статья " воображения и мышления детей через восприятия классической музыки."
статья (подготовительная группа)

Айзенштадт Зинаида Анатольевна

     Воображение – это важнейшая сторона нашей жизни. Если бы человечество не обладало фантазией, оно лишилось бы почти всех научных открытий и произведений искусства.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие воображения и мышления детей через восприятия                  классической музыки.

 В свете ФГОС для реализации ООП  ДО  должны быть обеспечены психолого-педагогические условия. Одно из них – организация видов деятельности, способствующих развитию мышления, воображения и детского творчества.

     Воображение – это важнейшая сторона нашей жизни. Если бы человечество не обладало фантазией, оно лишилось бы почти всех научных открытий и произведений искусства.

     Воображение, фантазия являются высшей и необходимой способностью человека. Именно эта способность нуждается в особой заботе, в плане развития.

       Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей.

       Воображение тесно связанно с мышлением. Именно оно позволяет предвидеть будущее.

Одним из средств развития творческого воображения является музыка.

        Восприятие  музыки  является одним  из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нём дети приобретают самый большой, по сравнению с другими её видами, объём музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать её.

Для развития творческого воображения я использую произведения классической музыки русских и зарубежных композиторов.

     Работа ведётся по следующим направлениям:

  • С детьми
  • С воспитателями
  • С родителями
  • С другими организациями

                      Формы работа с детьми.

Классическая музыка включается на музыкальных занятиях:

  • Традиционные
  • Доминантные
  •  Тематические
  • Цикл  тематических бесед по временам года.
  • Развлечения  
  • Самостоятельная музыкальная деятельность.

На традиционных и доминантных занятиях используются программные произведения.(Музыка П.Чайковского, Г.Свиридова, Д.Кабалевского, Ф. Шопена и т.д )

               Использование мультимедийных технологий на музыкальных занятиях даёт ряд преимуществ: детьми лучше воспринимается материал, возрастает заинтересованность, осуществляется индивидуализация обучения, развитие творческих способностей.  Использование ИКТ позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей.

На музыкальных занятиях использую презентации:  «Три кита» «Слушаем музыку вместе» для старшей группы и для подготовительной, «Откуда пришла музыка», «Моя Родина-Россия», «Жизнь и творчество русских и зарубежных композиторов», тематические презентации по временам года.

         Для закрепления материала по восприятию музыки использую интерактивные игры: «Петя и волк», «Угадай-ка», «Сказка про инструменты», «Цветик-семицветик», «Музыкальные загадки», «Волшебный колпачок» и т.д

Дети лучше воспринимают музыку за счёт того, что презентация несёт в себе образный тип информации, понятной дошкольникам, не умеющим читать и писать. У воспитанников повышается мотивация к работе на занятии за счёт привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов. Полученные впечатления остаются в памяти на более долгий срок.

  Тематические:

«Осень в гости к нам пришла»- по произведениям П. И. Чайковского «Октябрь», «Осенняя песня», импровизационный танец с шарфами, стихи  А.С. Пушкина, репродукции русских художников.

 «Зимушка – зима» (музыка Г. Свиридова «Тройка», Шумана «Дед Мороз»

«Весна – красна» (музыка Грига «Весной», С. Майкопара «Весною»

Развлечения: (цикл) «Музыкальная гостиная»

  1. «В гостях у Феи Музыки» (Использую музыку П.Чайковского Щелкунчик, знакомство со скрипкой. Танцевальная импровизация

« снежинки» на «Вальс» П.И. Чайковского)

   2.  С.С,Прокофьев «Петя и волк»

   3.  Мусоргский «Картинки с выставки»

   4.  Сен-Санс «Карнавал животных»

              На праздниках и развлечениях используется мультимедиа для сказочных эффектов. Например: «Падает снег», «Рисующая кисть», «Открывающееся окно» и т.д.

      В процессе организации восприятия классической музыки  используется три этапа.

