Проект “ Шаг за шагом ” Индивидуализация воспитательно - образовательной работы в ДОУ
проект (средняя, старшая группа)

Кривошеева Ирина Владимировна

На сегодняшний день деятельность дошкольных образовательных организаций регламентируется федеральным государственным стандартом, в котором выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество. Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx50.22 КБ

Предварительный просмотр:

Республика Бурятия

Муниципальное образование

«Кабанский район»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №15 с. Кабанск»

Проект

“ Шаг за шагом ”

Индивидуализация воспитательно - образовательной работы в ДОУ

По доминирующей деятельности:  практико-ориентированный

Участники проекта:  воспитанники старшей группы

МАДОУ «Детский сад № 15 с.Кабанск»,

родители (законные представители),

педагоги группы, специалисты.

По продолжительности: длительный, сроком на 2 года

Автор проекта: Кривошеева Ирина Владимировна

Актуальность

В  теории  и  практике  дошкольной  педагогики  давно  обсуждается

необходимость  изучения  и  учета  личностных  особенностей  детей.  Однако

определение  индивидуализации,  как  принципа  образования  в  научно-

методических  исследованиях  нередко  подменяется  понятиями

"индивидуальный" или "индивидуально-дифференцированный подход".

Опыт последних десятилетий убедительно свидетельствует о важности

естественного  вхождения  принципа  индивидуализации  в  образовательную

деятельность ДОУ. При этом он должен прослеживаться на организационном

и  содержательном  уровнях,  а  не  соблюдаться  только  в  специально

отведенные часы или при выполнении особых форм деятельности, например,

в деятельности, спортивных, развлекательных мероприятиях.

       

      На сегодняшний день деятельность дошкольных образовательных организаций регламентируется федеральным государственным стандартом, в котором выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество. Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

     Принцип индивидуализации не является нововведением в воспитании и развитии детей. Об индивидуальной помощи ребенку в познании окружающего мира говорили ещё Л.Н.Толстой, К.Д. Ушинский. Среди зарубежных педагогов важное место принцип индивидуализации занимал в трудах и практике Я.А. Коменского.

     Современная  Программа «Step by Step», в основу которой  положены идеи Л.С. Выготского, Э. Эриксона и Ж. Пиаже, М. Монтессори,  сочетает в себе лучшие международные методики дошкольного образования и раннего развития детей и основана на сочетании научно обоснованных и хорошо показавших себя на практике методов с твердой установкой на взаимодействие с семьями с целью индивидуализации условий жизнедеятельности каждого ребенка. Некоторые идеи этой  программы  нашли место в  моем  проекте «Шаг за шагом», который  направлен  на удовлетворение конкретных образовательных потребностей каждого ребенка и призван обеспечивать уважение к его личности, создавать условия для развития его уверенности в себе, инициативности, творческих способностей, самостоятельности и ответственности.

      Исходя из этого, обозначилась цель проекта.

Цель  проекта – создание  психолого-педагогических условий, направленных на    индивидуальное развитие детей с учетом их образовательных потребностей.

            Задачи проекта 

  • повышение профессиональной компетентности по вопросам индивидуализации образовательного процесса в ДОУ;
  • создание  содержательно-насыщенной, вариативной и доступной развивающей предметно-пространственной среды;
  • проведение диагностики образовательных потребностей ребенка;
  • поддержка и развитие инициативы ребенка с предоставлением ему права «выбора»;
  • создание  условий  для развития самостоятельности в планировании и реализации детьми своих замыслов;
  • обеспечение эмоционального благополучия детей через непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к нему, к его чувствам и потребностям;
  • повышение педагогической культуры родителей.

Методы и приемы

  • метод своевременного реагирования – предоставление детям права участвовать в планировании, обеспечение реальной возможности выбора, самореализации или реализации своих идей в партнерстве с другими;
  • обеспечение взрослыми гибкости в ходе осуществления деятельности;
  • метод тщательного отбора материала;
  • работа в малых группах;
  • метод контроля и стимулирования в  виде одобрения и похвалы;
  • решение проблемных ситуаций

Средства и формы:

  • Детское портфолио
  • Индивидуальный маршрут
  • Центры детской активности
  • Утренний и вечерний круг
  • Детские индивидуальные  проекты
  • Родительско-детские проекты
  • Персональные выставки
  • Кружковая работа
  • Создание компонентов детской субкультуры («Уголок именинника», «Здравствуйте, я пришел», «Мои успехи» и др.)
  • Совместная деятельность взрослого и ребенка
  • Коллекционирование
  1. Этапы реализации проекта и план работы

1-й этап - подготовительный

  • Повышение профессиональной компетентности педагогов: семинары-практикумы, консультации, мастер классы, вебинары-семинары.
  • Анализ развивающей предметно-пространственной среды, введение в проблему изменений среды с учетом индивидуального подхода к ребенку.
  • Разработка проекта. Подбор эффективных форм работы с детьми, родителями.

