Исследовательская деятельность и эксперементирование 30.03.2023
статья

Танага Ирина Анатольевна

для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost_i_eksperimentirovanie.docx18.81 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность и экспериментирование  в МБДОУ д/с № 39

 

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Исследовательская деятельность обогащает память ребенка, активизирует мыслительные процессы, стимулирует развитие речи, становится стимулом личностного развития дошкольника.

Рассматривая Целевые ориентиры нужно отметить, что на этапе завершения дошкольного образования одним из пунктов прописано: ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым  и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Предполагаемые нововведения  воспитательно-образовательной работы с детьми заключаются:

— в преобразовании предметно-развивающей среды в соответствии с возрастными особенностями детей, создающей ребёнку свободу выбора и обеспечивающей успех в реализации поставленных целей;
— в использовании игрового экспериментирования на занятиях и вне занятий во всех возрастных группах;
— в создании «Детской лаборатории», для проведения контрольно-диагностических занятий и для самостоятельной деятельности;
— в организации совместной проектной деятельности с детьми и кружковой работы.
Усовершенствование методической работы заключается:
— в наработке конспектов, позволяющих осуществлять деятельностный подход по всем возрастным группам;

— в подборе диагностических методик для определения эффективности работы по развитию познавательной активности средствами детского экспериментирования во всех возрастных группах;
— в разработке требований к оформлению и содержанию центров экспериментирования;
— в подборке оптимальных условий для раскрытия творческого потенциала педагогов (гибкость режима в воспитательно-образовательном процессе, постепенный переход к модели личностно-ориентированного взаимодействия с детьми, мягкость контроля со стороны администрации, использование интерактивных форм  работы, пропаганда и поощрение участия педагогов в методической работе ДОУ).

Неотъемлемой частью обновлённого образовательного процесса является тесное сотрудничество с родителями воспитанников, вовлечение их в дела ДОУ. Для этого важно планировать привлечение родителей к реализации совместных детско-родительских проектов, консультации и др.

Какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?

      Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное то, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Ребёнок склонен наблюдать, экспериментировать, настроен на познание мира, он хочет всё знать, исследовать, открыть, изучить значит сделать шаг в неизведанное. Ему предоставляется возможность самому найти ответы на вопросы.

        Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

Важно помнить, что НОД является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей. Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование – все они могут быть частью любого занятия . Принципы построения предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО

Развивающая среда должна обеспечивать:

         развитие первичных естественно – научных  представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);

         формирование умений комплексно обследовать предмет в центрах экспериментирования (с распределением материала по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина» «Дерево» и т. д.)

         В центрах познавательно-исследовательской деятельности дошкольников важно организовать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для самостоятельной деятельности детей.

         Постоянно пополнять центры познавательно-исследовательской деятельности дошкольников различным оборудованием, схемами для самостоятельной работы.

Методика и технология организации самостоятельной деятельности детей — новое направление в соответствии с ФГОС ДО:
— создание картотеки игр-опытов по познавательно – исследовательской деятельности дошкольников в каждой группе согласно возрасту, которые отражают цели, содержание, оборудование, форма фиксация результата эксперимента;
— схемы для самостоятельной познавательно – исследовательской деятельности дошкольников.

Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования

1. Видеть и выделять проблему.
2. Принимать и ставить цель.
3. Решать проблемы.
4. Анализировать объект или явление.
5. Выделить существенные признаки и связи.
6. Сопоставлять различные факторы.
7. Выдвигать гипотезы, предложения.
8. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
9. Осуществлять эксперимент.
10. Делать вывод.

Примерные цели экспериментирования.

¨Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

¨Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение).

¨Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

¨Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

¨Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Формы работы по поисково-экспериментальной деятельности

 занятия;

 беседы познавательно-эвристического характера;

 знаково-изобразительные средства;

 лабораторные работы;

 киносеансы;

 прослушивание аудиозаписей;

 дидактические и развивающие игры, упражнения;

 сюжетно-ролевые игры;

 эксперименты и опыты;

 рассматривание картин;

 наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;

 экскурсии и целевые прогулки;

 работа в уголках природы;

 экологическая тропа, экскурсии и целевые прогулки;

 акции добрых дел;

 предметные недели;

 кружковая деятельность;

 конкурсы;

 праздники, развлечения, вечера досуга;

 театрализованная деятельность;

 Дни открытых дверей;

 диагностика развития детей.

Формы фиксации опытов и экспериментов.

¨Календарь погоды.
¨Календарь природы.
¨Дневник наблюдений.
¨Составление устного рассказа о рассматриваемом объекте(явлении).
¨Сравнение с уже известными детям объектами.
¨Изучение взаимообратных процессов.
¨Включение в сюжетно-ролевые игры.
¨Картинки, фотографии, схематические зарисовки.
¨Объемные изображения или игрушки.
¨Отдельные буквы и слова.
¨Натуральные объекты.
¨Циферблаты.
¨Записи звуков.
¨Зарисовывание объекта.
¨Схематическое зарисовывание.
¨Использование условных знаков.
¨Обведение объектов.
¨Планы-схемы.
¨Подсчет количества объектов.
¨Рисунки-прогнозы.
¨Фотографирование.
¨Запись воспитателя.

В мини лабораториях может быть выделено:

1. Место для постоянной выставки.

2. Место для приборов.

3. Место для выращивания растений.

4. Место для хранения природного и бросового материала.

5. Место для проведения опытов.

6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.)

Приборы и оборудование для мини-лабораторий

1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.

2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.

3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)

4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация родительского собрания "Экологическое воспитане дошкольников через пректно-исследовательскую деятельность и эксперементирование"

quot;Экологическое воспитане дошкольников через пректно-исследовательскую деятельность и эксперементирование"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Познавательно-исследовательская деятельность» детей старшего дошкольного возраста. на период с 2022 -2023.

Цель работы по теме самообразования:  создание условий для формирования основного целостного мировидениядетей старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента. ...

План по самообразованию на 2023-2028гг. Тема: «Речевое развитие дошкольников через познавательно - исследовательскую деятельность»

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. А.Рубинштейн и А.М.Леушина показали, что совершенство связных форм речи напрямую зависит от богатства знаний. Без пополнения знаний...

«Советы родителям по развитию познавательно исследовательской деятельности детей дошкольного возраста».20.02..2023

Чем больше  с малышом  экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес....

План-конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (экономическое воспитание) на конкурс "ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА 2023"

Программное содержание:Образовательные задачи: Закреплять представления у детей о понятиях «доход» и «расход», о назначении денег, умения сопоставлять и сравнивать профессии че...

презентация "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского эксперементирования

презентация "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского эксперементирования...