Материалы из опыта работы по планированию образовательного процесса
материал

Кригер Венера Идельевна

Материалы из опыта работы по планированию образовательного процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_na_nedelyu_kriger.docx38.6 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы

из опыта работы по планированию, проектированию

образовательного процесса

С 2015 года планирование образовательной деятельности осуществляю вместе с детьми в виде разработки и

реализации тематических проектов (по методике Л.В. Свирской (кандидата педагогических наук, доцента кафедры

педагогики и психологии Новгородского центра развития)).

Логика планирования образовательной деятельности:

1. Выявление интересов и потребностей детей (наблюдение за играми, общением; элементарные

социологические опросы; инициирование разговора во время детского совета; опрос родителей и пр.формы;

«вбрасывание» педагогически обусловленной темы).

2. Обсуждение и принятие решения о теме и форме образовательного события (детский совет - дети

принимают участие в обсуждении интересующих их вопросов с воспитателем).

3. Совместное планирование (модель трех вопросов, детский совет с обязательным ведением записей идей

детей).

4. Обсуждение взрослыми ситуации (тема, форма, ресурсы в группе, ДОУ, местном сообществе с

дополнением детских идей идеями взрослых).

5. Ежедневное версионное возвращение к совместно выработанному плану (напоминание темы; анализ

сделанного; презентация новых материалов; индивидуальное планирование – выбор дел и действий).

6. Ежедневное версионное подведение итогов (предъявление детьми и взрослыми результатов своей

деятельности; анализ действий, определение перспектив).

Совместное планирование начинаю с группового сбора. Дети располагаются по кругу на ковре или на стульчиках.

Все равны – каждый часть целого. Утренний круг способствует концентрации сил и внимания у детей перед работой в

центре активности, побуждает детей организовывать собственную деятельность и осознавать свой выбор. Общение в

круге способствует становлению чувства команды и единства в детском сообществе.

На утреннем сборе:

дети собираются все вместе, радуются встрече, началу нового дня;

играют в разнообразные игры, не требующие крупных движений;

обмениваются новостями, задают вопросы;

определяют тему работы на неделю;

планируют содержание и формы работы по теме, планируют свою работу в центрах активности.

       Темы проектов на неделю определяю исходя из интересов и потребностей детей, по их инициативе (что они хотят

узнать, что их интересует). Сначала я веду опрос: «Какую тему вы предлагаете? Кого интересует тема, предложенная

Ирой/Сережей? Сколько детей из всей группы выбирают тему «Животные»? (посчитай, Сережа). Сколько детей интересуется этой темой (кто сосчитает?) Какую тему выбрали больше детей? Что мы сможем узнать? Таким образом, дети самостоятельно принимают осмысленные решения.

Например, выясняется, что детям очень интересна тема «Зимние денёчки».  Накануне выбора новой темы

(утром в каждый понедельник) в свободном общении с детьми (во время обмена новостями делюсь «своей новостью») я

завожу разговор о том, что - «Я сегодня пришла в группу, смотрю лежит письмо. Оказывается, это зима

приготовила  для вас подарки……».  Я узнала много интересного о том, что … Спрашиваю их, а что они знают об этом;

что хотят узнать; что нужно сделать, чтобы узнать. При этом использую метод трѐх вопросов. Ответы детей фиксирую в

таблице.

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Что нужно сделать,

чтобы узнать?

В феврале лежит снег, морозно  (Вика).

Снег падает это снегопад (Аделина).

Мама сказала: «23 февраля отмечаем праздник- день защитника отечества» (Соня).

Я зимой катаюсь на санках с горки, а папа на лыжах (Даниил).

Кто придумал снеговика? (Ксюша)

Из чего состоят тучи? (Егор)

Кто такие защитники отечества? (Варя).

Как появляются сосульки? (Лера).

Куда улетают птицы зимой? (Лиза)

Спросить у родителей (Ксюша).

Спросить у брата, он ученик (Василиса).

Посмотреть в интернете (Аделина).

Спросить у мамы (Варя).

Прочитать в книге (Коля).

Таким образом, получаю первичную информацию о базовом запасе знаний, представлений детей по теме,

ориентируюсь сама и помогаю ориентации детей в способах получения, уточнения знаний, в возможных формах

предстоящей работы. Высказывания детей записываю без адаптации, без «причесывания» фразы.

