семинар-практикум "Типовые приёмы фантазирования и ММЧ"
консультация

Матвеенко  Юлия Игоревна

Приведены основные приемы фантазирования и метод маленьких человечков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_matveenko.docx236.68 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила Матвеенко Юлия Игоревна

Семинар-практикум «Типовые приемы фантазирования и метод маленьких человечков»

Всем доброго времени суток!

Любой продукт интеллектуальной человеческой деятельности сначала появляется как мысль, идея, замысел, - на основе воображения и фантазирования. Лишите человека фантазии - и прогресс остановится!

Но есть одно непременное условие- фантазирование не должно быть «пустым». Оно должно давать толчок для творческих прорывов в реальном мире. Живое, гибкое, творческое воображение нужно не само по себе, а в целях улучшения и своей собственной жизни, и жизни окружающих людей, и всего человечества.

Вам будет гораздо легче и интереснее фантазировать с детьми и исследовать сказочные объекты, если Вы познакомитесь с работами по приемам фантазирования, сделанными в ТРИЗ и ТРИЗ-педагогике.

Простые приемы фантазирования – это способы, которыми можно мысленно изменить реальный объект или его части, чтобы получить фантастический объект. Например, изменить размеры, раздробить на части и перестроить их в другом порядке и т.д.

Базовые приемы фантазирования: увеличение- уменьшение, дробление- объединение, прием наоборот, ускорение- замедление, динамичность – статичность и другие.

Сегодня мы рассмотрим некоторые из них.

Прием «Уменьшение-увеличение» заключается в уменьшении или увеличении выбранного объекта, или его части. Результаты этих действий будут совершенно различны. Увеличивать или уменьшать можно абсолютно все: размеры, вес, расстояния, скорость, громкость, богатство и др.

Пример из жизни.

Первые ЭВМ были очень большими, громоздкими. С развитием техники происходит изменение масштабов Тот объем материалов, хранение которых раньше занимало полкомнаты, сейчас помещается на крошечную флешку. В ракетостроении наоборот, шло увеличение размеров – от первых небольших ракет до гигантов типа «Энергия».

 С приемом «уменьшение-увеличение» дети знакомятся во многих сказках, баснях, рассказах: «Дюймовочка», «Мальчик-с-пальчик», «Приключение Гулливера», «Кот в сапогах», «Маленький Мук», «Лиса и журавль», «Необыкновенные приключения Карика и Вали» Я.Ларри и др.

Этот прием особенно понятен и доступен детям, стимулирует фантазирование и доставляет большое удовольствие.

Они представляют, что какой-то объект стал большим-пребольшим или наоборот очень-очень маленьким. Каково им будет существовать в новом образе среди других предметов, это предстоит решить детям.

Аналогично можно увеличивать и уменьшать любой объект. А если увеличить зонтик, карандаш, плюшевого медведя.

При этом не менять всего остального в окружении. Как по-новому можно использовать этот огромный предмет? Что будет хорошего, а что плохого в таком новом качестве? Зонтик-крыша от скамьи, карандаш-светильник, медведь-кровать. Можно придумать еще множество вариантов.

Представляю парный прием, помогающий придумывать новые усовершенствования или просто забавные объекты.

Дробление и объединение часто применяют в строительстве, в дизайне для удобства, функциональности или для красоты. Поясню, в чем суть.

«Объединение-Дробление»

Назначение приёма объединение — добавить новые грани к образу, сделать объект более выразительным или более функциональным. Или то и другое вместе. Модели применения приема фантазирования объединение используют, когда соединяют одинаковые объекты. Дома наглядно демонстрируют суть приема. Хотя, выглядят сумбурно.

В случае объединения разных предметов, можно говорить о повышении степени универсальности, потому что объект стал выполнять дополнительные функции. (Это зеркало и гладильная доска)

«Дробление»

Помните притчу о том, легко ли сломать веник? А если разделить его на прутики?

Часто, чтоб произвести над объектом сложное действие, необходимо его раздробить, а потом нужное действие выполнить с каждой частью. Либо объект изначально делают раздельным для изолированного осуществления действий.

Можно увидеть такие примеры, когда предмет сначала разделяют на части, а затем части снова собирают в целое, оставляя исходный объект раздробленным. «Объединение-дробление», как изобретательский принцип, применяется в решении ТРИЗовских задачек для устранения противоречия.

А Тигрокрыс с планеты Пенелопа пусть будет наглядной иллюстрацией для запоминания приема объединение.

Прием «Наоборот» или "связка ключей" для любых замков

Молодой художник жаловался Рафаэлю:

- Пишу картину два-три дня, а потом год не могу её продать.

- А ты попробуй наоборот, - ответил Рафаэль.

