Тема: «Удивительный воздух» (эксперименты с воздухом)
учебно-методическое пособие (старшая группа)

Миляуша Рафаиловна Мальцева

Технологическая карта

 

организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

 

Тема: «Удивительный воздух» (эксперименты с воздухом)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Тема: «Удивительный воздух» (эксперименты с воздухом)

Возрастная группа: старшая (5-6 лет)

Форма НОД: познавательно-исследовательская

Форма организации: фронтальная, индивидуальная

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Учебно-методический комплект: Сборник опытов и экспериментов для развития познавательной активности старших дошкольников.

Цель: Создание условий для раскрытия у детей понятия «Воздух», выявления его свойств. (Создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования.) 

Задачи:

образовательные: опытным путем выявить свойства воздуха и его значимость; актуализировать знания детей о воздухе; учить самостоятельно делать выводы в процессе экспериментирования; обогащать словарный запас детей (лаборатория, опыты, эксперименты, ученые); познакомить детей с нетрадиционной техникой -кляксографией. 

развивающие: продолжать развивать у детей старшего дошкольного возраста мышление, внимание, любознательность, наблюдательность, познавательные процессы (мышление, речь, внимание, восприятие) посредством экспериментальной деятельности ; развивать речь;  развивать способность делать выводы;

воспитательные: воспитывать у детей умение слушать воспитателя, сверстников; воспитывать у детей чувство товарищества, взаимопомощи, бережного отношения к окружающей среде, позитивного отношения к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами; соблюдать правила поведения в лаборатории

Методы и приёмы: словесный, наглядный: показ иллюстраций, показ способа действия практические: проведение опытов, экспериментирование, дыхательная гимнастика, сюрпризный момент.

Средства:

наглядные: демонстрация картинок, картина «Лаборатория»

литературные: беседа, объяснения, словесная игра, чтение стихотворений, загадок.

мультимедийные  –  ноутбук, презентация, музыка.

Предварительная работа: беседы о воздухе, рассказы, загадки про явления природы, эксперименты 

Оборудование: полиэтиленовые пакеты, палочки на каждого, ёмкости с водой, пластиковые стаканчики с водой, трубочки для коктейля (по количеству детей), карточки – символы, мыльные пузыри, воздушные шары, указка, апельсин, лук,. чеснок, яблоко, свежий огурец, музыкальные инструменты, запись звуков (шелест листвы, пение птиц, веера из бумаги на каждого ребенка, краски, альбомный лист, баночка с водой на каждого, кисточка, схемы опытов ,кружочки зеленые и красные на каждого ребенка

Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание  деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

1. Мотивация к деятельности

Цель: Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Сюрпризный момент

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте со всеми поздороваемся.

Игра на общение

Воспитатель:

Станем рядышком, друг с другом,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся

Дети: «Здравствуйте!» Воспитатель:  Ребята, посмотрите что у меня в руках? (шкатулка) Вы хотите узнать, что у неё внутри?

Дети: Шкатулка пустая, в ней ничего нет

Воспитатель: Я с вами не согласна, она не пустая в ней что-то есть, а что, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но всё же,

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Воспитатель: Ребята, что же это такое?

Дети: «Воздух»

Воспитатель: Правильно, это воздух!

Из-за двери раздаётся голос

Воздушный человечек: Ой, помогите, спасите, лечу!

Воспитатель: Кто это там кричит?

Здравствуй, Воздушный человечек! Как ты к нам попал?

Воздушный человечек: Здравствуйте ребята! Я гулял, но вдруг ветер подхватил меня и понес, понес и принес к вам в детский сад. Как у вас здесь интересно! А что это вы здесь делаете? Можно мне остаться?

Воспитатель: Конечно, оставайся. Мы сегодня с ребятами говорим о воздухе.

Воздушный человечек: 

О воздухе? А что такое воздух? Что-то я о нем слышал, и никогда с ним не встречался. Может, его вовсе нет?

Воспитатель: Погоди, воздушный человечек, я знаю, что воздух вокруг нас.

Воздушный человечек: Ничего я не вижу. Где же он? Куда он спрятался?

Воспитатель: Никуда он не спрятался. Ребята, давайте докажем Воздушному человечку что воздух действительно есть. Оставайся с нами, Воздушный человечек, и ты сам всё поймёшь!

Воздушный человечек: Хорошо, ребята! Я останусь!

Воспитатель:  Присаживайся!

Устанавливает зрительный контакт, эмоционально включает в действие.

Заинтересовывает детей вопросами, стимулирующими процесс мышления, интерес.

открывает шкатулку, она пустая

Загадывает загадку

Из-за двери раздаётся голос

В комнату залетает Воздушный человечек

Задает вопросы

Задает вопросы

Предлагает герою присесть

Стоят в кругу

Выражают эмоции по средствам мимики, слов. Слушают приветствие.

Садятся полукругом на стульчики

Выражают различные эмоции. Принимают активное участие в разгадывание загадки.

Отгадывают загадку

Отвечают на вопросы.

Психологическая готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания.

Включение

детей

деятельность.

Эмоциональный

настрой.

2. Поиск, решение задачи, проблемы

Цель: Опора на опыт детей, необходимый для «открытия нового знания», освоения нового способа, умения, выработка навыка.

Воспитатель: Ребята, а что же такое воздух?

