Музыкальный репертуар как средство развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников к музыке».
статья

Наташкина Татьяна Ивановна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2023.docx21.77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «Музыкальный репертуар как средство развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников к музыке».

Роль эмоций в музыкальном развитии и в музыкальной деятельности – исключительно велика. Музыка представляет неисчерпаемые возможности для познания духовного мира человека. В ней откристаллизовалось огромное богатство интонаций, выражающих бесчисленные оттенки человеческих чувств и переживаний. Вслушиваясь в различные музыкальные произведения, мы проникаемся их настроением, и испытываем чувства, вложенные в них композитором, усваиваем их и сверяем с собственным жизненным эмоциональным опытом.

Эта статья будет полезна для музыкальных руководителей детских садов и детских музыкальных центров.

Проблема развития эмоциональной отзывчивости детей на музыку приобретает всё большее значение в настоящее время. Эмоциональный компонент занимает исключительно важное место в структуре музыкальной деятельности (Б.М. Теплов, Н.В. Ветлугина, К.В. Тарасова, Л.В. Готсдинер). Эмоции представляют собой наиболее обобщенное отношение человека к явлениям окружающей действительности, другим людям, к самому себе.

Эмоциональная отзывчивость на музыку - это способность погружаться в настроение музыки, способность «вчувствования», «вживания» в её образы, острота, глубина и богатство эмоциональных переживаний в процессе восприятия. Эмоциональная отзывчивость на музыку составляет основное психологическое содержание музыкальности (Б.М. Теплов, Л.В. Готсдинер, К.В. Тарасова).

Развитие эмоциональной отзывчивости к музыке в дошкольном детстве зависит от музыкальных произведений, рекомендованных для восприятия детьми. Необходимо подчеркнуть, что проблема отбора репертуара для слушания – одна из актуальных и острых проблем методики музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста в последние 10-15 лет. Крупнейший отечественный ученый, основоположник методики музыкального воспитания дошкольников – Н.А. Ветлугина отмечала, что музыкальный репертуар – это основа музыкальной деятельности детей, первоисточник в развитии детской музыкальности.

   Для ребенка-дошкольника наиболее любимым видом детской деятельности становится деятельность музыкальная. Именно в ней он раскрывается и сообщает о себе много интересного – с одной стороны. С другой - он в увлекательной форме учится понимать разнообразные эмоциональные состояния человека, познает мир эмоций, закодированных в музыкальном произведении, обогащая тем самым свою эмоциональность, чувственность.    

Музыкальный репертуар может рассматриваться в качестве средства развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста к музыке, если он соответствует следующим критериям:

  • глубокая эмоциональность, чувственность музыки;
  • яркость, насыщенность музыкального образа и музыкального повествования, захватывающая ребенка, вызывающая у него интерес;
  • богатство эмоционально – переживаемых оттенков эмоции;
  • подготовленность ребёнка к конкретному эмоциональному переживанию в музыке (наличие опыта переживания конкретного эмоционального состояния ребенком в жизни);
  • инструментальные произведения, не связанные с текстом и с точно определённым сюжетом музыкального повествования;
  • наличие солирующего инструмента (фортепиано; рожок, флейта, любой другой духовой инструмент и т.д.) передающего мелодию музыкального произведения;
  • музыкальная драматургия произведения составляет погружение в одно эмоциональное состояние (такие жанры, как этюд, прелюдия, инструментальные пьесы 18 века, современные эстрадные композиции;
  • произведения  с многократной повторяемостью мелодии, (в этом случае у ребенка появляется возможность прожить и прочувствовать эмоциональное состояние);
  • длительность звучания музыкального произведения (до 7-10 минут);
  • художественность и выразительность исполнения музыкального произведения музыкальным руководителем или профессиональным исполнителем;
  • качественность аудиозаписи музыкального произведения.

Использование музыкального репертуара в развитии эмоциональной отзывчивости к музыке старших дошкольников требует продуманного сочетания процессов восприятия-исполнительства-творчества детей в ходе слушания музыкальных произведений.  

            

Основной формой организации музыкального воспитания ребенка в дошкольном учреждении являются музыкальные занятия. Музыкальные занятия – это художественно–педагогический процесс, способствующий развитию музыкальности ребенка, формированию его личности и освоению действительности через музыкальные образы. Содержанием музыкальных занятий являются пение песен, вокальная и инструментальная музыка для слушания, музыкально – ритмические движения  в виде игр, упражнений, плясок. Наибольший интерес у детей вызывает слушание музыки. В этой части занятия решается одна из важнейших задач музыкального воспитания –развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Традиционно музыкальный руководитель посвящает слушанию музыки лишь часть занятия, используя при этом определенные методы и приёмы. В процессе восприятия музыкальных произведений дети усваивают простейшие знания, приобретают художественные умения по элементарному анализу музыки. Эффективность усвоения ребёнком знаний, умений и развитие его музыкальных способностей определяется, прежде всего, влиянием самой музыки, вызывающей эмоциональный подъём, сопереживание художественных образов, стремление к ответной музыкальной деятельности.

