуации. Цель: продолжать учить детей различать предметы по величине и правильно ориентироваться в понятиях "большой" и "маленький"....

Разработка занятия по сенсорному развитию "Такие разные зайчики"

Непосредственно-образовательная деятельность: сенсорное развитие Тема: «Такие разные зайчики» Цель: учить детей сравнивать предметы (большой - маленький, длинный - короткий). ...

Занятие по рисованию для детей старшего дошкольного возраста "Такая разная и такая полезная"

Данное занятие поможет закрепить знания детей о видовом разнообразии капусты, а также позволит ребятам проявить творчество, фантазию при работе с различными средствами рисования....

Такие разные птицы- открытое занятие с применением ИКТ.

Расширение знаний о птицах в средней группе, умение их различать, группировать, описывать внешний облик птиц, их особенности поведения....

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные» Тема: «Такие разные животные» (старшая группа

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные»Тема: «Такие разные животные» (старшая группа...

занятия познавательное развитие по гендерному воспитанию для детей 2-й младшей группы. «Мы такие разные, и всё - таки мы вместе»

Тема: «Мы такие разные, и всё - таки мы вместе»Цель: формировать дружеские взаимоотношения между мальчиками и девочками, через свою гендерную принадлежность.Задачи:Образовательные:-обобщат...

Такие разные домики Конспект занятия с элементами лего-конструирования

Конспект занятия с элементами лего-конструирования...