Дети: Это то, чем мы дышим

Воспитатель: Правильно .воздух это то т, чем мы с вами дышим.

А как вы думаете, внутри детского сада есть воздух? Для того, чтобы это узнать, мы сейчас с вами превратимся в маленьких учёных. Мы сегодня с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?

Дети: Лаборатория .(слайд)

Воспитатель: Правильно! В лаборатории надо соблюдать определенные правила. Какие?

Дети: Соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

Выявление «знания-незнания».

Задает вопрос проблемного характера.

Организует поиск ответа на вопрос, решение проблемы, задачи.

Поощряет детей к высказыванию.

Отвечают на вопрос.

Выражают собственные мысли.

Играют в игру.

Умеют включаться в обсуждение проблемы.

3. Планирование деятельности. Совместное обсуждение решения задачи, проблемы.

Цель: Совместное определение конкретных действий.

Воспитатель: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов).

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать

Качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

Обсуждение с детьми плана предстоящей деятельности, обеспечивающей соучастие детей в определении содержания и форм совместной деятельности.

Предлагает детям провести эксперименты.

Участвуют в планировании собственной деятельности.

Шагают по кругу, затем идут до столов.

Готовность к предстоящей деятельности.

Способность самостоятельно планировать свою деятельность.

4. «Открытие» ребенком нового знания, освоения умения, способа деятельности

Цель: формирование представлений о свойствах воздуха.

Дыхательная гимнастика

Музыкальная разминка

(с музыкальным сопровождением).

Воспитатель: Вот мы и очутились в научной лаборатории

Мы опыты начинаем

Интересно здесь бывает

Постарайтесь все понять

Много нужно здесь узнать

Ребята, а вы знаете, что человек может прожить без еды – 30 дней, без воды – 15 дней, а без воздуха не сможет прожить и 5 минут. Давайте, проверим.

Опыт №1«Не дышу» 

Цель: подвести к пониманию того, что человек не может жить без воздуха

Воспитатель: давайте попробуем зажать нос двумя пальцами и закрыть рот. Не дышите!  (пауза). Легко?  Почему вы убрали руку и открыли рот?

Дети: Начали задыхаться.

Воспитатель: Чего вам не хватало?

Дети: Воздуха.

 Воспитатель: Хорошо вам было без воздуха?

 Дети: Нет, человек без воздуха погибнет.

Воспитатель: Дети, можем мы долго находиться без воздуха?

 Дети: Нет.                          

Вывод: человек не может жить без воздуха

Воспитатель: Молодцы! Я хочу вам сказать, что ученые результаты своих исследований записывают. Для чего? Давайте и мы с вами будем это делать с помощью картинок – символов. Человек не может жить без воздуха- и мы с вами обозначим этот вывод вот такой карточкой. На доску выставляется карточка – символ

Воспитатель: Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте. (Ответы детей)

Опыт №2 «Воздух прозрачный». 

Цель: подвести детей к пониманию того, что воздух – прозрачный, он не имеет цвета, он невидимый.

Воспитатель: Ребята, а скажите мне, пожалуйста, мы с вами сейчас воздух видим?

Ответы детей.

Воспитатель: Почему мы его не видим?

Дети: Он прозрачный, бесцветный, невидимый.

Воспитатель: А он все таки есть в нашей группе? Как можно проверить есть ли он в нашей группе?

Предположения детей.

Воспитатель:  А я предлагаю поймать воздух с помощью пакетов.

Воспитатель Что произошло с пакетами? Они надулись, похожи на подушку. Что в них находится?

Дети: Воздух. Мы видим, что воздух в пакете?

Воспитатель:  Посмотрите сквозь пакет, он прозрачный.

Вывод: воздух бесцветный.

Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим, можно ли воздух почувствовать? Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Дети: Шипение, воздух выходит.

Вывод: воздух можно почувствовать.

Воспитатель: Молодцы! Воздух – прозрачный, он не имеет цвета, он невидимый, но его можно почуствовать и это его свойство обозначим вот такой карточкой

Воспитатель: А вы знаете, как можно увидеть воздух?

Ответы детей

Опыт №3 «Воздух в человеке»

Цель: подвести детей к пониманию того, что в человеке есть воздух.

Воспитатель: Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее. Что происходит?

 Дети: Выходят пузырьки.

 Воспитатель Пузырьки – это что?

Ответы детей:

Воспитатель: Почему появились пузырьки? выходит воздух

Ответы детей: Выходит воздух.

Воспитатель: Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Вот мы и узнали третий секрет воздуха: в человеке есть воздух.Отметим результаты опыта с помощью карточки («изображение человека»).

Дыхательная гимнастика:

Подуем на плечо,

Подуем на другое.

Нам солнце горячо

Пекло  дневной порою.

Подуем и на грудь мы

И грудь свою остудим.

Подуем и на облака

И остановимся пока!

Опыт №4 «Что в стакане?»

Цель: подвести детей к пониманию того, что воздух есть внутри предметов.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это у меня в руке?

Дети: Стакан.

Воспитатель: Есть в нем что-нибудь?

 Дети: Нет, он пустой.

Воспитатель Давайте проверим. Перевернем стакан вверх дном и будем медленно опускать в воду. Нужно держать ровно. Попадает ли вода в стакан?

