Занятие по речевому развитию в старшей группе "Зима-чудная пора"
план-конспект занятия (старшая группа)

 Твердова Лидия Григорьевна

Занятие по речевому развитию в старшей группе с применением мнемотехники "Зима-чудная пора"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

КОНСПЕКТ  ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРИЁМОВ МНЕМОТЕХНИКИ      

ПО ТЕМЕ:

«ЗИМА – ЧУДНАЯ ПОРА!»

 

Старшая группа

компенсирующей направленности

для детей с нарушением зрения.

 

Воспитатель

 Лидия Григорьевна Твердова

2018

Норильск

Цель: совершенствование речевого и познавательного развития детей в организованной образовательной деятельности с применением приёмов мнемотехники.

Образовательные задачи:

 - обобщение и уточнение знаний детей о зиме;

 - активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков;

 - развитие связной речи(составление предложений: «Зима – хорошо», «Зима – плохо»);

  - совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования.

Развивающие задачи:

 - развитие слухового и зрительного  внимания;

 - развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении задания, делать словесно-логические обобщения;

 - Развитие личностных качеств: активности, любознательности, способности к самооценке и самоанализу.

Воспитательные задачи:

 - Продолжать формировать умение слушать других детей, взрослого, в случаях затруднения оказывать помощь;

 - формировать умение работать в команде.

Виды детской деятельности:

Коммуникативная, познавательная, восприятие художественной литературы, продуктивная.  

Материалы и оборудование: мольберт, сундучок с картинками-символами для заучивания стихотворения.  Картинки-символы для составления мнемотаблиц  «Зима – хорошо», «Зима – плохо», таблица для игры «Назови действие»  

Ход занятия:

I. Начало  группового сбора  

1. Привлечение внимания детей  музыкальным сигналом «Горн»  Организационный момент

Сбор детей в центре групповой комнаты.

Реализуемая детьми компетенция:

         Право самостоятельно принять решение об участии (неучастии) в общей деятельности;

         Право выбора места среди других детей.  

2.        Приветствие.(1-2 мин.)

Вопросы к детям:

 -Все ли на месте?  

 -Какое у вас сегодня настроение?

Что нужно сделать, чтобы новый день для всех стал добрым и интересным?

ДЕВИЗ ГРУППЫ:

 Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!!! (Дети улыбаются друг другу, пожимают руку, выражают своё эмоциональное состояние)

Реализуемая детьми компетенция:

         Право на выражение эмоционального состояния социально приемлемыми способами.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, что нового у нас в группе?

 Дети замечают конверт с письмом в воздушном шаре. Вспоминают, что куклы Даша и Маша летали в Африку. Читаем письмо, в котором ребята  из Африки  рассказывают, что никогда не видели  настоящей зимы.  Не знают, что такое сосульки, снежинки и сугробы.  Очень хотели бы узнать, кто такой снеговик и можно ли на улице  зимой играть.

II.Основная часть.

  1. Знакомство с темой.

 - Ребята, помните, о чём в письме ребята Африки нас просили?(ответы детей).

-Я думаю, что мы с вами,  настоящие северяне, сможем ответить на все вопросы ребят из жаркой Африки и рассказать им о нашей зиме.

3.   Игра   «Снежинка»  (дыхательная гимнастика).

-Ребята, предлагаю   выбрать по одной понравившейся вам снежинке.

-Вот какие красивые снежинки. Каждая из них неповторима. Давайте рассмотрим их и  подберем красивые слова для снежинок. Какие снежинки? (Серебристые, маленькие, воздушные, сверкающие, кружевные, белоснежные, холодные, блестящие).

 -  Правильно, молодцы. Сколько красивых слов придумали. Возьмите снежинку за ниточку и подуйте легко-легко, а теперь сильнее… Поиграем в игру «Ветерок и снежинки». Выберите себе понравившуюся снежинку.   Мы с вами  будем ветерком и подуем на снежинки.  (Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок).

 - Молодцы, хороший ветерок.

Реализуемая детьми компетенция:

         Право на участие (неучастие) в общем деле;

           

4.Сюрпризный момент.

- Ребята, а сейчас самое время проверить наш волшебный  сундучок. Предлагаю в него заглянуть и узнать, что же для нас он сегодня приготовил.

 

5. Заучивание стихотворения.

В сундучке находятся  картинки - символы по стихотворению «Весёлый снеговик»    Дети выбирают по одной картинке,  рассматривают картинки-символы.  

Воспитатель:

- Ребята, я вспомнила стихотворение к этим картинкам. Послушайте внимательно:

«Весёлый снеговик»

                                       

По сугробам напрямик,

Шел веселый снеговик.

                                             А в руке его была

                                             Не корзина, не метла,

Не плитка шоколадная,

                                             А елочка нарядная!

Ирина Гурина

Картинки  в нужной последовательности  воспитатель с детьми размещают  на мольберте.

