ОТЧЕТ ПО РАБОТЕ ВОСПИТАНИЯ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «СОЛНЫШКО».
материал (средняя группа)

Материал будет полезен воспитателям средних групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_etiketu.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад им. Ю.А.Гагарина»

ОТЧЕТ ПО РАБОТЕ

ВОСПИТАНИЯ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «СОЛНЫШКО».

за 1 полугодие 2022 - 2023 учебного года

Воспитатели: Никитина Е.В.

Пукова Г.В.

г. Гагарин

2023 г.

ОТЧЕТ ПО РАБОТЕ

ВОСПИТАНИЯ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «СОЛНЫШКО».

Актуальность исследования проблемы воспитания речевого этикета у дошкольников обусловлена сложившейся в настоящее время социально-экономической и культурной ситуацией, характеризующейся острыми конфликтами на почве духовного и нравственного кризиса общества, связанного с утратой культурных способов регулирования взаимоотношений между субъектами общения, как на межгосударственном, так и на личностном уровнях.

Частным проявлением кризиса культуры является низкая культура речевого общения. В современной языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, продолжает набирать силу процесс «огрубления» нравов общества, что влечет за собой увеличение в детской речи лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов.

Общество нуждается в образованной, воспитанной личности. Только она способна «выжить» в условиях трудного процесса становления демократизации. Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, умение пользоваться языковыми выразительными средствами – надежная гарантия личностного успеха.

Дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи, и если определенный уровень владения родным языком не достигнут к 5 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Дети, не владеющие навыками культуры общения, менее успешны в познавательной деятельности и, следовательно, испытывают в дальнейшем трудности при адаптации к школе.

Усваивая этикетную лексику, ребенок «присваивает» часть социального речевого опыта народа, овладевает культурно-речевыми эталонами, характерными для той культурной среды, в которой он находится. Введение словесных формул речевого этикета в общую систему речевого взаимодействия дошкольника с окружающими взрослыми и сверстниками будет способствовать формированию комфортного коммуникативного поля и оказывать безусловное влияние на духовный мир ребенка.

Этикет является достоянием и показателем культуры, основой воспитанного человека, помогающей понимать как необходимо вести себя в жизненных ситуациях современного общества, находить общий язык с другими людьми.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования содержание образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие» направлено на:

– усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

– развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

– владение речью как средством общения и культуры .

В связи с этим, считаем проблему воспитания речевого этикета у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности чрезвычайно актуальной.

Обучение основным правилам речевого этикета будет успешным, если оно будет проходить в игровой форме. Игра – одна из важных моментов жизни ребенка, а также одно из наиболее эффективных средств формирования поведения детей с позиции современного этикета. В играх ребенку предоставляется возможность осваивать окружающий его предметный мир и отношения взрослых; экспериментировать и пользоваться предметами в соответствии со своим воображением; доступно и интересно формировать у себя представления о том, как принято вести себя в той или иной ситуации и подумать над своими манерами поведения.

Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, производственные и т.д. Любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали. Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется –добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольной образовательной организации.

Необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения со сверстниками, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели.

Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения. Воспитание культуры общения осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом.

Педагогу дошкольной образовательной организации необходимо обратить особое внимание на то, как ребенок общается со своими родными, сверстниками, как он поступает в тех или иных ситуациях. Если же проявляются какие-то негативные проявления, их можно вовремя скорректировать и избежать.

И.Н. Курочкина предлагает проводить обучение дошкольников правилам этикета.

Данная работа проходит в два этапа: на первом, в младшей и средней группах, формируются первичные представления о поведенческих правилах. Педагог только называет правило и следит за его соблюдением. На втором этапе, в старшей и подготовительной группах, даются этикетные понятия, связи правил поведения, их нравственная и эстетическая основа. От дошкольника требуют осознанного выполнения правил этикета, понимание их целесообразности и разумности. На этом этапе формирование основ поведенческой культуры у детей проходит по следующему циклу:

а) знать этикетное правило;

б) понимать его разумность и необходимость;

в) уметь его применять;

г) эмоционально переживать успешность или неудачу его выполнения .

Опираясь на данное исследование, мы предлагаем основные рекомендации по организации игр:

- дети главные участники игровой деятельности, и они должны быть активно в нее включены;

- в ходе игровой деятельности обращать внимание детей на нормы поведения, как социального, так и речевого характера;

- усложнять игровые задачи и ситуации.

Для эффективного использования выше указанных рекомендаций в образовательный процесс можно включить следующее:

1. Игровые ситуации: «В автобусе». Создается ситуация, в которой показано как нужно правильно себя вести в общественном транспорте, а именно возможность уступить место взрослому пожилому человеку, при этом, сказав вежливые слова «Присаживайтесь, пожалуйста»; «В гостях». Приглашаем гостя и ухаживаем за ним: предлагаем чай, ведем беседу; «Научим Хрюшу говорить спасибо», «Волшебные слова».