1 этап: Знакомство с произведением 

Цель:  Настроить детскую аудиторию на предстоящее эмоциональное восприятие музыки.

Для этого  используется:

  • Эмоциональная настройка на предстоящее прослушивание музыкального произведения посредством литературного текста (это вступительная беседа, отрывок из рассказа, стихотворение или загадка)
  • Исполнение произведения на фортепиано, или в записи.
  • Для более эмоционального восприятия используется наглядность:

(Презентация, портрет композитора репродукция к произведению.)

2 этап:  Понимание, переживание.

 Цель: Развивать интерес к музыке, умение определять настроение произведения и средства музыкальной выразительности, форму произведения, характер частей, пополнять словарный запас.

  • Исполнение произведения фрагментами и полностью, Просмотр видеороликов с детским исполнением произведения.
  •  для сравнения использую запись произведения в оркестровом исполнении, или исполнении на разных инструментах
  • обсуждение, беседа о настроении музыки и средствах музыкальной выразительности..
  1. этап:  Творческий этап:

    Импровизация – вот самая доступная форма продуктивного самовыражения детей, которая в конечном итоге ведет к раскрепощению личности. 

             В работе с детьми применяю задания творческого характера.

  • Игра « Угадай-ка», ребёнок загадывает эмоциональное состояние, остальные дети – отгадывают. (Какое произведение этого характера мы слушали?)

 

  • Цвет-настроение: (небольшие карточки из цветной бумаге) связывается с соответствующим настроением музыки) пастельные тона (голубой, розовый- с нежным, спокойным характером. Тёмные тона (тёмно-коричневый, тёмно-синий) тревожная музыка, мрачная. Интенсивные, яркие цвета- радостная.

  • Словесное  рисование (например: – Как бы ты нарисовал героя музыкального произведения?), ( Ф. Шопен «Смелый наездник» «Октябрь» П.И. Чайковского, Д. Кабалевский «Плакса», «Злюка», «Резвушка»  и т.д) развитие воображения, мышления, речи.
  • Пластическая импровизация. 
  • «Превращение»

(осенний лист, снежинка, ветер)

«Музыкальная сказка» использую знакомые детям сказки

  1. Колобок
  2. Теремок
  3. Репка
  4. Три поросёнка
  5. Золотой ключик
  6. Петя и волк

Для каждого персонажа использованы музыкальные фрагменты произведений русских и зарубежных композиторов. Дети в движениях передают образ каждого героя.(после окончания сказки дети объясняют почему ими был представлен именно такой образ. Такие сказки часто используются для самостоятельной музыкальной деятельности.

  • Иллюстрации к музыкальным произведениям. «Рисунки-фантазии» Дети  воплощают музыкальные образы в художественные или лепка из пластилина  Часто это домашние задания. Устраиваем выставки рисунков. Часто в этом нам помогают родители.

  • Сочинение-миниатюра.  Детям предлагаю придумать свою историю, которую, на их взгляд, поведала им музыка. 
  •      
  • Музицирование: предлагаю детям подобрать музыкальные инструменты, которые могут передать настроение музыкального произведения. Почему дети выбрали именно эти инструменты?  («Камаринская» П.И. Чайковского)

         

    Формы работы с воспитателями

Для обогащений музыкальных впечатлений детей и побуждения их к применению навыков, полученных на музыкальных занятиях, воспитатель наполняет режимные моменты звучанием известных детям классических произведений.

     С целью повышения педагогической компетентности педагогов по проблеме развития музыкального восприятия детей старшего возраста были проведены консультации для воспитателей: «Музыка, как средство развития творческой личности», «Воспитатель и музыкальный руководитель», «Слушаем классическую музыку вместе с детьми»

Цель таких консультаций: Знакомство педагогов с творчеством русских и зарубежных композиторов (П.Чайковский, М. Глинка, Д. Шостакович и др)

    В вечернее время воспитатель помогает детям разыгрывать музыкальные сказки.

