Обобщение опыта работы по теме "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста".(Подготовительная группа.)
консультация (подготовительная группа)

Соколова Оксана Владимировна

Обобщение опыта работы по теме "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста".(Подготовительная группа.)

 

        Ранняя профориентация – одно из актуальных направлений работы образовательных организаций.

Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.

        Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда. Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых. Именно таким путём происходит процесс усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований и норм, принятых в обществе, происходит формирование нравственных основ  личности. Это является одной из главных задач воспитания детей дошкольного возраста.

       Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс , который необходимо строить с учетом требований современного образования.        

Целью моей работы по ранней профориентации в подготовительной группе  является расширение знания о мире профессий и  формирование интереса к трудовой деятельности взрослых.

Исходя из этого, мною  были поставлены задачи:

-продолжать знакомить дошкольников с трудом взрослых;

-расширять знания детей о родных людях, их профессиях и профессиях других людей, значимости их труда для семьи и общества;

-научить устанавливать связи между разными видами труда;

-сформировать понятие о профессиональной деятельности взрослых; учить отображать представления о профессиях в игровой деятельности;

-воспитать уважение к людям разных профессий, бережное отношение к их труду и результатам труда;  

       В своей работе я  использую различные методы ознакомления детей с профессиями. О них я и расскажу.

1. Экскурсии .

Наиболее действенным способом ознакомления детей с трудом взрослых  являются   экскурсии, которые обеспечивают  наглядность и ясность получаемых представлений,  они способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Важно помнить, что наглядно воспринятое требует пояснений со стороны взрослого, поэтому  в процессе дальнейших бесед и занятий с детьми обязательно  уточнялись, дополнялись и закреплялись сведения, полученные ими во время экскурсий.

       Были организованы  экскурсии в медицинский кабинет и   прачечную детского сада ,в районную библиотеку. На этих экскурсиях  дети  узнали об особенностях профессий. В ходе экскурсий  обращалось  внимание детей на процесс труда, на то, какими  предметами труда пользуются взрослые, на спецодежду, которая нужна для  профессий, ее назначении. Наблюдая за трудом взрослых, дети уточняли свои представления о профессиях.

 

2. Наблюдения.

Для наблюдений я выбрала тот трудовой процесс, который , как я считаю,  ценен в воспитательном отношении и доступен для понимания детьми и  который  вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослого. Это наблюдение за трудом дворника и помощника воспитателя.

Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. При постоянном  наблюдении внимание детей обращается на чистоту и  порядок на территории детского сада и группы , на тщательно продуманную работу – все инструменты надлежащего вида и  расставлены аккуратно.  Я постоянно стараюсь вовлечь детей в этот  трудовой процесс, давая им посильные поручения и  налаживая сотрудничество.

Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых и  начинают им подражать.

3. Игры.

Третьим методом знакомства детей с профессиями является игра.

Одним из основных видов игры, где дети знакомятся с трудом взрослых, является сюжетно – ролевая игра.Самое главное правило : ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога и т.д.).

 В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Например, в играх на тему "Транспорт" совершенствуются знания правил дорожного движения; на тему "Пожарные"закрепляются знания о пожарной безопасности и т.д.. Именно в сюжетно-ролевых играх усваиваются сведения о профессиональной деятельности взрослых, закрепляются знания, полученные в ходе непосредственно образовательной и совместной деятельности.

4.Дидактическиеигры.

Дидактическиеигры  способствуют усвоению и  укреплению у детей знаний, умений; развивают умственные способности. У нас в группе имеются такие дидактические игры, как: "Собери набор парикмахера, строителя, пожарного, учителя, врача и др.", " Помоги повару приготовить торт, пиццу по рецепту", "Помоги фермеру расселить животных" и др., круги Луллия, лэпбук "Город профессий", шнуровка "Профессии", разрезные картинки "Собери профессию", лото "Профессии"," Найди лишний предмет" и др.

 

5.Беседы. 

  

     В ходе беседы дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, активизировать словарный запас. Непринужденная беседа  с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых.

Сначала  проводились беседы о профессиях людей, работающих в детском саду, затем  о  других  профессиях. Во время таких бесед происходит  не только знакомство детей с трудом взрослых, новыми профессиями, но и   закрепляются  знания; у детей формируется  положительно - эмоциональное отношение к тому,  о чем  ведется  беседа.

Проводились беседы по темам: "Профессии моих родителей", "Кем я стану, когда вырасту" и др.

 

6.Образовательная деятельность.

 

Непосредственно образовательная деятельность сопровождается рассказом, рассматриванием иллюстраций и изображений инструментов, материалов, спецодежды представителей профессий, прослушиванием художественных произведений, дидактическими играми, что позволяет детям наиболее полно понять суть и процесс профессиональной деятельности взрослого.

Изучая новую профессию,я  использую  мнемотаблиц

• профессия (название и как называется человек данной профессии),

• место работы (здание, место),

• материал для труда (с чем работает),

• форменная одежда (во что одевается)

• орудия труда (чем работает человек),
• трудовые действия (что делает человек),

• результат труда (что получилось),

• личностные качества (какими качествами обладает)

• польза труда (кому это нужно).
 