Ответы детей:

Воспитатель: Достаем стакан. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри? Дети трогают стакан, отмечают, что он сухой. Воспитатель: Почему стакан остался сухим?

Ответы детей: В стакане был воздух, и он не пустил воду.

Воспитатель: А теперь, немного наклоним стакан и снова попробуем опустить в воду. Что происходит?

Ответы детей: Воздух выходит из стакана, а его место занимает вода.

Воспитатель: Правильно, вода постепенно вытесняет из стакана воздух, занимая его место. Молодцы, открыли и четвертый секрет воздуха. Внутри предметов, даже если они кажутся пустыми, есть воздух. Отметим наше наблюдения с помощью вот такой карточки («пустой стакан»). Значит, воздух везде вокруг нас.

Опыт №5 «Имеет ли воздух запах?» 

Цель: подвести детей к пониманию того, что воздух не имеет запаха, но имеет свойство его передавать.

Воспитатель: Ребята, у меня возник вопрос: «Имеет ли воздух запах?» (варианты ответов детей).  Как мы это можем проверить? Дети: Понюхать воздух.

Воспитатель:А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса?

Дети: Без вкуса.

 Воспитатель:Вдохните воздух носом. Какого он запаха?

Дети: Без запаха.

По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Воспитатель: Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы Попробуем из контейнеров втянуть воздух носом. Пахнет? (варианты ответов детей). Вы замечательно справились. Что вы почувствовали?

Вывод: Воздух – не имеет запах, но воздух способен передавать запахи.

Отметим наше наблюдения с помощью вот такой карточки

Воспитатель: А сейчас у нас минутка для отдыха. Посмотрите, что я еще принесла (мыльные пузыри). Я буду дуть пузыри, вы должны, как можно больше их лопнуть.

   Игра малой подвижности «Поймай мыльный пузырь» (запись «Мыльные пузыри») Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему пузыри летают? Дети: Легкие, воздушные

Воспитатель: Что находится внутри мыльных пузырей?

Дети:  Воздух.

Воспитатель: Ребята, когда мы выдуваем воздух на петельку с мыльным раствором, то мыльная пленка наполняется воздухом, становится круглой формы и отрывается от петельки.

Ребята .а как вы думаете двигаться

воздух может?

Опыт№6 «Воздух может двигаться» 

Цель: подвести детей к пониманию того, что воздух движется.

Воспитатель: Ребята, когда я утром шла в детский сад, то увидела, как калитка то откроется, то закроется. Как думаете почему?

Ветер – это движение воздуха.

Воспитатель:  У вас есть веера, помашите ими. Чувствуете движение воздуха?

 А увидеть движение воздуха мы можем?

Ответы детей:

Воспитатель: Движение воздуха хорошо видно в ветреную погоду, т.к. ветер – это и есть движение воздуха.

Воспитатель: Мы узнали шестой секрет (воздух может двигаться). 

Отметим с помощью вот такой карточки («качающееся на ветру дерево»).

 Уважаемые ученые, мы так много говорили сегодня о свойствах воздуха, но ничего не сказали о том  ,что можно ли услышать воздух? Как его можно услышать?

Ответы детей:

Опыт №7 « Слышим звуки с помощью воздуха»

Цель: подвести детей к пониманию того, что воздух можно услышать разными способами.

Воспитатель: Возьмите свисток и подуйте с краю. Что вы слышите?

Дети: Звук .

Воспитатель: А вот это что ребята? Попробуйте на них поиграть. Что вы слышите?

Дети: Звук.

Воспитатель:  С помощью воздуха мы можем играть на музыкальных инструментах. Это духовые инструменты. Одинаковый звук получается?

Дети: Нет, инструменты звучат по разному.

Воспитатель: А теперь приложите пальцы к горлу и произнесите разные звуки: «л», «м», «а», «у». Что вы чувствуете пальцами?

 Дети: Горлышко дрожит.

Воспитатель: Значит, мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху, который выходит из нашего горла.

Вывод: воздух можно услышать разными способами.

Воспитатель: А какие в природе мы слышим звуки, которые переносит воздух? Когда дует ветер, он гонит воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой, шелест листвы)

Звуки (запись)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздухом еще можно и рисовать?

Ответы детей

Воспитатель: Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать?

Воспитатель: Сейчас мы с вами при помощи воздуха, красок и трубочки будем рисовать. Нужно капнуть каплю акварели на бумагу с помощью кисточки и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны.

-Давайте пофантазируем, на что похожа клякса? Молодцы, ребята, красивые рисунки у вас получились! Вечером

мы с вами дорисуем нашу работу.

Задает проблемные вопросы. Обобщает ответы детей.

 

Предлагает закрыть нос, рот.

Задаёт обобщающие вопросы, подводит детей к пониманию того, что воздух нужен всему живому.

выставляет карточкау– символ

Задает проблемные вопросы. Обобщает ответы детей.

Воспитатель раздаёт детям пакеты,

Предлагает поймать воздух с помощью пакетов,  сделать вывод о прозрачности воздуха.

Наблюдает за детьми во время выполнения задания.

На доску выставляет карточку – символ

Предлагает опустить трубочку в стакан с водой и подуть в неё.

Проводит дыхательную гимнастику.

Предлагает детям определить есть ли воздух внутри предметов.