Когда тема выбрана. На чистом, достаточно большом по размеру листе бумаги, примерно формата А-3, я заранее (до

утреннего сбора) наношу разметку - названия центров активности. Эта форма называется «Паутинка», она является

воспитательно-образовательной основой плана. Для фиксации используются два постоянных цвета: красный - для

записи идей детей, синий - для записи идей взрослых, для того, чтобы можно было анализировать и делать выводы об

эффективности моей работы, о динамике развития детей.

План работы на неделю с 06.02.2023 по 10.02.2023 (с детьми младшей группы)

Объединяющая тема «Зимние денёчки»

Тема недели: Последний месяц зимы- Февраль, какой он?

Цель: Расширение представлений о зиме (изменения в погоде, растения зимой, поведение зверей и птиц). Учить наблюдению за сезонными явлениями, подмечать особенности этого явления, делать выводы. Воспитание бережного отношения к природе, способности замечать красоту зимней природы. Воспитывать доброжелательное отношение к военным профессиям.

Задачи: 

  • формировать эмоционально положительное отношение к смене времен года;
  • развивать познавательную активность, любознательность;
  • создавать РППС для ознакомления детей с праздником «Днем защитника Отечества»;
  • уточнять знания детей о феврале;
  • закреплять умения сравнивать предметы и явления;
  •  расширять сюжеты  игр с природным материалом;
  • воспитывать интерес к жизни группы, стремление к совместной деятельности;
  • закреплять элементарные знания воспитанников о труде взрослых в зимний период;
  • воспитывать интерес к познаниям, потребность помогать взрослым;
  • формировать представление детей об изменении длины дня и ночи;


Итоговое событие: Выставка детских рисунков по теме: «Зимний лес».

Центр

игры

Центр познания

Центр книги

Центр

природы

Центр здоровья

Центр

экспериментирования

Центр

творчества

Поиграть в игру  Поиграть в игру «Салон красоты» (можно делать прически с использованием природных материалов

(Соня)

Игра: «Кто больше узнает о зиме»

(Даниил)

 Лото «Зимние забавы», «Кому что принадлежит» (В.И..)

Рассмотреть

иллюстрации в книгах о зимних забавах (Саша).

Почитать детскую энциклопедию (Вика)

Отметить

погоду в

календаре

природы

(Максим)

Полить цветы

(Лера)

Научить детей играть в игру « Два Мороза» (В.И..)

Изготовить тренажер для ходьбы на лыжах

(Юля).

Соревнование кто снежком попадет в цель (Максим)

Экспериментирование «Как снег превращается в воду»

(Аделина)

Рисование картины «Зимний лес» (Коля)

Слепить снеговика (Юра)

Содержательная направленность инициатив, имена инициаторов

Центр

Краеведения

Центр

театра и музыки.

Центр

Речевичок

Центр

Строительства

Центр безопасности

Центр отдыха

Организовать фотовыставку «Зима в Красноярском крае»

(Соня)

Выучить песню «Ах ты зимушка-Зима» (Иветта)

Прослушать музыку к балету Чайковского «Щелкунчик» (муз.рук. А.Н.)

Разучить стихотворение о зиме(Егор)

Узнать у родителей кто такие защитники Отечества? (Аделина)

Построить

Горку для куклы Кати (Лера)

Построить из природного материала домики для животных (Вера)

Построим «Детский парк у сада». (В.И..)

Рассказать о правилах безопасности «Сосульки и снег на крышей ,под крышей стоять нельзя» (Варя)

Вспомнить правила поведения на улице зимой (Максим)

Вспомнить правила

поведения в

ситуациях:  «Потерялся» (В.И.)

Порисовать (Варя)

Полежать на диване (Юра)

Послушать спокойную музыку (Иветта)

Комплекс утренней гимнастики на неделю

Утренняя гимнастика «Зимой»

1)«Подышим морозным воздухом» (упражнение на дыхание).

2) «Качаются ветки деревьев».

И. п. – ноги слегка расставлены, руки вверху. В. : плавное покачивание руками с небольшим наклоном туловища вправо-влево. (6 раз)

3) «Разыгралась метель».