Суть этого приема - показать, что будет, если у исходного объекта изменить свойство или функцию на противоположные. К примеру, сделать неподвижное подвижным, теплое холодным, прямое извилистым и т. д. он рекомендует вместо прямого действия, диктуемого условиями задачи, попробовать осуществить обратное действие: движущуюся часть объекта сделать неподвижной, а неподвижную часть подвижной; попробовать перевернуть или вывернуть объект; гнев сменить на милость; функцию сменить на антифункцию; общепринятые решения сменить на обратные... А вдруг будет хорошо?!

-Как строят высокие башни?

-Спросили однажды Ходжу Насредина.

-Очень просто, - ответил лукавый Насредин.

-Сначала копают глубокие колодцы, а потом
выворачивают их наизнанку. Очень часто мы сами применяем этот прием в своей работе, выворачиваясь наизнанку)))) Спасибо!

-Классическая задача про конфету: Необходимо поместить жидкую начинку внутрь самодельной шоколадной конфетки. Для этого начинку подогревают, чтобы она быстро заполняла шоколадную форму, но при этом тает шоколад, и конфета портится. Как быть?

Полезно знать "сладкую" классическую ТРИЗовскую задачу:

Есть очень вкусные шоколадные конфеты - "бутылочки с ромом". При их изготовлении сталкиваются с противоречием:

- "Ром" (сладкий желеподобный сироп) должен быть горячим, чтобы его легко было залить в шоколадную бутылочку, но тогда плавится шоколад.

- Если ром холодный, то шоколад не плавится, но очень трудно его залить. Что делать? Делают наоборот: ром не нагревают, а замораживают. Изменить какое-либо качество объекта, факта (или сам факт) на противоположное.

«Ускорение–замедление» 

Ускорить (замедлить) действие так, чтобы получилось новое качество. Тучка по небу идет. Бочка по морю плывет. И растет ребенок там не по дням, а по часам.” (А.С.Пушкин “Сказка о царе Салтане”)

«Квантование – непрерывность»

Если действие факта было непрерывным – сделать его прерывистым, если было прерывистым – сделать непрерывным. “Однажды девочка ушла из дому, а мать и говорит: “Горшочек, вари!” - и стала вариться в нем каша, и наелась мать досыта, но как остановить горшочек, она позабыла. И вот варит он и варит… Вот уже кухня полна, и вся изба полна, и ползет каша в другую избу, и улица вся полна, словно хочет он весь мир накормить.” (Братья Гримм “Сладкая каша”)

«Динамичность – статичность»

Если факт статичен- сделать его изменчивым, если изменчив- сделать статичным. “Емеля сказал: “По щучьему велению, по моему прошению, печка, ступай к королю!” Сам сел на печь, печка и пошла.” (“По щучьему велению”)

«Изменение свойств» (Изменение внешних связей)

Меняются связи объекта с окружающей средой "Ей в приданое дано было зеркальце одно. Свойство зеркальце имело: Говорить оно умело» (А.С.Пушкин)

«Внесение – вынесение»

Какую-либо функцию объекта перенести к другому или сам рассматриваемый объект перевести в совершенно другой класс явлений. “Вот это да! – подумала Алиса. –Видала я котов без улыбок, но улыбка без кота! Такого я в жизни еще не встречала.” (Льюис Кэрролл “Приключения Алисы в стране чудес”)

Примеры: Огнедышащий дракон (внесена способность извергать огонь). Шапка-невидимка делает человека невидимым (убирает свойство «видимость»).

«Универсализация – ограничение»

Сделать объект универсальным (способным выполнять различные функции) или, наоборот, ограничить действия объекта. Примеры Универсальные объекты в сказках – волшебная палочка, скатерть-самобранка.

 «Оживления – омертвления»

Придать неживому объекту свойства живого и наоборот. Примеры Источником этого приема в сказках является живая и мертвая вода. Многие волшебные предметы получены этим приемом. Например, говорящий камень. В мифологии прием окаменения связывают с медузой Горгоной (ее взгляд превращал человека в камень).

 «Смещение во времени»

Перенести объект во времени в прошлое или будущее. Примеры: собственно, идея путешествия по времени возникла, видимо, все-таки в научной фантастике. В мифологии путешествовали, в основном, к предкам (в иной мир).

ММЧ

 Представим себе, что все предметы, вещества, все живое и неживое вокруг нас состоит из маленьких-маленьких человечков. Человечки ведут себя по-разному. Человечки твердых тел (камня, дерева) крепко держатся за руки. Руки у них сильные — ни разжать, ни согнуть. Вот почему твердое тело не меняет форму. Человечки жидкости за руки не держатся: стоят плотно рядышком друг с другом, переминаясь с ноги на ногу. Вот почему жидкость не держит форму. Но если наполнить стакан «жидкими» человечками, то новых жильцов туда уже не добавить: человечки ведь стоят плотно друг к другу, свободного места между ними нет.