Эмоциональная отзывчивость к музыке ребенка старшего дошкольного возраста требует и ряда психолого-педагогических критериев к воспринимаемой им музыке.  Это:

  • подготовленность ребёнка к конкретному эмоциональному переживанию в музыке (наличие опыта переживания конкретного эмоционального состояния ребенком в жизни);
  • длительность звучания музыкального произведения (до 7-10 минут);
  • качественность аудиозаписи музыкального произведения.

Технологий организации восприятия музыки детьми базируется на алгоритме слушания музыкальных произведений дошкольниками

  • Привлечение детей к слушанию музыки, настрой на восприятие. Первоначальное слушание музыкального произведения, знакомство с ним, погружение в него.
  • Повторное слушание с последующим музыкальным анализом, разбором впечатлений и используемых средств музыкальной выразительности.
  • Закрепление представлений о прослушанной музыке, запоминание произведения, готовность рассуждать о нём.
  • Создание условий для выражения ребенком результатов музыкального восприятия в деятельности художественной, игровой, танцевальной.

 Традиционно используемые произведения не всегда интересны современным детям, музыкальные образы некоторых из них уже, чем эмоциональный опыт ребенка, палитра его переживаний и чувств. Средства музыкальной выразительности традиционно используемых музыкальных произведений не всегда позволяют детям активно реагировать на них, проявляя творчество в интерпретации музыкальных образов

  • устаревание музыкального репертуара, рекомендуемого для слушания детям старшего дошкольного возраста в некоторых образовательных программах для детских садов;
  • однообразие музыкального репертуара и несовпадающие с ним расширяющие эмоциональные возможности и потребности ребенка старшего дошкольного возраста.

Использовался диагностический метод – полихудожественная тест-игра (методика Н.Г.Куприной), направленный на выявление своеобразия эмоциональных переживаний старших дошкольников в процессе слушания музыки; на изучение особенностей понимания музыкального образа; и изучение особенности реагирования на музыку детей старшего дошкольного возраста.

После многолетней работы с детьми, анализа музыкального репертуара и   развития эмоциональной отзывчивости детей к музыке, я подобрала и  ввела  новые произведения, которые способствовали расширению эмоциональных переживаний, а полихудожественная  деятельность дошкольников стала разнообразней в выборе  атрибутов для  детских                  танцев –импровизаций, в выборе  разнообразной цветовой палитры  для передачи эмоциональных впечатлений в детских  рисунках.

Репертуар.

  1. А. Вивальди Largo.
  2. А. Вивальди Из цикла "Времена года": Весна (allegro) "Приход весны"; Лето (adagio) "Птицы и ветер", (presto) "Летняя гроза"; Осень (allegro) "Охота"; Зима (largo) "У камина", (allegro) "В погожие дни на лед, на широкие просторы".  
  3. В.А. Моцарт Rondo из "Маленькой ночной серенады".
  4. Г. Форе Пробуждение.
  5. Дворжак Largo Симфонии № 9 ми минор ("Из Нового Света"), соч. 95.
  6. Дебюсси "Море", три симфонических эскиза.
  7. Дебюсси "Туманы", "Мертвые листья", "Вереск" из шести прелюдий второй тетради.
  8. Ж. Оффенбах Barcarolle из оперы "Сказки Гофмана".
  9. И. Брамс 3 часть Allegretto Grazioso Симфонии № 2 до мажор, соч. 73.
  10. И. Брамс 3 часть Poco allegretto Симфонии № 3 фа мажор, соч. 90.
  11. И. Брамс Интермеццо ми мажор, соч. 116 № 4.
  12. И. Брамс Каприччио фа-диез минор, соч. 76 № 1.
  13. И.С. Бах Воздух из Сюиты № 3.
  14. К. Сен-Санс Ave Maria.
  15. Каччини Ave Maria.

16. Е. Дога «Вальс» из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»;

17. М. Таривердиев. Музыка из к/ф «Ирония судьбы» (увертюра и финал);

18. М. Таривердиев. Музыка из к/ф «Ночные забавы».

19. Оркестр Paul  Mauriat «Love Story»; «Toccata»;

20. Е. Morricone «Chi Mai»

21. Г. Свиридов «Вальс», из к/ф «Метель».      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников в процессе прослушивания музыки

Интеграция муз.деятельности с другими видами деятельности в развлечении....

Тема: «Музыкальный репертуар как средство развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников к музыке».

Влияние музыкального репертуара на процесс развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников к музыке....

Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников через музыку и музыкальную деятельность.

Статья о развитии эмоциональной отзывчивости у дошкольников...

Опыт работы "Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников посредством народной песни"

Учеными доказано, что чем богаче эмоции у детей дошкольного возраста, тем разнообразнее музыкальные представления, которые она вызывает, тем ярче впечатления от музыки. Важную роль играют не толькокла...

Психолого-педагогическое сопровождение развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников в условиях реализации ФОП ДО.

Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит достаточно остро. Часто приходится наблюдать, как многие из нас не хотят видеть переживания и боль окружающих людей, не хо...