Примерный пакет диагностических методик для проведения диагностики уровней овладения программным материалом дошкольного уровня образования для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)
методическая разработка

Кравченко Татьяна Викторовна

Психологическая составляющая позволяет определить готовность ребенка по показателям развития познавательных процессов, уровня мотивации, эмоционально-личностной зрелости к овладению программным материалом. Исходными позициями для проведения педагогического обследования детей дошкольного возраста являются положения отечественных психологов о том, что психика ребенка развивается через усвоение и присвоение общественного опыта в процессе его активной деятельности. При этом учитывается значимость ведущей деятельности дошкольника 5-7 лет – игровой, внутри которой и происходит развитие моторики, восприятия, мышления, речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroven_diagnostiki_5-7let.docx72.05 КБ

Предварительный просмотр:

Примерный пакет диагностических методик для проведения диагностики уровней овладения программным материалом дошкольного уровня образования для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)

Проведение диагностики уровня овладения программным материалом для различных категорий детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет учителем-дефектологом основывается на двух составляющих – педагогической и психологической. Педагогическая оставляющая позволяет определить сформированность компетенций в соответствии с основными образовательными областями программы. Психологическая составляющая позволяет определить готовность ребенка по показателям развития познавательных процессов, уровня мотивации, эмоционально-личностной зрелости к овладению программным материалом. Исходными позициями для проведения педагогического обследования детей дошкольного возраста являются положения отечественных психологов о том, что психика ребенка развивается через усвоение и присвоение общественного опыта в процессе его активной деятельности. При этом учитывается значимость ведущей деятельности дошкольника 5-7 лет – игровой, внутри которой и происходит развитие моторики, восприятия, мышления, речи.

Качественный анализ результатов педагогического (дефектологического) изучения ребёнка включает следующие параметры параметры (А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.И. Леонгард, 1972, Е.А. Стребелева, 2005, С.Д. Забрамная, 1995, 1998, И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, 2007 и др):

- отношения к ситуации обследования и заданиям;

-способы ориентации в условиях заданий и способы выполнения заданий;

-соответствие действий ребёнка условиям задания, характеру экспериментального материала и инструкции;

-продуктивное использование помощи взрослого;

-умение выполнять задание по аналогии;

-отношение к результатам своей деятельности, критичность в оценке своих достижений.

Качественный анализ результатов психодиагностики не исключает количественно оценки результатов выполнения отдельных диагностических заданий.

Диагностически значимыми критериями деятельности ребенка в процессе обследования являются: эмоциональное реагирование на ситуацию общения со взрослым и процедуру обследования; критичность поведения; умение адекватно оценивать результат своей работы; понимание инструкции и цели задания, принятие задачи, проявление интереса к заданию и стойкость возникшего интереса; организация и темп деятельности; уровень сформированности произвольной регуляции психической активности; самоконтроль; сосредоточенность и работоспособность; способы решения предложенных задач; восприимчивость к помощи; способность осуществлять перенос показанного способа действия на аналогичные задания.

При обследовании детей 6-го года жизни необходимо учитывать отражение сюжета в продуктивных видах деятельности в связи с развитием сюжетно-ролевой игры. Важными показателями развития в этом возрасте является решение задач методом практического примеривания, а в некоторых случаях – методом зрительной ориентировки. В этом возрасте отмечается стойкий интерес к продуктивным видам деятельности (рисование, конструирование и др.).

Главная цель обследования детей 7-го года жизни – целенаправленное изучение их психологической готовности к школьному обучению. Понятие «психологическая готовность к школе» включает в себя несколько важных компонентов: умственную, мотивационную, эмоционально-волевую и коммуникативную готовность.

Важными для оценки дефектологом ПМПК компонентами умственного развития дошкольника являются: принятие задания, понимание условий здания, способы выполнения, адекватность действий, обучаемость в процессе обследования, отношение к результату деятельности.

Важно оценить уровень понимания ребенком инструкции и характера задания. Необходимо выявить, какого типа инструкция понятна детям (вербальная; устная, сопровождаемая наглядным показом; невербальная), учесть способность ребенка сознательно удерживать инструкцию и ее составляющие части до окончания работы.

При дефектологическом обследовании детей в возрасте от 5 до 7 лет должны быть отмечены такие, наиболее важные показатели как:

Эмоциональное реагирование в ситуации обследования

Особенности вступления ребенка в контакт, желание общаться, характер общения (чрезмерная общительность, замкнутость), критичность; характер отношения к самому обследованию, отдельным заданиям, проявления эмоциональных реакций. Важно отметить характерные особенности поведения ребенка во время обследования: возможность принятия ситуации обследования, совместной деятельности (игры), реакция ребенка на замечания, похвалу, осознание своей успешности или неуспешности, отношение к результату своей деятельности и оценке педагога.

