Игравые упражнения, способствующие развитию коммуникативных навыков у дошнольников с нарушением зрения.
учебно-методический материал

Ольга Ильинична Таршина

Игравые упражнения, способствующие развитию коммуникативных навыков у дошнольников с нарушением зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnye_igry.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация города Смоленск

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детские са №7»города Смоленск

Доклад

«Игравые упражнения, способствующие развитию коммуникативных навыков у дошнольников с нарушением зрения»

Учитель-дефектолог

Таршина О.И.

Смоленск, 2022

Развитие взаимодействия детей с окружающим миром рассматривается М.И. Лисиной как смена нескольких особых форм общения. Каждая из них представляет собой состояние коммуникативной деятельности в определенный возрастной период, и характеризуется совокупностью эмоциональных реакций, социальных отношений, вербальных и невербальных способов выразительности.

Момент появления ребенка на свет есть первый шаг в жизненном пути познания мира, осуществляемого опытным путем. Но для активного вхождения в мир ребенку необходимо включиться в коммуникативную деятельность, естественной задачей которой на данном возрастном этапе является оформление и обмен эмоциональными проявлениями ребенка и взрослых. Эта деятельность обеспечивается работой всех систем жизнедеятельности, включая физиологические и психические факторы.

Зрительный дефект является одним из наиболее сложных и тяжелых по своим последствиям в развитии ребенка. Дети с нарушениями зрения не могут воспринять окружающий мир во всем его качественном многообразии, т.к. искажается система сенсорных эталонов. Любой объект, действие или состояние представляет собой сложную совокупность раздражителей и реакций на них, включающих все уровни чувственного познания: сенсорный, перцептивный, апперцептивный. Субъективный перцептивный образ строится с учетом искаженной сенсорной информации от зрительного анализатора, что нарушает целостность взаимодействия всех анализаторных систем. Это неизбежно отражается и на представлении, т.к. чего не было в восприятии, не может быть и в представлении.

В процессе общения с окружающими людьми ребенок с нарушенным зрением постепенно овладевает все более правильным произношением слов. Это является основой развития его коммуникативной деятельности, т.к. именно слово, живая речь позволяют вступить в сферу познания социальных взаимосвязей окружающего мира. Коммуникативная деятельность предполагает использование различных выразительных средств общения, от которых зависит полноценное развитие эмоциональной, социальной, коммуникативной адаптации детей с нарушениями зрения. К ним относятся все невербальные средства общения, а также интонационные особенности голоса, позы, одежды, и те средства, употребление которых выходит за границы непосредственного контакта индивидов.

Дошкольник с нарушениями зрения по сравнению с нормально видящими сверстниками в меньшей степени владеет невербальными средствами общения. 

Зрение и речь - представляют собой механизм овладения коммуникацией, так как их тесная взаимосвязь является основой перевода всех образов любой модальности на зрительные схемы (тенденция визуализации чувственного опыта) и развитие сигнификативной функции речи посредством абстрагирующей и обобщающей работы мысли.

Коммуникативные игры для детей с нарушением зрения.

Игра 1 «Знакомство»

Цель: Обучение вежливому приветствию.

Вступление: Как мы говорим: «Здравствуйте?» (Правильно сказать «здравствуйте» - это значит увидеть другого человека).

Условия игры: разыгрывается следующая ситуация в группу пришёл новенький ребёнок. Как вы его встретите, какие слова скажете?

Игра 2 «Разговор по телефону»

Цель: формирование культуры ведения диалога.

Условия игры: разыграть разговор с подругой (другом) по телефону, предварительно пригласив к трубке.

Игра 3 «Для чего живёт человек»

Цель: подвести к пониманию, что в жизни главное – оставить на земле добрый след.

Вопросы: Как вы думаете, для чего живёт человек? Кем вы хотите стать в будущем? Есть ли у вас мечты?

Ролевая ситуация: Прошли годы. Исполнилась твоя мечта. Ты стал, кем хотел. Покажи, помечтай.

Вспомогательный материал: «Вот послушайте. Это сказка, но не совсем. Жила-была Капля. Жила в ржавом кране, таилась себе потихоньку за переключателем. И пока кран не открылся, безмятежно спала. Но вот однажды непонятная сила устремила Каплю куда-то – куда-то – куда-то. Стоп! Закрылась задвижка. А Капля повисла между краном и неизвестно чем. Упасть вниз было бы, конечно, по всем правилам, но что дальше? А дальше вот – чёрная дыра! «А ведь я бы могла быть Росинкой, сиять, отражая солнце на каком-нибудь чудесном цветке. Я бы могла быть брызгой водопада – летела бы, целуясь с воздухом и искрясь, бесконечно летела бы. Господи. Если уж падать, то хоть с дождём на поле, чтобы подпитать какую-нибудь травинку! Или хоть в лужу. А туда… Нет! Нет! Не хочу.» Нет, не упала наша Капля, а испарилась. Только одно скажу вам по секрету. Мир задуман для Красоты. Капля тоже».

