Доклад :«Проектная и экспериментальная деятельность в детском саду как средство развития экологического воспитания в ДОУ».
презентация к уроку (старшая группа)

Шилова Юлия Михайловна

Доклад :«Проектная и экспериментальная деятельность в детском саду как средство развития экологического воспитания в ДОУ».

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доклад: «Проектная и экспериментальная деятельность в детском саду как средство развития экологического воспитания в ДОУ». Подготовила: воспитатель старшей гр. МБДОУ « Смольковский детский сад» Шилова Ю.М.

Слайд 2

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Во все времена родители учили, учат своих детей тому, что на их взгляд пригодится ребенку в жизни. Так со временем менялось и отношение к проблеме приобщения детей к социальной действительности.

Слайд 3

Проект – это метод обучения. Он ориентирован на достижение целей самими детьми, и поэтому он уникален, т.к. формирует большое количество умений и навыков.

Слайд 7

Экологический проект – это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство).

Слайд 8

Обычно проект состоит из трех основных этапов: 1-й – подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов. 2-й – собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы. 3-й – заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов. В детских садах, как правило, проводятся следующие виды экологических проектов: экологическая акция, экологическая тропа, экологические диспуты, часы экологического чтения, экологический букварь, выставки поделок из природного материала, экологическая почта и т. д.

Слайд 9

Экологическая тропа- вид экологического проекта, позволяющий сформировать представления об окружающих природных явлениях, экологической обстановке местности, наличии животных и растений. Экологическая почта – форма организации разных видов экологической деятельности детей, обусловленная перепиской с воображаемым персонажем

Слайд 10

Экологические диспут – обсуждение ситуаций, отражающих некорректное отношение человека к природе, с целью закрепления правил поведения в природе. Час экологического чтения – вид экологического проекта, позволяющий сформировать у детей интерес к книгам экологического содержания

Слайд 11

Свиристели за окном Наблюдение за елью Уже набухли почки

Слайд 12

Посев семян

Слайд 13

Главная задача родителей: - поддерживать интерес детей к природе; - поощрять их экологически грамотные поступки; - проявлять интерес к содержанию занятий в детском саду; - и, конечно же, быть во всем примером.

Слайд 15

Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Смольковский детский сад»

Доклад на педсовете на тему:

«Проектная и экспериментальная деятельность в детском саду как средство развития экологического воспитания в ДОУ».

Подготовил:  воспитатель

старшей группы

1 квалификационной

категории Шилова Ю.М.  

1слайд «Проектная и экспериментальная деятельность в детском саду как средство развития экологического воспитания в ДОУ».

2 слайд

Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент, которых составляют достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы. Формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. Дошкольное детство - это начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и окружающим людям. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.

3 слайд

Проект – это метод обучения. Он ориентирован на достижение целей самими детьми, и поэтому он уникален, т.к. формирует большое количество умений и навыков.

Метод проектов является хорошим подспорьем для полноценного ЭВ дошкольников. И так как в современном мире экологические проблемы приобрели первостепенное значение, значит и первостепенное значение должно отводиться экологическому образованию и воспитанию подрастающего поколения, формированию у него экологической культуры.

4 слайд

Знания, полученные детьми на занятиях, помогают им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал; способствуют формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.

На протяжении всего учебного года воспитатель проводит с детьми ежедневные наблюдения в природе. Создание и поддержание экологически необходимых условий для растений и животных – это важнейшее мероприятие повседневной жизни.

5 слайд

В утренние часы воспитатель вовлекает детей в совместную деятельность, которая в разных возрастных группах приобретает разную форму и организацию.

Правильное педагогическое общение воспитателя с детьми в этом мероприятии имеет особо глубокий смысл: дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы тому или другому растению, учатся определять, чего ему не хватает в данный момент, учатся практически выполнять трудовые действия, впервые овладевают орудиями труда. Циклы наблюдений за комнатными растениями и обитателями участка детского сада – еще одно регулярное мероприятие повседневной жизни, которое проводится на протяжении учебного года. Каждый содержательный цикл, включает ряд разных по смыслу наблюдений за одним объектом, их количество зависит от возраста детей: в старших группах – 8-10 наблюдений. Наблюдения одного цикла проводятся последовательно друг за другом с разрывом в 2 – 3 дня.

6 слайд

Отдельно взятое наблюдение – это короткое (5-12 минут) педагогическое мероприятие познавательного характера и оно может стать краткосрочным проектом , которое проводится с небольшой группой (4-7) детей в уголке природы или со всей группой на участке. В зависимости от содержания наблюдения могут проводиться в разные режимные моменты: до и после завтрака, на прогулке, перед обедом и в вечернее время.

 На протяжении учебного года рекомендуется проводить следующие циклы наблюдений:

за цветущими растениями участка и песком в песочнице (сентябрь);

за елью, ночным небом (декабрь);

за зимующими птицами на участке (январь – февраль);

за ростом лука на подоконнике, ветками деревьев в вазе (февраль – март);

за посевом семян  и дальнейшим прорастанием их (февраль – март);

за пробуждением мать-мачехи и одуванчиков на участке (апрель – май);

за божьей коровкой и бабочками(в весенне-летнее время).

Обозначенные циклы наблюдений типичны для подавляющего большинства дошкольных учреждений России, их осуществление создает у детей прочный фундамент конкретных знаний о природе ближайшего окружения, развивает умения взаимодействовать с ней.

7 слайд

Экологический проект – это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство).

8 слайд

Обычно проект состоит из трех основных этапов: 

1-й – подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов.

2-й – собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы.