Понимание инструкции

Оценивается уровень понимания ребенком инструкции и характера задания. Необходимо зафиксировать и учитывать, какого типа инструкция понятна детям: вербальная; устная, сопровождаемая наглядным показом; невербальная. Учитывается возможность ребенка сознательно удерживать инструкцию и ее составляющие части до окончания работы.

Обучаемость (восприимчивость к помощи, способность переноса на аналогичные задания)

Оценивается обучаемость ребенка как общая способность к обучению: умение работать по образцу, инструкции, умение работать самостоятельно, потребность в помощи, восприимчивость к помощи педагога, характер оказываемой помощи, необходимое для выполнения задания количество уроков, способность переноса показанного способа действия на аналогичные задания.

По характеру оказываемой помощи ребенку от минимальной к максимальной выделяется стимулирующая, организующая, направляющая и обучающая помощь. Стимулирующая помощь предъявляется в виде эмоционального настроя на выполнение задания, предложения подумать, проверить результат своей работы. Организующая помощь предполагает уточнение и разъяснение инструкции к заданию. Направляющая помощь предусматривает проведение ориентировки в задании, планирования предстоящих действий, включает смысловые опоры, обеспечивая наглядный план умственных действий. Обучающая помощь предъявляется в виде указаний, определяющих последовательность хода решения, подробного описания алгоритма выполнения задания.

При предъявлении аналогичного варианта задания важно отметить способность ребенка к переносу способа действий, который может быть полным или частичным, либо полностью отсутствовать.

Особенности организации деятельности

В данном случае необходимо фиксировать мотивационный, операционный, регуляционный компоненты деятельности.

В мотивационном компоненте оценивается уровень принятия задачи ребенком, познавательная активность, готовность к решению познавательных задач, удержание интереса к заданию, реакция на трудности в работе. Операционный компонент рассматривается с точки зрения умения организовать свою деятельность в соответствии с целью задания, удерживать программу и подчинять действия конечной цели, осуществлять активные поиски адекватных способов решения. Отмечаются сами способы, которыми оперирует ребенок при выполнении задания (их рациональность, экономичность и т.д.). В регуляционном компоненте анализируются умение осуществлять простейший самоконтроль, способность замечать и исправлять ошибки.

Темп работы и работосопособность

Оценивается средний показатель времени работы ребенка, затраченного на выполнение заданий, на протяжении обследования; характеризуется скорость протекания мыслительных процессов; темп самостоятельной работы, отмечается уровень и характер работоспособности ребенка.

Название 

Краткая аннотация. 

Оцениваются следующие показатели.

 (выявление представлений об окружающем мире)

Методика направлена на изучение общих представлений ребенка об окружающем мире. Методика позволяет оценить уровень сформированности представлений о себе, ближайшем окружении, окружающем мире. В ходе беседы выявляются представления и умения ребенка: назвать имя, фамилию, возраст, членов своей семьи, понимание того, сколько будет через год; называние количества лап, ушей, хвостов у животных и птиц, количества пальцев на руке и т.п. в соответствии с опытом ребенка. Беседа может строиться с опорой на картинки.

Цель. Изучение уровня общей осведомленности, сформированности представлений об окружающем мире.

Материал. Картинки с изображением семьи, частей суток, живой и неживой природы, времен года.

Методические рекомендации по процедуре проведения и анализу результатов.

С ребенком в возрасте 5-6 лет беседа строится с учетом основных программных требований по образовательным областям: Образовательная область «Познание» позволяет определить уровень развития познавательных интересов.

Сенсорное развитие:

- Развитие восприятия, умения выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространствеи т.п.), (включая разные органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.)

- Развитие умения сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различия (найти в группе предметы, игрушки такой же формы, такого же цвета; чем эти предметы походи и чем отличаются и т.д.).

- Знание цветового спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические) и белый, ceрый и черный (ахроматические).

- Различение цвета по светлоте и насыщенности, правильное называние их (светло-зеленый, светло-розовый). Природные названия цветов (малиновый, салатовый, лимонный, абрикосовый).

- Геометрические фигуры, формирование умения использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы.

- Умение обследовать предметы разной формы; при обследовании включать движения рук по предмету. Расширение представлений о фактуре предмета (гладкий, пушистый, шероховатый и т.п.), Совершенствование глазомера.

- Совершенствование координации руки и глаза; развитие мелкой моторики рук в разнообразных видах деятельности.

- Умения выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков, музыкальные, природные и бытовые звуки.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

Предметное и социальное окружение. Ознакомление с природой.

- Представления детей о профессиях.

- Представления об учебных заведениях (детский сад, школа, колледж, вуз), сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство, сельское хозяйство).

-Представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Знакомство с понятиями «лес», «луг» и «сад».

- Комнатные растения. Закрепление умения ухаживать за ними. Рассказы о способах вегетативного размножения растений.

- Представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека.

- Представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке. Птицы (2-3 вида), пресмыкающиеся (2-3 вида) и насекомые (2-3 вида).

- Представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках.

