Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе Тема: «Верность родной земле»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Короткова Дина Ивановна

Знакомство с зарождением Руси, подвигами князей Олега, Владимира Красно Солнышко.

Чтение былин об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче и других богатырях.

Рассматривание репродукции картины В. Васнецова

«Богатыри».

Слушание фрагментов «Богатырской симфонии» Бородина.

Заучивание стихотворений, пословиц о богатырях, Родине.

Просмотр видеофильма «Илья Муромец».

Аудиозапись песни «Богатырская сила».

Раскрашивание доспехов, снаряжения русских богатырей.

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» на тему «Былинные богатыри – защитники земли Русской».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx29.07 КБ

Предварительный просмотр:

                                     

Западно-Сибирская железная дорога-

филиала открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

Частное дошкольное образовательное учреждения

«Детский сад № 186 открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию  в подготовительной группе

Тема: «Верность родной земле»

Воспитатель: Короткова Д.И.

г. Омск 2023

Цель: знакомство с христианскими святыми как примером гражданской воинской доблести и христианской добродетели.

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие».

Задачи

Образовательные:

- расширить и закрепить знания детей о силе и славе

богатырской Руси;

- сформировать правильное представление о наиболее почитаемом христианском святом, который своей жизнью и смертью провозгласил торжество добра над злом;

- способствовать появлению интереса к историческим событиям и личностях, первым защитникам земли русской.

Воспитательные:

- формировать гражданско-патриотическое самосознание на основе культурных и национальных ценностей,

воспитывать уважение к защитникам Отечества.

Развивающие:

-  расширять словарный запас детей (Отчизна, Русь, клинок, предки, держава, русский, святой.)

Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «художественно-эстетическое», «познавательное», «социально- коммуникативное развитие», «физическое развитие».

Предварительная работа

Знакомство с зарождением Руси, подвигами князей Олега, Владимира Красно Солнышко.

Чтение былин об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче и других богатырях.

Рассматривание репродукции картины В. Васнецова

«Богатыри».

Слушание фрагментов «Богатырской симфонии» Бородина.

Заучивание стихотворений, пословиц о богатырях, Родине.

Просмотр видеофильма «Илья Муромец».

Аудиозапись песни «Богатырская сила».

Раскрашивание доспехов, снаряжения русских богатырей.

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» на тему «Былинные богатыри – защитники земли Русской».

Звучит русская народная мелодия.

На слайде – репродукции русских пейзажей.

Входят дети, становятся в 2 колонны от экрана. Здороваются.

Воспитатель: Наша сегодняшняя встреча посвящена дорогой для каждого русского православного человека теме.

А о чём мы будем говорить, попробуйте догадаться сами, послушав стихотворение «Здесь начинается рай» (Виктор Афанасьев. На экране слайды, соответствующие тексту.)

Путь наш – полями, лесами...

Всё наше милое – здесь:

Мы и душой, и глазами

Смотрим на всё, что тут есть.

– Что же, – нам скажут, – за диво

Сосны да ели, да рожь...

Так ли уж это красиво,

Так ли уж край ваш хорош?

Вместо ответа – над рожью

Благовест вдруг пропоёт;

– Всё здесь святое, всё Божье –

Небо, природа, народ!

В правде стоит, а не в силе

Этот намоленный край;

Дивны просторы России:

Здесь начинается рай.

– Кто догадался, о чём мы с вами сегодня поговорим?

(О родном крае, о нашей Родине, об Отечестве.)

– А что такое отечество? (Это наша Родина.)

– Как называется наша Родина? (Россия.)

– Значит, мы с вами кто? (Россияне.)

(Слайд о Родине.)

Дети читают стихотворение: Евгений Санин «Здравствуй, Русь: седые дали».

1 ребенок: Здравствуй, Русь: седые дали,

Плуг и меч, копье и серп,

Край надежды и печали,

Стон дубов и слезы верб...

2 ребенок: Все твои озера святы,

Все ручьи твои чисты.

Вкус полыни, запах мяты,

И – кресты, кресты, кресты...

3 ребенок: Все тут мило, от березы

До высоких облаков.

То ли росы, то ли слезы

На стогах твоих веков.

4 ребенок: Край родной: твои дубравы,

Нивы, села, города, –

Память подвигов и славы,

Войн, молитв, любви, труда.

5 ребенок: Сколько бед прошло над Русью,

Подсчитать я не берусь.

Только низко поклонюсь я

И промолвлю: «Здравствуй, Русь!

Воспитатель: Дети, у России, у русской земли есть много всего, особенного, святого, того, что люди называют «русским». Подумайте и ответьте, про что можно сказать «русский», «русская»?

Ответы детей:

– Русские дороги, русские дома, русская зима, русские

закаты, русская душа, русская слеза, русские морозы, русские поля, русские солдаты, русские святые храмы и берёзы, русская земля.

(Дети сели на свои места.)

Воспитатель: Многое может наша земля: накормить

вкусным хлебом, напоить родниковой водой, порадовать дивными просторами, лесами и полями, удивить своей красотой,

только защитить себя не может. Кто же является главными

защитниками Отечества?

Дети: Защитники Отечества – это воины, которые защищают свой народ, свою Родину от врагов.

Воспитатель: В давние-давние времена в Древней Руси стояли на страже нашей Родины очень сильные люди. Как их называли?

Дети: Это богатыри.

Воспитатель: Кто такие богатыри?

Дети: Богатыри – это выносливые и храбрые люди. Они

славились своей богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины, пословицы.

Воспитатель: Ребята, а какие вы знаете пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине?

Пословицы

1.Жить – Родине служить.

2. Хорош грибок белый, а солдат умелый.

3. Один в поле не воин.

4. Солдат греется бегом, а умывается снегом.