 

Наблюдает за детьми во время выполнения задания.

Подводит  детей к пониманию того, что воздух не имеет запаха, но имеет свойство его передавать.

Задает вопросы

Открывает емкости с измельчёнными продуктами: апельсином, луком, яблоком, чесноком.

Проводит игру малой подвижности «Поймай мыльный пузырь»

Подводит детей к пониманию того, что воздух движется.

Подводит детей к пониманию того, что воздух можно услышать разными способами.

 

Показывает музыкальные и нструменты)

Предлагает поиграть на музыкальных инструментах

показывает музыкальные инструменты)

Предлагает поиграть на музыкальных инструментах

Приглашает детей к совместной деятельности, выражает восхищение.

Показывает технику кляксографиию

Акцентирует внимание на последовательности выполнения задания.

Наблюдает за детьми, оказывает помощь в выполнении

Делают открытия, наблюдают.

Выполняют практическую работу.

Действуют согласно инструкции.

Отвечают на вопросы.

Убеждаются на собственном опыте, что воздух нужен всему живому

Отвечают на вопросы

Делают открытия, наблюдают.

Выполняют практическую работу.

Одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками.

Ловят воздух пакетами. Делают вывод, что воздух прозрачный.

Дуют в трубочку. Делают вывод: в человеке есть воздух

Выполняют движения согласно тексту гимнастики.

Опускают перевернутый вверх дном стакан в емкость с водой. Делают вывод: внутри предметов есть воздух.

Втягивают носом из контейнера воздух. Делают вывод, что воздух не имеет запаха, но способен его передавать.

Веером создают движение воздуха

Участвуют в планировании собственной деятельности.

Определяют цвета, какие будут использовать.

Практическая деятельность.

Действуют согласно инструкции.

рисуют.

Фантазируют

Проговаривают новые слова за воспитателем.

Проявляют инициативу. Рассматривают узоры, делают анализ.

Выполняют практическую работу

Умеют работать индивидуально, проводя опыты, наблюдать, делать выводы.

Умеют высказывать свое суждение.

Умеют работать в группе.

Умеют обобщать результаты опыта

Умеют действовать по инструкции, делать вывод из наблюдений.

Умеют работать индивидуально, проводя опыты, наблюдать, делать выводы.

Умеют действовать по инструкции, делать вывод из наблюдений.

Умеют действовать по инструкции, делать вывод из наблюдений

Умеют высказывать свое суждение.

Умеют работать в группе.

Умеют обобщать результаты опыта.

Умение планировать самостоятельную деятельность

Умение выражать чувства;

Умение

подбирать

необходимые материалы для работы.

Проявляют творческую активность в процессе изобразительной деятельности;

Умение делать логический вывод;

Умение следовать правилам.

5. Рефлексия.

Цель: Осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы.

Воспитатель:  Ребята, мы сегодня многое узнали о воздухе. Ответьте на главный вопрос: зачем нужен воздух человеку, животным, растениям - всему живому?

Дети: Чтобы дышать и жить, без воздуха мы задохнемся)

Воспитатель: Вывод: воздух необходим для дыхания, для жизни. Очень важно открывать форточку, проветривать, чтоб в комнате всегда был свежий воздух.

Воспитатель: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты?

Ответы детей:

Воспитатель:Какой опыт вам показался интересным больше всего?

Ответы детей:

Воспитатель: Что вы сегодня узнали нового?

Ответы детей:

Воспитатель: Ой, ребята, слышите, нас зовёт Воздушный человечек?

Воздушный человечек: Ребята, давайте проверим, правильно ли я все понял?

Воспитатель: Вот мы сейчас и проверим. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зелёный. Вместо ответа на утверждения воздушного человечка вы будете показывать кружки. Если вы согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны!

Воздушный человечек: 

     Воздух окружает нас со всех сторон?

С помощью воздуха можно услышат звуки?

Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим?

Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов?

Человек может жить без воздуха?

Ветер – это движение воздуха?

Воздушный человечек: Молодцы уважаемые ученые! Вы все прекрасно потрудились в лаборатории и я вместе с вами узнал много нового и полезного о воздухе, и я приготовил для вас подарки. Я  хочу подарить вам предмет с воздухом. Это воздушный шарик!

Дети: Спасибо!

Совместная с детьми оценка процесса и результата деятельности.

Выражает восхищение.

Подводит итоги НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, эмоционального состояния.

Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы, своего эмоционального состояния.

Умеют оценивать результат своей деятельности.

Осознание себя как участника познавательного творческого процесса.

Сформированность элементарных навыков самооценки.

6. Открытость

Воспитатель: На следующем занятии мы вновь придем в нашу лабораторию и будем проводить другие опыты. Мы откроем новую страничку из окружающего нас мира.

-До новых встреч в лаборатории!

Обсуждает с детьми продолжение работы в разных формах самостоятельной деятельности.

Эмоционально настраиваются на дальнейшую совместную и индивидуальную работу.

Умение планировать свои дальнейшие действия с учетом полученных знаний, умений, приобретенного опыта.



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Тема: «Удивительный воздух» (эксперименты с воздухом)

Возрастная группа: старшая (5-6 лет)

Форма НОД: познавательно-исследовательская

Форма организации: фронтальная, индивидуальная

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Учебно-методический комплект: Сборник опытов и экспериментов для развития познавательной активности старших дошкольников.