-Умения устанавливать причинно- следственные связи между природными явлениями (сезон — растительность — труд людей).

- Представления о взаимодействии живой и неживой природы.

В возрасте 6-7 лет: Образовательная область «Познание» позволяет определить уровень развития познавательных интересов.

-Умения устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды. Знакомство с лекарственными растениями (2-3 вида).

- Систематизация знаний о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних животных и обитателях уголка природы.

- Представления о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся. Знакомство некоторыми формами защиты земноводных и пресмыкающихся от врагов (например, уж отпугивает врагов шипением и т.п.)

- Представления о насекомых. Знакомство с особенностями их жизни (например, муравьи, пчелы, осы живут большими семьями, муравьи — в муравейниках, пчелы — в дуплах, ульях).

- Умения различать по внешнему виду и правильно называть бабочек и жуков; сравнивать насекомых по способу передвижения (летают, прыгают, ползают).

- Умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые — опылители растений, то растения не дадут семян и др.).

Исключение предметов (4-лишний)

Краткая аннотация. Методика направлена на изучение параметров формирования процессов обобщения и классификации. Методика представляет собой набор из четырех картинок, знакомых ребенку. Из четырех предметов только три могут быть обобщены под одну категорию, оставшийся четвертый – лишний, его нужно исключить. Оцениваются параметры: способность к обобщению, сформированность обобщающих понятий, предпосылок словесно-логического мышления. Методика широко используется в дефектологической практике и практике специальной психологии, варианты методики разработаны у С.Д. Забрамной, Н.Л. Белопольской, Е.А. Стребелевой и др.

Цель. Выявление сформированности мыслительных операций обобщения и классификация, способности речевого обобщения выделенных признаков.

Материал. Карточки с изображением предметов, три из которых можно объединить одним словом, а четвертое к ним не подходит градуированных по степени сложности.

Методические рекомендации по процедуре проведения и анализу результатов.

Методика предназначена для исследования умения делать обобщения и давать логическое объяснение их правильности. Важным условием применения методики является речевое обоснование выбора. Ребенку предлагают набор карточек градуированных по степени сложности. На каждой карточке нарисовано по четыре предмета, три из которых объединяются одним общим понятием, а четвертый предмет под это понятие не подходит. Обязательным условием является «нефиксированное» положение лишнего предмета, включение цветных рисунков. Наглядная форма предъявления стимулов-предметов, а также возможность дать ответ в форме указания (словесного или двигательного) на «лишний», «неподходящий» к остальным предмет провоцирует ребенка на использование конкретных связей – ассоциаций, тогда как правильное решение обычно требует отрыва от наглядного образа и перехода на уровень словесного, более абстрактного обозначения группы предметов. Варьирование степени сложности задач означает, что самые легкие из них могут быть решены на уровне синкретического, наглядно-действенного обобщения, то для решения более сложных задач нужно подняться уже на уровень житейских, обыденных понятий, а самые сложные могут потребовать обобщений на уровне элементарных научных понятий. Оценить используемый при решении задачи на исключение предмета уровень обобщения помогает не только поступающий от ребенка вариант ответа, но и развернутое словесное объяснение этого ответа, которое обязательно запрашивается педагогом.

Все карточки, которые будут предъявляться ребенку необходимо заранее располагать в порядке возрастающей сложности. Инструкция дается на примере самой легкой карточки. Если ребенок сразу выделяет предмет, его просят объяснить, почему он не подходит и как другие предметы назвать одним словом. Если же ответ ребенка неверен, педагог вместе с ним разбирает первую картинку, дает обозначение трем предметам и объясняет, почему нужно исключить четвертый.

Предъявляется следующая карточка, по трудности одинаковая с первой. При неправильном исключении предмета с помощью вопроса выясняют мотивацию ребенка. Затем говорят, что он сделал неправильно и дают возможность исправить ошибку. В случае неверного ответа повторяют на примере этой карточки подробный разбор совместно с ребенком. Далее предъявляются следующие задания. При неадекватности ответов и поведения, выполнение задания прекращается.

Для слабослышащих и глухих детей инструкция и выполнение задания сопровождается показом, жестами.

Для слабовидящих детей материал предъявляется в увеличенном размере, для детей с выраженным нарушением зрения на слух.

  • понимание инструкции и принятие задания;
  • сформированность логического действия классификация;
  • сформированность логического действия обобщение;
  • уровень обобщения (на основании объяснений ребенка);
  • способность отвлекаться от случайных и второстепенных признаков, от привычных отношений между предметами.

Методика «Установление последовательности событий»

Автор А.Н.Бернштейн. Наборы из 3-5 изображений, представляющих один сюжет. Возможно использование картинок Н.Радлова. Описание процедуры проведения встречается в работах отечественных дефектологов Е.А. Стребелевой, С.Д. Забрамной и др. Оценивается возможность и особенности составления последовательности картинок, адекватность понимания смысла, возможность связного рассказа

Цель. Выявление возможности устанавливать пространственно-временные отношения и причинно-следственные связи по серии сюжетных картинок.