2. Этические беседы, целью которых является возможность дать детям представления о нравственных нормах поведения: «Мы вежливые», «Хорошие поступки», «Вместе весело шагать», «Творим добро».

Ценность беседы заключается в том, что взрослый учит ребёнка логически мыслить,

помогает думать, поднимает от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования. В беседе ребёнок должен припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. В беседе вместе с мышлением развивается речь. Формируются диалогические и монологические формы разговорной речи: умения слушать и понимать собеседника, ясно выражать свои мысли вслове. Обучение детей умению вести разговор, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитание навыков культуры поведения: ребёнок должен научиться внимательно слушать того, кто говорит, не перебивать собеседника. В беседе воспитываются сдержанность вежливость и в целом культура речевого общения.

3. Чтение детской художественных произведений (В. Маяковский «Что такое хорошо, а что такое плохо», В. Осеева «Волшебное слово» и др.). Большое значение имеет чтение книг с нравственным содержанием. В них через художественные образы формируются нравственные качества. Чтение таких книг обязательно сопровождается беседой. Дети учатся оценивать поступки персонажей, их мотивы. Педагог помогает детям осмысливать отношение к героям, добивается понимания главной идеи.

4. Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова.

5. Сюжетно-ролевые игры – с помощью таких игр дети учатся правильно общаться, правильно вести себя, так как в сюжетно-ролевой игре могут быть различные жизненные ситуации.

6. Дидактические игры: «Назови все вежливые слова», «Самый вежливый» и т.д.

Анализ исследования С.В. Петериной  показал, что детей следует знакомить с основными правилами речевого этикета с раннего детства. Для начала, детей можно познакомить со следующими правилами:

- Будь добрым и вежливым со сверстниками и взрослыми.

- При встрече – говори «Здравствуйте», «Добрый день, «Привет», при расставании – прощайся «До свидания», «Пока».

- Говори вежливые слова «извините», «спасибо», «пожалуйста».

- Ни в коем случае не перебивай.

В свою очередь, педагог должен учитывать то, что знания и понимание речевого этикетного правила еще не обеспечивают его выполнение ребенком. Для воспитания речевого этикетного поведения, необходимо следующие условия:

1. Позитивный настрой на занятиях и в повседневной жизни. Нельзя никого из воспитанников забыть или обидеть. Обращения по именам, похвала, призы и прочие увлекающие детей способы обучения помогут в создании позитивного настроя.

2. Пример взрослых, и, прежде всего воспитателя. Ребенок видит и оценивает взрослых, прощает или не прощает ошибки, допущенные ими. Воспитателю желательно всегда оценивать свое поведение с позиций доказательности, разумности и необходимости соблюдения этикета и соответствия своим собственным поучительным словам. Все должно быть продумано для достижения главной цели-создания творческой и доброжелательной обстановки, в которой развивается личность ребенка.

3. Связь с семьей. Эта связь позволяет сохранить единство и преемственность требований. Общая цель и семьи, и детского сада – хорошо воспитанный, культурный и образованный человек, которого мы вместе создаем из малыша, являясь в этом важнейшем деле сотрудниками.

4. Большую роль в обучении и воспитании поведенческой культуры играет родной язык. Обучение же правильному и красивому поведению в свою очередь способствует речевому развитию воспитанника. С помощью проведения словарной работы у него расширяется круг этико-поведенческих понятий. В речевой запас дошкольника вводятся понятия, как этикет, уважение, любовь, вежливость, общение и другие.

Таким образом, актуальность проблемы формирования речевого этикета у детей среднего дошкольного возраста определяется его особой ролью в нравственном воспитании подрастающего поколения, педагогической значимостью на современном этапе развития российского общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование речевого этикета у детей подготовительной группы.

Долгосрочный психолого-педагогический проект....

ВОСПИТАНИЕ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Актуальность исследования проблемы воспитания речевого этикета у дошкольников обусловлена сложившейся в настоящее время социально-экономической и культурной ситуацией, характеризующейся остр...

Формирование речевого этикета у детей подготовительной группы в соответствии ФГОС

Для успешного общения со взрослыми, со сверстниками дошкольнику необходимо владеть формулами речевого этикета. В связи с этим, изучение педагогических условий и поиск средств, необходимых для успешног...

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Формирование навыков речевого этикета у детей подготовительной группы»

Культурно-речевое воспитание детей - дело большой социальной значимости. Как писал известный ученый А.М.Пешковский, «там, где дети усиленно учатся говорить, там люди не оскорбляют друг друга на ...

Годовой отчет о проделанной воспитательно-образовательной работе в средней группе «Солнышко» за 2020 – 2021 учебный год

Цель мониторинга:1)индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории);2) оптимизации работы с группой детей.Задачи: Изучение результатов усвоения о...

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Формирование навыков речевого этикета у детей подготовительной группы»

ТВОРЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ на тему: «Формирование навыков речевого этикета у детей   подготовительной группы»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «СОЛНЫШКО» на 2023-2024 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «СОЛНЫШКО» на 2023-2024 учебный год...