Цель: Создание условий для раскрытия у детей понятия «Воздух», выявления его свойств. (Создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования.) 

Задачи:

образовательные: опытным путем выявить свойства воздуха и его значимость; актуализировать знания детей о воздухе; учить самостоятельно делать выводы в процессе экспериментирования; обогащать словарный запас детей (лаборатория, опыты, эксперименты, ученые); познакомить детей с нетрадиционной техникой -кляксографией. 

развивающие: продолжать развивать у детей старшего дошкольного возраста мышление, внимание, любознательность, наблюдательность, познавательные процессы (мышление, речь, внимание, восприятие) посредством экспериментальной деятельности ; развивать речь;  развивать способность делать выводы;

воспитательные: воспитывать у детей умение слушать воспитателя, сверстников; воспитывать у детей чувство товарищества, взаимопомощи, бережного отношения к окружающей среде, позитивного отношения к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами; соблюдать правила поведения в лаборатории

Методы и приёмы: словесный, наглядный: показ иллюстраций, показ способа действия практические: проведение опытов, экспериментирование, дыхательная гимнастика, сюрпризный момент.

Средства:

наглядные: демонстрация картинок, картина «Лаборатория»

литературные: беседа, объяснения, словесная игра, чтение стихотворений, загадок.

мультимедийные  –  ноутбук, презентация, музыка.

Предварительная работа: беседы о воздухе, рассказы, загадки про явления природы, эксперименты 

Оборудование: полиэтиленовые пакеты, палочки на каждого, ёмкости с водой, пластиковые стаканчики с водой, трубочки для коктейля (по количеству детей), карточки – символы, мыльные пузыри, воздушные шары, указка, апельсин, лук,. чеснок, яблоко, свежий огурец, музыкальные инструменты, запись звуков (шелест листвы, пение птиц, веера из бумаги на каждого ребенка, краски, альбомный лист, баночка с водой на каждого, кисточка, схемы опытов ,кружочки зеленые и красные на каждого ребенка

Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание  деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

1. Мотивация к деятельности

Цель: Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Сюрпризный момент

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте со всеми поздороваемся.

Игра на общение

Воспитатель:

Станем рядышком, друг с другом,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся

Дети: «Здравствуйте!» Воспитатель:  Ребята, посмотрите что у меня в руках? (шкатулка) Вы хотите узнать, что у неё внутри?

Дети: Шкатулка пустая, в ней ничего нет

Воспитатель: Я с вами не согласна, она не пустая в ней что-то есть, а что, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но всё же,

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Воспитатель: Ребята, что же это такое?

Дети: «Воздух»

Воспитатель: Правильно, это воздух!

Из-за двери раздаётся голос

Воздушный человечек: Ой, помогите, спасите, лечу!

Воспитатель: Кто это там кричит?

Здравствуй, Воздушный человечек! Как ты к нам попал?

Воздушный человечек: Здравствуйте ребята! Я гулял, но вдруг ветер подхватил меня и понес, понес и принес к вам в детский сад. Как у вас здесь интересно! А что это вы здесь делаете? Можно мне остаться?

Воспитатель: Конечно, оставайся. Мы сегодня с ребятами говорим о воздухе.

Воздушный человечек: 

О воздухе? А что такое воздух? Что-то я о нем слышал, и никогда с ним не встречался. Может, его вовсе нет?

Воспитатель: Погоди, воздушный человечек, я знаю, что воздух вокруг нас.

Воздушный человечек: Ничего я не вижу. Где же он? Куда он спрятался?

Воспитатель: Никуда он не спрятался. Ребята, давайте докажем Воздушному человечку что воздух действительно есть. Оставайся с нами, Воздушный человечек, и ты сам всё поймёшь!

Воздушный человечек: Хорошо, ребята! Я останусь!

Воспитатель:  Присаживайся!

Устанавливает зрительный контакт, эмоционально включает в действие.

Заинтересовывает детей вопросами, стимулирующими процесс мышления, интерес.

открывает шкатулку, она пустая

Загадывает загадку

Из-за двери раздаётся голос

В комнату залетает Воздушный человечек

Задает вопросы

Задает вопросы

Предлагает герою присесть

Стоят в кругу

Выражают эмоции по средствам мимики, слов. Слушают приветствие.

Садятся полукругом на стульчики

Выражают различные эмоции. Принимают активное участие в разгадывание загадки.

Отгадывают загадку

Отвечают на вопросы.

Психологическая готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания.

Включение

детей

деятельность.

Эмоциональный

настрой.

2. Поиск, решение задачи, проблемы

Цель: Опора на опыт детей, необходимый для «открытия нового знания», освоения нового способа, умения, выработка навыка.

Воспитатель: Ребята, а что же такое воздух?

Дети: Это то, чем мы дышим

Воспитатель: Правильно .воздух это то т, чем мы с вами дышим.

А как вы думаете, внутри детского сада есть воздух? Для того, чтобы это узнать, мы сейчас с вами превратимся в маленьких учёных. Мы сегодня с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?

Дети: Лаборатория .(слайд)

Воспитатель: Правильно! В лаборатории надо соблюдать определенные правила. Какие?

Дети: Соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

Выявление «знания-незнания».