Материал. Несколько серий сюжетных картинок, каждая из которых состоит из 4-6 картинок и отражает какое-либо событие несложного сюжета.

Методические рекомендации по процедуре проведения и анализу результатов.

Предъявляется серия из 4-6 картинок, связанных одним сюжетом. Возможно использование картинок Н.Радлова. Картинный материал должен быть цветным, т.к. цветные изображения легче для восприятия, чем черно-белые, вызывают больший эмоциональный интерес. Ребенку показывают перемешанные картинки и просят разложить их по порядку (одновременно указывая жестом). Педагог показывает куда следует положить первую картинку, куда вторую, куда последнюю. После завершения работы следует составление рассказа ребенком.

Педагог отмечает все действия ребенка: как он рассматривает картинки, как начинает действовать (целенаправленно, хаотично, не задумываясь над очередной картинкой), замечает ли он ошибки и исправляет их или не обращает внимания и продолжает раскладывать дальше, просматривает ли еще раз всю раскладку после ее завершения. Если ребенок выполнил задания правильно, ему предлагается вторая более сложная серия. Если картинки разложены неправильно, переходят к оказанию помощи. Перед ребенком кладут первую картинку и просят разложить последовательность дальше. Если ребенок выполнил задание правильно, ему дают аналогичную по сложности другую серию с тем, чтобы посмотреть перенос. При неправильном выполнении переходят к обучению - совместному поэтапному выполнению действия. Затем снова перемешивают картинки и предлагают разложить их же по порядку. Если выполнено правильно, то педагог смотрит перенос усвоенного приема на аналогичную по сложности серию заданий. Если нет, обучение повторяется, и задание на этом завершается.

Для детей выражено слабовидящих и незрячих модификацией задания является оречевление картинок педагогом в первой части задания. Ребенку проговаривают, что изображено на одной картинке, а что на другой. Просят назвать, какое из этих событий было сначала, а какое потом. Для детей с ограничением движения предусматривается помощь в раскладывании картинок при указании на последовательность ребенком. Можно промаркировать картинки символами (первая картинка с треугольником и тд.).

  • понимание инструкции, принятие задания;
  • ориентировочная деятельность ребенка, характер действий (как ребенок действует, прежде чем приступить к раскладыванию – внимательно рассматривает картинки, беспорядочно перебирает их, меняя местами);
  • умение увидеть и выделить признаки, которые определяют смысловую последовательность;
  • ориентация на существенные признаки последовательности;
  • понимание смысловой логической связи, способность к целостному восприятию сюжета;
  • умение устанавливать простейшие причинно-следственные зависимости;
  • фиксируется способность принятия помощи, требуемый объем помощи.
  • общий уровень развития речи (отсутствие активной речи, наличие или отсутствие фразовой речи, понятной и малопонятной для окружающих);
  • речь – самостоятельная, состоящая из отдельных слов или отраженная;
  • способ выполнения (самостоятельное составление истории);
  • уровень осмысления сюжета (не отвечает или неадекватно отвечает на вопросы, дает ответы, не отражающие смысловую сторону изображенного сюжета: перечисляет объекты, отвечает одним словом, отражающим содержание сюжетного изображения, отвечает на вопросы фразовой речью, отражающей смысловое содержание сюжета).

Методика «Простые невербальные аналогии»

Краткая аннотация. Методика направлена на выявление возможности установление логической связи между понятиями (на предметном, изобразительном уровне). Использование наглядной опоры позволяет ребенку делать простые умозаключения по аналогии. Устанавливая связь между двумя картинками в первой паре, ребенок по аналогичной смысловой связи создает вторую пару. Рекомендуется использовать с 6 лет.

Цель. Выявление умения делать простые умозаключения по аналогии, устанавливать логические связи между понятиями с использованием невербальной опоры.

Материал. Таблицы с рисунками. В левой части два изображения, связанные между собой по смыслу, в правой изображение и варианты ответов, из которых нужно выбрать по аналогичной смысловой связи подходящий.

Методические рекомендации по процедуре проведения и анализу результатов.

Ребенку предлагается таблица с изображениями предметов. Рисунки, образующие первую пару, связаны между собой по определенной аналогии. Ребенку надо понять принцип этой аналогии и составить по ней пару из предметных изображений второй группы. Первый пример выполняет педагог и в ходе этого дается инструкция. Если ребенок не справляется с заданием, ему предлагается помощь в виде вопроса, позволяющего установить связь между первой парой предметных изображений. Если ошибочность ответов сохраняется, проводится обучение. Предлагается совместное пошаговое выполнение действий в 3-4 вариантах парах. Задание выполняется во внешнеречевом плане. После чего ребенка просят продолжить самостоятельно, оценивая перенос. Выполнение задания прекращается при неадекватности ответов, непонимании инструкции, невосприимчивости к помощи.