5. Тот герой, кто за Родину горой.

6. Где смелость, там и победа.

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим на картину

«Три богатыря».

Как называется картина?

– Кто изображён на картине?

– Как зовут богатырей?

– Во что одеты богатыри? (У богатырей кольчуга, шлем,

доспехи.)

– Зачем богатыри надевали доспехи?

Доспехи – это защита от вражеских ударов мечей в бою.

Главной в облачении воина была кольчуга. Она имеет

вид рубахи, сплетённой из множества железных колец. Поверх

кольчуги воин надевал доспехи из металлических пластин.

Богатырь – значит смелый и храбрый воин.

Воспитатель: А кто хочет рассказать о русских богатырях?

1 ребенок: Горячо любили богатыри свою Отчизну, Русь

Великую и потому защищали её горячо и преданно.

2 ребенок: Богатыри – это не только сила и храбрость.

Это люди веры и правды.

3 ребенок: Богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич

и Алёша Попович – всегда были верными в дружбе.

4 ребенок: Богатыри готовы были отдать свою жизнь за

слабых.

5 ребенок: Богатыри верили в правое дело, они защищали родную землю и весь народ от врагов, первыми же ни на кого не нападали.

Воспитатель: Правильно. На рубежах Русской земли богатырской заставой стояли три главных богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. И внешность

у них разная, и характеры несхожи, и происхождение неодинаковое, но все сильные и добрые, все в народе любимы.

Стихотворение Е. Курбатовой «Три богатыря»

Три защитника, три брата, три богатыря.

Русь на воинов богата, говорят, не зря!

С поля боя нет возврата, за спиною Русь,

Мать-земля, родные хаты…

Эй, смелее в бой, ребята!

Меч и лук, копье, булава,

Щит и верный конь,

Враг, не тронь родной державы!

Охраняет Русь по праву

Богатырской русской славы

Боевой огонь!

Воспитатель: Ребята, помните, как называли Русь

в старину?

Дети: Святой, Великой, Богатырской.

Воспитатель: А помните, как сказал поэт Е. Санин о Руси?

Дети: Русь моя!

Твои дубравы, нивы, сёла, города –

Память подвигов и славы,

Войн, молитв, любви, труда!

Воспитатель: А как вы понимаете, что значит «Богатырская Русь»?

Дети: Значит, люди на Руси были сильными, отважны-

ми и дружными. Много было настоящих богатырей, дружина

умела побеждать.

Воспитатель: Как вы думаете, откуда бралась эта непобедимая сила у наших предков?

Дети: Они постоянно упражнялись в умении владеть мечом, копьём, луком, упражнялись в выносливости, силе, лов-

кости, быстроте.

Воспитатель: Да, упражнения очень помогали, а начали

их князья ещё в детстве, как Александр Невский.

А вы хотите поупражняться в силе и ловкости?

(Перетягивание каната.)

(Физкультурная пауза «Передай гирю» под музыку «Богатырская наша сила».)

Ресурсный круг

Дети по кругу, слева направо, отвечают на вопрос: «Чем вы хотите быть похожи на русских защитников Отечества?»

Воспитатель: Родная земля – это место, где родился и живёт человек, беззаветно любит и защищает её. Богатыри и воины – защитники земли русской – это люди веры и правды, чести и долга. Они, как солнце, нужны во все времена. Люди благодарны им за веру и их ратный труд, за их высокое предназначение – жизнь отдать за веру и Отечество.

Работа в паре «Защитники Отечества» за столами.

Этапы работы

1. Индивидуальный этап.

Воспитатель: Дети, подумайте и самостоятельно выберите и подчеркните то, что необходимо защитнику Отечества.

(Находчивость, смелость, любовь к Родине, верность родной земле, вера в правое дело.)

2. Работа в паре.

Воспитатель: Дети, а сейчас, работая в паре, внимательно выслушайте друг друга и придите к совместному решению. Подчеркните те качества, которые вы выбрали вместе:

находчивость, смелость любовь к Родине, верность родной земле, вера в правое дело.

3. Экспертная оценка.

Воспитатель отмечает качества, необходимые защитнику отечества: находчивость, смелость любовь к Родине, верность родной земле, вера в правое дело.

4. Заключительный этап.

Воспитатель: Дети, мы очень надеемся на то, что, когда вы вырастите, вы также станете славными защитниками Отечества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию дошкольников подготовительная группа

Многие детки не знают, что такое Рождество и их необходимо знакомить...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА НА ТЕМУ: «УВАЖЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА НА ТЕМУ:«УВАЖЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ»...

Занятие по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе Тема «День святого Николая - день добра

Задачи:  Целостное духовно- нравственное и социальное развитие личности ребенка посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно-нравственных традиций российск...

Конспект занятия по духовно – нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему : «Воспитание толерантности сказкой»

Воспитывать нравственно - эмоциональные качества: терпение, внимательность, сочувствие, сопереживание, дружба.  Развивать навыки работы детей в коллективе.Развитие навыков работы с верёвкой,...

Конспект интегрированного занятия по духовно- нравственному воспитанию в подготовительной группе Тема: "Путешествие по России"

Цель:Закреплять знания детей о Родине , её достопримечательностях .Воспитывать любовь и чувство гордости к Родине, уважение к своему народу, его традициям.Воспитывать бережное отношение к Родине, умен...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему:«Уважение и любовь к родителям»

Цели и задачи занятия: воспитывать у детей чувство уважения к своим родителям и к более старшему поколению (бабушкам и дедушкам), актуализировать эмоциональный опыт детей о семейных взаимоотношен...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе Тема: «Когда семья вместе, так и душа на месте»

Реализация проекта «Моя семья»; разучивание пословиц, физминутки, слов песни «Радость моя»; создание коллажа «Дружная семья»....