Консультация для педагогов "Адаптация ребенка к условиям детского сада »
план-конспект занятия (младшая группа)

Руденко Татьяна Анатольевна

Консультация для педагогов

Адаптация ребенка к условиям детского сада 

         «ДАВАЙ ДРУЖИТЬ МАЛЫШ»

Когда ребенок впервые приходит в детский сад, он попадает в новую непривычную обстановку, которая может стать причиной эмоционального напряжения. Основная задача воспитателя на этом этапе – помочь малышу справится со стрессом и адаптироваться к новым условиям.

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, к новым условиям.  

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения, распорядок дня, отсутствие родителей. С этого момента начинается активная социализация ребенка, которая может сопровождаться некоторыми трудностями. 

Процесс адаптации может протекать по-разному.  Выделяют   несколько уровней адаптационного процесса:

Легкая степень адаптации

С первых дней ребенок с удовольствием идет в сад, ему нравится там находиться. Он хорошо ладит со сверстниками, редко болеет, слушается воспитателя и умеет самостоятельно занимать себя. Продолжительность адаптации от 7-14 дней.

Средняя степень адаптации

Ребенок испытывает напряжение или расстройство только в   минуты после расставания с родителями, после того быстро включается в игру.  Он слушается воспитателя, выполняет его просьбы, но иногда может их игнорировать. В результате постоянного контакта с детьми может часто болеть. Однако болезнь будет протекать быстро и без осложнений. Продолжительность адаптации: 14-21 день.

Тяжелая степень адаптации

Ребенок при любом упоминании о садике начинает истерику, его приходится заводить в группу насильно. Из-за такого стресса он часто болеет. Иногда может терять полученные ранее навыки. Это самая сложная форма адаптации, которая требует усиленного внимания взрослых. Продолжительность адаптации: до 60 дней.

Продолжительность адаптационного периода индивидуальна для каждого. Она зависит от возраста ребенка, количества социальных контактов, темперамента, эмоциональной зрелости и привязанности к родителям. Если у ребенка уже был опыт общения в любом коллективе или у него большая семья, он может адаптироваться в детском саду и за два дня. Другим может понадобиться несколько недель.

Чтобы помочь ребенку адаптироваться в детском саду, необходима совместная работа воспитателя и родителей.

Актуальность

Согласованность действий родителей и воспитателей для обеспечения полноценного процесса адаптации детей раннего возраста в ДОУ.  Необходимость облегчения симптомов адаптации детей раннего возраста в ДОУ.

Проблема

При каких условиях наиболее эффективно проходит адаптация детей раннего возраста в условиях современного ДОУ.

Цель

Развивать педагогическую компетентность родителей, помогать семье находить ответы на интересующие вопросы в воспитании детей, привлекать их к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании ребенка.

Задачи

1.  Создание условий для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.  

Модель организации адаптационного периода. 

1. Индивидуальный подход к ребенку:

а) использование игрушек- забав, игрушек- сюрпризов;

б) учет домашних привычек;

в) использование колыбельных при укладывании детей спать. 

2. Игры с воспитателем.

3. Игры-занятия, игры – инсценировки.

4. Побуждение ребенка к общению со сверстниками:

а) игры ребенка рядом со сверстниками;

б) приучение к объединению в игре с другим ребенком;

в) ситуации, общение;

г) использование фольклора;

д) элементы театральной деятельности.

5. Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов ребенка.

6. Контроль за физическим состоянием ребенка.

2. Формирование эмоционального контакта, доверие детей к воспитателю.  

Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека и интересного партнера в игре.

Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий (занятие, игра), сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому ребенку.

Игры выбирают с учетом возможностей детей, места проведения.

3. Выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье.        

ИГРЫ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД С ДЕТЬМИ

Существует несколько правил игры:

Правило 1 и самое важное - добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызвать в малыше чувство протеста.

Правило 2  

Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми, он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Взрослый организовывает и направляет игру, т.е. взрослый совмещает две роли - участника и организатора.

Правило 3

Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по - разному и разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в или иной игре, дети начинают понимать ее содержание.

Правило 4

Взрослый не должен оценивать действия ребенка: слова типа: «не верно, ни так», или «молодец, правильно», в данном случае не используется. Нужно дать ребенку возможность проявить, выразить себя.

           Адаптационный период считается законченным, если:

- Эмоциональное состояние ребенка устойчиво;

-Ребенок ест с аппетитом;

-Быстро засыпает, вовремя просыпается в бодром настроении;

-Эмоционально общителен с окружающими, легко вступает в контакт; 

-Играет со сверстниками или один;

-Может себя занять в свободное от занятий время.

 

 

                         

                                                                                       

 

                                                                                                           

                                                                                                                                                           

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_konspekt.docx294.2 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Адаптация ребенка к условиям детского сада                                             «ДАВАЙ ДРУЖИТЬ МАЛЫШ»

Когда ребенок впервые приходит в детский сад, он попадает в новую непривычную обстановку, которая может стать причиной эмоционального напряжения. Основная задача воспитателя на этом этапе – помочь малышу справится со стрессом и адаптироваться к новым условиям.