   «Метод маленьких человечков» (ММЧ) — это один из методов ТРИЗ.

Суть метода маленьких человечков в следующем. Представим, что все окружающие предметы состоят из маленьких человечков. Человечки бывают трех видов: твердики, гидратики и пневматики. (Твердое, жидкое, газообразное) Твердики стоят рядом друг с другом и крепко держатся за руки. Гидратики тоже стоят рядом друг с другом, но за руки не держатся. Пневматики на месте стоять не могут и все время бегают.

С помощью этих маленьких человечков моделируются окружающие нас предметы и процессы. Например, стакан с чаем будет выглядеть так: дно и стенки из твердиков, внутри — гидратики. Если чай горячий, то над ним надо будет дорисовать пар — несколько пневматиков. Если вместо стакана с чаем рисовать пустой стакан, то внутри оболочки из твердиков надо будет нарисовать воздух, т.е. несколько пневматиков. Если вместо чая рисовать газировку, то пневматиков, т.е. газ, надо будет поместить внутрь жидкости. И т.д.

При использовании ММЧ понятие «моделирование» вводится совершенно естественным образом. Мы МОДЕЛИРУЕМ предметы с помощью маленьких человечков. Дети прекрасно понимают, что маленькие человечки — это способ выразить вполне определенные свойства предметов. Другие свойства (которые нам в данный момент не важны) на этом изображении (в этой МОДЕЛИ) никак не видны. Например, модель (изображение) стакана с чаем не изменится, если чай заменить на молоко или сок, стеклянный стакан на пластмассовый или на металлическую кастрюлю. В данной модели мы отражаем только одно важное свойство: в сосуде с твердыми стенками налита жидкость. От остальных свойств мы абстрагируемся.

   Модели из МЧ можно использовать двумя способами: изобразить с помощью МЧ какой-либо объект или догадаться, какому именно объекту соответствует конкретная модель. Оба направления удобно состыковать: домой задается построение моделей, а урок начинается с того, что несколько человек рисуют на доске придуманные ими модели, а остальные должны отгадать, что именно промоделировано. Для одного и того же рисунка, как правило, можно придумать несколько ПРАВИЛЬНЫХ объяснений. Это значит, что мы абстрагируемся от тех отличий, которые есть в этих предметах, и обращаем внимание только на то, что у них общего.

   Другое направление использования ММЧ — понимание свойств окружающих нас предметов и физических процессов. При построении моделей в роли МЧ будут выступать дети.

   Например, чем твердое отличается от жидкого? Почему если сжать пальцы в ванночке с водой, поднимется только одна капелька, а если сжать карандаш, поднимется весь карандаш? Для объяснения этой ситуации смоделируем ее с помощью МЧ. Карандаш моделируется из 10-12 «твердиков», которые держат друг друга за плечи. Если сдвинуть одного человека, сдвинется весь ряд. Ряд можно разорвать (сломать карандаш), но обе его половинки останутся твердыми. Если твердиков заменить на гидратиков (отпустить руки), то любого из них можно будет спокойно отделить от остальных.

Другие вопросы, которые очень хорошо моделируются маленькими человечками:

  • что такое мягкое: твердики вперемешку с пневматиками, например, снежинка;
  • фазовые переходы: при нагревании куска льда на сковородке твердики начинают подпрыгивать и при этом сначала расцепляют руки, а потом начинают бегать; при охлаждении для того, чтобы согреться, они прижимаются друг к другу;
  • давление газа: пневматики бегают внутри оболочки и стукаются в нее;
  • связь между количеством газа, объемом, температурой и давлением: дети, взявшись за руки, образуют оболочку, внутри которой движутся пневматики; меняем размер оболочки, количество пневматиков и скорость их движения.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

учебно методическое пособие "Игра фантазирование "

настольная игра для развития эмпатии, развития речи и коммуникационных способностей детей....

Презентация "Типовые приёмы фантазирования"

Презентация "Типовые приёмы фантазирования"...

Консультация "Типовые приёмы фантазирования"

Консультация "Типовые приёмы фантазирования"...

Презентация "Приёмы фантазирование. Волшебники преобразователи"

Способствовать формированию навыков фантастических преобразований объектов , как средство познания...

Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.

Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...

Мастер- класс на тему «Типовые приёмы фантазирования »

Цели: активизировать интерес детей; развивать диалектичность и вариативность мышления; формировать умение выст­раивать причинно-следственные цепочки; развивать внимание, фантазирование....

Приёмы фантазирования при помощи волшебников

Описываются приемы, игра. которые можно использовать для развития фантазирования у дошкольников, даны методические рекомендации по использованию этих приемов....