Для слабовидящих детей материал предъявляется в увеличенном размере, для детей с выраженным слабовидением и незрячих методика не проводится.

  • уровень понимания инструкции, принятие задания;
  • осмысленность собственной деятельности, критичность, самоконтроль;
  • способность устанавливать существенные связи;
  • прочность установления смысловой связи в первой паре предметных изображений и способность к ее удержанию при выборе ответа;
  • «соскальзывание» на случайные признаки, стереотипные ассоциации;
  • умение рассуждать;
  • уровень принятия помощи.

Выявление представлений о сенсорных эталонах (сгруппируй картинки)

Краткая аннотация. Методика Е.А. Стребелевой направлена на выявление уровня развития восприятия и наглядно-образного мышления (ориентировка на цвет и форму, умения группировать картинки по образцу, переключаться с одного принципа группировки на другой, объяснять принцип группировки).

Цель. Выявление умения проводить группировку, ориентируясь на цвет и форму.

Материал. Карточки с геометрическими формами (круги, квадраты, треугольники, овалы, многоугольники, прямоугольники четырех цветов – красные, синие, зеленые, желтые).

Методические рекомендации по процедуре проведения и анализу результатов.

Перед ребенком выкладываются карточки-образцы – фигуры одинаковые по форме, но разные по цвету. Ребенка просят разложить другие карточки в соответствии с цветом фигуры. При объяснении задания используются указательные жесты. Педагог берет одну из фигур определенного цвета и просит положить ее правильно. Если ребенок кладет карточку неверно или не выполняет действия, педагог делает это молча сам, затем предлагает ему вторую и последующие карточки. Когда все карточки этого цвета будут разложены, взрослый спрашивает, какие карточки положили в тот или иной ряд. При этом педагог указывает жестом по очереди на все ряды. Если ребенок выполнил группировку по цвету, ему предлагают вторую часть задания – группировку по форме. Сообщается, что карточки нужно разложить по-другому. Перед ребенком выкладываются четыре карточки-образца разные по форме и одинаковые по цвету. Педагог по одной в случайном порядке подает оставшиеся карточки, которые ребенок должен разложить. После выполнения задания педагог спрашивает ребенка, каким образом он разложил карточки, выясняя тем самым, понятен ли принцип группировки и может ли ребенок объяснить его.

Если ребенок не справился с группировкой по цвету, проводится обучение, которое предусматривает помощь. 1. Педагог сличает карточки по цвету и показывает, как он раскладывает их под каждым образцом, не называя цвет. Так выкладывают четыре карточки. 2. Если ребенок продолжает выполнять задание неверно, то взрослый молча передвигает их в соответствии с образцами. Так выкладывают восемь карточек. 3. Взрослый сам называет принцип группировки, проговаривая ребенку инструкцию: «Сюда надо положить все карточки красного цвета и тд.

Обучение не проводится в тех случаях, когда ребенок не справился с принципом группировки по форме, т.е. не переключился с принципа группировки по цвету на форму.

При моторных трудностях педагог оказывает помощь в размещении карточки.

Для слабослышащих и глухих детей инструкция сопровождается показом, жестами.

Для детей с выраженным слабовидением и незрячих детей методика не проводится.

  • сформированность сенсорных эталонов;
  • умение определять основание для классификации;
  • умение проводить группировку предметов по одному основанию;
  • уровень понимания инструкции, принятие задания;
  • осмысленность собственной деятельности, критичность, самоконтроль;
  • уровень принятия помощи;
  • умение словесно объяснять принцип группировки.

Времена года

Краткая аннотация. Методика направлена на изучение уровня развития пространственно-временных представлений.

Методика представляет собой сюжетные картинки со специфическими признаками четырех времен года. Оценивается уровень сформированности представлений о временах года, их признаках, последовательности.

Цель. Изучение уровня сформированности временных представлений.

Материал. Сюжетные картинки со специфическими признаками четырех времен года.

Методические рекомендации по процедуре проведения и анализу результатов.

Перед ребенком раскладывают четыре картинки, на которых изображены четыре времени года и просят назвать их. В случае затруднения ребенка просят показать, где осень. Выясняется по каким признакам различаются времена года. Если ребенок не справляется с заданием, проводится обучение. Перед ребенком оставляют картинки с изображением только двух времен года, - лета и зимы и задают уточняющие вопросы о признаках того или иного времени.

Для детей с выраженным слабовидением и незрячих детей методика проводится на слух.

  • знание названий времен года и временной последовательности;
  • выделение признаков времен года;
  • описание признаков времен года.

Построй из палочек

Методика направлена на исследование конструктивных способностей, умения работать по памяти, по образцу.

Методика представляет собой набор палочек. Выполняется образец (лесенка) и закрывается экраном, который воспроизводится ребенком. Методика описана в работах Е.А. Стребелевой, С.Д. Забрамной, А.А. Венгер, Г.Л. Выгодской, Э.И. Леонгард.