                           Формы работы с родителями

      С родителями проводятся  беседы и консультации по развитию музыкального восприятия детей старшего возраста : «Растём и развиваемся с музыкой», «Играем вместе с ребёнком»,  «Влияние музыки на психику детей» «Идём в театр». Используются папки передвижки, памятки, музыкально игровые программы. Приглашаем родителей на вечера развлечений «Музыкальная гостиная»

 На сайт ДОУ приглашаем родителей вместе с детьми, здесь они смогут посетить «Музыкальную гостиную» (образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет).  Родители вместе с детьми могут провести путешествие по «Детскому музыкальному альбому» П.И. Чайковского, М. Мусоргский «Картинки с выставки», Сен-Санс «Карнавал животных»,(«Королевский марш львов», «Птичий двор», «Слон») где они могут познакомиться с творчеством композитора и его музыкой, закрепить полученные знания мультимедийными играми «Петя и волк», «Угадай-ка», «Музыкальные загадки» и т.д и просмотром мультфильмов. «Петя и волк», «Щелкунчик»

Также в ДОУ проводятся:

  • музыкальные вечера совместно с родителями
  • поездка в театр оперы и балета (Балет «Щелкунчик»)

                      Сотрудничество с другими организациями.

  • Концерты воспитанников школы искусств
  • Сотрудничество с разными творческими коллективами(ансамбль «Лель» «Филармония»)

Для анализа знаний и умений детей регулярно проводиться диагностика. Для этого используется методика Н.Ветлугиной и А. Кинеман. По итогам мониторинга ставятся новые цели и задачи по музыкальному воспитанию.

           

                      Параметры диагностики по восприятию музыки.

 

Показатели

             задания

да

нет

не

уверен

Эмоциональное восприятие музыки

Исполнение  произведения

Умение определять жанр произведения

Муз-дид игра «Песня –танец-марш»

По звучанию узнать музыкальный инструмент

Использование в записи исполнения произведений на разных муз. инструментах(муз.дид игра «Угадай на чём играю»)

Определить настроение музыки

Исполнить 2 разнохарактерных произведения(Муз-дид игра «Грустно-весело»)

Узнать произведение по отдельным фрагментам

Исполнить несколько фрагментов из знакомых произведений( муз.дид игра «Музыкальное лото»)

Умение придумать сюжет к муз. произведению

Самостоятельно придумать сюжет по прослушанному произведению

Пластическая импровизация

Исполняется двухчастная форма: (выполнить образные движения)

 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста через восприятие классической музыки"

Данная исследовательская работа является результатом моих многолетних  поисков и исследований, направленных на выявление эффективных путей приобщения детей,  к музыкальному искусству начиная...

Образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группе по развитию музыкальных способностей через восприятие классической музыки под названием «Беседы в музыкальной гостиной»

Образовательная деятельность с детьми  подготовительной  к школе группе по развитию музыкальных способностей через восприятие  классической музыки под названием"Беседы в музыкально...

Самообразование " Восприятие классической музыки через сказки и поэзию"

Самообразование " Восприятие классической музыки через сказки и поэзию"...

доклад из опыта работы на педагогическом совете "Интеллектуально - эмоциональное развитие детей через восприятие классической музыки"

Использование классической музыки в работе в детьми. Как классическая музыка оказывает огромное влияние не только на развитие музыкальных способностей, но и на развитие интеллектуального, эмоционально...

Эстетическое развитие старших дошкольников через восприятие классической музыки

Для гармонического эстетического развития дошкольников необходима взаимосвязь с литературой и художественным искусством. Восприятие классической музыки может произойти через эмоции, но необходимо чтоб...

Развитие творческого воображения у детей в сочинении и импровизации сказок на основе восприятия классической музыки

Воспитание чувств у ребенка должно служить, прежде всего, формированию гармонически развитой личности, и одним из показателей этой гармонии является определенное соотношение интеллектуального и эмоцио...