2-й этап - 0сновной   

  • Создание методического банка (видео и фотоматериалы, презентации, методические материалы, подборка материалов для родителей).
  • Сбор и анализ диагностических данных (результаты мониторинга детского развития,  результаты анкетирования родителей).
  • Модернизация предметно-развивающей среды, создание компонентов индивидуализированного пространства.
  • Взаимодействие с родителями: консультации, семинары-практикумы.

3-й этап. 

  • Анализ деятельности. Подведение итогов.
  • Презентация результатов работы (для педагогов и родителей).

План работы

   

Направление работы

Содержание

Задачи

Сроки

Повышение профессиональной компетентности

1. Изучение методической литературы.

2. Прохождение вебинаров на тему «Поддержка детской инициативы и самостоятельности»

3. Прохождение онлайн-марафона «Технологии активного обучения»

4. Изучение интернет - ресурсов

Повышение профессиональной компетентности, создание методического банка новых идей, форм и образовательных технологий по индивидуализации образования.

Сентябрь-октябрь и в течение реализации проекта

Модернизация

развивающей предметно-пространственной среды.

1.Создание компонентов детской субкультуры:

- «Уголок уединения»,

- «Здравствуйте! Я пришел»,

- «Светофор настроения»,

- «Я выбираю»,

- «Почта для родителей»,

- «Доска достижений»,

- «Я именинник».

2.  Оформление центров детской активности: «Спортивный центр»,

«Центр творчества»,

«Музыкальный центр», «Центр театрализованной деятельности»,

«Центр экспериментирования», «Центр книги»,

«Центр конструирования», «Центр математики»

Участие в конкурсах  ДОУ:

«Лучший физкультурный уголок»

 «Лучший уголок по ОБЖ»

«Лучший уголок по экспериментальной деятельности»

Пополнение предметно-развивающей среды, способствующими развитию личности ребенка.

Обновление предметно-пространственной среды для физического развития детей.

Cсоздание условий для организации образовательного процесса по привитию навыков безопасного поведения дошкольников. 

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования и поисково-исследовательской деятельности.

В течение

реализации проекта

В течение реализации проекта

 Сбор и анализ диагностических данных (результаты мониторинга детского развития,  результаты анкетирования родителей).

1. Анкетирование родителей

«Индивидуализация»

2.  Анкета для родителей

«Инициативный ли ваш ребенок?»

3.Диагностика способностей и склонностей детей

Выявление компетентности родителей в развитии творческой инициативы у детей

Сентябрь – октябрь

Октябрь

Работа с родителями.

1.Консультация для родителей  «Развитие самостоятельности и инициативности»

2. Консультация

«Индивидуализация игровой среды в домашних условиях»

3. Памятки  «Как поддержать детскую инициативу и индивидуальность?», «Рекомендации родителям по организации проектной деятельности» и др.

4. Мастер-класс с родителями и детьми на тему: 

«Дымковская барыня»

5. Мастер-класс для родителей по пластилинографии «Весеннее настроение»

6.Совместный детско-родительский  шашечный турнир «Чудо-шашки»

7. Участие в спортивной акции ДОУ «Вместе с папой, вместе с мамой быть здоровыми хотим»

8. Акция «Засветись!»

9. Онлайн конкурс «Окна Победы»

Повысить компетентность родителей в вопросах воспитания у детей инициативы, творчества, самостоятельности, по  созданию игровой среды.

Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.

Формирование у родителей представлений о пластилинографии, как нетрадиционном способе рисования

Привлечение внимания общественности к возможности принять участие в праздновании Дня Победы

В течение

реализации проекта

В течение реализации проекта

Ноябрь

Апрель

Работа с детьми

1. Посещение детьми кружков  по интересам детей:

-  «По следам Красной книги»

- «Волшебная кисточка»

- «Звонкий голосок»

- студия танца «Ритм»

2.Организация утреннего и вечернего круга.

3.Свободная деятельность детей творческого и продуктивного характера

- Драматизация сказки: «Спичка - невеличка»,

«Теремок по ПДД»

- Конкурс чтецов  «Великая Победа» (Залуцкий Илья)

4. Организация групповой и индивидуальной проектной деятельности.