 

Немаловажное значение в развитии ранней профориентации детей имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая способна обеспечить социально-культурное становление ребенка дошкольного возраста, удовлетворить потребности его актуального и ближайшего развития. В связи с эти пространство группы имеет «центры» оснащенные развивающим материалом, с учетом возрастной группы детей и создает условия для игрового сюжета. Все предметы расположены на доступном для детей уровне. Наполнение центров соответствует направлениям по ранней профориентации детей дошкольного возраста. В центрах имеется  разнообразные оборудование: игрушки и ролевые атрибуты для организации профориентационных сюжетно-ролевых игр. 

 

В целях выяснения отношения родителей к значимости профориентационной работы  было проведено анкетирование.  По данным анкетирования  можно сделать вывод, что родители стремятся познакомить ребенка со своими профессиями, расширить его кругозор по другим профессиям. Проведенное анкетирование показало, что родители желают, чтобы дети овладевали знаниями о разных профессиях.

 

Анкета для родителей"Дошкольник и профессия".              

В анкетировании приняло участие 19 родителей

1.Проявляет ли Ваш ребенок интерес к какой-либо профессии?

13чел. ответили - ДА

 6 чел. ответили - НЕТ

2. Рассказываете ли Вы ребенку о своей профессии?

13 чел. ответили- ДА

6чел.ответили- НЕТ

3. Посвящаете ли Вы своего ребенка в свою профессиональную деятельность?

7 чел. ответил – ЧАСТО

 9 чел. ответили.– РЕДКО

2 чел.ответили– Никогда

4. О какой профессии мечтает Ваш ребенок?

Ответы: пожарный, боксер, полицейский, врач, стюардесса, директор, ветеринар, летчик, водитель- 2чел., таксист, повар, президент, парикмахер, педагог хореографии.

5.  Какие условия Вы создаете ребенку для ознакомления с профессиями?

Популярные ответы: книги, беседы, рассказ стихотворений, просмотр фильмов.

 

Можно сделать вывод, что родители понимают значимость ранней профориентации дошкольников и осознают свою роль в подготовке ребенка к выбору профессии.

 

Я считаю, что знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует профессиональной ранней ориентации.

Я  надеюсь, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире  профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы по теме "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста".(Подготовительная группа.)

        Ранняя профориентация – одно из актуальных направлений работы образовательных организаций.

Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.

        Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда. Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых. Именно таким путём происходит процесс усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований и норм, принятых в обществе, происходит формирование нравственных основ  личности. Это является одной из главных задач воспитания детей дошкольного возраста.

       Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс , который необходимо строить с учетом требований современного образования.        

Целью моей работы по ранней профориентации в подготовительной группе  является расширение знания о мире профессий и  формирование интереса к трудовой деятельности взрослых.

Исходя из этого, мною  были поставлены задачи:

-продолжать знакомить дошкольников с трудом взрослых;

-расширять знания детей о родных людях, их профессиях и профессиях других людей, значимости их труда для семьи и общества;

-научить устанавливать связи между разными видами труда;

-сформировать понятие о профессиональной деятельности взрослых; учить отображать представления о профессиях в игровой деятельности;

-воспитать уважение к людям разных профессий, бережное отношение к их труду и результатам труда;  

       В своей работе я  использую различные методы ознакомления детей с профессиями. О них я и расскажу.

1. Экскурсии .

Наиболее действенным способом ознакомления детей с трудом взрослых  являются   экскурсии, которые обеспечивают  наглядность и ясность получаемых представлений,  они способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Важно помнить, что наглядно воспринятое требует пояснений со стороны взрослого, поэтому  в процессе дальнейших бесед и занятий с детьми обязательно  уточнялись, дополнялись и закреплялись сведения, полученные ими во время экскурсий.

       Были организованы  экскурсии в медицинский кабинет и   прачечную детского сада ,в районную библиотеку. На этих экскурсиях  дети  узнали об особенностях профессий. В ходе экскурсий  обращалось  внимание детей на процесс труда, на то, какими  предметами труда пользуются взрослые, на спецодежду, которая нужна для  профессий, ее назначении. Наблюдая за трудом взрослых, дети уточняли свои представления о профессиях.

2. Наблюдения.

Для наблюдений я выбрала тот трудовой процесс, который , как я считаю,  ценен в воспитательном отношении и доступен для понимания детьми и  который  вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослого. Это наблюдение за трудом дворника и помощника воспитателя.

Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. При постоянном  наблюдении внимание детей обращается на чистоту и  порядок на территории детского сада и группы , на тщательно продуманную работу – все инструменты надлежащего вида и  расставлены аккуратно.  Я постоянно стараюсь вовлечь детей в этот  трудовой процесс, давая им посильные поручения и  налаживая сотрудничество.

Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых и  начинают им подражать.

3. Игры.

Третьим методом знакомства детей с профессиями является игра.

Одним из основных видов игры, где дети знакомятся с трудом взрослых, является сюжетно – ролевая игра.Самое главное правило : ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога и т.д.).

