Инженерно-техническая книга как средство развития технических способностей детей среднего дошкольного возраста
проект (средняя группа)

Христофорова Екатерина Афанасьевна

Инженерно-техническая книга как средство развития технических способностей детей среднего дошкольного возраста

кружок по робототехнике «Нейрончик»

             Цель: развитие предпосылок к инженерно-техническим компетенциям у детей среднего дошкольного возраста. Создание образовательной среды через использование форм, методов и средств работы на основе робототехнических конструкторов MRT 1 BRAIN A, MRT 1 BRAIN B, способствующей развитию потенциальных конструктивных и творческих возможностей, технических способностей детей.

Актуальность:  Наблюдая и анализируя современную ситуацию, можно отметить с какой быстротой и легкостью, дети осваивают и используют современные технические устройства и технологии. Достижения в технико-технологической сфере напрямую связаны с инновациями, для которых нужны люди, способные продуцировать и воплощать идеи. То есть, техническое мышление, креативность, инициатива, познавательная активность востребованы как системные качества личности. Все дети любопытны, многие из них инициативны, активны и деятельны именно в тех действиях, которые связаны с исследованием возможностей и преобразованием материалов и предметов.

 

Инженерная книга для развития технических способностей  

детей среднего дошкольного возраста.

 

Инженерная книга это индивидуальный дневник занятий с детьми, в котором все этапы работы, проблемы, задачи, решения, описываются «детским языком».

Используя рисунки, схемы, простейшие чертежи дети отмечают этапы работы, фиксируя правила техники безопасности, результаты своей деятельности.

В инженерную книгу заносят схематическое изображение, зарисовывают выбранные материалы, инструменты, которые понадобились.

Книгу надо вести регулярно, отражать реальный, живой процесс работы над моделями, фиксируя различные деятельности по созданию моделей.

 Выбрав тему, проводится предварительная работа: беседа, лепка, аппликация, чтение энциклопедий, просмотр мультфильмов, сюжетно-ролевая игра, рассматривание иллюстраций и т. п.

      Инженерная книга помогает воспитателю строить образовательный процесс. Она является планом для реализации темы, в ней содержатся пункты как по этапам программы, так и особенности программы, необходимые для реализации.

Инженерная книга содержит:

1.Тема

        2. Материалы, инструменты, необходимые для реализации темы.

3. Новые понятия, слова по теме.

4. Где будет реализовываться?

5. Вопросы детям для стимулирования детской инициативы

6.Техника безопасности (по теме проекта и с используемыми материалами)

7. Схемы, карты, условные обозначения

8.Модель детской  Инженерной Книги

9.Дидактический материал, который будет использован в реализации темы (игры, стихи, загадки, мультфильмы и т д)

10.Сюжетные игры, в которых будет обыгрываться данная постройка (модель).

Инженерные книги могут быть разного вида и форм.

 

Процесс организации каждого занятия проходит по следующим этапам.

На рабочей странице инженерной  книги дошкольника отражается, в зависимости от сложности постройки и  темы занятия следующие компоненты:

  1. Тема постройки
  2. Техника безопасности
  3. Выбор конструктора или материала
  4. Инструменты (с помощью каких инструментов будет изготавливаться постройка – клей, ножницы, проволока, нитки, ключ гаечный или металлического конструктора)
  5. Выбор участника (схематическое изображение количества детей, участвующих в постройке)
  6. Схема или простейший чертеж, или рисунок постройки
  7. Фотография постройки    

Плюсом является аккуратное оформление книги, наличие большого количества детских рисунков и условных обозначений, а также простейший чертеж.

Самое главное – предоставить детям возможность свободного творчества мышления. Узнав новое, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Они погружаются в организованную взрослыми и самостоятельно созданную игровую жизненную ситуацию. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда.

 

Возможности инженерной книги:

• Учит детей планировать.

Заполняя инженерную книгу ребенок, прежде всего, постигает основы самоорганизации и планирования своей конструктивной деятельности. Ребёнок сосредотачивается на деле. Учится отражать этапы деятельности.