И. п. – ноги слегка расставлены, руки внизу. В. : плавное поднимание прямых рук вверх, опускание их вниз. (6 раз)

4) «Играем в снежки».

И. п. – ноги на ш. п., руки внизу. В. : 1 – быстро наклониться, «взять снег», выпрямиться; 2-3 – «слепить снежок»; 4 – «бросить снежок» (попеременно: то левой, то правой рукой). (4 раза)

5) «Строим горку».

И. п. – узкая стойка, руки внизу. В. : 1 – присесть, 2-3 – «примять снег», 4 – и. п. (4 раза)

6) «Снежинки кружатся».

Кружение вокруг себя с плавными взмахами рук (сначала в одну, затем в другую сторону). (4 раза)

7) «Дует легкий ветерок» (дыхательная гимнастика).

(4 раза)

III. Заключительная ходьба.

День

недели

Дата

Непосредственно образовательная

деятельность

Образовательная

деятельность

в режимных моментах

Создание/организация предметно-

пространственной

развивающей

образовательной

среды

Самостоятельная

деятельность детей и

поддержка детской

инициативы

Вовлечение семей в

образовательную

деятельность

Понедельник

Коммуникативная деятельность

Тема: «Заучивание стихотворения «Петушки распетушились» В.В. Гербов астр. 62 зан.22

Цель: Закрепить знания детей о зиме, зимних забав характерных для зимы.

2.Музыкалтная деятельность.

Прием детей, общение с родителями

Утренняя гимнастика

«Зимой»

Беседа «Почему февраль называют «снеговеем»?» Цель: рассказать о том, что февраль — последний месяц зимы. О том, что метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку.

Дидактическая игра «Кто во что одет?» Цель: развивать у детей наблюдательность, зрительную память, активизировать словарь по теме «одежда военных».

Беседа «Папы – Вы наши Защитники». Цель: воспитывать у детей доброе отношение к своему папе, вызывать чувство  гордости и радости за благородные поступки родного человека; развивать речь, воспитывать желание читать и слушать стихи; играть.

Заучивание  стихотворения о зиме.

Прогулка

Трудовая деятельность: Уборка снега на участке. П/И:«: «Зайка беленький». 

Инд. работа с Максимом «Поймай мяч».

Инд. работа с Юрой  «Кто дальше бросит?».

 

В центре творчества:

пластилин, природный

материал, доски, стеки, картинки военной одежды,краски, карандаши,

клей.

В центре познания

приготовить сюжетные картинки. Лото «Снаряды солдата». Картинки по безопасности « Берегись, на крыше сосульки».

В центре экспериментирования альбомы, лупы, шариковую ручку, карандаши, перьевую ручку, уголь.

В центре игры: разместить атрибуты для сюжетно ролевой

игры «Военные головные уборы»

В центре природы

разместить горшки,

землю, стеки для

рыхления, фартуки.

В центре книги

разместить

энциклопедии и

детскую

художественную

литературу.

Создать условие для

самостоятельных игр в центрах активности.

Рассматривание альбома

«Зима в Сибири».

Раскрашивание

картинок, составление

узоров и рисунков из

круп, зерен, пластилина.

Самостоятельные игры в

песочнице: «Я леплю,

леплю, леплю… »

Предложить карандаши и фломастеры, шаблоны

для рисования  «Снежинок»

Подгруппе детей

предложить пластилин.

Игры со строительным и природным материалом: строим

Домики для животных.

Сюжетно ролевые игры.

Предложить родителям

придумать вместе с

детьми

поделки для выставки «Зимний лес»

Посоветовать

родителям съездить

вместе с детьми на

лыжную базу в парк с лесом на экскурсию

Вторник

Познавательно-исследовательская деятельность

Тема:  « По много, поровну, столько – сколько, вверху – внизу, справа – слева » 

Цель: Учить сравнивать 2 равные группы предметов способом приложения, обозначить результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

Упражнять в умении определять пространственные направления от себя и обозначать словами вверху – внизу, справа – слева.            ( Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа, И.А.Помораева, В.А. Позина 2014г. 28стр).

Двигательная деятельность.

По плану специалиста.

Прием детей, общение с родителями.

Утренняя гимнастика «Зимой».

Отгадывание загадок. Цели: развивать мышление, речь, приобщение к народному творчеству.