Игра 4 «Я и моя группа»

Цель: Воспитание взаимопонимания, доброго отношения друг к другу.

Вопросы: Какая ваша группа? Одинаково ли каждый из вас относится к другому и почему?

Ролевые задания: «Как ты поступишь, если…» - предлагается несколько задач.

Вспомогательный материал - отрывок из сказки Андерсена:

«…Майский Жук похитил Дюймовочку. Он уселся с ней на самый большой лист, угостил её сладким цветочным соком и сказал, что она очаровательна, хоть и ничуть не похожа на майского жука. Потом к ним прилетели гости – другие майские жуки, которые жили на том же дереве. Они разглядывали Дюймовочку с головы до ног, и барышни шевелили усиками и говорили:

-У неё только две ножки! Какое убожество!

-У неё даже нет усиков!

-Какая у неё тонкая талия!

-Фи, она похожа на Человека! Как она некрасива! – твердили в один голос все дамы.

На самом деле Дюймовочка была прелестна. Это находил и майский жук, который принёс её на дерево; но, когда все остальные сказали, что она безобразна, он под конец сам поверил этому и не стал держать её у себя – пусть идёт, куда знает, - решил он…».

Вопрос: «Как бы вы поступили на месте героев?»

Анализ ситуаций.

Игра 5 «ТАНЦУЮЩИЕ РУКИ»

Цель: Если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст детям (особенно огорченным, неспокойным) возможность  прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.

«Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по 2 мелка, для каждой руки мелок понравившегося вам цвета, ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки.  от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования,) Закройте глаза, и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете посмотреть, что получилось» (2-3 минуты)

Игра проводится под музыку.

Игра 6 «СЛЕПОЙ ТАНЕЦ»

Цель: Развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.

«Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет "слепой". Другой останется "зрячим» и может водить "слепого". Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1—2 мин) Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку».

В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1- 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте  его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.

Игра 7 «ДОБРОЕ ЖИВОТНОЕ» (Н. Л. Кряжева, 1997)

Цель: Способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и со переживать.

Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встань те, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Вдох — два шага вперед. Выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. Д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Игра 8 «ПОПРОСИ ИГРУШКУ» - ВЕРБАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ (Е. В. Карпова, Е. К. Лютова, 1999)

Цель: Обучить детей эффективным способам общения

Группа делится на пары, один из участников пары (участник  1) берет в руки какой-либо предмет, например, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали» Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

Игра 9  «ПОПРОСИ ИГРУШКУ» - НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ (Е. В. Карпова, Е. К. Лютова, 1999)

Цель: Обучение детей эффективным способам общения.

Упражнение выполняется аналогично предыдущему пользованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и т. д.).

После проведения обоих его вариантов (верба невербального) можно обсудить упражнение. Дети могут поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы: «Когда было легче просить игрушку (или другой предмет)?», «Когда тебе действительно хотелось ее отдать? Ка кие нужно было произносить слова?» Эту игру можно повторять несколько раз (в разные дни), она будет полезна особенно тем детям, которые часто конфликтуют со сверстниками, так как в процессе выполнения упражнения они при обретают навыки эффективного взаимодействия.

Игра 10 «ПРОГУЛКА С КОМПАСОМ» (Е. В. Коротаееа, 1997)

Цель: Формирование у детей чувства доверия к окружающим.

Группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и на зад. При этом «турист» не может общаться с «компасом» на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, из бегая препятствий — других туристов с компасами. После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.

Игра 11 «ЗАЙЧИКИ» (Г. Л. Бардиер и др., 1993)

Цель: Дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их.

Взрослый просит детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий — силу, темп, резкость — и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений.

Например, ведущий говорит: «Как сильно зайчики стучат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся!

Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?! А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаб лен. Дышит... А кулачки напряженно стучат!.. А что еще

расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но медленнее, чтобы уловить все ощущения».

Кроме упражнения «Зайчики» рекомендуется проводить упражнения на релаксацию мышц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

 Игры и задания, способствующие развитию коммуникативных навыков.

Игры и задания, способствующие развитию коммуникативных навыков....

Дидактические игры и упражнения,способствующие развитию элементарных навыков чтения у дошкольников с речевыми нарушениями (презентация)

В презентации представлены разнообразные игры и упражнения (блаковые, дидактические) , сочетающие  различные задачи, способствующие достижению главной цели: обучение чтению прямого   с...

Мастер класс с педагогами "Игровые упражнения, способствующие развитию коммуникативных навыков у дошкольников"

Мастер класс с педагогами "Игровые упражнения, способствующие развитию коммуникативных навыков у дошкольников"...

Мастер-класс для педагогов "Игровые упражнения, способствующие развитию коммуникативных навыков у дошкольников"

Мастер-класс для педагогов "Игровые упражнения, способствующие развитию коммуникативных навыков у дошкольников"...

Игравые упражнения, способствующие развитию коммуникативных навыков у дошнольников с нарушением зрения

Игравые упражнения, способствующие развитию коммуникативных навыков у дошнольников с нарушением зрения....