Задает вопрос проблемного характера.

Организует поиск ответа на вопрос, решение проблемы, задачи.

Поощряет детей к высказыванию.

Отвечают на вопрос.

Выражают собственные мысли.

Играют в игру.

Умеют включаться в обсуждение проблемы.

3. Планирование деятельности. Совместное обсуждение решения задачи, проблемы.

Цель: Совместное определение конкретных действий.

Воспитатель: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов).

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать

Качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

Обсуждение с детьми плана предстоящей деятельности, обеспечивающей соучастие детей в определении содержания и форм совместной деятельности.

Предлагает детям провести эксперименты.

Участвуют в планировании собственной деятельности.

Шагают по кругу, затем идут до столов.

Готовность к предстоящей деятельности.

Способность самостоятельно планировать свою деятельность.

4. «Открытие» ребенком нового знания, освоения умения, способа деятельности

Цель: формирование представлений о свойствах воздуха.

Дыхательная гимнастика

Музыкальная разминка

(с музыкальным сопровождением).

Воспитатель: Вот мы и очутились в научной лаборатории

Мы опыты начинаем

Интересно здесь бывает

Постарайтесь все понять

Много нужно здесь узнать

Ребята, а вы знаете, что человек может прожить без еды – 30 дней, без воды – 15 дней, а без воздуха не сможет прожить и 5 минут. Давайте, проверим.

Опыт №1«Не дышу» 

Цель: подвести к пониманию того, что человек не может жить без воздуха

Воспитатель: давайте попробуем зажать нос двумя пальцами и закрыть рот. Не дышите!  (пауза). Легко?  Почему вы убрали руку и открыли рот?

Дети: Начали задыхаться.

Воспитатель: Чего вам не хватало?

Дети: Воздуха.

 Воспитатель: Хорошо вам было без воздуха?

 Дети: Нет, человек без воздуха погибнет.

Воспитатель: Дети, можем мы долго находиться без воздуха?

 Дети: Нет.                          

Вывод: человек не может жить без воздуха

Воспитатель: Молодцы! Я хочу вам сказать, что ученые результаты своих исследований записывают. Для чего? Давайте и мы с вами будем это делать с помощью картинок – символов. Человек не может жить без воздуха- и мы с вами обозначим этот вывод вот такой карточкой. На доску выставляется карточка – символ

Воспитатель: Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте. (Ответы детей)

Опыт №2 «Воздух прозрачный». 

Цель: подвести детей к пониманию того, что воздух – прозрачный, он не имеет цвета, он невидимый.

Воспитатель: Ребята, а скажите мне, пожалуйста, мы с вами сейчас воздух видим?

Ответы детей.

Воспитатель: Почему мы его не видим?

Дети: Он прозрачный, бесцветный, невидимый.

Воспитатель: А он все таки есть в нашей группе? Как можно проверить есть ли он в нашей группе?

Предположения детей.

Воспитатель:  А я предлагаю поймать воздух с помощью пакетов.

Воспитатель Что произошло с пакетами? Они надулись, похожи на подушку. Что в них находится?

Дети: Воздух. Мы видим, что воздух в пакете?

Воспитатель:  Посмотрите сквозь пакет, он прозрачный.

Вывод: воздух бесцветный.

Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим, можно ли воздух почувствовать? Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Дети: Шипение, воздух выходит.

Вывод: воздух можно почувствовать.

Воспитатель: Молодцы! Воздух – прозрачный, он не имеет цвета, он невидимый, но его можно почуствовать и это его свойство обозначим вот такой карточкой

Воспитатель: А вы знаете, как можно увидеть воздух?

Ответы детей

Опыт №3 «Воздух в человеке»

Цель: подвести детей к пониманию того, что в человеке есть воздух.

Воспитатель: Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее. Что происходит?

 Дети: Выходят пузырьки.

 Воспитатель Пузырьки – это что?

Ответы детей:

Воспитатель: Почему появились пузырьки? выходит воздух

Ответы детей: Выходит воздух.

Воспитатель: Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Вот мы и узнали третий секрет воздуха: в человеке есть воздух.Отметим результаты опыта с помощью карточки («изображение человека»).

Дыхательная гимнастика:

Подуем на плечо,

Подуем на другое.

Нам солнце горячо

Пекло  дневной порою.

Подуем и на грудь мы

И грудь свою остудим.

Подуем и на облака

И остановимся пока!

Опыт №4 «Что в стакане?»

Цель: подвести детей к пониманию того, что воздух есть внутри предметов.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это у меня в руке?

Дети: Стакан.

Воспитатель: Есть в нем что-нибудь?

 Дети: Нет, он пустой.

Воспитатель Давайте проверим. Перевернем стакан вверх дном и будем медленно опускать в воду. Нужно держать ровно. Попадает ли вода в стакан?

Ответы детей:

Воспитатель: Достаем стакан. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри? Дети трогают стакан, отмечают, что он сухой. Воспитатель: Почему стакан остался сухим?

Ответы детей: В стакане был воздух, и он не пустил воду.

Воспитатель: А теперь, немного наклоним стакан и снова попробуем опустить в воду. Что происходит?

Ответы детей: Воздух выходит из стакана, а его место занимает вода.