Беседа по картине «На заставе». Цель: рассматривание иллюстрации, способствовать развитию речи, активизировать словарь.

Прослушивание  музыкальной композиции: муз. Д.Б Кобалевского «Солдатский марш», муз. М. Качурбиной: «Марш».

Инд. работа с Юрой, Даниилом, Колей Предложить детям составить описательные рассказы по рисункам.

В центре познания

разместить

настольно-

печатную игру

«Зимние забавы», лото

«Звери в лесу»,

разрезные картинки, Настольные игры «Бродилки»; «Пазлы».

В центре творчества: линейки, простые карандаши, шаблоны, листы бумаги. цветная бумага, лоскутки ткани, кружева, пуговицы, ножницы, клей, готовые картонные формы- овалы и прямоугольники

В Центр

театра и музыки разместить:

масками и шапочками животных.

В центре сюжетно- ролевой игры разместить:  больничку, медицинские халаты.

Игры со строительным материалом: строим «Детский парк». Предложить карандаши и фломастеры

для рисования  «Снегири».

Самостоятельные игры в песочнице рисую песком.

Дидактические и настольно – печатные игры

Сюжетно- ролевые игры.

Распределение поручений.

Предложить родителям вместе с детьми выучить

загадки о птицах зимой. Предложить родителям сделать страничку для

группового альбома:

«Времена года»,

используя семейные

фотографии.

Среда

Конструирование

Тема: «Построй, что хочешь».

Цель:   Учить сооружать знакомые постройки, закрепляя приобретённые умения и навыки. Учить строить совместно, не мешая друг другу. (Л.В. Куцакова «Конструирование и ручной труд в детском саду» стр 29).

Музыкальная деятельность .

По плану специалиста.

Прием детей, общение с родителями

Утренняя гимнастика «Зимой».

Беседа «Февраль — последний месяц зимы». Цель: рассказать о том, что в феврале день становится длиннее, начинает пригревать солнышко, иногда звенит первая робкая капель, а с крыш свисают длинные хрустальные сосульки.

Д/игра «Исправь ошибки». Цель: систематизировать знания детей о зимних признаках.

Беседа «Мой папа – солдат». Цель: воспитание в мальчиках стремления  быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины.

В центре творчества: книжки-раскраски, карандаши, фломастеры, восковые мелки, пластилин.

 В  центра здоровья: скакалки, мячик, резинка.

В центре познания: настольно – печатные игры : - «Логический поезд», «Лёгкий счет»

В центре строительства деревянные кубики, строительный материал.

В центре сюжетно-ролевой  игры: атрибуты для игры «Больница», «Детский сад».

Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты». Работа в уголке книги: рассматривание иллюстраций с изображением зимней природы. Дидактические и настольно – печатные игры: «Логический поезд»- «Лёгкий счет» и т.д.

Предложить детям пластилин для лепки детских фантазий на тему «Зимние забавы».

Чтение художественной литературы. Потешки, прибаутки. Цели: приобщать детей к устному народному творчеству, помочь понять назначение потешек, прибауток, частушек.

Рассматривание картинок и иллюстраций, книг о  солдатах. Цель: формировать представление о солдатах, службе в армии.

Четверг

Восприятие художественной литературы и фальклора.

Тема: «Заюшкина избушка»

Цель: Развитие активной речи детей средствами художественной литературы.

Гербова В.В. зан.20 стр 59

Музыкальная деятельность.

По плану специалиста.

Утро: Прием детей, общение с родителями.

Беседа «Что такое оттепель?» Цель: рассказать о том, что в феврале бывают оттепели, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают, делаются ниже. Чтение стихотворения Т. А. Шорыгиной «Оттепель».

Упражнение «Говори правильно». Цель: побуждать детей повторять слова за воспитателем (названия предметов одежды), меняя темп и громкость, развивать внимание.

Рассказывание стихотворения с показом движений «Снеговик в лесу пропал». Цель: побуждать детей проговаривать слова с выполнением соответствие движений.

В центре творчества разместить трафареты, раскраски, пластилин, краски, карандаши.

В центре природы  разметить ленточки, флажки, трубочки для определения ветра, трубочки для поиска солнца на небе.