Цель. Задание направлено на выявление уровня развития конструктивных способностей, умение работать по памяти по образцу.

Материал. Счетные плоские палочки одного цвета, экран.

Методические рекомендации по процедуре проведения и анализу результатов.

Ребенку показывают, как построить лесенку из десяти палочек, и просят запомнить. Затем взрослый закрывает лесенку экраном и предлагает ребенку сделать такую же по памяти. Если у него отмечаются затруднения, то задание предлагают выполнить по образцу. Если ребенок не справляется с заданием, проводится обучение – педагог строит лесенку, обращая внимание ребенка на то, как он это делает, затем ребенок строит ее самостоятельно.

При моторных трудностях педагог оказывает помощь в точном расположении частей.

Для слабослышащих и глухих детей инструкция сопровождается показом, жестами.

Для слабовидящих и незрячих детей задание не используется.

  • принятие и понимание условий задания;
  • способы выполнения (по памяти, по образцу, после обучения – по показу);
  • конструктивная деятельность.

Разрезные картинки

 Автор А.Н.Бернштейн (модификация Л.И. Переслени). Методика направлена на изучение параметров пространственного конструирования, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Методикой предусматривается дозированная помощь. Оценивается пространственная ориентировка, обучаемость, целостность восприятия образа, способность к аналитико-синтетической деятельности, мышление. Методика описывается в модификации Л.И. Переслени, О.И. Шурановой. Методика представляет собой три предметных цветных изображения, разрезанные на части. Методикой предусматривается дозированная помощь. Оценивается пространственная ориентировка, обучаемость, целостность восприятия образа, способность к аналитико-синтетической деятельности, мышление. Методика представляет собой три предметных цветных изображения, разрезанные на части. Методикой предусматривается дозированная помощь. Оценивается пространственная ориентировка, обучаемость, целостность восприятия образа, способность к аналитико-синтетической деятельности, мышление.

Цель. Выявление уровня целостности восприятия, конструктивных навыков, пространственной ориентировки.

Материал. Картинки, разрезанные на части.

Методические рекомендации по процедуре проведения и анализу результатов.

Разрезные картинки широко используются в психодиагностике. Успешность складывания картинок указывает на развитие целостности восприятия, сформированности наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, развитие пространственного анализа и синтеза, ориентировки, сформированность зрительно-моторных навыков.

Ребенку предъявляются три изображения поочередно: «Мальчик», «Бабочка», «Петух». Каждое из них разрезано на части нестандартными линиями разреза. Перед ребенком раскладываются части изображения и предлагается ему собрать объект. Предварительно спрашивают, какой объект разрезан. При первой попытке никакой помощи, кроме стимулирующей (указание на ошибочность решения с предоставлением возможности повторной попытки), не оказывается. Если ребенок не справился с заданием, ему оказывается помощь в виде предъявления изображения целого объекта, картинки, которая должна быть собрана. Если ребенок закончил задание и собрал объект неправильно, то ему указывают на наличие ошибки и дают возможность исправить. Если ребенок не видит ошибки, ему предоставляется следующий вид помощи– изображение , на которое нанесены линии разреза ее на части (расчлененный образец).Образец остается перед глазами ребенка. Если и после расчлененного образца ребенок не может правильно сложить предлагаемое задание, используется обучение. В этом случае его просят наложить части картинки на образец и запомнить результат, предупредив, что затем он будет собирать картинку самостоятельно. После этого части картинки вновь раскладываются стандартным способом, образец убирается, и предлагается собрать картинку вновь. Анализируется способность к переносу, обучаемость. В процессе выполнения работы следует отмечать хорошую, точную «подгонку» частей друг к другу, на плавность контура.

Правильное складывание картинок с первой попытки дает основание считать, что у ребенка хорошо сформированы соответствующие образы-представления, перцептивные навыки анализа элемента изображения, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

Выполнение задания со второй попытки связано с о слабой сформированностью соответствующих образов-педставлений при достаточном уровне развития перцептивных и мыслительных операций сравнения, анализа, синтеза.

Потребность в использовании третьего и особенно четвертого видов помощи видов помощи с применением «расчлененного» образца указывает на недостаточное развитие перечисленных выше операций. Многократное повторение одного и того же варианта складывания картинки, несмотря на его неправильность, может быть обусловлено вязкостью, инертностью психической деятельности.

Методика не используется для детей с нарушением зрения (выражено слабовидящих и незрячих). При моторных затруднениях соединить показываемые ребенком части картинки помогает взрослый.

  • уровень развития наглядных форм мышления;
  • конструктивная деятельность;
  • целостность восприятия;
  • пространственная ориентировка;
  • развитие пространственного анализа и синтеза;
  • обучаемость, принятие помощи.