Воспитатель: Правильно, вода постепенно вытесняет из стакана воздух, занимая его место. Молодцы, открыли и четвертый секрет воздуха. Внутри предметов, даже если они кажутся пустыми, есть воздух. Отметим наше наблюдения с помощью вот такой карточки («пустой стакан»). Значит, воздух везде вокруг нас.

Опыт №5 «Имеет ли воздух запах?» 

Цель: подвести детей к пониманию того, что воздух не имеет запаха, но имеет свойство его передавать.

Воспитатель: Ребята, у меня возник вопрос: «Имеет ли воздух запах?» (варианты ответов детей).  Как мы это можем проверить? Дети: Понюхать воздух.

Воспитатель:А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса?

Дети: Без вкуса.

 Воспитатель:Вдохните воздух носом. Какого он запаха?

Дети: Без запаха.

По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Воспитатель: Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы Попробуем из контейнеров втянуть воздух носом. Пахнет? (варианты ответов детей). Вы замечательно справились. Что вы почувствовали?

Вывод: Воздух – не имеет запах, но воздух способен передавать запахи.

Отметим наше наблюдения с помощью вот такой карточки

Воспитатель: А сейчас у нас минутка для отдыха. Посмотрите, что я еще принесла (мыльные пузыри). Я буду дуть пузыри, вы должны, как можно больше их лопнуть.

   Игра малой подвижности «Поймай мыльный пузырь» (запись «Мыльные пузыри») Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему пузыри летают? Дети: Легкие, воздушные

Воспитатель: Что находится внутри мыльных пузырей?

Дети:  Воздух.

Воспитатель: Ребята, когда мы выдуваем воздух на петельку с мыльным раствором, то мыльная пленка наполняется воздухом, становится круглой формы и отрывается от петельки.

Ребята .а как вы думаете двигаться

воздух может?

Опыт№6 «Воздух может двигаться» 

Цель: подвести детей к пониманию того, что воздух движется.

Воспитатель: Ребята, когда я утром шла в детский сад, то увидела, как калитка то откроется, то закроется. Как думаете почему?

Ветер – это движение воздуха.

Воспитатель:  У вас есть веера, помашите ими. Чувствуете движение воздуха?

 А увидеть движение воздуха мы можем?

Ответы детей:

Воспитатель: Движение воздуха хорошо видно в ветреную погоду, т.к. ветер – это и есть движение воздуха.

Воспитатель: Мы узнали шестой секрет (воздух может двигаться). 

Отметим с помощью вот такой карточки («качающееся на ветру дерево»).

 Уважаемые ученые, мы так много говорили сегодня о свойствах воздуха, но ничего не сказали о том  ,что можно ли услышать воздух? Как его можно услышать?

Ответы детей:

Опыт №7 « Слышим звуки с помощью воздуха»

Цель: подвести детей к пониманию того, что воздух можно услышать разными способами.

Воспитатель: Возьмите свисток и подуйте с краю. Что вы слышите?

Дети: Звук .

Воспитатель: А вот это что ребята? Попробуйте на них поиграть. Что вы слышите?

Дети: Звук.

Воспитатель:  С помощью воздуха мы можем играть на музыкальных инструментах. Это духовые инструменты. Одинаковый звук получается?

Дети: Нет, инструменты звучат по разному.

Воспитатель: А теперь приложите пальцы к горлу и произнесите разные звуки: «л», «м», «а», «у». Что вы чувствуете пальцами?

 Дети: Горлышко дрожит.

Воспитатель: Значит, мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху, который выходит из нашего горла.

Вывод: воздух можно услышать разными способами.

Воспитатель: А какие в природе мы слышим звуки, которые переносит воздух? Когда дует ветер, он гонит воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой, шелест листвы)

Звуки (запись)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздухом еще можно и рисовать?

Ответы детей

Воспитатель: Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать?

Воспитатель: Сейчас мы с вами при помощи воздуха, красок и трубочки будем рисовать. Нужно капнуть каплю акварели на бумагу с помощью кисточки и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны.

-Давайте пофантазируем, на что похожа клякса? Молодцы, ребята, красивые рисунки у вас получились! Вечером

мы с вами дорисуем нашу работу.

Задает проблемные вопросы. Обобщает ответы детей.

 

Предлагает закрыть нос, рот.

Задаёт обобщающие вопросы, подводит детей к пониманию того, что воздух нужен всему живому.

выставляет карточкау– символ

Задает проблемные вопросы. Обобщает ответы детей.

Воспитатель раздаёт детям пакеты,

Предлагает поймать воздух с помощью пакетов,  сделать вывод о прозрачности воздуха.

Наблюдает за детьми во время выполнения задания.

На доску выставляет карточку – символ

Предлагает опустить трубочку в стакан с водой и подуть в неё.

Проводит дыхательную гимнастику.

Предлагает детям определить есть ли воздух внутри предметов.

 

Наблюдает за детьми во время выполнения задания.

Подводит  детей к пониманию того, что воздух не имеет запаха, но имеет свойство его передавать.

Задает вопросы

Открывает емкости с измельчёнными продуктами: апельсином, луком, яблоком, чесноком.

Проводит игру малой подвижности «Поймай мыльный пузырь»

Подводит детей к пониманию того, что воздух движется.

Подводит детей к пониманию того, что воздух можно услышать разными способами.