 В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Например, в играх на тему "Транспорт" совершенствуются знания правил дорожного движения; на тему "Пожарные"закрепляются знания о пожарной безопасности и т.д.. Именно в сюжетно-ролевых играх усваиваются сведения о профессиональной деятельности взрослых, закрепляются знания, полученные в ходе непосредственно образовательной и совместной деятельности.

4.Дидактическиеигры.

Дидактическиеигры  способствуют усвоению и  укреплению у детей знаний, умений; развивают умственные способности. У нас в группе имеются такие дидактические игры, как: "Собери набор парикмахера, строителя, пожарного, учителя, врача и др.", " Помоги повару приготовить торт, пиццу по рецепту", "Помоги фермеру расселить животных" и др., круги Луллия, лэпбук "Город профессий", шнуровка "Профессии", разрезные картинки "Собери профессию", лото "Профессии"," Найди лишний предмет" и др.

5.Беседы. 

  

     В ходе беседы дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, активизировать словарный запас. Непринужденная беседа  с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых.

Сначала  проводились беседы о профессиях людей, работающих в детском саду, затем  о  других  профессиях. Во время таких бесед происходит  не только знакомство детей с трудом взрослых, новыми профессиями, но и   закрепляются  знания; у детей формируется  положительно - эмоциональное отношение к тому,  о чем  ведется  беседа.

Проводились беседы по темам: "Профессии моих родителей", "Кем я стану, когда вырасту" и др.

6.Образовательная деятельность.

Непосредственно образовательная деятельность сопровождается рассказом, рассматриванием иллюстраций и изображений инструментов, материалов, спецодежды представителей профессий, прослушиванием художественных произведений, дидактическими играми, что позволяет детям наиболее полно понять суть и процесс профессиональной деятельности взрослого.

Изучая новую профессию,я  использую  мнемотаблиц

• профессия (название и как называется человек данной профессии),

• место работы (здание, место),

• материал для труда (с чем работает),

• форменная одежда (во что одевается)

• орудия труда (чем работает человек),
• трудовые действия (что делает человек),

• результат труда (что получилось),

• личностные качества (какими качествами обладает)

• польза труда (кому это нужно).

Немаловажное значение в развитии ранней профориентации детей имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая способна обеспечить социально-культурное становление ребенка дошкольного возраста, удовлетворить потребности его актуального и ближайшего развития. В связи с эти пространство группы имеет «центры» оснащенные развивающим материалом, с учетом возрастной группы детей и создает условия для игрового сюжета. Все предметы расположены на доступном для детей уровне. Наполнение центров соответствует направлениям по ранней профориентации детей дошкольного возраста. В центрах имеется  разнообразные оборудование: игрушки и ролевые атрибуты для организации профориентационных сюжетно-ролевых игр. 

В целях выяснения отношения родителей к значимости профориентационной работы  было проведено анкетирование.  По данным анкетирования  можно сделать вывод, что родители стремятся познакомить ребенка со своими профессиями, расширить его кругозор по другим профессиям. Проведенное анкетирование показало, что родители желают, чтобы дети овладевали знаниями о разных профессиях.

Анкета для родителей"Дошкольник и профессия".              

В анкетировании приняло участие 19 родителей

1.Проявляет ли Ваш ребенок интерес к какой-либо профессии?

13чел. ответили - ДА

 6 чел. ответили - НЕТ

2. Рассказываете ли Вы ребенку о своей профессии?

13 чел. ответили- ДА

6чел.ответили- НЕТ

3. Посвящаете ли Вы своего ребенка в свою профессиональную деятельность?

7 чел. ответил – ЧАСТО

 9чел. ответили.– РЕДКО

2 чел.ответили– Никогда

4. О какой профессии мечтает Ваш ребенок?

Ответы: пожарный, боксер, полицейский, врач, стюардесса, директор, ветеринар, летчик, водитель- 2чел., таксист, повар, президент, парикмахер, педагог хореографии.

5.  Какие условия Вы создаете ребенку для ознакомления с профессиями?

Популярные ответы: книги, беседы, рассказ стихотворений, просмотр фильмов.

Можно сделать вывод, что родители понимают значимость ранней профориентации дошкольников и осознают свою роль в подготовке ребенка к выбору профессии.

 

Я считаю, что знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует профессиональной ранней ориентации.

Я  надеюсь, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире  профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.

Спасибо за внимание !

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме"Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах"

Представлен опыт работы по обучению дошкольников игре на музыкальных инструментах....

"Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста"

Здесь представлено обобщение моего опыта работы по экологическому воспитангию детей дошкольного возраста....

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

Истоки экологической культуры берут свое начало  в многовековом опыте народа – традициях бережного отношения к природе, природным богатствам родной земли. Человек всецело зависит от природн...

Обобщение опыта работы на тему: "Приобщение детей дошкольного возраста к декоративно-прикладному искусству и традициям народных промыслов коми"

Приобщение детей дошкольного возраста к декоративно-прикладному искусству и традициям народных промыслов коми...

Обобщение опыта работы «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста средствами пластилинографии»

Цель программы:Способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику рук, гармоничное развитие детей....