В центре книги расположить книги: загадки о зиме.

В центре экспериментирования - краски.

В центре здоровья расположить все необходимые атрибуты для подвижных игр «С кочки на кочку», «По узкой тропинке.

 В центре познания разместить настольно-печатную игру «Что лишнее»,  разрезные картинки: «военный транспорт» фотографии

Рассматривание сюжетных картинок на тему «Добрые поступки» и беседа по содержанию иллюстраций.   Рассматривание иллюстраций с изображением разных времен года.

Д/И. «Буквенное лото».

Настольные игры, игры с песком и красками.

 Сюжетно- ролевые игры. 

Предложить родителям вместе с детьми выучить стихи  о снеговике.

Предложить родителям вместе с детьми слепить снеговика и сфотографировать..

Пятница

Вариативный компонент 

( реализация проекта «Город юных россиян»)

Тема «Зима в родном поселке». Беседы по фотографиям, просмотр презентации. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, коммуникативное развитие.

Двигательная деятельность (На улице) Тема: «Весѐлое путешествие».

Продолжение занятия по плану инструктора по физической культуре

Утро. Прием детей, общение с родителями.

Утренняя гимнастика «Зимой»

Беседа «Лесные обитатели в феврале». Цель: рассказать о том, что в феврале свет прибывает, солнышко пригревает, оживают лесные обитатели — птицы, звери. Бойкие синицы взлетают на самые верхушки деревьев и затягивают веселую песенку. Оживляются воробьи и галки. Воробьи собираются в стайки, садятся на кусты, изгороди, громко и радостно чирикают. Начинаются игры у зайцев, у лисиц, дерутся между собой волки. Только медведи все еще спят в своих теплых берлогах.

Беседа «Будем Родине служить». Цель: Закреплять знания детей о предстоящем празднике 23 февраля. Учить отвечать на вопросы воспитателя. Кому посвящен этот праздник? (военным: морякам, пограничникам, танкистам, летчикам). Что нужно делать, чтобы стать похожими на них?

Дидактическая игра «Кому, что надо для работы». Цель: систематизировать знания детей о различных орудиях труда.

Наблюдение за птицами Подвижная игра «Перебежки – догонялки» - учить согласовывать свои действия с действиями товарища.

Дидактическая игра «Найди и принеси» -  продолжать развивать умение понимать речь взрослого, учить выполнять несложные поручения, учить ориентироваться в пространстве.

Труд. «Подметаем в беседке» - привлекать детей к выполнению простейших поручений.

 В центре природы разместить альбомы по временам года, настольные игры: «Собери картинку».

 В центре познания обновить картинки с изображением  осенних примет.  Разместить фотографии «Осень в родном поселке».

В центре книги пополнить рассказами об осени.

В центре   творчества  работа с трафаретами, фломастерами, карандашами.  

  Работа с трафаретами.  В центре познания настольные игры- бродилки, лото, домино, пазлы. Рассматривание иллюстраций с изображением разных времен года. Сюжетно- ролевые игры.

Предложить родителям вместе с детьми поучаствовать в конкурсе «Талантоха» рисунки о зиме.

В предложенной модели планирования, можно увидеть:

разнообразие образовательных областей;

интеграцию образовательных областей;

наличие в плане игровых и учебных действий (в том числе, динамику изменения соотношения от возраста к

возрасту);

инициативы детей (кто, в каких видах деятельности, сколько идей всего,

в каких центрах активности);

баланс инициатив детей и взрослых (в том числе динамику изменения соотношения от возраста к возрасту)

соответствие содержания плана стартовому опросу (сопоставление

с моделью трех вопросов);

включение специалистов в планирование и реализацию плана;

 − включение родителей;

использование ресурсов местного сообщества;

итоговое мероприятие и многое другое

Вечером, к приходу родителей, вывешиваю заполненную модель трех вопросов в приѐмной, и тогда родители

узнают о:

направлении интересов детей в группе и интересов своего ребенка,

том, что дети уже знают и что хотят узнать,

чем, в целом, дети будут заниматься в ближайшее время,

каких результатов можно ожидать,

о чем можно поговорить с ребенком дома,

какие материалы могут понадобиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы из опыта работы по организации образовательного процесса.

Игры с детьми в период адаптации к детскому саду...