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, к новым условиям.  

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения, распорядок дня, отсутствие родителей. С этого момента начинается активная социализация ребенка, которая может сопровождаться некоторыми трудностями.  

Процесс адаптации может протекать по-разному.  Выделяют   несколько уровней адаптационного процесса:

Легкая степень адаптации

С первых дней ребенок с удовольствием идет в сад, ему нравится там находиться. Он хорошо ладит со сверстниками, редко болеет, слушается воспитателя и умеет самостоятельно занимать себя. Продолжительность адаптации от 7-14 дней.

Средняя степень адаптации

Ребенок испытывает напряжение или расстройство только в   минуты после расставания с родителями, после того быстро включается в игру.  Он слушается воспитателя, выполняет его просьбы, но иногда может их игнорировать. В результате постоянного контакта с детьми может часто болеть. Однако болезнь будет протекать быстро и без осложнений. Продолжительность адаптации: 14-21 день.

Тяжелая степень адаптации

Ребенок при любом упоминании о садике начинает истерику, его приходится заводить в группу насильно. Из-за такого стресса он часто болеет. Иногда может терять полученные ранее навыки. Это самая сложная форма адаптации, которая требует усиленного внимания взрослых. Продолжительность адаптации: до 60 дней.

Продолжительность адаптационного периода индивидуальна для каждого. Она зависит от возраста ребенка, количества социальных контактов, темперамента, эмоциональной зрелости и привязанности к родителям. Если у ребенка уже был опыт общения в любом коллективе или у него большая семья, он может адаптироваться в детском саду и за два дня. Другим может понадобиться несколько недель.

Чтобы помочь ребенку адаптироваться в детском саду, необходима совместная работа воспитателя и родителей.

Актуальность

Согласованность действий родителей и воспитателей для обеспечения полноценного процесса адаптации детей раннего возраста в ДОУ.  Необходимость облегчения симптомов адаптации детей раннего возраста в ДОУ.

Проблема

При каких условиях наиболее эффективно проходит адаптация детей раннего возраста в условиях современного ДОУ.

Цель

Развивать педагогическую компетентность родителей, помогать семье находить ответы на интересующие вопросы в воспитании детей, привлекать их к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании ребенка.

Задачи

1.  Создание условий для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.  

Модель организации адаптационного периода.  

1. Индивидуальный подход к ребенку:

а) использование игрушек- забав, игрушек- сюрпризов;

б) учет домашних привычек;

в) использование колыбельных при укладывании детей спать.  

2. Игры с воспитателем.

3. Игры-занятия, игры – инсценировки.

4. Побуждение ребенка к общению со сверстниками:

а) игры ребенка рядом со сверстниками;

б) приучение к объединению в игре с другим ребенком;

в) ситуации, общение;

г) использование фольклора;

д) элементы театральной деятельности.

5. Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов ребенка.

6. Контроль за физическим состоянием ребенка.

2. Формирование эмоционального контакта, доверие детей к воспитателю.  

Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека и интересного партнера в игре.

Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий (занятие, игра), сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому ребенку.

Игры выбирают с учетом возможностей детей, места проведения.

3. Выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье.         

ИГРЫ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД С ДЕТЬМИ

Существует несколько правил игры:

Правило 1 и самое важное - добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызвать в малыше чувство протеста.

Правило 2   

Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми, он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Взрослый организовывает и направляет игру, т.е. взрослый совмещает две роли - участника и организатора.

Правило 3

Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по - разному и разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в или иной игре, дети начинают понимать ее содержание.

Правило 4

Взрослый не должен оценивать действия ребенка: слова типа: «не верно, ни так», или «молодец, правильно», в данном случае не используется. Нужно дать ребенку возможность проявить, выразить себя.

           Адаптационный период считается законченным, если:

- Эмоциональное состояние ребенка устойчиво;

-Ребенок ест с аппетитом;

-Быстро засыпает, вовремя просыпается в бодром настроении;

-Эмоционально общителен с окружающими, легко вступает в контакт;  

-Играет со сверстниками или один;

-Может себя занять в свободное от занятий время.

 

        20220801_093843.jpg

         20220801_080624.jpg

        

                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: Адаптация ребенка к условиям детского сада

Консультация для родителей: Адаптация ребенка к условиям детского сада...

Статья для педагогов детского сада «Сон и пробуждение ребенка в условиях детского сада»

Статья для педагогов детского сада "Сон и пробуждение ребенка в условиях детского сада"...

Методическая разработка для воспитателей детского сада "Советы воспитателям и родителям по адаптации ребенка к условиям детского сада "

Адаптация ребенка к условиям детского сада. Почти в каждой семь, где родился маленький человечек, рано или поздно возникает вопрос о поступлении малыша в детский сад. И тут же у родителей возникает др...