Давайте вместе расскажем. Кто хочет один рассказать?

( Мнемотаблица крепится на мольберт и остается на видном месте  в течение всего дня).

6.Планирование действий

 Речь воспитателя:

-А сейчас нам снова  пригодятся   снежинки. Посмотрите, какого цвета ваша снежинка. Кто себе выбрал белую снежинку, голубую, синюю? (получается 3команды детей).

  Воспитатель предлагает поиграть в игру «Поле чудес».

-В каждом секторе вас ждут интересные задания.  

 Из каждой группы (по цвету снежинок) один ребенок, выбранный по считалке, раскручивает волчок.   После того, как каждой команде достается конверт с заданиями, команды  разделяются по отдельным центрам для выполнения заданий.

-Ребята,  если вам понадобиться помощь, можете обращаться ко мне.  

(Всё это позволяет каждому откликнувшемуся воспитаннику самостоятельно спланировать свои действия, выбрать партнёров деятельности).

 Задания:

  1. Составить мнемотаблицу «Назови действие»: подобрать карточки с изображением символов, обозначающих действия,   подходящие к  слову «снежинка». Например: кружится, падает, ложится, тает, летает, танцует.
  2. Составить мнемотаблицы «Зима – хорошо», «Зима – плохо»
  3. Назвать все предметы  в таблице и подумать, что общего в их названиях.

Реализуемые детьми компетенции: право принятия самостоятельного решения относительно собственной занятости, направленности деятельности, месте её реализации, партнёрстве или его отсутствии.

7.        Проговаривание плана.(1-2 мин.)

•  Уточнение последовательности действий    

•  Уточнение партнёров по  совместной деятельности

•  Предложение воспитателем своей помощи (в случае необходимости).

Реализуемые детьми компетенции:

         - Право самостоятельно распределять обязанности (роли) в общем деле;

         - Право принять (или не принять) помощь взрослого.

         - Право обращения к различным источникам знаний или опыта.

8.        Реализация плана.

Реализуемая детьми компетенция:

         - Право самостоятельно выбрать и по-своему использовать материалы, способы и последовательность действий;

         - Право самостоятельно договориться о распределении обязанностей внутри подгруппы и организовать деятельность;

         - Право обратиться за помощью к любому члену группы (воспитателю, другому взрослому, сверстнику);

          -Право самостоятельно определить объём (результат) своей работы;

         - Право прекратить работу раньше, чем будет получен результат;

         - Право переключиться на другой вид деятельности;

9.        Анализ деятельности.

Групповой сбор, на который детей вновь собирает    музыкальный  сигнал горна.  На итоговый сбор дошкольники приносят из «Центров» всё то, что они успели сделать - рисунки,  таблицы, схемы и рассказывают о проделанной работе, делятся впечатлениями.

Реализуемая детьми компетенция:

         - Право выбора продукта для предъявления в качестве результата деятельности;

         - Право самостоятельно оценить достигнутый результат;

         - Право оценить успешность сотрудничества;

         - Право определения применения полученного результата

Принцип открытости:

Ребёнок имеет право:

•        Участвовать или не участвовать в общем деле;

•        Представить или не представлять результаты своего дела;

•        Принять решение о продолжении (завершении) начатой работы.

Принцип диалогичности:

•        Все участники группового сбора имеют право обсуждать план, виды деятельности;

•        Все участники имеют возможность вхождения в беседу по поводу выполненной работы, полученного результата, перспектив её продолжения.

Принцип рефлексивности:

•        Развитие детской инициативы и творческих способностей;

•        Осознание ребёнком своих действий;

•        Самооценка результата;

•        Саморегуляция поведения.

III. Заключительная часть.

- Как вы думает, ребятам из жаркой Африки будет интересно помотреть наше видеосообщение? (ответы детей)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы.

Конспект занятия по развитию речи содержит игровой материал для обучения детей составлению повествовательного рассказа по картине....

Конспекты занятий по речевому развитию в старшей группе по теме "Великая Отечественная Война"

Конспекты занятий по речевому развитию: "Памятники защитникам Отечества", " Блокада Ленинграда".Долг живущих в своём Отечестве- помнить и чтить тех, кто в тяжелейших боях защитил Родину и подарил пото...

"Календарный план проведения занятий по речевому развитию в старшей группе"

Цель занятий - формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи детей 5-6 лет....

Конспект занятия по речевому развитию детей старшего возраста

Тема: «Дикие животные наших лесов.»Цель: Углублять знания детей о диких животных наших лесов, об их повадках и поведении.Задачи:1. Закреплять названия детенышей диких животных.2. Побеседовать с детьми...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшего возраста

Тема: «Домашние животные»Цель: Углублять знания детей о домашних животных.Задачи.1. Учить употреблять форму Род. п. мн. ч.2. Активизировать, расширять и уточнять словарь детей;3. Развивать мыслительны...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания». Тема занятия «День рождения куклы Маши»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания»...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»...