Количественные представления и счет

Краткая аннотация. Методика описана Е.А. Стребелевой направлена на изучение элементарных математических представлений. Методика представляет собой набор из счетных палочек, экран. Оценивается уровень развития количественных представлений, умение выполнять счетные операции в умственном плане. Счет с соотнесением количества в пределах 10. Задания на состав числа в пределах 5. Счет с соотнесением количества в пределах 10, прямой и обратный счет. Задания на состав числа в пределах 10.

Цель. Выявление уровня развития количественных представлений, умение ребенка выполнять счетные операции в умственном плане.

Материал. Счетные палочки.

Методические рекомендации по процедуре проведения и анализу результатов.

Для возраста 5-6 лет: Перед ребенком кладут 15 палочек и предлагают взять только пять, просят пересчитать и запомнить их количество, после чего закрывают эти палочки экраном. За экраном взрослый отнимает три палочки и показывает их ребенку, спрашивая, сколько там осталось. Если ребенок отвечает правильно, то ему предлагают следующие задания. Педагог показывает две палочки, кладет их за экран к предыдущим двум и выясняет сколько там. В случае затруднений взрослый уменьшает количество палочек сначала до четырех, затем до трех. При этом используется открытое предъявление задания (экран убирается совсем).

Возможен другой вариант задания – устная задача. «В коробке лежало 4 карандаша. Из них 2 карандаша красных, а остальные - синие. Сколько синих карандашей лежало в коробке?» При затруднении проводится обучение. Ребенку предлагают взять четыре палочки и с опорой на них решить задачу, предварительно повторив условие. Если ребенок задачу решил, то можно предложить аналогичную устную задачу.

Для возраста 6-7 лет Ребенку предлагают посчитать до 10 и обратно. Затем просят назвать какое число больше 5 или 6, какое число стоит после 5, какое число стоит между 3 и 5. Если ребенок испытывает затруднения в этих заданиях, то обучение не проводится.

Другой вариант, ребенка просят взять 6 палочек. Педагог начинает прибавлять или отнимать от них, а ребенок должен сказать, что сделал взрослый прибавил или отнял и посчитать результат. Далее предлагают взять 6 палочек из 15 и, раскладывая их в ряд, просят пересчитать и запомнить их количество. Затем закрывают их экраном и отнимают две палочки. Затем открывают экран и спрашивают, какое действие было совершено.Если ребенок затрудняется в определении операции и количества палочек, то ему предлагают решить такого же рода задачу в пределах пяти, при затруднении – в пределах четырех. Если ребенок не решает задачи в пределах четырех, то ему предлагают выполнить счетные операции в пределах трех с открытым результатом.

Другой вариант – решение устных задач. Предлагается, если ребенок отвечает верно в первых двух вариантах». Во дворе гуляли 6 детей, из них 2 мальчика, а остальные девочки. Сколько девочек гуляло во дворе?» В случае затруднения проводится обучение. Ребенку предлагается воспользоваться палочками и решить задачу с опорой на них. Затем предлагается решить аналогичную задачу устно.

  • принятие задания;
  • понимание условий задачи;
  • способ пересчета (действенный или зрительный);
  • умение выполнять счетные операции;
  • умение решать устные задачи.

Исследование уровня сформированности элементарных математических представлений

Методика направлена на изучение уровня элементарных математических представлений детей 5-6 лет в соответствии с программным материалом. Умение назвать свой возраст, понимание того, сколько будет через год, сколько было год назад. Знание количества лап у животных и птиц, количества пальцев на руке.

Знание основных геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг)

Ориентировка в понятиях: «большой – маленький», «высокий – низкий», «толстый – тонкий», «широкий – узкий», «старше – младше».

Цель. Выявление уровня сформированности элементарных математических представлений.

Материал. Математический материал.

Методические рекомендации по процедуре проведения и анализу результатов.

Ребенку предлагаются разнообразные задания, позволяющие определить уровень сформированности элементарных математических представлений.

Количество. Умение создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений); разбивать множества на части и воссоединять их; устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элементов (предметов) один к одному; определять большую (меньшую) часть множества или их равенство.

Умение считать до 10.Последовательное знакомство с образованием каждого числа в пределах от 5 до 10 (на наглядной основе).

Умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет («7 меньше 8, если к 7 добавить один предмет, будет 8, поровну», «8 больше 7; если из 8 предметов убрать один, то станет по 7, поровну»).

Умение отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в пределах 10).

Умение считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10).

Знание цифр от 0 до 9.

Знание с порядкового счета в пределах 10.

Умение различать вопросы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них.

Представления о равенстве: определение равного количество в группах, состоящих из разных предметов; правильное обобщение числовых значений на основе счета и сравнения групп (здесь 5 петушков, 5 матрешек, 5 машин — всех игрушек поровну — по 5).

Знание количественного состава числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале: 5— это один, еще один, еще один, еще один и еще один.

Представления о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре).

Умения называть части, полученные при делении, сравнивать целое и части; понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого.