Детский проект индивидуальный  «Байкальская нерпа»

Детский исследовательский

проект  «Минеральная вода»

- Групповой проект 

«Народная игрушка».

-

 Групповой проект: «Труд и терпение превращаются в умения»

5. Создание детских портфолио.

- Республиканская интеллектуальная олимпиада  «Успешный дошколенок» (Изгачева Дарья)

6. Организация индивидуальных и групповых выставок творческих работ:

- «Осень золотая»

-  «Новогодняя игрушка»

- «Разноцветный мир»

(техника правополушарного рисования) Баксаевой Анны,

- «Первые подснежники»

- «Спасибо деду за победу!»

7. Организация сюжетно-ролевых игр по интересам детей.

Пополнение и обогащение знаний детей о животных, занесенных в Красную книгу Бурятии. Вовлечение родителей и детей в совместную работу над проектом.

-Вовлечение детей и взрослых в практическую совместную творческую деятельность

- Формировать у детей представление о пожарной безопасности, развивать актерское мастерство

- Расширять и уточнять у детей представления о нерпе  ее внешнем виде, особенностях строения, поведения, питании и среде обитания.

-Изучить целебные свойства минеральной воды

- Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой.

Развивать чувство радости труда и позитивное отношение к труду  у  дошкольников, желание быть самостоятельным.

Выявление наиболее одаренных детей и создание условий для их самореализации.

Создание условий для развития творческого потенциала и инициативы детей.

1 раз в неделю

Ежедневно

В течение реализации проекта

В течение реализации проекта

Ноябрь

Ноябрь

В течение реализации проекта

Декабрь

В течение

Ожидаемые результаты проекта

Для педагога – будут созданы условий, позволяющие развивать общепедагогическое умения, появится мотивация к постоянному самосовершенствованию, повысится  эффективность выполнения трудовых функций, предусмотренных профессиональным стандартом педагога.

Для детей:

  • Ребенок будет успешно развиваться как личность  с учетом индивидуальных особенностей и возможностей.
  • Проявление инициативы, способность к принятию собственных решений;
  • Умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
  • Умение подчиняться правилам и социальным нормам;
  • Умение осуществлять выбор и планировать свою деятельность;

Для родителей – создание условий, позволяющих активизировать участие в образовательном процессе.

Перспективы:

  1. На основе успешно реализованного проекта написать программу по развитию детей с учетом их образовательных потребностей.
  2. Трансляция опыта по реализации  проекта в ДОУ и районе.
  3. Создание электронного методического банка.

Риски:

  1. Недостаточная материальная база.
  2. Занятость  родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Морские обитатели. Тематическое планирование воспитательно-образовательной работы на один день.

Проект поможет воспитателям выстроить очень интересный и познавательный    день в группе, на природе. Совместно с родителями и педагогическим персоналом   систематизировать , обобщать...

Инновационный проект «Этнические традиции в системе воспитательно-образовательной работы в ДОУ»

организация работы по ознакомлению детей с культурой и традициями кубанского казачества....

Планирование воспитательно-образовательной работы по теме ( в рамках проекта) во 2 младшей группе Планирование воспитательно-образовательной работы по теме ( в рамках проекта) во 2 младшей группе

Расширить представление у детей о семье через организацию разных видов деятельности, создать условия для повышения активности участия родителей в жизни группы....

Проект "Здоровьсберегающие технологии в системе воспитательно-образовательной работы в ДОО с введением ФГОС ДО"

"Забота о здоровье - это важный труд воспитателя". Сухомлинский В.А.С введением ФГОС воспитательно-образовательный процесс в ДОО должен стать более вариативным, безопасным.ю здоровьесберегающим, учиты...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Тема недели:«Новый год шагает по планете»

Цель: Обогащение представлений детей о традициях празднования Нового года;- привлекать к активному разнообразному участию в подготовке к празднику; - воспитывать чувство удовлетворения от участия...

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю 11.03-15.03) Группа: разновозрастная Блок: «Встречаем весну» Тема: «Весна шагает по планете»

Программное содержание:1.Обогащение представлений детей о весне: сезонных изменениях в природе, одежде людей, трудовой деятельности (солнце светит ярко, бывают дожди, земля и вода прогреваются солнцем...

Карточка проекта «Оптимизация процесса составления плана воспитательно образовательной работы»

Карточка проекта является носителем информации этапа от этапа внедрения и до этапа завершения запланированного проекта....