 

Показывает музыкальные и нструменты)

Предлагает поиграть на музыкальных инструментах

показывает музыкальные инструменты)

Предлагает поиграть на музыкальных инструментах

Приглашает детей к совместной деятельности, выражает восхищение.

Показывает технику кляксографиию

Акцентирует внимание на последовательности выполнения задания.

Наблюдает за детьми, оказывает помощь в выполнении

Делают открытия, наблюдают.

Выполняют практическую работу.

Действуют согласно инструкции.

Отвечают на вопросы.

Убеждаются на собственном опыте, что воздух нужен всему живому

Отвечают на вопросы

Делают открытия, наблюдают.

Выполняют практическую работу.

Одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками.

Ловят воздух пакетами. Делают вывод, что воздух прозрачный.

Дуют в трубочку. Делают вывод: в человеке есть воздух

Выполняют движения согласно тексту гимнастики.

Опускают перевернутый вверх дном стакан в емкость с водой. Делают вывод: внутри предметов есть воздух.

Втягивают носом из контейнера воздух. Делают вывод, что воздух не имеет запаха, но способен его передавать.

Веером создают движение воздуха

Участвуют в планировании собственной деятельности.

Определяют цвета, какие будут использовать.

Практическая деятельность.

Действуют согласно инструкции.

рисуют.

Фантазируют

Проговаривают новые слова за воспитателем.

Проявляют инициативу. Рассматривают узоры, делают анализ.

Выполняют практическую работу

Умеют работать индивидуально, проводя опыты, наблюдать, делать выводы.

Умеют высказывать свое суждение.

Умеют работать в группе.

Умеют обобщать результаты опыта

Умеют действовать по инструкции, делать вывод из наблюдений.

Умеют работать индивидуально, проводя опыты, наблюдать, делать выводы.

Умеют действовать по инструкции, делать вывод из наблюдений.

Умеют действовать по инструкции, делать вывод из наблюдений

Умеют высказывать свое суждение.

Умеют работать в группе.

Умеют обобщать результаты опыта.

Умение планировать самостоятельную деятельность

Умение выражать чувства;

Умение

подбирать

необходимые материалы для работы.

Проявляют творческую активность в процессе изобразительной деятельности;

Умение делать логический вывод;

Умение следовать правилам.

5. Рефлексия.

Цель: Осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы.

Воспитатель:  Ребята, мы сегодня многое узнали о воздухе. Ответьте на главный вопрос: зачем нужен воздух человеку, животным, растениям - всему живому?

Дети: Чтобы дышать и жить, без воздуха мы задохнемся)

Воспитатель: Вывод: воздух необходим для дыхания, для жизни. Очень важно открывать форточку, проветривать, чтоб в комнате всегда был свежий воздух.

Воспитатель: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты?

Ответы детей:

Воспитатель:Какой опыт вам показался интересным больше всего?

Ответы детей:

Воспитатель: Что вы сегодня узнали нового?

Ответы детей:

Воспитатель: Ой, ребята, слышите, нас зовёт Воздушный человечек?

Воздушный человечек: Ребята, давайте проверим, правильно ли я все понял?

Воспитатель: Вот мы сейчас и проверим. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зелёный. Вместо ответа на утверждения воздушного человечка вы будете показывать кружки. Если вы согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны!

Воздушный человечек: 

     Воздух окружает нас со всех сторон?

С помощью воздуха можно услышат звуки?

Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим?

Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов?

Человек может жить без воздуха?

Ветер – это движение воздуха?

Воздушный человечек: Молодцы уважаемые ученые! Вы все прекрасно потрудились в лаборатории и я вместе с вами узнал много нового и полезного о воздухе, и я приготовил для вас подарки. Я  хочу подарить вам предмет с воздухом. Это воздушный шарик!

Дети: Спасибо!

Совместная с детьми оценка процесса и результата деятельности.

Выражает восхищение.

Подводит итоги НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, эмоционального состояния.

Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы, своего эмоционального состояния.

Умеют оценивать результат своей деятельности.

Осознание себя как участника познавательного творческого процесса.

Сформированность элементарных навыков самооценки.

6. Открытость

Воспитатель: На следующем занятии мы вновь придем в нашу лабораторию и будем проводить другие опыты. Мы откроем новую страничку из окружающего нас мира.

-До новых встреч в лаборатории!

Обсуждает с детьми продолжение работы в разных формах самостоятельной деятельности.

Эмоционально настраиваются на дальнейшую совместную и индивидуальную работу.

Умение планировать свои дальнейшие действия с учетом полученных знаний, умений, приобретенного опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля - воздух» (эксперименты с воздухом)».

Тема: «Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля - воздух» (эксперименты с воздухом)»....

Видео занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля - воздух» (эксперименты с воздухом)

МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида»  Ичалковского муниципального района Республики Мордовия» с. Кемля     Тема: «Открыт...

План (конспект) НОД «Удивительный воздух» (эксперименты с воздухом)

План (конспект) НОД  «Удивительный воздух» (эксперименты с воздухом)Автор-разработчик: Феничева Л.А.Длительность: 25 минутЦель: познакомить детей с основными свойствами воздуха.Задачи...

Конспект НОД в старшей группе «Удивительный воздух» (эксперименты с воздухом)

Экспериментальная деятельность старших дошкольников, является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (пос...