• Даёт возможность сформировать у ребёнка целенаправленность собственных действий. Ребёнок учится определять конкретные цели своих поступков или действий. Искать и находить, выбирая из множества вариантов, средства достижения этих целей. Проверять эффективность выбранных путей. Предвидеть конечный результат своих действий и поступков. Брать на себя ответственность.

• Помогает улучшить процесс запоминания. Инженерная книга выступает как некая опорная схема, которая позволяет ребёнку лучше запомнить то, чем он занимался.

• Учит выполнять инструкции взрослого. Одно из важнейших умений, необходимых ребёнку в школе.

• Учит работать с символьным материалом. Знакомит с иными (графическими) способами представления информации. Помогает уяснить роль изображений для удержания в памяти словесного материала.

• Даёт возможность педагогу реализовать принцип индивидуализации. Инженерная книга позволяет учесть вклад каждого ребёнка в ту или иную деятельность и сохранить следы деятельности детей.

• Учит ориентироваться на листе бумаги. Для развития графических умений, составления чертежей в книге должны быть клетки, и ребёнок будет работать с помощью линейки и карандаша. Используя рисунки, необходимо соблюдать методику обучения изобразительной деятельности.

• Развивает детскую инициативу. Творческую, коммуникативную, познавательную.

• Даёт пространство для детского творчества. Выбор материала для оформления книги, способа изображения, содержания книги.

• Позволяет создать ребёнку ситуацию успеха. Ребёнок может испытывать неожиданную радость (чувство удовлетворения от того что результаты деятельности превзошли ожидания), общую радость (реакция коллектива) и радость познания.

Таким образом, инженерная книга  помогает  сформировать у ребенка дошкольного возраста навык планирования, анализировать этапы работы, выбрать материал, проанализировать его свойства и соответствие, зарисовать необходимые детали или части конструктора, записать количество необходимого материала. Ее странички, хорошо продуманные педагогом, становятся для ребенка проводником в мир таинственного и неизведанного, но посильного для его понимания благодаря доступности вариантов заданий книги.

 

 

Использованная литература:

 

1. Мельникова О.В.  «Лего - конструирование 5-10 лет. Программа. Занятия. 32 конструкторские модели. ФГОС» Учитель, 2015

2. Комарова Л.Г. «Строим из Лего»: ЛИНКА-ПРЕСС. М.2001

3. Миргородская Л. В. Растим будущих инженеров / Л. В. Миргородская, Е. В. Червенко, М. А. Старжинская, А. В. Скрипникова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 681-683. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70583/ (дата обращения: 19.11.2020).

4. Куличенко В.Ф., Волков А.В. Будущие инженеры.

5. Образовательная робототехника Lego WeDo. Сборник методических рекомендаций и практикумов. Автор: Андрей Корягин. Издательство: ДМК Пресс. 2016.

6. Большая энциклопедия «Почемучек». – Москва: Дрофа, 2011. 

7. Роботы будущего - Петр Шадрин ,М.; изд . Махаон, 2014 г

9. Конструируем роботов от А до Я. Полное руководство для начинающих.                    Автор: Джон Бейктал. Издательство: Лаборатория знаний. Год:2018.                

 

Интернет ресурс.

1. https://dohcolonoc.ru/cons/11562-aktualnost-lego-konstruirovaniya-v-detskom-sadu.html

2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/08/30/inzhenernaya-kniga-kak-instrument-razvitiya-navykov-planirovaniya

https://legourok.ru/

4.История развития робототехники» - http://roboreview.ru/nauka-orobotah/istoriya-razvitiya-robototehniki.html

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedchtenie_hristoforova_e.a.docx1.12 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект "Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста"

В проекте представлены разработанные и апробированные занятия с элементами сказкотерапии, инновационные технологии здоровьесбережения, а также эффективные формы обучения детей среднего дошкольного воз...

«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «с...

Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста

В проекте представлена системная технология развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством погружения ребёнка в сказку через различные виды деятельности: театрально-и...

Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия ...

Игра – драматизация по мотивам русской народной сказки «Репка», как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста

Программное содержание: 1. Развивать творческие способности детей, эмоциональную отзывчивость на содержание сказок в игре – драматизации.2. Формировать умение  находить выразительные средст...

Практико-ориентированный проект в средней группе «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста»

Практико-ориентированный проект в средней группе ДОУ «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста»...