Величина. Умение устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру; «Розовая лента — самая широкая, фиолетовая — немного уже, красная — еще уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент» и т. д.

Умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно — с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.

Форма. Овал, умение сравнивать его с кругом и прямоугольником. Представления о четырехугольнике: квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника.

Ориентировка в пространстве. Понимание смысла пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около); умение ориентироваться в окружающем пространстве; двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.); определение своего местонахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стою между Олей и Таней, за Мишей, позади (сзади) Кати, перед Наташей, около Юры»; обозначение в речи взаимного расположения предметов: «Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади — мишка, а впереди — машина».

Умение ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).

Ориентировка во времени. Представления о том, что утро, вечер, день, ночь составляют сутки. Умение на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

  • сформированность представлений о количестве и счете;
  • сформированность представлений о величине;
  • сформированность представлений о форме;
  • ориентировка в пространстве;
  • ориентировка во времени.

Анализ продуктов деятельности ребенка

Краткая аннотация. Методика направлена на изучение продуктов деятельности ребенка, позволяет оценить общие представления об окружающем мире, сделать вывод о сформированных навыках ребенка.

Цель. Выявление соответствующих возрасту умений.

Материал. Работы ребенка: рисунки, аппликации и др..

Методические рекомендации по процедуре проведения и анализу результатов.

Педагог проводит анализ и оценку продуктов деятельности ребенка. Важно оценить соответствие работ возрасту ребенка, технические возможности ребенка, пронаблюдать за кругом его интересов. При анализе рисунков стоит обратить внимание на их полноту с точки зрения представлений об окружающем.

  • Продуктивная деятельность
  • Познавательный интерес
  • Сформированность представлений об окружающем
  • Развитие сенсомоторных функций

Готовность к школе (сформированность графических навыков)

Методика направлена на изучение параметров развития графических навыков, уровня развития готовности ребенка к письму. Методика позволяет оценить уровень владения карандашом, графический навык.

Цель. Выявление уровня развития сформированности графических навыков.

Материал. Лист бумаги, карандаши, фломастеры, образец узора.

Методические рекомендации по процедуре проведения и анализу результатов.

Ребенка просят продолжить рисовать узор по образцу до конца строчки. Во второй части задания предлагается скопировать рисунок по образцу (например, фигуру по клеточкам). Анализируется умение следовать образцу, графически точно передать изображение, ровность и плавность линий, работа мелких мыщц руки, скоординированность движений. Помощь оказывается в виде обращения к образцу при неправильном выполнении начала работы.

Для детей с выраженными моторными нарушениями в области рук, выраженным нарушением зрения методика не проводится.

  • умение правильно держать фломастер (карандаш), использовать фломастер (карандаш) при создании изображения, расположение объекта на листе;
  • следование инструкции;
  • зрительно-пространственная ориентировка;
  • графические навыки;
  • моторное развитие.

Готовность к школе (сформированность учебного поведения)

Методика направлена на изучение параметров сформированности предпосылок учебного поведения. В основе лежит метод наблюдения за ходом выполнения заданий ребенком.

Цель. Выявление уровня развития предпосылок учебного поведения.

Материал. Не требуется.

Методические рекомендации по процедуре проведения и анализу результатов.

Педагог анализирует умение ребенка сознательно подчинить свои действия установленным правилам, ориентироваться на заданную систему требований, внимательно слушать, смотреть и выполнять задание. Оценивается уровень сформированности продуктивных видов деятельности, умения работать по образцу, сличать свою работу с образцом и руководствоваться им при выполнении задания. Важным является осознание ребенком цели своей деятельности, поставленной взрослым, умение продумать способы ее достижения, возможность спланировать свои действия, осуществить самоконтроль.

  • Произвольность поведения
  • Умение ориентироваться на требования взрослого
  • Умение работать по образцу
  • Подчинять свои действия поставленной взрослым цели
  • Познавательная активность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание зорового образа жизни через обеспечение рациональным уровнем двигательной активности в детском саду и семье детей старшего дошкольного возраста."

В Национальной доктрине образования воспитание здорового образа жизни  рассматривается  как  одна  из  основных  задач  образования. Дошкольное детство –уникал...

Оптимизация стиля семейного воспитания с целью повышения уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Методические рекомендации.

Результаты научно-исследовательской работы показали наличие взаимосвязи между особенностями стиля семейного воспитания и уровнем развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста....

«Диагностика уровня сформированности представлений о русской народной культуре у детей старшего дошкольного возраста»

Определить представления и особенности отношения детей к русской традиционной культуре, оценить проявления активности и любознательности....

Диагностический инструментарий для обследования уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Диагностический инструментарий составлен на основе иллюстрированного материала О. Б Иншаковой для проведения индивидуального обследования устной речи детей старшего дошкольного возраста....

Конкурс. Диагностические задания для определения уровня развития мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

За основу диагностики уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста взята экспресс-диагностика, составленная Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко: «Экспресс-диагностика в детском ...