3-й – заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов. В детских садах, как правило, проводятся следующие виды экологических проектов: экологическая акция, экологическая тропа, экологические диспуты, часы экологического чтения, экологический букварь, выставки поделок из природного материала, экологическая почта и т. д.

9 слайд

Экологическая тропа – вид экологического проекта, позволяющий сформировать представления об окружающих природных явлениях, экологической обстановке местности, наличии животных и растений. Маршрут тропы должен быть определен заранее с намеченными остановками и объектами для наблюдений.

Экологическая почта – форма организации разных видов экологической деятельности детей, обусловленная перепиской с воображаемым персонажем. При реализации работы с экологическим проектом, прежде всего, необходимо вызвать интерес детей к исследуемой проблеме. Для этого естественно – научные знания о природе лучше всего передавать детям в форме игры (игры — путешествия, квсты, сюжетно-ролевой игры и т. д.), обучающих ситуаций, с привлечением любимых литературных персонажей. Это необходимо для создания благоприятного эмоционального фона у детей и быстрого усвоения ими нового материала.

10слайд

Час экологического чтения – вид экологического проекта, позволяющий сформировать у детей интерес к книгам экологического содержания, научить применять полученные знания в разных видах детской деятельности. Экологический букварь помогает пробудить интерес к слову, обозначающему объекты живой и неживой природы.

Экологические диспут – обсуждение ситуаций, отражающих некорректное отношение человека к природе, с целью закрепления правил поведения в природе.

Экологический букварь может содержать загадки, кроссворды, игры со словами, звуками, логические задачи. Выставки поделок из природного материала позволяют сформировать навыки исследовательской деятельности, научить видеть необычное в привычном, эмоционально реагировать на увиденное.

В проекте  могут  участвовать дети средней, старшей и подготовительной к школе групп. Формы и методы работы педагог выбирает в зависимости от их возрастных особенностей. Дети среднего дошкольного возраста, естественно, будут выполнять меньший объем работы, использовать самые простые методы наблюдений, обобщать результаты своих исследований, в основном в виде рисунков и коротеньких рассказов. Чем старше дети, тем меньше руководящая роль педагога, тем больше объем исследований, которые, как и формы обобщения материала, становятся более разнообразными.

11 слайд

Тематика и содержание проектов для детей очень разнообразны: и времена года, и витамины, и животные и др. Регулярность проведения наблюдений и исследований зависит от времени года: наиболее часто они проводятся в период смены сезонов, например в августе – сентябре, октябре – ноябре, марте – апреле (в разных регионах это время приходится на разные месяцы). Именно в эти периоды наиболее ярко выражены сезонные изменения в жизни природы.

Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разрабатывается на основе интегрированного подхода.

12 слайд

В ходе работы по проекту дети выполняют разнообразную деятельность: ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы, исследуют.

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное.

Наша задача - помочь детям в поисково- познавательных исследованиях. Сделать их полезными.

13 слайд

 Работа над проектом может быть осуществлена в полном объёме, только при вовлечении в неё родителей. Как показывает опыт, большинство из них оказывают педагогам помощь, исследуя выбранную проблему вместе с детьми, что делает работу над проектом более плодотворной и качественной.

Основы характера, жизненная позиция ребенка закладываются в семье. И чтобы объяснить детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей, их бережное, любовное, заботливое отношение к природе. С родителями проводятся беседы и консультации на экологические темы. От того, какой пример подадут взрослые в своем отношении к природе, зависит уровень экологической культуры ребенка.

Не секрет, что осуществлять экологическое образование родителей гораздо труднее, чем детей. Однако этим вопросом заниматься необходимо, так как без поддержки родителей нам не обойтись.

14 слайд

Работая с детьми, по теме «Экологическое воспитание», воспитатели призывают каждого ребенка любить и беречь окружающий мир. Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках, акциях.   Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме экологического воспитания, можно провести анкетирование. Ответы родителей помогут выявить увлечения взрослых и детей, обозначат проблемы, требующие педагогической помощи.

Творческая атмосфера, правильно организованный педагогический процесс, вовлеченность воспитанников и их родителей позволяют эффективно применять данную инновационную технологию.

15 слайд

Постоянно нужно искать новые пути экологического воспитания. Ведь у нас с вами одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.

16слайд

 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект (статья) на тему: «Театрализованная деятельность в детском саду как средство развития связной и выразительной речи, формирования коммуникативных навыков у детей-дошкольников».

                       «Театрализованная деятельность в детском садукак средство развитиясвязной и выразительной речи, форм...

Использование интеграции образовательных областей в непосредственно образовательной деятельности в детском саду, как средство развития творческих способностей детей

Ребенок активно познает окружающий мир во всем многообразии. В процессе познания окружающего он исследует предметы и объекты, их свойства и качества. Он делает много открытий и создает интересные, пор...

Проектно-поисковая деятельность в детском саду как средство нравственно-патриотического воспитания

Проектно-поисковая деятельность в детском саду как средство нравственно-патриотического воспитания...

Семинар- практикум для педагогов "Театральная деятельность в детском саду как средство развития речи дошкольников"

Семинар- практикум для педагогов "Театральная деятельность в детском саду как средство развития речи дошкольников"...

Организация работы по экологическому воспитанию в детском саду как средство развития экологической культуры дошкольников.

Материал содержит  практический опыт  работы по экологическому воспитанию дошкольников,включает в себя описание  различных видов   детской деятельности, формы и методы работы ...

Театрализованная деятельность в детском саду как средство развития речи

Актуальность  Жизнь ребенка насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный о...